Несмотря на то, что федеральный закон №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» отменил необходимость применения в ряде случаев унифицированных форм, сдача-приемка законченного объекта строительства до сих пор осуществляется с помощью актов, утвержденных Госкомстатом РФ.

Эти акты удобны всем сторонам сделки, а потому не выходят из делового и бухгалтерского оборота.

Оформление процесса сдачи-приемки строительства

Все строительные работы подчиняются нормам гражданского законодательства РФ, в частности, его главе 37, параграфу о строительном подряде.

На основе ст.743 ГК РФ первоначально на объект оформляется :

  • техническая документация, в которой определяется объем и характер строительных работ;
  • , в которой высчитывается стоимость всех работ.

Сдача заказчику объекта , по которому закончены все работы, производится в соответствии с нормами ст.753 ГК РФ:

  • приемка заказчиком выполненных работ оформляется актом, какой подписывается обеими сторонами;
  • если одна из сторон не считает необходимым подписывать акт в силу выявленных дефектов или по иным причинам, в акте должна быть сделана отметка об отказе подписания;
  • признать такой односторонне подписанный акт недействительным можно только в судебном порядке и при условии, что мотивы отказа от заверения акта обоснованны.

Форма данного акта в Гражданском Кодексе РФ не предусмотрена. Поэтому на практике используются старые формы, которые до 2012 года признавались унифицированными:

  • акт формы КС — 11;
  • или акт формы КС — 14 – используется для объектов, при сдаче-приемке которых требуется присутствие комиссии.

Оба акта утверждены Госкомстатом РФ в Постановлении от 30.10.97г. №71-а. Применение указанных форм, которое стало не обязательным из-за вступления в силу закона о бухучете №402-ФЗ, теперь должно быть оговорено непосредственно в заключаемом договоре.

Стоит отметить, что акт о приемке объекта, по которому закончено строительство, должен подписываться заказчиком только после того, как он провел необходимые обследования, контрольные испытания и иные проверки.

К акту о сдаче-приемке работ должны быть приложены документы , которые подтверждают готовность сдаваемого объекта к эксплуатации, в частности:

  • документы на промежуточный прием основных конструкций;
  • акты о проведении различных испытательных работ;
  • подтверждения освидетельствования скрытых работ;
  • геодезические съемки;
  • документы по лабораторному контролю, и иные.

Состав сопровождающей сдачу-приемку объекта документации регламентируется распорядительными нормативными актами субъектов РФ.

Составление акта

Данный документ является основополагающим в процессе приемки и сдачи завершенного строительства. Его обязательное оформление оговорено в Гражданском Кодексе РФ в статье 753.

С помощью этого документа:

  • происходит подтверждение факта приема-сдачи объекта;
  • подтверждается отсутствия претензий со стороны заказчика к объекту;
  • обосновываются понесенные заказчиком расходы на строительство объекта;
  • осуществляется постановка объекта на учет заказчика.

Исходя из последних двух утверждений, акт приемки завершенного строительства имеет большое значение для целей бухгалтерского и налогового учетов:

  • на основании статьи 9 закона №402-ФЗ у каждой хозяйственной операции должно быть подтверждение в виде , который обеспечивает возможность отражения данной операции в бухучете;
  • расходы на основании налоговой статьи 252 должны быть обязательно документально подтверждены, чтобы их признали в налоговом учете. В частности, в ст.272 (п.2) НК РФ датой признания материальных издержек предприятия считается день подписания акта приемки-сдачи выполненных работ.

Таким образом, без акта завершенное строительство не считается признанным и принятым.

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь , как это стало просто!

Какую форму акта нужно применять?

Прежде всего, стоит напомнить, что поскольку указанные формы не являются теперь обязательными, их применение для конкретных объектов должно быть оговорено в договоре строительного подряда. Но какую из форм следует применять?

Госкомстат РФ в своем Постановлении №71-а от 30.10.1997г. утвердил два практически идентичных документа – КС-11 и КС-14, – которые используются для принятия полностью завершенного строительства.

Однако у данных документов есть существенные различия , которые определяют их сферу и порядок применения:

  • при оформлении акта КС-14 одной из сторон, которая участвует в приемке объекта, является приемочная комиссия. Эту комиссию формирует заказчик или . А вот при оформлении акта КС-11 участвуют только две стороны – подрядчик (исполнитель) и заказчик (инвестор);
  • форма КС-14 служит не только для приемки объекта, но и для признания его основным средством и для его ввода в эксплуатацию. Акт КС-11 служит лишь подтверждением приемки объекта при его полной готовности и используется потом при оформлении документов на введение в эксплуатацию объекта и при его включении в состав ;
  • КС-14 используется при приемке объектов, которые были возведены, в том числе и за счет средств льготного кредитования;
  • с помощью КС-14 отражается информация о работе всех коммуникаций на объекте, о соответствии введенного в эксплуатацию объекта и проекту, и строительным и иным нормам. В акте КС-11 отражается соответствие готового объекта утвержденным проектным данным;
  • если КС-11 свидетельствует о принятии объекта путем подписания акта исполнителем и заказчиком, то КС-14 служит подтверждением принятия объекта только после вынесения соответствующего решения приемочной комиссией. Это решение выносится в самом акте КС-14, который подписывается только комиссией.

Акт КС-14 составляется тогда, когда действующим законодательством (ст.753, ГК РФ) прием объекта возможен только при наличии соответствующей комиссии, состоящей из представителей следующих надзорных органов:

  • санитарно-эпидемиологического;
  • экологического;
  • пожарного;
  • архитектурно-строительного;
  • и иных заинтересованных структур.

Во всех остальных случаях используется форма КС 11.

Порядок оформления

Акты оформляются по той форме, которая утверждена сторонами в договоре.

И для этого, как правило, используются именно формы КС-14 либо КС-11, которые утверждены 30.10.97г.в Постановлении Госкомстата РФ №71а. Эти акты составляются не на отдельные этапы стройки, а на приемку законченного объекта.

Составляются акты на бумажном носителе и в том количестве экземпляров, которое отвечает числу участвующих в сделке сторон или иным условиям (обычно не менее 2-х экз.).

Подписание документов производится:

  • акты КС-11 — представителем генерального подрядчика (т.е. исполнителя работ) и представителем заказчика или иным лицом, которого уполномочил на это инвестор (заказчик);
  • акты КС-14 – дополнительно членами комиссии, которая участвовала в приемке объекта.


Оформление
актов осуществляется:

  • КС-11 – заказчиком. Он оформляет приемку по результатам проведенных им проверок, испытаний, и т.д., и на основании заключений надзорных органов (пожарный надзор, экологический и т.д.);
  • КС-14 – заказчиком и членами комиссии. Документ составляется по результатам проведенных указанными лицами проверок, обследований и т.д., и на основе заключений, данных органами надзора.

Введение в эксплуатацию построенного объекта, который принят заказчиком, регистрируется заказчиком (т.е. пользователем данного объекта) в органах местной исполнительной власти и в том порядке, какой ими установлен для подобных случаев.

