"Законы Ману" - самый известный широкому кругу
читателей и наиболее часто используемый специалистами-индологами
памятник древнеиндийской литературы и исторический источник.
Этот сборник пользовался большим авторитетом у индийцев в древности и
в средние века. Традиция, нашедшая отражение и в самом памятнике,
приписывает его составление мифическому прародителю людей Ману.

Законы Ману (Древняя Индия, ~ II в. до н.э. – II в. н.э.)

81. А ради процветания миров он (Брахма) создал из своих уст, рук, бедер и ступней (соответственно) брахмана, кшатрия, вайшия и шудру.

87. А для сохранения всей этой вселенной он, пресветлый, для рождения от уст, рук, бедер и ступней установил особые занятия.

88. Обучение, изучение (Веды), жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение (милостыни) он установил для брахманов.

89. Охрану подданных, раздачу (милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды) и непреверженность к мирским утехам он указал для кшатрия.

90. Пастьбу скота и также раздачу (милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды), торговлю, растовщичество и земледелие – для вайшия.

91. Но только одно занятие Владыка указал для шудры – служение этим варнам со смирением.

96. Из живых существ наилучшими считаются одушевленные, между одушевленными – разумные, между разумными – люди, между людьми – брахманы.

97. Ведь брахман, рождаясь для охранения сокровищницы дхармы /правило добродетельного поведения человека, соответствующее занимаемому им статусу/, занимает высшее место на земле как владыка всех существ.

100. Все, что существует в мире, – это собственность брахмана: вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на все это.

102. С целью определения обязанностей его и остальных мудрых Ману, происшедший от Самосущего, составил эту шастру /сборник предписаний и поучений в различных областях знаний/.

107. В ней полностью изложена дхарма, добродетельность и греховность деяний, а также извечное правило жизни четырех варн.

13. Для шудры предписана жена шудрянка, для вайшия (шудрянка) и своей варны, для кшатрия – те (обе) и своей (варны), для брахмана – те (три), а также своей (варны).

14. Ни в одном сказании не упоминается жена-жудрянка у брахмана или кшатрия, даже находящегося в крайних обстоятельствах.

17. Брахман, возведя шудрянку на ложе (после смерти), низвергается в ад; произведя от нее сына, он лишается брахманства.

51. Разумному отцу не следует брать даже самого незначительного вознаграждения за дочь; ибо человек, берущий по жадности вознаграждение, является продавцом потомства.

55. Девушки должны быть почитаемы и украшаемы отцами, братьями, мужами, а также деверями, желающими много благополучия.

56. Где женщины почитаются, там боги радуются, но где не почитаются, там все ритуальные действия беплодны.

138. Надо говорить правду, говорить приятное, не следует говорить неприятную правду, не следует говорить приятную ложь – такова вечная дхарма.

256. Все вещи определяются словом, имеют основанием слово, произошли от слова: кто же нечестен в речи, тот нечестен во всем.

2. Кшатрием, получившим посвящение, как предписано Ведой, должна совершаться, как положено, охрана всего этого мира.

3. Ибо, когда люди, не имеющие царя, рассеялись во все стороны от страха, владыка создал царя для охраны этого (мира).

13.... Пусть (никто) не нарушает дхарму, которую царь установил в пользу желательных для него (людей), и даже дхарму – нежелательную для нежелательных.

14. Для этого владыка с самого начала создал сына – Наказание, охранителя всех живых существ, (воплощенную) дхарму, полную блеска Брахмы.

15. Из страха перед ним все живые существа – недвижущиеся и движущиеся – служат пользе и не уклоняются от исполнения (дхармы).

16. Рассмотрев основательно место и время (преступления), возможность и степень сознательности, ему надо накладывать (наказание), как полагается, на людей, живущих неправедно.

18. Наказание правит всеми людьми, Наказание же охраняет, Наказание бодрствует, когда все спят: мудрые объявили Наказание воплощением дхармы.

20. Если бы царь не налагал неустанно Наказание на заслуживающих его, более сильные изжарили бы слабых, как рыбу на вертеле...

21....никто не имел бы собственности и произошло бы перемешение высших и низших.

24. Все варны испортились бы, все преграды были бы сокрушены, и произошло бы возмущение всего народа от колебания в (наложении) Наказания.

48. Доносительство, насилие, вероломство, зависть, гневливость, нарушение (прав) собственности и оскорбление словом и палкой – группа из восьми (пороков), порожденных гневом.

111. Царь, который по неразумению беспечно мучает свою страну, немедленно лишается вместе с родственниками страны и жизни.

137. Пусть царь ежегодно заставляет простой народ, живущий в стране (самостоятельным) промыслом, платить нечто, называемое налогом.

144. Высшая дхарма кшатрия – охрана подданных, ибо царь, вкушающий перечисленные плоды /имеются в виду налоги, которые царь собирает с подданных/ (тем самым) принимает на себя обязательство по исполнению дхармы.

1. Царь, желая рассмотреть судебные дела, пусть является подготовленным в суд вместе с брахманами и опытными советниками.

2. Там, сидя или стоя, подняв правую руку, в скромной одежде и украшениях, надо рассматривать дела тяжущихся сторон.

