В РФ пенсионное обеспечение действует на условиях системы обязательного пенсионного страхования (ОПС), поэтому оно гарантированно для всех жителей Российской Федерации. Из перечисляемых страховых платежей образуется бюджет Пенсионного Фонда страны, из него зарегистрированным гражданам выплачиваются пенсии, назначаемые в зависимости от поступивших средств на лицевой счет каждого из участников.

Разъяснение некоторых основных понятий ОПС

Обязательное пенсионное страхование - это система мер (правовых, экономических), предпринимаемых государством и предусматривающих компенсацию официального дохода граждан, прежде получаемого ими (до пенсии).

В России исполнение указанных функций осуществляется специальными структурами:

  1. Пенсионным Фондом РФ (государственным).
  2. Негосударственными фондами.

Застрахованные лица - это лица, подпадающие под действие ОПС. К таковым отнесены граждане, имеющие гражданство РФ, граждане иных государств и лица, не имеющие гражданства, но постоянно или временно живущие в пределах РФ.

Персонифицированный (индивидуальный) учет - это процедура сосредоточения и учета на персональном лицевом счете (ИЛС) информации по каждому застрахованному, включая сведения о:

  • его трудовой занятости в виде стажа;
  • осуществленных перечислениях денег для формирования пенсии.

Величина причитающейся получателю выплаты зависит от общего объема накопленных денег. Номер счета (СНИЛС) каждого получателя указан в страховом документе (свидетельстве).

Соглашение об обязательном пенсионном страховании - это документ, оформляемый между гражданином и негосударственным фондом и предопределяющий при наступлении предусмотренного по сделке случая выплату получателю от НПФ части собранной суммы (накопительной).

Страхователи - юридические организации, индивидуальные предприниматели, производящие перечисление в ПФ страховых платежей за самих себя и за наемных работников (застрахованных).

Структура ОПС


Пенсионное страхование, вовлекающее все категории проживающих в РФ, разделяется на:

  1. Обязательное, которое назначается:
    • при достижении определенного законом возраста (по старости);
    • при установлении группы ;
  2. При ;
  3. Добровольное, предусматривающее платежи, формируемые из сумм, оплачиваемых работодателями, и самостоятельных перечислений граждан.

ПФ негосударственной принадлежности наделены правом ведения деятельности по обоим вариантам.

Пенсионное обеспечение выплачивается получателю в виде установленного размера денег на регулярной основе, при достижении им определенного возраста или в качестве пособия при некоторых обстоятельствах.

Пенсия состоит из частей:

  • фиксированной выплаты, которая перечисляется государством без учета получаемого дохода (заработка) и величины взносов достигшим предусмотренного законом возраста и при наличии у претендента трудового стажа (минимум 10 лет);
  • , определяемой в зависимости от размера оплаченных в ПФ платежей за период ведения гражданином трудовой деятельности, и рассчитываемой как отношение суммы капитала до назначения оплаты и числа месяцев ожидания выплат (252 мес.);
  • , у граждан 1967 года рождения и моложе, если до 2015 года был сделан выбор в ее пользу.

Субъекты системы пенсионного страхования

Основные элементы системы ОПС представлены:

  • главным страховщиком или ПФ РФ;
  • страхователями или работодателями, оплачивающими взносы собственные и за наемных сотрудников;
  • застрахованными лицами или зарегистрированными гражданами, получившими свидетельство участника ОПС.

Фактором, определяющим принадлежность к категории застрахованных, является перечисление страховых платежей в ПФ лицами с гражданством РФ, работающими в стране или за ее пределами, лиц без гражданства и граждан иных государств, присутствующих в РФ временно или постоянно.

Внимание! Страхователи или организации и лица, занятые частной (индивидуальной) деятельностью, относящиеся к нескольким категориям, обязаны производить оплату страховых взносов по всем имеющимся основаниям.

Дополнительно по обязательствам страховщика (ПФ), осуществляющего обязательное страхование, ответственность принимается и государством. НПФ также может выполнять функции страховщика, но только в отношении формирования накопительной части.

Обязанности и права участников системы

Законодательством РФ для участников системы ОПС определены права и ответственность при реализации функций, правила формирования и расходования бюджетных средств фондов, а также правила оплаты платежей (ФЗ об обязательном пенсионном страховании, № 167 от 15.12.2001).