Акты служат основанием для расчетов с исполнителем работ.

Нюансы составления

Прежде всего, стоит отметить, что официальных разъяснений по поводу заполнения актов формы КС нет.

Но на практике при их заполнении учитывается следующее :

  • в графе «Организация» прописывается название заказчика и его ;
  • в п.3 шапки актов «В строительстве принимали участие» указываются все субподрядные организации – их наименования, юридические адреса, банковские реквизиты и виды выполненных ими работ. Перечень выполненных работ ставится обычно вначале, а реквизиты и название их исполнителя потом и рядом. В случае если таковых «помощников» не было, в графе проставляется прочерк;
  • если есть приложения к актам, то их номера указываются в п.9 и в п.10;
  • если выполнялись работы по благоустройству (озеленение, обустройство дорог, и т.д.), они указываются в п. 11 форм. Если таковые работы не производились, в таблице ставятся прочерки;
  • в п.12 указывается стоимость работ по утвержденной смете. Причем, все цифры здесь указываются прописью, кроме копеек;
  • в п.13 актов «Стоимость принимаемых основных фондов» указывается фактическая оценка объекта, которая отражается на счете 08, включая и вознаграждение подрядчика. Все цифровые значения ставятся прописью.

Особенности оформления

Акты формы КС 11 и 14 предназначены для окончательного приема объекта. Они не заполняются при поэтапной сдаче работ. Объект, завершенный строительством, считается принятым, если подписаны именно эти акты (не конкретно такой формы).

Кроме того, они являются основанием для:

  • оформления ввода в эксплуатацию объекта (ст. 55, Градостроительный кодекс РФ);
  • принятия в налоговом учете расходов (ст. 252, НК РФ);
  • отражения хозяйственной операции (ст.9, закон №402-ФЗ);
  • принятия основного средства на учет (Госкомстат РФ, Постановление №71а, 30.10.97 г.).

Что касается таких документов, как КС-2 и КС-3 , то они оформляются на поэтапную сдачу работ, если такая сдача предусмотрена в подрядном договоре. Кроме того, указанные формы используются и тогда, когда при возведении объекта на отдельные виды работ привлекаются субподрядчики. И без этих промежуточных форм также нельзя признать расходы в учете и подтвердить фактическую стоимость принимаемого объекта, по которому завершено строительство.

О вводе в эксплуатацию объектов строительства рассказано в следующем видеосюжете:

Приемка объектов в эксплуатацию – завершающая стадия внешнего контроля качества строительной продукции. Правила приемки регламентируются СНиП 12-01-2004 взамен СНиП 3.01.01-85.
Сдачу и приемку объектов в эксплуатацию выполнят в две стадии:
  1. Предварительная техническая приемка объекта от подрядчика рабочей комиссией заказчика;
  2. Окончательная приемка, осуществляемая Государственной комиссией.
Рабочая комиссия назначается приказом руководителя предприятия с включением представителей генподрядчика и его субподрядчиков, проектной организации, эксплуатирующей организации, Государственных органов санитарного и пожарного надзора, технической инспекции профсоюзов, местных профсоюзных и других заинтересованных организаций.
Рабочая комиссия проверяет соответствие выполненных работ проектам, сметам и нормативам, дает оценку качеству выполненных работ, заключение о возможности эксплуатации оборудования.
Акт рабочей комиссии служит основанием для назначения Государственной приемочной комиссии. Государственная комиссия по приемке производственных объектов назначается приказом соответствующей инстанции.

В состав Государственной приемочной комиссии включаются следующие представители:
  • ГАСН;
  • Заказчика;
  • Генподрядчика;
  • Генерального проектировщика;
  • Органов государственного, санитарного и пожарного надзора;
  • Органов по использованию и охране водных ресурсов;
  • Финансирующего банка;
  • Технической инспекции профсоюзов;
  • Профсоюзной организации заказчика.
Заказчик передает Государственной приемочной комиссии следующие материалы:
  • Проектное задание и справку о технико-экономических показателях объекта;
  • Разрешение об отводе земельного участка; акты разбивки осей сооружения и сетей; акты на скрытые и специальные работы;
  • Данные о геологии и гидрогеологии строительной площадки, глубине заложения подошвы фундаментов;
  • Комплекты рабочих чертежей с необходимыми изменениями;
  • Утвержденный и исполнительный генпланы;
  • Перечень организаций, участвующих в проектировании и строительстве объектов;
  • Акты технической приемки объекта рабочей комиссией.

Существует ли в настоящее время Государственная приемочная комиссия по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов?

Как правило, любое строительство осуществляется по договору строительного подряда. Строительство подрядным способом регулируется параграфом 3 главы 37 ГК РФ. Порядку сдачи и приемки строительных работ посвящена ст. 753 ГК РФ. Согласно п. 1 указанной статьи заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда работ, обязан немедленно приступить к его приемке. Организация приемки работ возложена на заказчика, если иное не предусмотрено условиями договора строительного подряда. Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами (п.4 ст. 753 ГК РФ).

Акт приемки объекта капитального строительства удостоверяет, что обязательства исполнителя (подрядчика) перед застройщиком (заказчиком) выполнены, результаты работ соответствуют условиям договора и что застройщик (заказчик) принимает выполненные исполнителем (подрядчиком) работы.

Таким образом, сдача-приемка работ по строительству объекта осуществляется подрядчиком и заказчиком без участия государственных органов или органов местного самоуправления за исключением случаев, прямо предусмотренных законом или иными правовыми актами (абз. 2 п. 2 ст. 753 ГК).

Государственные приемочные комиссии могут создаваться только в случаях строительства объектов за счет федерального бюджета, либо за счет бюджета субъекта РФ.

Создание государственных приемочных комиссий предусматривалось нормативными документами, принятыми еще во времена существования СССР. К ним, в частности, относятся:

  • постановление Совета Министров СССР от 23.01.1981 N 105 "О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов";
  • СНиП 3.01.0487 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения" (утв. постановлением Госстроя СССР от 21.04.87 N 84).

Эти нормативные акты разрабатывались исключительно для строительства, финансирование которого производилось за счет средств бюджетов различных уровней, и поэтому не могли учитывать условия хозяйственной деятельности, сложившиеся в инвестиционной деятельности позднее, в частности, с принятием ГК РФ, Градостроительного кодекса РФ, Закона об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений.

Таким образом, возникла реальная необходимость пересмотра указанных нормативных документов. Такая попытка была предпринята Госстроем России, который своим письмом от 09.07.1993 N БЕ1911/13 рекомендовал к применению Временное положение по приемке законченных строительством объектов. Однако по требованию Минюста России указанное положение было отменено письмом Госстроя России от 31.10.2001 N СК-5969/9.

После чего Госстрой России письмом от 05.11.2001 N ЛБ-6062/9 разъяснил порядок применения действующих нормативных документов по приемке законченных строительством объектов.