4. Из них первое – неуплата долга, (затем) заклад, продажа чужого, соучастие в (торговле или другом) объединении, неотдача данного.

5. Неуплата жалованья, нарушение соглашения, отмена купли и продажи, спор хозяина с пастухом.

6. Дхарма в споре о границе, клевета и оскорбление действием, кража, насилие, а также прелюбодеяние.

7. Дхарма мужа и жены, раздел наследства, игра в кости и битье об раклад – эти восемнадцать поводов судебного разбирательства в этом мире.

13. Или не следует приходить в суд, или должно говорить правильно: человек, не говорящий или лгущий, является грешником.

24. Зная пользу и вред, особенно дхарму и адхарму, надо рассматривать дела тяжущихся сторон, следуя порядку варн.

28. Следует установить опеку для женщин бездетных, лишившихся семьи, для жен и вдов, верных мужьям, и для больных.

30. Царю надлежит заставить хранить три года имущество, хозяин которого скрылся: до истечения трех лет – может получить хозяин, после – может забрать царь.

45. Руководствуясь правилами судопроизводства, надо иметь в виду истину, предмет (иска), себя самого /то есть помня, что несправедливым решением можно лишить себя вечного блаженства, заключающегося в “достижении неба”/, свидетеля, место, время и обстоятельства.

46. Что имеется в практике добродетельных и справедливых дваждырожденных, то, не противоречащее (обычаям) страны, семей и каст, надо устанавливать (в качестве закона).

62. Домохозяева, имеющие детей, коренные жители, кшатрии, вайшии и шудры, вызванные истцом, достойны давать наказания, а не всякий – кроме крайних обстоятельств.

68. Пусть дают свидетельские показания относительно женщин – женщины, относительно дваждырожденных – также дваждырожденные, честные шудры – относительно шудр, относительно низкорожденных – низкорожденные.

77. Один бескорыстный мужчина может быть свидетелем, а также другие (многие мужчины), не отягощенные пороками, но не женщины, (хотя бы и) честные, даже если их много – вследствие непостоянства женского ума.

83. Правдой очищается свидетель, посредством правды возрастает дхарма: именно поэтому должна быть высказана правда свидетелями из всех варн.

85. Злодеи думают: “Никто не видит нас”, – но их видят боги, а также их совесть.

113. Надо заставить клясться брахмана (своей) правдивостью, кшартия – колесницами и оружием, вайшия – коровами, зерном и золотом, шудру – всеми тяжкими преступлениями.

114. Или следует заставить (обвиняемого) взять огонь, погрузиться в воду или же прикоснуться к головам жены и сыновей в отдельности.

115. Тот, кого пылающий огонь не обжигает, кого вода не заставляет подняться вверх и (с кем) вскоре не случится несчастья, должен считаться чистым в клятве.

127. Несправедливое наказание губит честь и разрушает славу среди людей, а в другом мире лишает неба, следует всегда избегать этого.

140. Ростовщик может получать процнт, увеличивающий богатство, установленный Васишткой /причисляется к десяти великим ришу, святым мудрецам, создателям Ману/ – брать восьмидесятую часть со ста в месяц /что составляет 15% годовых/.

142. Ровно два, три, четыре и пять процентов со ста в месяц полагается брать соответственно порядку варн.

147. Если собственник поблизости молча наблюдает, как что-либо используется другим в течение десяти лет, он не имеет права получить это (обратно).

163. Договор, заключеннй пьяным, безумным, страдающим (от болезни), рабом, ребенком, старым, а также неуполномоченным, недействителен.

164. Соглашение, даже будучи подкрепленным (письменными документами, дачей залога), не является истинным, если оно заключено в нарушение дхармы, принятой в деловых отношениях.

165. Обманный залог или продажу, обманный дар или принятие (его) – все, где виден обман, надо отменить.

167. Если даже раб заключает договор для пользы семейства, то старшему (в доме), живушему в своей стране или вне ее, не полагается отказываться от него.

168. Данное по принуждению, используемое насилием, а также написанное по принуждению – все дела, совершенные по принуждению, Ману объявил недействительными.

177. Должнику полагается исполнить для кредитора равное (долгу) даже работой, (если он) равного или низшего происхождения, но если более высокого, он может отдавать постепенно.

195. Если (что-либо) дано наедине или получено наедине, наедине должно быть возвращено: как вручено, так (должно быть и) возвращено.

199. Дар или продажа, произведенные несобственником, должны быть признаны недействительными согласно правилу судопроизводства.

201. Кто получает какую-либо вещь при продаже ее в присутствии свидетелей, тот получает вещь честно и по закону покупкой.

203. Не должно продавать (товара) смешанного с другим, ни сложного качества, ни недостаточного (по весу), ни неимеющегося в наличии, ни скрытого.

215. Наемный работник, который, не будучи больным, из наглости не исполнил установленную работу, должен быть оштрафован... и его жалованье не должно быть уплачено ему.

216. Но если он болен и если, выздоровев, исполняет (работу), как ранее было установлено, он может получить жалованье даже (по прошествии) очень долгого времени.

222. Если кто-нибудь в этом мире, купив или подарив что-либо, раскаивается в этом, он может отдать или получить эту вещь в продолжении десяти дней.