Страхователь обязан пройти регистрацию в качестве такового в ПФ РФ и точно в срок и в полном размере осуществлять оплату взносов.

Страховщик обязан:

  1. учитывать и контролировать поступающие средства;
  2. обеспечивать строго целевое направление использования поступлений;
  3. назначать и оплачивать пенсии (страховые, накопительные).

Застрахованные лица имеют право:

  • вносить дополнительные взносы (сверх обязательной суммы) на вариант пенсии:
  • получать выписки со своего индивидуального счета.
Скачать для просмотра и печати:

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Получение страхового свидетельства


Документ о страховании (свидетельство СНИЛС) желающий может получить самостоятельно или через работодателя.

При личном обращении в отделение ПФ по месту фактического проживания (регистрации) заявителем предоставляется анкета и документ, удостоверяющий его личность (удостоверение, паспорт). Свидетельство должно быть оформлено в срок 5 рабочих дней.

При поступлении на работу данные гражданина, которому не открыт лицевой счет в системе ОПС, направляются специалистом кадровой структуры работодателя в подразделение ПФ в течение 17 дней от даты трудоустройства. ПФ регистрирует заявителя в системе и готовит свидетельство СНИЛС в течение не более 5 рабочих дней после получения документов от работодателя. Подготовленный бланк выдается страхователем вновь зарегистрированному лицу в срок до 7 дней.

Для получения СНИЛС несовершеннолетнему ребенку один из родителей обращается в отделение ПФ со следующими документами:

  • своим паспортом;
  • заявлением;
  • документом о рождении ребенка;
  • свидетельством о регистрации по месту жительства или по месту пребывания.

Дети от 14 до 18 лет могут получить документ в ПФ самостоятельно при наличии у них паспорта.

Содержание договора о пенсионном страховании


Если гражданин для формирования накопительной пенсии выбрал в качестве страховщика НПФ, то между ними заключается договор об обязательном пенсионном страховании.

По условиям договора фонд обязан назначить застрахованному и оплатить ему при наступлении законодательно определенного возраста накопительную долю трудовой пенсии. В случае кончины зарегистрированного лица выплаты производятся в пользу правопреемников.

Текст документа содержит описание личных данных зарегистрированного лица, сведений о страховой ситуации, реквизитов сторон, а также:

  • продолжительности действия сделки;
  • обязанностей и прав сторон-участников (ПФ, застрахованного лица);
  • учета поступивших денег, их субсидирования;
  • ответственности участников за ненадлежащее выполнение договорных обязательств в соответствии с законодательством страны;
  • требований для назначения и проведения платежей из накопительной части капитала по возрасту;
  • критериев для передачи накопленных сумм правопреемникам скончавшегося застрахованного лица;
  • условий внесения дополнений и требований по сделке.

В один и тот же период между гражданином и НПФ может быть заключен только один договор страхования.

Внимание! Соглашение признается вступившим в законную силу от даты поступления перечисленных страховщиком денег на расчетный счет выбранного фонда.

Формирование составных частей пенсии


В системе ОПС страховая и накопительная пенсия формируется главным образом за счет страховых взносов. До 2014 года работодатели уплачивали взносы за сотрудников на оба вида пенсии. Однако до конца 2015 года гражданам было предоставлено право выбора: направлять всю сумму на формирование страховой пенсии или распределить их между страховой и накопительной пенсиями.

Общий тариф для страховых платежей (22%) с учетом выбранного метода распределяется следующим образом:

  • в случае формирования страховой части на оплату базовой доли действующим пенсионерам отводится 6% и на формирование выплаты в будущем самого застрахованного 16%;
  • в случае формирования страховой и накопительной частей пенсии на выплату базовой доли отводится 6%, на формирование выплаты самого зарегистрированного - 10%, на выплату накопительной доли - 6%.

Возможность распределения страховых взносов все еще есть у тех, кто вступил в трудовые отношения и за них впервые начали поступать взносы после 01.01.2014 года.

Важно! Поступление новых страховых взносов работодателей на накопительную пенсию в системе ОПС было приостановлено по решению государства на период с 2014 по 2020 г.