Так, Госстрой России указал, что объекты, для которых ведомственные документы по приемке отсутствуют, принимаются в порядке, установленном территориальными строительными нормами (ТСН), принятыми органами власти некоторых субъектов Российской Федерации в соответствии с СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве" и зарегистрированными Госстроем России. Если такие ТСН на территории отсутствуют, следует руководствоваться СНиП 3.01.04-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов", в части, не противоречащей действующему законодательству. При этом приемочные комиссии для производственных объектов бюджетного финансирования назначаются министерствами и ведомствами - государственными заказчиками и соответствующими администрациями, а для объектов внебюджетного финансирования - инвесторами.

Таким образом, ввод объектов в эксплуатацию осуществлялся на основании актов приемочных комиссий, а не государственных приемочных комиссий.

В настоящее время порядок ввода строительных объектов в эксплуатацию регулируется Градостроительным кодексом РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее - ГрК РФ), после принятия которого все вышеперечисленные нормативные акты не применяются, как противоречащие ГрК РФ (ст. 7 Федерального закона РФ от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ").

В соответствии со ст. 55 ГрК РФ документом, удостоверяющим выполнение строительства в полном объеме, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Этот документ выдается органом исполнительной власти или местного самоуправления, выдавшим разрешение на строительство объекта, и удостоверяет соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.

Согласно части 12 ст. 55 ГрК РФ право на установление формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию предоставлено Правительству РФ. Во исполнение указанной нормы Правительством РФ 24.11.2005 принято постановление N 698 "О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию". Приказом Министерства регионального развития РФ от 19.10.2006 N 121 утверждена Инструкция о порядке заполнения формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (зарегистрировано в Минюсте РФ 15.11.2006, регистрационный N 8477).

Статья 55 ГрК РФ определяет, какие документы должны быть представлены для ввода объекта в эксплуатацию. В перечне документов указывается акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), оформляемый в порядке, предусмотренном ст. 753 ГК РФ, а также заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации. Принципы определения случаев, когда госстройнадзор необходим, указаны в п.1 ст. 54 ГрК РФ. Отюда вытекает, что государственные органы должны участвовать в приемке объекта заказчиком (что и предусмотрено абз. 2 п. 2 ст. 753 ГК РФ), но при этом они не формируют приемочной комиссии.

Создание государственных приемочных комиссий ГрК РФ не предусматривается.

ВЫВОД: В настоящее время приемка и ввод строительных объектов в эксплуатацию независимо от вида объекта осуществляется в порядке, предусмотренном ГК РФ и ГрК РФ, не требующем создания государственной приемочной комиссии.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Карасевич Любовь

Ответ проверил:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Пусковой комплекс - пусковой комплекс включает в себя несколько объектов (или их частей) основного производственного и вспомогательного назначения, энергетического, транспортного и складского хозяйства, связи, внутриплощадочных инженерных коммуникаций, благоустройств и других объектов, являющихся частью стройки или ее очереди, ввод которых в эксплуатацию обеспечивает выпуск продукции или оказание услуг, предусмотренных проектом, и нормальные условия труда для обслуживающего персонала согласно действующим нормам (МДС 81-35.2004 (п. 3.12)).

Очередь строительства - под очередью строительства рассматривается часть строительства, состоящая из группы зданий, сооружений и устройств, ввод которых в эксплуатацию обеспечивает выпуск продукции или оказание услуг, предусмотренных проектом. Очередь строительства может состоять из одного или нескольких пусковых комплексов (МДС 81-35.2004 (п. 3.13)).

Законодательством России предусмотрен учет недвижимости, расположенной на территории государства, независимо от типа собственности. Контролируются и строения, и земельные участки, и дороги, и прочие объекты. Закончив строительство объекта, необходимо подтвердить факт постройки и соответствия сооружения или оборудования нормативным требованиям.

Введение в эксплуатацию недвижимого имущества, по окончании капитального строительства или реконструкции, заключается в последовательном проведении необходимых процедур. Результатом ввода недвижимости в эксплуатацию является регистрация владельцем строительства своих прав на собственность с последующей эксплуатацией объекта, либо проведением других сделок, предусмотренных законом.

Ввод в эксплуатацию нежилых помещений

Документом, подтверждающим факт окончания строительства или реконструкции, служит Бланк подтверждает, что строительные работы завершены и соответствуют одобренному, первоначально, плану. Сроки проведения итоговой проверки подрядчиком и владельцем утверждаются в процессе работы.

Основной список документов для ввода объекта в эксплуатацию

Получение акта введения в эксплуатацию нежилых помещений, магазинов и торговых центров производится департаментом, выдавшем разрешение на строительство, подается заявление в 2 экземплярах. Помимо заявления, необходимо предоставить:

  • , оформленный совместно с застройщиком;
  • , либо проект планировки и межевания земельного участка;
  • акт приемки строительного объекта, либо договор подряда;
  • или реконструкции требованиям технической документации, подписанное лицом, ответственным за строительство;
  • заключение энергоснабжающей организации о соответствии электроустановок помещения требованиям энергетической эффективности и оснащенности приборами учета;
  • заключение службы противопожарной безопасности;
  • разрешение компании по эксплуатации инженерно-технических сетей (при наличии);
  • акт приемки органов по охране культурного наследия, при проведении реставрационных, либо других работ в зданиях, определенных ФЗ №73 от 25.06.2002г.

Пакет документов регистрируется в органах исполнительной власти, после чего производится тщательная проверка представленных бланков. Объем документов должен соответствовать перечню и требованиям статьи 55 ГрК РФ. В случае отсутствия необходимой информации, либо её несоответствия требованиям законодательства, выносится решение «Отказать в выдаче разрешения».

В этом случае владелец недвижимости может доукомплектовать недостающие документы и снова подать заявление на выдачу разрешения. В случае несогласия с решением, владелец имеет право обратиться в суд.

Внимание! После документального анализа, производится проверка объекта строительства на предмет соответствия сдаваемого объекта проектной документации. Также производится контроль исполнения требований, указанных в градостроительном плане земельного участка. По окончании проверки принимается решение о выдаче, либо отказе в выдаче, «Решения о вводе объекта недвижимости в эксплуатацию». Срок рассмотрения документов до 10 дней.

К ОПО относятся объекты по получению, хранению, переработке, использованию и уничтожению горючих, взрывчатых и токсичных веществ, например, газовые котельные, АЗС. Ввод в эксплуатацию этого типа основных средств регламентируется . По окончании строительства производится контроль сооружения на предмет готовности недвижимости к эксплуатации.

Порядок оформления документации, необходимой для эксплуатации ОПО

Помимо пакета документов, стандартного для всех видов основных средств производственного назначения, при подаче заявления владельцем объекта предоставляется подтверждение обязательного страхования гражданской ответственности, на основании ст.9, ст.15 ФЗ № 116 и ст.5 ФЗ №225.

Документы, согласно перечню, предоставляются в департамент, оформивший разрешение на строительство. После анализа предоставленных данных и осмотра ОПО, органом самоуправления решается вопрос о выдаче разрешения о вводе ОПО в эксплуатацию.