267. Кшатрий, обругав брахмана, подлежит штрафу в сотню (пан); вайшия – в две с половиной (сотни пан), но шудра подлежит телесному наказанию.

268. При оскорблении кшатрия брахман должен быть оштрафован пятьюдесятью (панами); вайшия – двадцатью пятью; шудры – штрафом в двенадцать пан.

270. Рожденный один раз /т.е. шудра: “вторым рождением” назывался обряд посвящения, который разрешался только членам трех высших варн, отчего они так и назывались дваждырожденными/, поносящий ужасной бранью дваждырожденных, заслуживает отрезания языка, ведь он – самого низкого происхождения.

279. Тот член, каким человек низший ударит высшего, – именно он – у него должен быть отрезан, таково предприсание Ману..

286. Когда нанесен удар с целью (причинения) повреждения людям и животным, надо накладывать штраф, соответствующий размеру повреждения.

288. Кто портит имущество кого-либо намеренно или даже ненамеренно, – тому полагается возместить (ущерб) и внести царю (штраф), равный (ущербу).

302. Пусть царь проявляет крайнее старание в обуздании воров: от обуздания воров его слава возрастает и страна процветает.

323. При похищении родовитых людей, и особенно женщин, а также лучших драгоценных камней (преступник) заслуживает смертной казни.

332. Деяние, которое совершено в присутствии (собственника) и сопровождалось насилием, – грабеж, если оно совершено в его отсутствие – кража, (даже если) она после совершения и отрицается.

345. Человек, совершивший насилие, должен считаться худшим злодеем, чем ругатель, вор и ударивший палкой.

349. Убивающий, защищая самого себя,при охране жертвенных даров, при защите женщин и брахмана по закону не совершает греха.

352. Людей, домогающихся чужих женщин, царю следует изгонять, подвергнув наказаниям, внушающим трепет.

353. Ибо (прелюбодеяние), возникает из этого, рождает смешение варн, благодаря которому (возникает) адхарма, уничтожающая корни и причиняющая гибель всему.

359. Небрахман, виновный в прелюбодеянии, заслуживает смертной казни: жены всех четырех варн всегда должын быть охраняемы.

364. Кто обесчестит девушку протв ее воли, тот немедленно подлежит телесному наказанию, но человек, обесчестивший с ее согласия, не подлежит телесному наказанию.

366. Низший, сошедшийся с высшей, заслуживает телесного наказания: сошедшемуся с равной полагается уплатить брачное вознагараждение, если отец согласен.

371. Если женщина, обнаглевшая вследствие знатности родственников и (своего) превосходства, изменяет своему мужу, пусть царь прикажет затравить ее собаками на многолюдном месте.

379. Для брахмана полагается обритие (головы вместо) смертной казни: для других же варн смертная казнь может применяться.

381. На земле нет поступка, более несоответствующего дхарме, чем убийство брахмана, поэтому царю не следует даже помышлять о его убийстве.

415. Захваченный под знаменем, раб за содержание, рожденный в доме, купленный, подаренный, доставшийся по наследству и раб в силу наказания – таковы семь разрядов рабов.

416. Жена, сын и раб – трое считаются не имеющими собственности; чьи они, того и имущество, которое они приобретают.

417. Брахман может умеренно присваивать имущество шуды, ибо у него нет никакой собственности, ведь он тот, имущество которого забирается хозяином.

2. День и ночь женщины должны находиться в зависимости от своих мужчин, ибо (будучи) приверженными к мирским утехам, они должны быть удерживаемы в их желаниях.

3. Отец охраняет ее в детстве, муж охраняет в молодости, сыновья охраняют в старости: женщина никогда не пригодна для самостоятельности.

46. Ни вследствии продажи, ни оставления ее (мужем) жена не освобождается от мужа: такую мы знаем дхарму.

77. Мужу полагается терпеть ненавидящую (его) жену год, но по (прошествии) года, отобрав дар, он может прекратить сожительство с ней.

80. Приверженная к пьянству, ко (всему) дурному, противоречащая, больная, злобная или расточительная является женой, при которой может быть всегда взята другая.

81. Если жена не рождает детей, может быть взята другая на восьмом году, если рождает детей мертвыми – на десятом, если рождает (только) девочек – на одиннадцатом, если строптивая – немедленно.

101. “Взаимную верность надо сохранять до смерти” – это должно считать (выраженной) вкратце высшей дхармой мужа и жены.

104. По смерти отца и матери братья, собравшись, могут разделить поровну отцовскую собственность: при них, живущих, они неправомочны.

108. Пусть старший (брат) охраняет младших братьев, как отец, а те ведут себя по отношению к старшему брату, как сыновья.

148. Но девушкам-сестрам братья пусть дадут из своих частей каждый четвертую часть его доли: отказавшиеся пусть будут изгоями.

185. Не братья, не родители, а сыновья получают собственность отца: собственность бездетного получает отец, а также братья.

189. Имущество (умершего) брахмана никогда не должно забираться царем – таково правило; но (имущество людей) других варн при отсутсвии всех (наследников) царь может забирать.

270. Пусть справедливый царь не велит казнить вора, (если у него) не (найдено) краденого; пойманного с краденым (и) с (воровским) инструментом пусть велит казнить не колеблясь.