Граждане, которые сделали выбор в пользу формирования страховой и накопительной пенсии, вправе отказаться от формирования накопительной пенсии в любое время. Для этого необходимо подать заявление или поменять решение до конца года, в котором было подано заявление, отозвав его.

Внимание! Государство не производит индексацию накопительной доли выплаты. Инвестирование накопленных средств может носить как прибыльный, так и убыточный характер, что будет отражаться на величине пенсии в будущем.

Оплата и тарифы страховых взносов


Начисление взносов на ОПС производится с учетом предельного размера заработка (865000 рублей в 2019 году ). При превышении доходов указанного значения предусмотрен дополнительный тариф (10%).

Платежи подлежат уплате в ПФ работодателем не позднее 15 числа ежемесячно, а также отражаются в обязательной отчетности по единой форме, передаваемой контролирующим органам в бумажном и электронном виде . Нарушения по срокам перечислений взносов и их объему служат причиной наложения штрафа на страхователя.

Тариф для перечислений взносов в текущем году равен 22%. За себя страхователь платит 26% годового значения МРОТ, в 2019 году составившего 11280 рублей. Для самозанятых лиц и предпринимателей, не имеющих наемных сотрудников, фиксированный платеж составит 26545 рублей с добавлением 1% от суммы превышающей 300000 рублей.

Важно! Деньги Пенсионного Фонда страны не являются составной частью федерального бюджета и предназначены только для исполнения целевых обязательств.

Расходы ПФ в некоторые периоды могут превышать сумму накопленных средств, если работодатели по разным причинам не уплачивают начисленные взносы. Покрытие дефицита ресурсов производится за счет дотаций из государственного бюджета РФ.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Существующий в настоящее время мораторий на полноправное пользование и распоряжение пенсионными накоплениями продлен до 2020 г. включительно.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Ответ на этот вопрос предоставит ФЗ-167. Некоторые его положения будут рассмотрены в статье.

О чем закон?

Какие отношения регулирует ФЗ-167 "Об обязательном пенсионном страховании"? В статье 1 представленного нормативного акта говорится о правоотношениях в области возникновения и реализации прав, обязанностей и отдельных видов ответственности субъектов страхования обязательного характера. А что представляет собой пенсионное страхование? Закон говорит о совокупности организационных, правовых и экономических мер, которые направлены на получение гражданином заработка после соответствующего процесса регистрации.

Важнейшим элементом в системе пенсионного страхования является пенсионное обеспечение. Речь здесь идет об исполнении страховщиком своих обязанностей по выдаче выплат. При этом средствами пенсионного страхования являются финансы, находящиеся в управлении у страховщика. Страховщиком, в свою очередь, выступает Российский пенсионный фонд.

О полномочиях государства

Несмотря на то, что большую часть функций реализуют инстанции из системы Российского пенсионного фонда, источником всех полномочий являются именно федеральные органы. Какие именно функции государственных институтов здесь стоит выделить? Вот что закрепляет статья 3.1 ФЗ-167:

Государственные органы могут осуществлять и некоторые другие функции, соответствующие положениям ФЗ-167.

Субъекты пенсионного страхования

В главе 2 ФЗ-167 "Об обязательном пенсионном страховании" приводятся основные субъекты всей рассматриваемой системы. Сразу стоит отметить, что субъектов здесь всего три: страхователи и страховщики.

Что можно рассказать о страховщике? Согласно закону, так называют юридических лиц, реализующих процессы государственного страхования. Страховщиком может называться как сам так и негосударственные фонды пенсионного характера.

Страхователями могут выступать юридические и физические лица, а также индивидуальные предприниматели. Страхователями именуются лица, добровольно согласившиеся вступить в рассматриваемые правовые отношения.

В статье 7 ФЗ-167 говорится о застрахованных лицах. Согласно закону, так называют граждан, на которых уже распространяется обязательное страхование пенсионного типа. В законе приводится подробная информация о том, кем именно могут быть застрахованные граждане: например, предпринимателями, представителями малых общин, священнослужителями, лицами, заключившими трудовой договор и т.д.