Ввод данного типа основных средств в эксплуатацию включает также следующие действия:

  1. Оформляется акт ввода в эксплуатацию сооружения в целом, а также его составных частей и технических устройств;
  2. Все технические устройства, такие как грузоподъемники, оборудование под давлением ставятся на учет. Каждому оборудованию присваивается номер регистрации, который прописывается в паспорте оборудования;
  3. Необходимо зарегистрировать объект в реестре Ростехнадзора, и получить Свидетельство о регистрации;
  4. На основании ст. 9 ФЗ №116, а также Постановления Правительства №263 от 10.03.99г. необходимо принять , утвердить должностные инструкции и приказы о назначении ответственных за ОПО, разработать план мероприятий по ликвидации аварий, а также заключить договор с МЧС;
  5. Произвести аттестацию рабочих мест по пром.безопасности, а также получить протоколы проверки знаний в Ростехнадзоре;
  6. Согласно ст.9 ФЗ №116 и Постановления Правительства РФ №492 от 10.06.2013г. необходимо оформить лицензию в Ростехнадзоре, на эксплуатацию объекта повышенной опасности 1-3 класса.

Ввод в эксплуатацию линейных объектов

Линейные объекты, это сооружения, у которых длина во много раз превышает его ширину. В этот тип объектов капитального строительства входят инженерные сети, автомобильные и железные дороги, метро, трубопроводы и т.д. Расположение таких линейных объектов представляет собой полилинию, или ломаную кривую. Проектирование этого вида основных средств практически не отличается от остальных строительных проектов, хотя имеет ряд тонкостей.

Важно! При капитальном строительстве одних объектов, например, дороги или трубопровода высокого давления, необходимо владение участка земли под ними. В случае проведения работ по укладке подземных трасс или кабелей, они могут проходить под чьим-то землевладением.

Многие линейные сооружения имеют охранную зону, в пределах которой нельзя возводить посторонние объекты, либо имеется ряд других ограничений.

Документы для ввода в эксплуатацию

Процесс ввода в эксплуатацию линейных сооружений аналогичен вводу других производственных помещений. Однако, ввиду специфики этого вида основных средств, помимо стандартного пакета бланков, утвержденного ст.55 ГрК РФ, для линейных объектов необходимо представить дополнительно:

  • (при необходимости);
  • разрешительный документ, выданный природоохранным надзором в случаях, предусмотренных ч.7 ст.54 ГрК РФ;
  • в соответствии с ФЗ №218 от 13.07.2015г.;
  • описание границ охранной зоны с перечнем координат в электронном формате, при вводе в эксплуатацию новых электроэнергетических, газоснабжающих, транспортных, трубопроводных объектов, либо объектов связи в соответствии с ФЗ (при необходимости).

Жилые дома, построенные за счет собственных средств владельца, вводятся в эксплуатацию по упрощенной форме. Собственнику достаточно предъявить документы, подтверждающие право владения землей и имеющуюся техническую документацию на постройку, согласно ФЗ №93 от 30 июня 2006г.

Важно! Согласно изменениям от 1 марта 2018г., ввод в эксплуатацию индивидуальных жилых домов не требуется.

Требования к индивидуальному жилому объекту

При подаче документов, построенный дом должен соответствовать определенным требованиям:

  • наличие отопления;
  • наличие электропроводки и установленных приборов учета;
  • наличие водоснабжения;
  • канализация;
  • законченная отделка всех помещений.

При отсутствии централизованных способов подключения отопления, водоснабжения и канализации, сооружение должно быть обеспечено автономными источниками. На момент подачи документов, дом должен быть пригоден для проживания.


Документы, необходимые для ввода жилого дома в эксплуатацию

Разрешительный документ на ввод дома в эксплуатацию выдается органами местного самоуправления. Пакет документов, утверждённый ст.55 п.3 ГрК РФ, содержит:

  • заявление;
  • документ, подтверждающий право владения земельным участком;
  • разрешение на строительство;
  • кадастровый паспорт земельного участка;
  • тех.паспорт;
  • схема участка.

Процедура получения разрешения на ввод дома в эксплуатацию

Сформированный пакет документов предоставляется в органы местного самоуправления, либо через МФЦ, на рассмотрение. В настоящее время есть возможность отправить заявление через портал Госуслуг. В этом случае предоставляются копии всех бланков.

В процессе рассмотрения проводится анализ предоставленных документов, и проводится осмотр строения на соответствие требованиям законодательства. По результатам рассмотрения принимается решение.

Внимание! Ответ может быть получен заявителем при личном посещении, по почте, либо в электронном виде. При получении отказа, должно быть приложено объяснение причин в письменном виде.

Введение в эксплуатацию многоквартирных жилых домов (ИЖС), это процедура, необходимая для подтверждения факта готовности строения к заселению жильцов, и соответствия требованиям и нормативам действующего законодательства.

По окончанию строительства, такой объект обязательно проходит проверку местными органами стройнадзора на основании заявления застройщика. Проверяющие анализируют процесс строительства от закладки фундамента до завершающих этапов строительных работ. По результатам итоговой проверки формируется (ЗОС) объекта строительства требованиям тех.регламентов заявленному проекту.

Внимание! Согласно ч.5 ст.52 ГрК РФ строительный надзор должен осуществляться в течении всего периода проведения капитального строительства или реконструкции объекта.

Поэтому, ЗОС будет выдан только при наличии регулярного надзора в течении проведения строительных работ. Если, по вине застройщика, контроль отсутствовал, организация имеет право отказать в выдаче заключения.

При самовольном изменении застройщиком отдельных частей объекта, без уведомления об этом стройнадзора, также может быть отказано в выдаче ЗОС. В этом случае застройщику необходимо произвести обследование измененных конструкций в другой организации, имеющей лицензию на проведение соответствующих работ. При получении положительных результатов обследований, стройнадзор может пересмотреть возможность выдачи заключения о соответствии.

Далее создается специальная комиссия, которая изучает проектную документацию и производит проверку здания на предмет соответствия строительным и санитарным нормам. Состав комиссии должен соответствовать перечню, указанному в ст.55 ГрК РФ. В числе членов комиссии должны обязательно быть сотрудники Санэпиднадзора, электроснабжающей организации и специалисты, ответственные за противопожарную безопасность. При принятии решения, комиссией учитываются данные ЗОС стройнадзора.

Для получения разрешительного документа на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома, в орган исполнительной власти подается соответствующее заявление и предоставляются необходимые документы.

Документация, необходимая для получения разрешения

В список документов, согласно Градостроительного кодекса, входят:

  • заявление застройщика;
  • разрешение на строительство;
  • документы о праве владения землей;
  • схема местоположения строения на земельном участке;
  • тех.план;
  • документы, подтверждающие выполнение тех. условий и подписанные поставщиками энергоресурсов.