273 А кто, живущий дхармой, нарушит соглашение, связанное с исполнение дхармы, того надо наказать штрафом, как (и всякого), нарушающего присущую ему дхарму.

276. Царю следует, отрубив обе руки, велеть посадить на острый кол тех воров, которые совершают кражу ночью, сделав пролом (в стене дома).

277. При первой краже надо велеть отрезать у вора два пальца, при второй – руку и ногу, при третьей он заслуживает смертной казни.

323. Без брахмана не преуспевает кшатрий, без кшартия не процветает брахман; брахман и кшатрий, обхединившись, процветают в этом мире и в ином 334. Для шудра же высшая дхарма, ведущая к блаженству, обслуживание прославленных брахманов-домохозяев, изучивших Веду.

4. Брахманы, кшатрии и вайшии – три варны дваждырожденных, четвертая же – шудры – рожденные один раз, пятой же нет.

58. Подлость, грубость, жестокость, неисполнение предписанных обязанностей отличают в этом мире человека нечистого по происхождению.

63. Ненанесение вреда, правдивость, неприсвоение чужого, чистота и обуздание органов – основная дхарма для четырех варн – объявил Ману.

79. Ради средств существования для кшатрия (предписано) ношение меча и стрелы, для вайшии – торговля, (разведение) животных, земледелие, но (брахманам) – дарение, учение, жертвоприношение.

115. Существуют семь законных способов приобретения имущества: наследование, получение, покупка, завоевание, растовщичество, исполнение работы, а также получение (милостыни) от добродетельных.

117. Брахману и даже кшатрию не полагается ссужать (деньги) под проценты: но при желании он, конечно, может дать грешнику (ссуду) под небольшой процент для (исполнения) дхармы.

130. Эти дхармы четырех варн в бедственных обстоятельствах объявлены: правильно исполняющие их достигают высшего блаженства.

___________________________________________

1. Какая империя наиболее прославилась в Древней Индии?

А. Империя Маурьев. В. Империя Юстиниана. С. Империя Александра Македонского.

D. Империя Хаммурапи.

2. «Какие из законов Древнего мира давали право на развод, если жена

не рожает детей на восьмом году; если рожает детей мертвыми - на десятом,

если рожает только девочек - на одиннадцатом, если строптивая - немедленно»

А. Законы XII таблиц. В. Конституция Гая С. Законы Ману. D. Законы Хаммурапи.

3. Вайшии, обругав брахмана, подлежит согласно законам Ману.

А. Телесному наказанию. В. Смертной казни. С. Штрафу в две с половиной сотни (паи).

D. Штрафу в сотню (паи)

4. Кшатрии, обругав брахмана, подлежит согласно. Законам Ману.

А. Штрафу в две с половиной сотни (паи). В. Смертной казни. С. Телесному наказанию.

D. Штрафу в сотню (паи).

5. Защищая женщину от нападения охранник жертвенных даров убил

нападающего. Какому наказанию он должен быть подвергнут согласно законам

Ману?

А. Такое лицо должно внести царю штраф. В. Такое лицо не совершает греха и наказанию не подлежит.

С. Такое лицо совершает тяжкий грех и должно быть подвергнуто суровому

наказанию с лишением свободы. D. Такое лицо должно быть предано смерти

6. Ростовщик Тарба заключил договор с 12 - летней Саггой о продаже ему

дорогого браслета, подаренного той родителями. Родители Сагги потребовали

возвращения браслета, но ростовщик отказался. Как разрешается этот спор

согласно законам Ману?

А. Родители не имеют право требовать назад проданную вещь. В. Родители имеют право выкупить браслет.

С. Родители могут требовать возвращения браслета, только в случае, если Сагта заключала договор без их согласия. D. Договор признается недействительным, браслет должен быть возвращен.

7. На чем основывалось содержание Законов Ману.

А. На законах царей. В. На обычае. С. На моральных нормах. D. На записях решений судов.

8. Вор совершающий кражу ночью, по Законам Ману должен быть:

А. Возместить ущерб и быть подвергнутым телесному наказанию. В. Казнен. С. Степень наказания определяется его происхождением. D. Заплатить штраф и возместить причиненный ущерб.

9. По какому принципу делилось общество в Древней Индии?

А. По административно-территориальному принципу. В. По принципу деления общества на рабов и рабовладельцев С. По варно-кастовому принципу.

10. Ответственность, которую брахманы несли за убийство:

А. Несли покаяние. В. Платили штрафы. С. Их приговаривали к смерти.

11. Обряд «сати» означал:

А. Акт самосожжения вдовы. В. Процедуру развода. С. Вступление брахмана в возраст совершеннолетия.

12. «Единожды рожденные» по Законам Ману признавались:

А. Вайшии. В. Шудры. С. Кшатрии.

13. Не входили в варны Древней Индии:

А. Брахманы. В. Чандалы. В. Кшатрии.

14. Какие варны были «дваждырожденными»:

А. Брахманы. В. Шудры. С. Кшатрии. D. Вайшьи.

15. Варны и касты это было одно и то же?

А. Да. В. Нет.

16. Кто участвовал в управлении государством:

А. Раджа. В. Ареопаг. С. Паришад. D. Гэлиэя.