О правах и обязанностях субъектов пенсионной системы

В главе 3 "Об обязательном пенсионном страховании" приведены основные полномочия и обязанности каждого субъекта пенсионной системы. Так, страховщик способен управлять средствами ПФР и требовать у своего начальства соответствующие для работы условия. В обязанности его входит осуществление контроля над правильностью предоставляемой информации, а также своевременная и качественная работа с имеющимися финансовыми средствами.

Страхователи способны назначать своих представителей, обращаться в судебные инстанции, уплачивать взносы и получать у страховщика всю необходимую информацию. Если же говорить про обязанности, то выделить здесь нужно своевременную уплату соответствующих взносов, выполнение требований представителей ПФР, обеспечение реализации прав застрахованных лиц и некоторые другие функции обязательного характера.

Застрахованные лица имеют возможность своевременно получать страховое обеспечение в полном объеме, а также отстаивать свои свободы и интересы. При этом в обязанности их входит предъявление страховщику соответствующей документации, а также соблюдение условий, установленных для перерасчета и выплаты обязательного страхования.

О финансировании

Несложно догадаться, что финансовое обеспечение всей рассматриваемой системы возможно только за счет бюджета Пенсионного российского фонда. Об этом гласит и статья 16 ФЗ-167 "О пенсионном страховании обязательного характера".

Все средства ПФР являются собственностью федерации. Они не подлежат изъятию и не входят в состав других бюджетов. Для того чтобы сформировать пенсионный бюджет, необходимо грамотно сбалансировать все расходы и доходы. Ежегодно Правительство РФ утверждает новую бюджетную систему, в соответствии с которой и реализуются все дальнейшие функции.

Страховые тарифы

В статье 22 ФЗ-167 (2001) "Об обязательном пенсионном обеспечении" содержится информация о тарифе страхового взноса. Согласно нормативному акту, определение суммы страховых взносов в отношении застрахованных лиц реализуется ПФР на основании учета индивидуального типа.

При этом необходимо учитывать ряд тарифов, зависящий от возраста граждан. В зависимости от того, до 1966 года родился человек или после, и будет устанавливаться пенсионное обеспечение. При этом все страховые взносы, которые были исчислены сверх фиксированного взноса, будут направлены на финансирование накопительной части пенсии трудового типа.

2) физические лица в целях уплаты страховых взносов за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

3) застрахованные лица, осуществляющие в качестве страхователей уплату страховых взносов в фиксированном размере, в части, превышающей этот размер, но в общей сложности не более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного подпунктом 1 пункта 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации, увеличенное в 12 раз;

4) физические лица в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений";

5) физические лица в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за себя, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование, в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением лиц, указанных в подпункте 6 настоящего пункта;

6) физические лица в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за себя, применяющие специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации.

2. Лица, имеющие право на добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию по нескольким основаниям из числа перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию по каждому из оснований.

3. Лица, указанные в подпунктах 1, 2, 3, 5 и 6 пункта 1 настоящей статьи, вступают в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и прекращают правоотношения по обязательному пенсионному страхованию путем подачи заявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по правилам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

4. Лица, указанные в подпункте 4 пункта 1 настоящей статьи, вступают в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в порядке, определенном Федеральным законом

5. Лица, указанные в подпунктах 1 - 3, 5 и 6 пункта 1 настоящей статьи, осуществляют уплату страховых взносов на соответствующие счета Федерального казначейства с применением кодов бюджетной классификации, предназначенных для учета страховых взносов, уплаченных в добровольном порядке.

Минимальный размер страховых взносов лиц, указанных в подпунктах 1 - 3 и 5 пункта 1 настоящей статьи, определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного подпунктом 1 пункта 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации, увеличенное в 12 раз.

Максимальный размер страховых взносов лиц, указанных в подпунктах 1 - 3, 5 и 6 настоящей статьи, не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного подпунктом 1 пункта 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации, увеличенное в 12 раз.

Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. При подаче заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию соответствующий расчетный период начинается со дня подачи указанного заявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации. При подаче заявления о прекращении правоотношений по обязательному пенсионному страхованию расчетный период заканчивается в день подачи указанного заявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Лица, указанные в подпунктах 1 - 3, 5 и 6 пункта 1 настоящей статьи, самостоятельно с учетом ограничений, установленных настоящим пунктом, определяют размер страховых взносов и исчисляют указанные страховые взносы, подлежащие уплате за расчетный период.