После рассмотрения пакета документов, органами самоуправления решается вопрос о выдаче разрешения на ввод дома в эксплуатацию.

Ввод в эксплуатацию НМА

К нематериальным активам относятся объекты, не обладающие физической структурой и использующиеся в производстве в течении долгого периода. К этому типу основных средств относятся:

  • деловая репутация предприятия;
  • весь спектр организационных расходов;
  • объекты интеллектуальной собственности.

Внимание! Документы, подтверждающие существование такого вида основных средств, включают в себя патенты, договора уступки прав на патент, товарные знаки, либо свидетельства. Ввод в эксплуатацию НМА производится по акту приема-передачи, на основании «Приказа руководителя о вводе в эксплуатацию и установлении срока полезного использования НМА».

В дополнение к статье, предлагаем посмотреть подробное видео по данной теме:





Законченные строительством входящие в состав строящегося объекта отдельно стоящие здания и сооружения, встроенные и пристроенные помещения производственного и вспомогательного назначения, сооружения (помещения) гражданской обороны, при необходимости ввода их в действие в процессе строительства, принимаются заказчиком (застройщиком) с привлечением организаций, эксплуатирующих инженерно-технические сети и органов государственного надзора и контроля. Акты промежуточной приемки в эксплуатацию предъявляются заказчиком (застройщиком) при получении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в целом.






Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для включения объекта в статистическую отчетность.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию

Государственная регистрация прав собственности осуществляется на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.



Разрешение на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства (любые здания, дома). Оформление необходимых документов

Порядок, по которому осуществляется ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, отражен в законодательных актах, Градостроительном кодексе РФ. Это многоэтапный, достаточно сложный процесс, требующий тщательной подготовки, правильного документального оформления.

Ознакомиться со всеми нюансами процедуры застройщику следует еще до начала строительных работ, чтобы впоследствии не возникало проблем, недоразумений.

Порядок ввода объекта строительства в эксплуатацию

По завершении строительных работ выполняется процедура, которая называется ввод объекта в эксплуатацию. В нее включено несколько этапов:

    Прием объекта заказчиком,

    Проверка здания,

    Получение ЗОС,

    Получение разрешения на эксплуатацию здания,

    Техническая инвентаризация,

    Регистрация прав собственности.

На первом этапе выстроенный объект у застройщика принимает заказчик. Эта процедура оформляется актом, составленным по установленной форме КС-11. Документ подписывается обеими сторонами.

Обязательным этапом является капитальная проверка качества работы всех систем коммуникаций. Перед этой процедурой застройщик выполняет пробные запуски, чтобы убедиться в их работоспособности. Для итоговой проверки предусмотрены определенные сроки работы систем и оборудования под нагрузкой, указанные в технической документации. Электрические, тепловые коммуникации должны функционировать в течение суток, комплексное опробование выполняется трое суток.

Важным документом является заключение, свидетельствующее о соответствии выстроенного объекта всем техническим нормам, регламентам, проектным документам. Без ЗОС получить разрешение на ввод в эксплуатацию невозможно. В большинстве случаев данный документ выдает орган исполнительной власти, который уполномочен проводить эти процедуры. Но если объект является уникальным, сложным, опасным, заключение должно выдаваться федеральными органами.

Основным документом, позволяющим провести регистрацию объекта, оформить права собственности на дом, является разрешение на эксплуатацию, здания. Оно выдается уполномоченными органами на основании заявления, приложенных к нему документов.

Согласно законодательству, каждый объект недвижимости должен быть зарегистрирован в государственном кадастровом реестре. После данной процедуры выдается кадастровый паспорт.

Последним этапом является получение документа о праве собственности.

Документы, которые требуются для разрешения на ввод в эксплуатацию

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается уполномоченными органами на основании поданного заявления. К нему необходимо подготовить дополнительные документы:

    План участка, на котором расположено здание,

    Схема местонахождения объекта, коммуникаций,

    Разрешение на проведение строительных работ,

    Акт приемки дома,

    Заключение о соответствии здания строительным нормам и проекту,

    Заключение органов пожарного надзора.

Форма, по которой составляется градостроительный план земельных участков, отражена в постановлении Правительства. Этот документ, а также схема расположения здания, инженерно-технических сетей изготавливаются специалистами соответствующих квалификаций. Они должны быть подписаны заказчиком или застройщиком.

Разрешение на проведение строительных работ является обязательным документом для каждого застройщика, выдается уполномоченными органами на основании градостроительного плана, представленного проекта.

После того как будет получено разрешение на ввод дома в эксплуатацию, его собственник передает органу, выдавшему документ, акт приемки дома, ЗОС и заключение пожарного надзора.

Следует учесть, что согласно законодательству, до 01.03.18 г. индивидуальным застройщикам не нужен такой документ, ввод в эксплуатацию частного дома не требует получения разрешения. Не понадобится оно и для технической инвентаризации объекта.

Порядок получения разрешения на эксплуатацию дома

Получение документа, разрешающего ввод в эксплуатацию объектов строительства, потребует выполнения нескольких процедур:

    Оформление заявления.

    Подготовка пакета документов.

    Обращение в администрацию.

    Осмотр объекта.

    Получение разрешения.

Заявление на выдачу разрешения должно быть составлено строго по форме, предусмотренной законодательными актами. Следует внимательно отнестись к сбору всех необходимых документов. Ошибки, неточности, отсутствие какого-либо из них станет причиной отказа органов в выдаче разрешения.

В большинстве случаев для получения данного документа необходимо обращаться в соответствующий орган муниципального образования по месту нахождения объекта. Но можно получить его и в МФЦ, если у местной администрации имеется соглашение с данной организацией.

В каждом муниципальном образовании могут быть дополнительные требования. К примеру, во многих администрациях акт ввода в эксплуатацию составляется после осмотра выстроенного объекта. Собственник обязан в таком случае предоставить возможность уполномоченному лицу, комиссии осмотреть здание, убедиться в соответствии дома документам, поданным на получение разрешения.

Если проверка документов, осмотр здания не вызвали никаких нареканий и претензий, уполномоченный орган оформляет разрешение на ввод здания в эксплуатацию. В случае отрицательного ответа предоставляется письменное объяснение причин. Если собственник дома не согласен с данным решением, он может обратиться в суд, обжаловать отказ.

ООО «БТИ» предлагает вам услуги по подготовке пакета документов, получению разрешения на эксплуатацию. Грамотные, опытные специалисты нашей компании оперативно, квалифицированно составят необходимые бумаги, проведут процедуру получения документа. Это позволит вам сэкономить время, сберечь нервы, исключить проволочки и отказ.