17. Какие обстоятельства, смягчающие ответственность выделяются в Законах Ману:

А. Пролом в стене дома. В. Ночная кража. С. Ребенок совершил кражу. D. Особо крупный размер.

С. Состояние душевного смятения.

18. Имела ли жена право на развод:

А. Да. В. Нет.

19. Какому наказанию подвергались брахманы:

А. Смертная казнь, но она может откупиться. В. Штраф. С. Затравить собаками на многолюдной площади.

D. Позорящие наказания.

20.Как назывались древнеиндийские правовые сборники:

А. Судебники. В. Древнеиндийские Правды. С. Дхармашастры.

21. Составьте сравнительную таблицу по Законам Хаммурапи и Законам Ману, сравнивая одно из предложенных оснований:

А) институт собственности: (способы приобретения права собственности, формы собственности, ограничение использования собственности, способы утраты права собственности, способы защиты права собственности);

Б) институт обязательства: (понятие обязательства и договора, условия действительности договора, роль государства в обязательственных отношениях, виды договоров, расторжение договоров);

В) брак и семья: (черты брака, условия заключения брака, права и обязанности супругов, условия расторжения брака, правовое положение детей, порядок наследования имущества);

Г) преступление и наказания: (понятие преступления, классификация преступлений, цели и виды наказаний);

Д) суд и судебный процесс: (судебные институты, основания возбуждения процесса, вид процесса, права сторон, доказательства, обжалование решений).

ОБРАЗЕЦ ТАБЛИЦЫ ПО ОСНОВАНИЮ «А»: ИНСТИТУТ СОБСТВЕННОСТИ.

а)провинция

г) губерния

д) племенной союз

26. Назовите системы судов, существовавшие в Древней Индии:

а) городские

б) сельские

в) царские и внутриобщинные

г)окружные

д)провинциальные

27. Какая империя наиболее прославилась в Древней Индии?

А. Империя Маурьев.

В. Империя Юстиниана.

С. Империя Александра Македонского.

D. Империя Хаммурапи.

28. «Какие из законов Древнего мира давали право на развод, если жена не рожает детей на восьмом году; если рожает детей мертвыми - на десятом, если рожает только девочек - на одиннадцатом, если строптивая - немедленно»

А. Законы XII таблиц.

В. Конституция Гая

С. Законы Ману.

D. Законы Хаммурапи.

Вайшии, обругав брахмана, подлежит согласно законам Ману.

А. Телесному наказанию.

В. Смертной казни.

С. Штрафу в две с половиной сотни (паи).

D. Штрафу в сотню (паи)

Кшатрии, обругав брахмана, подлежит согласно. Законам Ману.

А. Штрафу в две с половиной сотни (паи).

В. Смертной казни.

С. Телесному наказанию.

D. Штрафу в сотню (паи).

31. Защищая женщину от нападения охранник жертвенных даров убил нападающего. Какому наказанию он должен быть подвергнут согласно законам Ману?

А. Такое лицо должно внести царю штраф.

В. Такое лицо не совершает греха и наказанию не подлежит.

С. Такое лицо совершает тяжкий грех и должно быть подвергнуто суровому

наказанию с лишением свободы.

D. Такое лицо должно быть предано смерти

32. Ростовщик Тарба заключил договор с 12 - летней Саггой о продаже ему дорогого браслета, подаренного той родителями. Родители Сагги потребовали возвращения браслета, но ростовщик отказался. Как разрешается этот спор согласно законам Ману?

А. Родители не имеют право требовать назад проданную вещь.

В. Родители имеют право выкупить браслет.

С. Родители могут требовать возвращения браслета, только в случае, если Сагта заключала договор без их согласия.

D. Договор признается недействительным, браслет должен быть возвращен.

На чем основывалось содержание Законов Ману.

А. На законах царей.

В. На обычае.

С. На моральных нормах.

D. На записях решений судов.

33. Вор совершающий кражу ночью, по Законам Ману должен быть:

А. Возместить ущерб и быть подвергнутым телесному наказанию.

В. Казнен.

С. Степень наказания определяется его происхождением.

D. Заплатить штраф и возместить причиненный ущерб.

34. По какому принципу делилось общество в Древней Индии?

А. По административно-территориальному принципу.

В. По принципу деления общества на рабов и рабовладельцев

С. По варно-кастовому принципу.

35. Ответственность, которую брахманы несли за убийство:

А. Несли покаяние.

В. Платили штрафы.

С. Их приговаривали к смерти.

36. Обряд «сати» означал:

А. Акт самосожжения вдовы.

В. Процедуру развода.

С. Вступление брахмана в возраст совершеннолетия.

37. «Единожды рожденные» по Законам Ману признавались:

А. Вайшии.

С. Кшатрии.

38. Не входили в варны Древней Индии:

А. Брахманы. В. Чандалы. В. Кшатрии.

39. Какие варны были «дваждырожденными»:

А. Брахманы.

С. Кшатрии.

D. Вайшьи.

40. Варны и касты это было одно и то же?

41. Кто участвовал в управлении государством:

В. Ареопаг.

С. Паришад.

D. Гэлиэя.

42. Какие обстоятельства, смягчающие ответственность выделяются в Законах Ману:

А. Пролом в стене дома.

В. Ночная кража.

С. Ребенок совершил кражу.

D. Особо крупный размер.

С. Состояние душевного смятения.