Если заявление о добровольном вступлении в правоотношения (о прекращении правоотношений) по обязательному пенсионному страхованию подано в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в течение расчетного периода, размер страховых взносов, подлежащих уплате за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев, в течение которых лицо состояло в правоотношениях по обязательному пенсионному страхованию. За неполный месяц размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.

Периоды уплаты страховых взносов лицами, указанными в подпунктах 1 - 3, 5 и 6 пункта 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж. Продолжительность засчитываемых в страховой стаж периодов уплаты страховых взносов лицами, указанными в подпунктах 2 и 5 пункта 1 настоящей статьи, не может составлять более половины страхового стажа, требуемого для назначения страховой пенсии по старости.

Лицам, указанным в подпункте 6 пункта 1 настоящей статьи, если общая сумма уплаченных страховых взносов в течение календарного года составила не менее фиксированного размера страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, с учетом положений абзаца седьмого настоящего пункта, в страховой стаж засчитывается период, равный соответствующему расчетному периоду, определяемому согласно абзацу четвертому настоящего пункта. В случае, если общая сумма уплаченных страховых взносов в течение календарного года указанными лицами составляет менее фиксированного размера страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в страховой стаж засчитывается период, определяемый пропорционально уплаченным страховым взносам, но не более продолжительности соответствующего расчетного периода, определяемого согласно абзацу четвертому настоящего пункта.

6. Уплата дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию лицами, указанными в подпункте 4 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на условиях и в порядке, которые установлены Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

7. Право лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, на страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию, в том числе с учетом дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, и взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", реализуется при соблюдении условий, установленных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О накопительной пенсии".


Судебная практика по статье 29 ФЗ от 15.12.2001 № 167-ФЗ

    Решение № 2-182/2019 от 24 апреля 2019 г. по делу № 2-182/2019

    Гаврилов-Ямский районный суд (Ярославская область) - Гражданские и административные

    Из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения (п. 2 ст. 6 Соглашения). Пунктом 2 статьи 29 Федерального закона «О трудовых пенсиях» установлено, что при его применении уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого...

    Решение № 2-502/2019 2-502/2019~М-355/2019 М-355/2019 от 23 апреля 2019 г. по делу № 2-502/2019

    Новотроицкий городской суд (Оренбургская область) - Гражданские и административные

    Книжке Андрюшкова Ю.Н.: - 03.05.1983 зачислен электромонтером в Марыйскую дистанцию сигнализации и связи Саз ж.д. как прибывший на производственную практику с училища; - 29 . 06.1983 присвоен третий разряд электромонтера; - 01.07.1983 уволен ввиду окончания производственной практики; - 07.09.1983 зачислен на Телеграфно-телефонную станцию кабельщиком-спайщиком 3 разряда городской...

    Решение № 2-1415/2019 2-1415/2019~М-945/2019 М-945/2019 от 8 апреля 2019 г. по делу № 2-1415/2019

    Центральный районный суд г. Сочи (Краснодарский край) - Гражданские и административные

    Пенсионном страховании в РФ» к страхователям приравниваются физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 29 настоящего Федерального закона - это физические лица в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за себя, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, на которых...

    Решение от 29 марта 2019 г. по делу № А79-1327/2019

    Арбитражный суд Чувашской Республики (АС Чувашской Республики)

    Чебоксары, проспект Ленина, 4 http://www.chuvashia.arbitr.ru/ Именем Российской Федерации Р Е Ш Е Н И Е г. Чебоксары Дело № А79-1327/2019 29 марта 2019 года Резолютивная часть решения объявлена 22.03.2019. Полный текст решения изготовлен 29 . 03.2019. Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии в составе судьи Трофимовой Н....

    Решение от 20 марта 2019 г. по делу № А27-20277/2018

    Арбитражный суд Кемеровской области (АС Кемеровской области)

    Следующего за истекшим календарным годом (сведения о физических лицах, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии со статьей 29 Федерального закона от 15 декабря 2001г. № 167-ФЗ). Согласно пунктов 36-38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Минтруда России...