Порядок приемки и ввода в эксплуатацию законченных строительством объектов

1. Приемка законченных строительством объектов

В случае осуществления строительства, реконструкции или капитального ремонта по договору с заказчиком (застройщиком), завершенный строительством объект предъявляется подрядчиком к приемке заказчику (застройщику) в составе и объеме выполненных работ, предусмотренных утвержденным в установленном порядке проектом и договором подряда.
Заказчик (застройщик) устанавливает дату проведения и порядок организации приемки объекта, перечень участников приемки и оценки соответствия объекта установленным требованиям.
Дата приемки завершенного строительством объекта сообщается органу, уполномоченному на выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Оценка соответствия законченного строительством объекта проекту, требованиям нормативных документов (технических регламентов) и технических условий решением заказчика (застройщика) может осуществляться посредством приемочной комиссии или без нее.
К участию в оценке соответствия законченного строительством объекта могут привлекаться представители проектной организации (если на объекте осуществляется авторский надзор), Территориальных исполнительных органов государственной власти, на территории которых находится объект, уполномоченного органа исполнительной власти, в предмете ведения которого находятся объекты культурного наследия (по объектам культурного наследия, на которых осуществлен капитальный ремонт или работы по приспособлению объекта для современного использования), органов государственного надзора и эксплуатирующей организации.
Приемка законченного строительством объекта оформляется заказчиком (застройщиком) актом, рекомендуемая форма которого приведена в приложении Б, с приложением к акту необходимой правовой, проектной и исполнительной документации, актов приемки инженерных систем и других документов, подтверждающих соответствие законченного строительством объекта проектной документации и требованиям нормативных документов (технических регламентов). Основной перечень документов приведен в приложении А.
В случае непреднамеренной утраты участниками строительства исполнительной документации на возведенные несущие и ограждающие конструкции зданий и сооружений (при условии, что разрешение на строительство/реконструкцию последних получено в установленном порядке), допускается (по решению органа, уполномоченного на выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию) проведение технического обследования таких конструкций лицензированной организацией — с целью определения их надежности и устойчивости, а также соответствия проекту. При наличии положительного заключения по результатам такого обследования, восстановление утраченной документации не требуется.
Такой же порядок возможен для эксплуатируемых объектов, не принятых своевременно по каким-либо причинам в установленном порядке.
Законченные строительством входящие в состав строящегося объекта отдельно стоящие здания и сооружения, встроенные и пристроенные помещения производственного и вспомогательного назначения, сооружения (помещения) гражданской обороны, при необходимости ввода их в действие в процессе строительства, принимаются заказчиком (застройщиком) с привлечением организаций, эксплуатирующих инженерно-технические сети и органов государственного надзора и контроля.

Документы для ввода в эксплуатацию

Акты промежуточной приемки в эксплуатацию предъявляются заказчиком (застройщиком) при получении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в целом.

2. Порядок выдачи разрешений на ввод объектов в эксплуатацию (в соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации)

Для ввода объекта в эксплуатацию заказчик (застройщик) представляет в орган, выдавший разрешение на строительство, заявление о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. К заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию прилагаются документы, подтверждающие соответствие построенного (реконструированного) объекта, проектной документации и требованиям действующих нормативных документов (технических регламентов). Основной перечень документов приведен в приложении А. В случае осуществления строительства, реконструкции или капитального ремонта по договору прилагается акт приемки объекта капитального строительства (рекомендуемая форма акта приведена в приложении Б).
Орган, выдавший разрешение на строительство, в течение десяти рабочих дней со дня поступления заявления заказчика (застройщика) о выдаче разрешения производит проверку наличия и правильности оформления документов, осмотр объекта капитального строительства, при необходимости комиссионно, и принимает решение о выдаче заявителю разрешения на ввод объекта в эксплуатацию или об отказе в выдаче разрешения с указанием причин принятого решения.
Для осмотра объекта капитального строительства, орган, уполномоченный на выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, имеет право привлекать представителей Территориальных исполнительных органов государственной власти, проектной организации, надзорных органов, организаций, эксплуатирующих инженерно-технические сети и других заинтересованных организаций.
Основанием для принятия решения об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является:
— отсутствие документов, указанных в приложении А;
— несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;
— несоответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.
В разрешении на ввод объекта в эксплуатацию должны содержаться сведения об объекте капитального строительства, необходимые для постановки построенного объекта капитального строительства на государственный учет или внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для включения объекта в статистическую отчетность. Государственная регистрация прав собственности осуществляется на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Участие Государственных органов в выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию осуществляется на безвозмездной основе.
С введением в действие формы разрешения на ввод объектов в эксплуатацию Правительством Российской Федерации к заявлению на ввод объекта в эксплуатацию прилагаются заключения органа государственного строительного надзора и органа государственного пожарного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственного пожарного надзора) о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям нормативных документов (технических регламентов) и проектной документации, а также градостроительный план земельного участка (по форме, установленной Правительством Российской Федерации).
До утверждения формы разрешения на ввод объектов в эксплуатацию Правительством Российской Федерации, приемка и ввод в эксплуатацию законченных строительством объектов осуществляется в соответствии с территориальными строительными нормами.
Формы актов приемки в соответствии с ТСН 12-316-2002 г. Санкт-Петербург:
Приложение В. АКТ ПРИЕМКИ ЗАКОНЧЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВОМ ОБЪЕКТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРИЕМОЧНОЙ КОМИССИЕЙ
Приложение Г. АКТ ПРИЕМКИ ЗАКОНЧЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВОМ ОБЪЕКТА ПРИЕМОЧНОЙ КОМИССИЕЙ

Акт ввода в эксплуатацию объекта

Акт ввода в эксплуатацию объекта, оборудования, здания или любого другого ОС является важнейшим документом, подтверждающим принятие организацией приобретенного, построенного или реконструированного основного средства. Оформлению данного документа предшествует довольно большая работа, в которой задействованы многочисленные службы и специалисты, как со стороны организации, принимающей ОС в эксплуатацию, так и со стороны подрядчика или продавца.

Введение в эксплуатацию

Прежде всего, что такое эксплуатация оборудования или объекта? Формально это его использование по назначению, а также поддержание в работоспособном состоянии.

Порядок ввода объекта в эксплуатацию

Таким образом, при помощи составления акта и принимающая, и передающая объект сторона удостоверяют, что ОС исправно и соответствует всем требованиям. Заметим, что введение в эксплуатацию оборудования или здания необходимо не только сразу после его покупки, но также после ремонта, модернизации или реконструкции.

Акт ввода в эксплуатацию объекта: образец

Сегодня нет формы акта ввода в эксплуатацию ОС, которая была бы обязательна к применению. Тем не менее, для простоты учета абсолютное большинство организаций используют бланки, которые ранее были утверждены Госкомстатом РФ. Оформление акта ввода в эксплуатацию можно осуществлять по следующим унифицированным формам:

  • № ОС-1 — Акт приёма-передачи объекта основных средств
  • № ОС-1а — Акт приёма-передачи здания (сооружения)
  • № ОС-1б — Акт приёма-передачи группы объектов ОС

Акт ввода в эксплуатацию ОС по форме № ОС-1 выглядит так:

Это довольно объемный документ, составляемый на трёх листах. Данный бланк можно скачать на нашем сайте.