43. Имела ли жена право на развод:

44. Какому наказанию подвергались брахманы:

А. Смертная казнь, но она может откупиться.

С. Затравить собаками на многолюдной площади.

D. Позорящие наказания.

45.Как назывались древнеиндийские правовые сборники:

А. Судебники.

В. Древнеиндийские Правды.

С. Дхармашастры.

46. Составьте сравнительную таблицу по Законам Хаммурапи и Законам Ману, сравнивая одно из предложенных оснований:

А) институт собственности: (способы приобретения права собственности, формы собственности, ограничение использования собственности, способы утраты права собственности, способы защиты права собственности);

Б) институт обязательства: (понятие обязательства и договора, условия действительности договора, роль государства в обязательственных отношениях, виды договоров, расторжение договоров);

В) брак и семья: (черты брака, условия заключения брака, права и обязанности супругов, условия расторжения брака, правовое положение детей, порядок наследования имущества);

Г) преступление и наказания: (понятие преступления, классификация преступлений, цели и виды наказаний);

Д) суд и судебный процесс: (судебные институты, основания возбуждения процесса, вид процесса, права сторон, доказательства, обжалование решений).

Сравнительная таблица ИНСТИТУТ СОБСТВЕННОСТИ.

Сравнительная таблица «Брак и семья»:

Сравнительная таблица «Уголовное право»

Остальные таблицы составить самостоятельно с учетом предложенных образцов.

Задачи и задания

1. Проанализируйте нормы, регулирующие личные и имущественные отношения в древнеиндийской семье согласно Законам Ману.

2. В чём сущность деления варн в Древней Индии? Как отразилась система варн в Законах Ману?

3. Ростовщик Т. заключил договор с двенадцатилетней С. о продаже ему дорого браслета, подаренного той родителями. Родители С. потребовали возвращение браслета, но ростовщик отказался. Как разрешается этот спор согласно законам Ману?

4. Защищая женщину от нападения, охранник жертвенных даров убил нападающего. Какому наказанию он должен быть подвергнут согласно законам Ману?

5. Шудра М. обругал брахмана П.. Брахман обратился в суд. Какому наказанию подлежит шудра М. согласно законам Ману?

6. Брахман хотел жениться на щудрянке, но его родственники категорическим возражали. Каковы последствия такого брака?

7. Какого наказания заслуживает женщина-брахманка, имеющая знатных родственников и превосходное варное положение, изменяя мужу?

8. Шудра вернулся домой и узнал, что его хозяин-боахман приказал забрать его домашних животных и весь трудовой инвентарь. Правомерны ли эти действия?

9. Жена и муж прожили в законном браке 4 года. За это время жена забеременела один раз и родила мертвого ребенка. Муж очень хотел иметь наследника и как можно скорей. Поэтому он решил развестись и взять другую жену. Возможно ли это?

10. После смерти отца и матери осталось два сына и две дочери. Каков порядок наследования? Какова доля наследства каждого из детей?

Другим важным памятником права стран Древнего Востока является свод древнеиндийских законов Ману. Их составление относят ко II в. до н.э. I в. н.э. Авторами законов являлись брахманы (жрецы), которые дали им имя Ману мифического покровителя древних индусов. Написаны законы в форме двустиший (шлок), что облегчало их запоминание. Всего в законах 2685 статей. Содержание законов Ману выходит за пределы права, т.к. в них имеются положения, относящиеся к политике, морали, религиозным предписаниям и др. Правовые нормы и религиозные установления нередко представляли единое целое. Поэтому обычным для этих законов является сочетание правовой санкции с точно сформулированным последствием, ожидающим нарушителя закона, в земной и загробной жизни. Смешение правовых норм и религиозных предписаний придавало законам Ману особую силу воздействия.

По содержанию законы Ману имеют много общих черт с Законником Хаммурапи. Но вместе с тем налицо и существенные отличия. Наибольший интерес представляют те статьи, в которых говорится о положении различных групп населения. Все свободные жители древней Индии делились на четыре социальные наследственные группы (варны): брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Представители первых трех сословий считались дважды рожденными. Совокупность религиозных и юридических предписаний для членов каждой варны назывались драхмой. К высшему сословию относились брахманы, якобы рожденные из уст бога.
Только они могли изучать и проповедовать религию, толковать священное писание и законы, совершать обряды и давать советы представителям других варн. Брахманы освобождались от всех налогов, повинностей и телесных наказаний. Все должны были считаться с мнением брахмана, даже цари, которые должны были "доставлять ему удовольствия и ценные вещи". Брахман должен был говорить правду или молчать, показывать пример в безупречном поведении, избегать эмоций, пустой болтовни, гнева, жадности... и не общаться с отверженными и шудрами. Если к нему прикасался шудра, то брахман должен был немедленно совершить обряд очищения. Личность брахмана была неприкосновенна.
Кшатрии, по законам Ману, якобы созданы из рук бога. Их обязанность охранять других. К этой варне принадлежали цари, чиновники и военная знать. Первые две варны являлись привилегированными, хотя браки между брахманами и кшатриями запрещались. Закон призывал к согласию и сотрудничеству обоих сословий: "Брахманы и кшатрии, объединившись, процветают и в этом и в ином мире".
Вайшьи появились, якобы, из бедер бога. Эта категория жителей, наиболее многочисленная, должна была заниматься торговлей, земледелием, ремеслом.