На сегодняшний день пенсионная система в РФ претерпела значительные изменения.

Например, было введено такое понятие как обязательное пенсионное страхование (ОПС) с целью обеспечения страховой защиты и интересов граждан России. Регламентирует данный вопрос ФЗ № 167-ФЗ , а также другие нормативные акты.

В этой статье мы рассмотрим основные положения данного законодательного акта, в том числе, виды пенсионного страхования, участников по нему, принцип работы данной системы, а также как происходит персонифицированный учет в ОПС.

Законодательное регулирование вопроса

Пенсионное страхование (ПС) в РФ - это страхование, которое призвано обеспечивать источниками финансирования пенсионные выплаты.

Существует обязательное и добровольное ПС.

В согласии со статьей 3 ФЗ № 167-ФЗ от 15.12.01 под ОПС подразумевают систему мер для компенсации физлицам дохода , который начислялся до назначения пенсий и был утерян при наступлении страхового случая.

После вступления в силу ФЗ «Об обязательном ПС» в 2002 году в РФ начала действовать пенсионная реформа . В согласии с данным законодательным актом все граждане России являются застрахованными лицами. ПФР открывает всем физлицам индивидуальный лицевой счет (ИЛС), на который каждый месяц начисляются (СВ), которые за сотрудника уплачивает работодатель во время исчисления ему зарплаты. Данные взносы формируют будущие пенсионные выплаты.

Накапливаемые СВ инвестируются на финрынке, дополнительно формируя таким образом накопительную часть (НЧ), управление которой производится ГУК «Внешэкономбанк». Если физлицо не определилось со способом инвестирования, то финансовые поступления перечисляются из ПФР по умолчанию. Любой гражданин имеет право самостоятельно решить кому передать право на управление накопленными отчислениями, например, негосударственному пенсионному фонду или компании.

Система индивидуального учета, которую проводит ПФР, предназначена для сбора и ведения учета сведений обо всех физлицах, которые имеют регистрацию в системе ОПС. Благодаря этому существует возможность реализации назначения накопительной и страховой части пенсий в зависимости от суммы уплаченных СВ и инвестиций по ним.

На каждое физлицо ПФР открывает ИЛС с определенным номером, который имеет три составляющих:

  1. Общая часть включает следующую информацию: ФИО, адрес, паспортные данные, половая принадлежность, гражданство, время трудовой и другой деятельности, информация о заработной плате и иные данные.
  2. Специальную часть составляют данные о сумме СВ, перечисленных на накопительную часть госпособия, о выборе вида инвестнакоплений и другие сведения.
  3. Профессиональная часть включает информацию о сумме инвестдохода, начисленных и уплаченных СВ для пенсионного обеспечения физлица, которое имеет право на , длительности стажа и сумме выплат.

Каждому индивидуальному лицевому счету присваивается номер , информация о котором содержится в ССГПС - ламинированной пластиковой карточке зеленого цвета, которую выдает ПФР. Получить данные сведения можно в личном профиле на сайте ПФР.

Подытоживая, можно сказать, что система ОПС была введена для обеспечения выплаты пенсионных начислений гражданам с целью их поддержки. Чтобы реализовать данную программу была создана система индивидуального учета СВ на застрахованных физлиц. Благодаря учету с ее помощью пенсионных прав граждан исключается вероятность ошибок при начислении пенсионных выплат.

О системе обязательного пенсионного страхования смотрите в следующем видеосюжете:

Создание источников финансирования для пенсионеров (пенсионное страхование) — это основа пенсионной системы в разных государствах мира. Существуют два типа пенсионного страхования:

  • Обязательное пенсионное страхование;
  • Добровольное.

Чтобы разобраться в видах страхования и понять, как регулируется этот вид деятельности, был создан

Что представляет собой закон?

Основные положения ФЗ 167

Краткое содержание Федерального закона № 167:

  • Глава 1 — описывает общие положения ФЗ;
  • Глава 2 — перечисляет участников правоотношений по обязательному пенсионному страхованию;
  • Глава 3 — описывает права и обязанности субъектов обязательного пенсионного страхования;
  • Глава 4 — раскрывает понятие финансовой системы обязательного пенсионного страхования;
  • Глава 5 — перечисляет методы оплаты страховых взносов;
  • Глава 6 — описывает заключительные, а также переходные положения.