Оформление акта ввода в эксплуатацию

Чтобы оформить введение в эксплуатацию оборудования или составить акт ввода в эксплуатацию здания потребуется провести сложную подготовительную работу:

  1. Получить письменное уведомление от подрядчика (продавца) с приложенным к нему актом выполненных работ. Сюда же входит вся техническая документация на объект ОС.
  2. Проверить объект до его приёмки в эксплуатацию. Выполнение этой работы доверяется специально созданной рабочей комиссии, в которую входят представители всех сторон. На этом этапе проверяется документация, оценивается состояние объекта. При необходимости составляется заключение о неготовности ОС к приемке.
  3. Составить и подать в архитектурный отдел заявление о разрешении вводе ОС (здания) в эксплуатацию.
  4. Провести комплексное обследование объекта приемочной комиссией, которая и составляет акт приемки, и издать приказ о вводе в эксплуатацию оборудования (объекта).

Порядок ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию

Выдача заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации

Заключение о соответствии (ЗОС) – это «заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, является одним из обязательных документов для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Решение о выдаче Заключения о соответствии принимается, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства не были допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, что зафиксировано в Акте итоговой проверки, либо такие нарушения были устранены до даты выдачи Заключения о соответствии. (Постановление Правительства Москвы от 17 сентября 2013 года № 611-ПП "Об утверждении Административного регламента исполнения Комитетом государственного строительного надзора города Москвы государственной функции по осуществлению регионального государственного строительного надзора").

Регламент оформления Заключения о соответствии (ЗОС):

  1. Заявление подается в электронном виде через раздел «Услуги и сервисы» на mos.ru .

    2. Срок оформления заключения – 5 дней .

  2. Заключение (ЗОС) или мотивированный отказ в оформлении Заключения направляется в электронном виде в личный кабинет заявителя или может быть выдан в службе «одного окна»при наличии доверенности от застройщика на право получения запрашиваемого документа и документа удостоверяющего личность .
  3. Стоимость сервиса — бесплатно

Пошаговая инструкция для получения ЗОС и разрешения на ввод в эксплуатацию

Листовка по оформлению заключения о соответствии (ЗОС)

Регламенты сетевых организаций по выдаче документа, подтверждающего соответствие построенного объекта техническим условиям

Большинство инвестиционных проектов предполагает проведение строительно-монтажных работ, логичным завершением которых является ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства. Соответственно, с целью надлежащего контроля, на государственном уровне закреплены определенные нормы, регламентирующие ввод в эксплуатацию основных средств и объектов строительства. Чтобы лучше разобраться, что такое ввод здания в эксплуатацию, далее детальнее остановимся на тонкостях и нюансах, сопровождающих этот процесс.

Современная нормативная база, регламентирующая вопрос

Основные понятия и нормы про разрешение на ввод объекта в эксплуатацию прописаны в статье 55 Градостроительного кодекса РФ. На данный момент используется его новая редакция от 7 марта 2017 года, принципиально поменявшая порядок ввода в эксплуатацию сооружения, поскольку ранее готовность сооружения подтверждалась актом Государственной комиссии. Также при принятии окончательного решения применяются нормы Постановления Правительства РФ № 441 и Положения о Государственном строительном надзоре в России.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию – это официальный документ, который подтверждает полное завершение реконструкции или строительства капитальных объектов в соответствии с заранее утвержденной проектной документацией и согласием на строительство. Также удостоверяется соответствие данного объекта нормативным требованиям к выполнению такого рода работ на момент выдачи разрешения, проекту планировки (межевания) территории или права на использование земельного участка.

Чтобы оформить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, в зависимости от вида сооруженного объекта застройщику нужно обратиться в орган, выдавший ему согласие на проведение строительства. К их числу могут относиться:

  • исполнительный орган власти федерального уровня;
  • орган местного самоуправления;
  • исполнительный орган субъекта Российской Федерации;
  • организацию по государственному управлению использования атомной энергии или разработки ядерных энергетических установок и ядерного оружия;
  • Государственную корпорацию "Роскосмос".

Для того чтобы уполномоченный орган мог принять обоснованное решение про ввод в эксплуатацию зданий и сооружений, застройщику необходимо подать целый ряд документов:

  • заявление (должно регистрироваться не более чем за 15 минут);

При необходимости получения более полной информации, Правительством могут устанавливаться дополнительные документы, кроме тех, которые перечислены в Градостроительном кодексе.

После подачи заявителем всех необходимых бумаг, уполномоченная инстанция обязана на протяжении 10 дней провести такие действия:

  • проверить правильность оформления и соответствие действительности указанных в документах сведений;
  • с выездом на место осмотреть возведенное сооружение и удостовериться в его соответствии проектной документации и требованиям дейсвующего законодательства;
  • выдать разрешение на ввод в эксплуатацию сооружения или принять обоснованное решение об отказе.

Следует заметить, что выездной осмотр не проводится в том случае, если при реконструкции или строительстве был предварительно заключен договор о проведении государственного строительного надзора.

В каких случаях в разрешении может быть отказано

Подача требуемого перечня документации не является сама по себе гарантией того, что решение органов власти будет положительным. В выдаче разрешения на ведение недвижимости в эксплуатацию может быть отказано, однако отказ обязательно должен быть аргументирован и оформлен официально. Причинами негативного вывода могут быть такие обстоятельства:

  • неполный комплект документов, поданный застройщиком;
  • выявленное несоответствие при возведении здания утвержденным строительным требованиям и нормам;
  • расхождения с требованиями, закрепленными в разрешении на проведение строительных работ;
  • разногласия между проектной документацией и реально возведенной конструкцией или зданием (эта норма не касается индивидуальных жилых домов);
  • нецелевое использование участка земли, который выделен под реализацию конкретного проекта.

Кроме указанных обстоятельств, причиной отказа может послужить невыполнение застройщиком норм, предусмотренных статьей 51 (часть 18) Кодекса относительно безвозмездной передачи в 10-дневный период после выдачи разрешения на строительные работы соответствующим органам власти сведений о площади, планируемом количестве этажей и высоте здания, инженерно-технических сетях. Также для размещения в градостроительной информационной системе требуется по одному экземпляру копий выводов геодезических и инженерных изысканий, отдельных разделов используемой проектной документации (о мероприятиях по пожарной безопасности или охране окружающей природной среды) и схемы размещения постройки на конкретном земельном участке.

Предоставление недостающих бумаг является основанием вернуться к рассмотрению вопроса. Кроме того, застройщик или инвестор имеет право в судебном порядке оспаривать отказ уполномоченных органов выдать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Что собой представляет разрешение на ввод

Согласие органа власти на ввод в эксплуатацию объектов дает возможность поставить здания на государственный учет как объекты завершенного строительства или внести нужные изменения в реестр реконструированных сооружений. Сами по себе разрешительные бумаги относительно сооружения не затрагивают вопроса о праве сего собственности и носят чисто технический характер.