По законам Ману однорожденные шудры сотворены из ступней бога. К ним относились наемные работники, слуги. Их главная обязанность смиренное служение дваждырожденным. Законы Ману запрещали браки между людьми разных варн. На самой низшей ступени среди свободных людей стояли "неприкасаемые", рожденные от смешанных браков. Законодатель в Индии утверждал, что от смешения варн может погибнуть государство и царю рекомендовалось применять насилие с тем, чтобы "низшие не захватили бы мест высших". Система варн оказывала значительное влияние на правовое регулирование различных общественных отношений.
Древнеиндийскому праву были известны семь правомерных способов приобретения собственности: 1) получение наследства; 2) находка; 3) покупка; 4) добыча; 5) ссуда под проценты; 6) исполнение работы; 7) получение подарков. Первые три способа являлись законными для всех варн, четвертый только для кшатриев, пятый и шестой для вайшиев, седьмой только для брахманов. Много внимания уделяют законы Ману договорному праву. Был установлен, в частности, максимальный размер процентов по займам (2 % в месяц для брахмана, 3 % для кшатрия, 4 % для вайшьи и 5 % для шудры). При наличии нескольких кредитов устанавливалась очередность в уплате долга прежде всего следовало расплатиться с государством и брахманом. Должник равной или низшей варны, чем кредитор, обязан был отработать долг, должник высшей варны мог выплачивать долг постепенно. При наследовании имущества решающее значение имела принадлежность матери сыновей к той или иной варне. Например, если брахман имел детей от жен, принадлежащих к разным варнам, то в этом случае сын брахманки получал 4 доли, сын кшатрийки 3 доли, сын женщинывайшьи 2 доли и сын шудрянки 1 долю.
Вступая в первый брак, брахман и кшатрии обязаны были брать жену равной с ними варны. При последующих браках разрешалось жениться на женщинах нижестоящих варн. Старшей считалась жена равной с мужем варны.
Нормы уголовного законодательства защищали социальную систему варн. Тот, кто жил согласно с правилами другой варны, немедленно исключался из своей собственной. Суровому наказанию подвергался шудра, который, присвоив отличительные знаки брахмана, выдавал себя за учителя. Человек низшей варны, который осмеливался занять место рядом с человеком высшей варны, подвергался телесному наказанию. В большинстве случаев тот, что совершал преступление против лица высшей варны, подлежал членовредительскому наказанию. В то же время за тождественное преступление виновный из высшей варны платил только денежное взыскание. Человек, защитивший брахмана и убивший нападающего, не совершал преступления. При допросе в суде брахман не подвергался пытке. Люди низшей варны не могли быть свидетелями по уголовному делу человека высшей варны. При разногласиях между свидетелями судья должен был верить человеку из высшей варны. Когда отсутствовали достоверные свидетельства, прибегали к клятвам. Брахман клялся "правдивостью", кшатрий "колесницей и оружием", вайшьи "коровами, зерном и золотом", шудра "всеми преступлениями".
Итак, древнеиндийское законодательство юридически закрепляло своеобразную систему варн, из которых со временем возникли касты лиц однородных профессий.

Законы Ману - один из самых известных памятников древнеиндийского права и наиболее часто используемое специалистами-индологами произведение древнеиндийской литературы. Полное название - Manavadharmasastra (sastra - откровение; dharma - разум, идея, закон, право, нравственность, религия пр.). Поэтому часто данный памятник именуется «Откровения царевича Ману». Название дает нам шанс четко проследить связь права и религии, характерная для всех древневосточных государств, в том числе и древнеиндийского общества, ввиду чего Законы Ману могут быть названы памятником сакрального права. По форме законы Ману являются сборником священных текстов, норм обычного права, в нем же помещен перечень прав, обязанностей царя, его советников, судей и чиновников различного ранга.

Законы Ману состоят из 12 глав, в которых содержится 2685 стихов-шлок, ритмической прозой, с целью облегчить их запоминание. Стихотворная, или, по крайней мере, ритмизированная форма изложения - характерная особенность многих древних законодательных и в особенности религиозно-законодательных сводов и текстов.

Законы Ману были переведены с санскрита в конце XVIII в., тем самым раскрыв многие непонятные до того особенности устройства древнеиндийского государства. Так здесь подробно раскрывается суть и обоснование деления общества на варны, а позднее - на касты. «Несмотря на кажущуюся бессистемность, в Законах Ману присутствует внутренняя логика, прослеживается тесная связь права с нормами религии и морали, дается религиозное обоснование правовых норм и их связь с религиозными ритуалами и обрядами». В главах Законов, посвященных собственно праву (главным образом VIII и IX главы), делается попытка систематизировать нормы права, при этом берутся за основу виды исков или «поводы для судебного разбирательства».

«Появление Законов Ману знаменовало качественно новый этап развития правовой мысли в Древней Индии, которая все больше стала испытывать светское влияние и приспосабливаться к нуждам практического применения».