Какие были внесены изменения?

Как уже говорилось выше, последние изменения в Федеральный закон были внесены 28 декабря 2017 года. Изменения коснулись следующих статей:

П 4 статьи 33

Из данного пункта была убрана информация об организациях, которые осуществляют технико-внедренческую деятельность.

П 7 ст 33

Этот пункт изложен в новой редакции. В нем говорится о том, что начиная с 2014 года те, кто вносят денежные средства в страховой фонд для получения будущей пенсии, платят и заработка 8 процентов. Сумма взносов определяется Пенсионным Фондом РФ индивидуально на основе общей статистики полученных сумм от граждан в РФ. В 2018 году взнос составит 13 процентов. В 2019 году тариф составит 20 процентов.

П 17 ст 33

Юридические лица должны будут оплачивать страховые взносы в размере 6 процентов.

П 2 ст 33.1

В нем говорится о том, что начиная с 2014 года вплоть до 2020 года (ранее 2019) для некоторых страхователей применяется тариф в размере 22 процента в пределах установленной суммы и около 10 процентов (сверх установленной суммы).

П 4 ст 33.3

В нем говорится о том, что часть страхового взноса идет полностью на финансирование трудовой пенсии с последующей индексацией застрахованного лица. Однако начиная с 2015 года вплоть до 2020 накопление страховой пенсии будет направляться на обеспечение страховой пенсии граждан с учетом индексации. Подобные взносы в Пенсионный Фонд являются обязательными.

Ниже рассмотрены важные статьи, в которых не было внесено изменений:

Ст 4

В статье 4 описывается, кто является субъектом обязательного страхования. Ими являются:

  • Застрахованные лица;
  • Страхователи;
  • Страховщик.

Ст 8

В статье 8 описывается страховой случай. На основании закона ФЗ 167 страховой случай наступает:

  • по достижению пенсионного возраста;
  • на момент наступления инвалидности;
  • при потере кормильца.

Ст 13

Статья 13 перечисляет права и обязанности страховщика. Он вправе:

  • Проводить дополнительные проверки у страхователей, а именно с назначением взноса обязательного страхования и его перерасчетам;
  • Требовать от клиентов устранять нарушения в незамедлительном порядке;
  • Получать данные от налогоплательщиков;
  • Самостоятельно осуществлять управление денежными средствами;
  • Представлять интересы застрахованных лиц перед страхователями.

Страховщик должен:

  • Контролировать правильное предоставление документов и правильную информацию, которая потребуется для дальнейшего личного учета;
  • Подготавливать обоснованные причины, по которым был повышен тариф страховых взносов;
  • Своевременно назначать правильный размер пенсии, которую должны получать граждане РФ;
  • Контролировать обоснованность документов;
  • Составлять проект на основании бюджета ПФ;
  • Обеспечить правильное использование денежных средств;
  • Учитывать денежные средства, которые поступают по обязательному пенсионному страхованию;
  • Регистрировать и снимать с регистрации граждан, которые являются или были страхователями;
  • Обеспечить правильное ведение специального лицевого счета;
  • Организовать через собственные территориальные органы консультации застрахованным лицам по вопросам пенсионного страхования;
  • Определять суммы страховых взносов, которые начисляют на накопительную и страховую пенсии;
  • Регистрировать общую сумму страховых платежей, которые были приняты ПФ РФ.

Ст 16

В ст 16 описывается Бюджет Пенсионного фонда РФ.

Под бюджетом Пенсионного фонда понимаются средства, которые перешли в федеральную собственность. Они не входят в основу других бюджетов, поэтому изъяты быть не могут. В момент создания бюджета на последующий год устанавливается норма оборотных денежных средств. Бюджет утверждается ежегодно Правительством РФ на основании федеральных законов и Бюджетного кодекса РФ и является консолидированным.

Текст закона об обязательном пенсионном страховании

Федеральный закон №167 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» регулирует правоотношения, которые связаны с обязательным пенсионным страхованием. Чтобы проанализировать закон и его нормативные акты детально, нужно перейти по .