Вплоть до 2015 года форма, регламентирующая разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, была зафиксирована в Постановлении Правительства Российской Федерации № 698 от 24 ноября 2005 года. После его отмены строители ориентируются на образец, утвержденный приложением № 2 к приказу Минстроя № 117/пр от 19 февраля 2015 года .

Утвержденная форма выдается конкретному застройщику с указанием полного названия строительной организации или ФИО частного лица и адреса. Фиксируется наименование этапа или всего объекта капитального строительства, адрес, где он расположен и кадастровый номер, присвоенный земельному участку.

Регистрационный номер разрешения на документе про ввод в эксплуатацию объекта недвижимости многокомпонентный и включает в себя:

  • двузначный номер конкретного субъекта РФ, где будут проводиться работы. Если проект реализуется более чем на одной территории, то ставится 00;
  • трехзначный номер муниципального образования, на территории которого запланировано внедрение проекта. Если в пределах административных границ 2 и более образований, то ставится 000;
  • номер порядковый разрешения;
  • полный год, в котором выдано разрешение.

Если приводить примеры, то проект, реализуемый на территории 4 смежных районов, скажем Новгородской и Псковской областей, может иметь номер 00-000-164-2017.

Далее идет таблица, содержащая информацию о сооружении. Она для всех видов объектов включает общие показатели: строительный объем и его подземная часть, площадь (общая, а также жилых и пристроенных помещений), количество сооружений, зданий. Далее форма предполагает информацию в зависимости от назначения сооружения.

У непроизводственных сооружений , относящихся к образованию, здравоохранению, спорту, культуре, отдыху указываются такие параметры:

  • вместимость;
  • количество мест, помещений и этажей;
  • наличие эскалаторов, лифтов и подъемников для людей с инвалидностью;
  • материалы, из которых изготовлены фундамент, стены, перекрытия и кровля.

У жилых домов фиксируются такие показатели:

  • площадь общая помещений жилых (без учета террас, веранд, лоджий и балконов) и нежилых (в т.ч. общего имущества жильцов);
  • количество надземных и подземных этажей;
  • количество секций и квартир (отдельно по числу комнат);
  • площадь жилых помещений всего дома с учетом лоджий, террас, балконов и веранд;
  • инженерно-технические приспособления (лифты, подъемники и эскалаторы);
  • перечень примененных материалов.

Для производственных объектов (заводы, фабрики) застройщик обязан указать следующие сведения:

  • тип, мощность и производительность сооружения;
  • наличие инженерно-технических сетей и систем (лифты, эскалаторы, подъемники);
  • материалы, использованные при возведении.

Для линейных объектов (трубопроводы, линий электропередач, дорог, мостов) перечень требований несколько отличается от списка, необходимого на ввод здания:

  • класс или категория;
  • протяженность;
  • мощность (грузооборот, пропускная способность, интенсивность движения);
  • уровень напряжения ЛЭП и ее тип (КВЛ, ВЛ, КЛ);
  • количество и диаметр трубопроводов, материалы, из которых они изготовлены;
  • список конструкций, которые могут повлиять на безопасность.

В своем пятом разделе форма обязательно содержит информацию об энергетической эффективности и оснащенности приспособлениями учета расходуемых энергоресурсов:

  • класс энергоэффективности;
  • материалы, применяемые для утепления наружных конструкций в этом доме;
  • расход удельный тепловой энергии из расчета на 1 кв.м. площади;
  • уровень заполнения световых проемов.

Заполненная форма выдается на руки заявителю, а также в трехдневный срок отправляется в орган госстройнадзора. Разрешение на ввод в эксплуатацию любого здания недействительно, если к нему не приложен технический план сооружения.

Что касается индивидуальных жилых домов, то вплоть до 1 марта 2018 года объект такого типа может быть введен в эксплуатацию без разрешения. В таком случае этот документ нет необходимости предоставлять при инвентаризации или получении техпаспорта на дом.

Отдельные нюансы процедуры получения разрешения

При оформлении всей необходимой документации заявителю не следует забывать о таких требованиях законодательства к государственным органам относительно оказания административных услуг гражданами и юридическим лицам по введению сооружений в эксплуатацию:

Нередко заказчик или инвестор на этапе сдачи здания и ввода его в эксплуатацию предпочитает нанять управляющую компанию. Она способна выступить в качестве эксперта, тонко разбирающегося в вопросах технического обслуживания. Ее специалисты тесно сотрудничают с экспертами технадзора, они освидетельствуют степень завершенности инженерных систем и оборудования и готовности их к использованию в дальнейшем.

Если заблаговременно привлечь управляющую компанию, то ее профильные специалисты (проектировщик, архитектор, дизайнер, строитель), выполняя свои обязанности, независимо друг от друга, проведут проверку оборудования, испытают инженерные системы, а также выявят мелкие недочеты. Это будет способствовать положительному решению экспертной комиссии.

Несмотря на то, что сам документ выдается бесплатно, инвестору следует составить отдельную смету расходов на ввод сооружения, особенно важно это для промышленных объектов. Деньги необходимы на такие расходы:

  • выполнение подрядной организацией пусконаладочных работ и содержание соответствующих рабочих и инженерных кадров;
  • транспортировку персонала;
  • материальные и энергетические ресурсы для опробования и проверки установленного оборудования;
  • техническую поддержку со стороны проектных, а также научно-исследовательских учреждений и организаций для консультирования и проведения экспертиз при пусконаладочных работах;
  • непредвиденные расходы.

Знание таких деталей избавит инвестора от необходимости срочного поиска дополнительных средств, организаций для поддержки и поможет спокойно провести всю процедуру в определенный законодательством срок.

Некоторые тонкости налогообложения

Относительно налогообложения после ввода здания в эксплуатацию мнение инвесторов и налоговых органов несколько отличаются. Обычно считается, что после выдачи разрешения все работы закончены, и сооружение полностью готово к использованию. Инвестор включает здание в состав основных средств, предварительно или после оформляет право собственности. Но многие застройщики сомневаются в том, что они обязаны включать здание в состав основных средств сразу после выдачи разрешения.

Налоговые органы считают, что обязаны, а иначе начинают подозревать инвестора в попытке выиграть время при уплате налога на имущество. Однако застройщик сам определяет, готово ли здание к полноценному использованию на том этапе, когда получен документ о вводе. Готовность проекта к работе должно определить руководство предприятия.

Настаивая на максимально раннем начале выплат, фискальные органы получают выигрыш в скорости получения отчислений, но могут проиграть в размере общей суммы, поскольку при неполной готовности оплачивается неполная сумма налога.

У организации в создавшейся ситуации есть такие варианты действий:

  • завершить все работы, в том числе отделочные, принять решение о полной готовности и только после этого подавать документы на ввод;
  • признать здание пригодным к использованию в процессе получения разрешения, а отделочные работы завершать уже по объекту, входящему в состав основных средств предприятия.

Однако здесь следует обратить особое внимание на одну деталь. Если здание будет признано в качестве основного средства на момент выдачи разрешения, то его итоговая стоимость будет считаться полностью сформированной на эту же дату.