«На процесс образования 4 сословий воздействовали многие обстоятельства - особенности родоплеменных отношений, этнические и религиозные различия, но в первую очередь факторы общественно-экономического развития. Решающим фактором в возникновении оформленной иерархической системы варн было усиление социального неравенства, которое привело к выделению знати, захватившей функции, которые обеспечивали ей соответствующий статус». Версия происхождения варн представлена в Законах Ману. Согласно ей, варны произошли от мифических великих риши - сыновей Ману, бывшего в свою очередь, сыном Брахмы: брахманы - от КАви(Бхригу), кшатрии - от Ангираса, вайшьи - от Пуластьи, шудры - от Васиштхи.

Огромную роль в древней индии играли стоявшие на вершине иерархической лестнице брахманы (brahmana - «знающий священное учение»). Они оказывали большое влияние на все стороны общественной и социальной жизни общества: являлись советниками царя в государственных делах, участвовали в отправлении правосудия, давали рекомендации не только царю, но и его сановникам, хранили и толковали законы. Брахманы были хранителями ритуально-мифологической памяти и организаторами культовых обрядов.

Вторым господствующим классом были кшатрии (ksatia - «наделенный могуществом»), в руках которых была сосредоточена политическая власть. Из этой Варны происходили цари, воины, чиновники.

Третье место в системе варн занимали вайшьи (vaisya-свободный общинник). Это были свободные крестьяне-общинники, основные производители материальных благ, но ограниченные в политических правах.

Самый низший класс-сословие составляли шудры. Основными причинами выделения этой варны явились: увеличение числа лиц, потерявших экономическую самостоятельность; развитие ремесла, занятие которым, по мере его специализации, становилось уделом разорившихся соплеменников, утративших прежний гражданский статус. Шудры были ограничены не только в политических правах, но и в хозяйственной жизни. Ограничение их прав заключалось в следующем: они не допускались к решению общественных дел, не участвовали в племенном собрании, не проходили обряда посвящения - «второго рождения», на которое имели право только свободные члены общины, называвшиеся «дважды рожденными» (двиджати). Шудры являлись «единожды рожденными». В Законах Ману сказано: «Брахманы, кшатрии и вайшьи - три варны дважды рожденных, четвертые же - шудры - рожденные один раз; пятой же нет».

Большинство представителей этой Варны составляли жители покоренных племен, составляющие роль слуг. Шудры жили ремеслами, актерством, могли иметь только одну жену. В целом эта варна не представляла собой однородную общественную среду: в нее включалось неполноправное население.

Это закрепленное деление практически всегда отражало реальное положение человека в системе общественного производства и распределения продукта. Права, обязанности и тяжесть наказания тоже определялись в зависимости от принадлежности к той или иной варне.

Законы Ману пользовались большим авторитетом у индийцев как в древности, так и в средние века. Они часто цитировались в средневековых сборниках обычного права - нибандхах, представляющих собой не просто свод правил поведения, извлеченных из древнеиндийских шастр, но и их юридический разбор». Законы Ману в средние века неоднократно переписывали и комментировали, что само по себе показывает большое значение, которое придавалось в Индии этому древнему сборнику. Однако то обстоятельство, что комментаторов отделяли от времени составления Законов Ману многие века, что они жили в эпоху с иными общественными условиями и воззрениями, не могло не наложить отпечатка на их деятельность». При толковании отдельных стихов сборника, мнения комментаторов редко бывают схожими. Однако работы средневековых индийских комментаторов (в частности Медхатитхи и Куллюкабаты) имеют огромное значение - без них многие стихи Законов Ману оказались бы совершенно непонятными.

«Ману-смрити» написаны на санскрите, содержат 2684 шлок, которые разбиты на 12 глав:

  • · I глава излагает сведения о мироздании и его Творце, о происхождении основных 4 варн, главенствующей роли брахманов в охранении сокровищницы вселенского Закона, которому следуют и люди.
  • · II-повествует о воспитании правоверного индуса путем приобщения к знанию Вед, также говориться о роли обычаев, обрядов и ритуалов, а также «запомненной священной мудрости» дхармашастр;
  • · III-IV - содержит нормы и требования к семейной жизни, правильному браку (анулома), а также повествует о последствиях неправильных браков (пратилома) и требован Иях к соответствующим обрядам.;
  • · V-VI - содержат сведения о способах сакрализации повседневной жизни: распорядок дня, перечисление запретных поступков, описане ритуалов очищения и образа жизни;
  • · VII-наставления о функциях царя, принципах его политики и государственном управлении
  • · VIII-наставления о судопроизводстве и юридической практике;
  • · IX-X-посвящены семейным отношениям, наказаниям за различные преступления, обязанностям членов варн;
  • · XI-посвящена регулированию образа жизни касты неприкасаемых (каста появляется вследствие заключения неправильных, смешанных межварновых браков, нарушивших дхарму)
  • · XII-дает предписания относительно культа, ритуалов и конкретных обязанностей их участников; говорит об ответственности человека за недостаточный контроль за своими мыслями, словами и своим телом;

Датировка ведийских сочинений - задача чрезвычайно сложная. Абсолютная хронология, как правило, не установлена. Отдельные сочинения не представляют собой однородного целого: они складывались в течении длительного периода, в разной этнической среде, устно передавались из поколения в поколение, подвергались редактированию и обработке, т.е. вобрали в себя различные по времени тексты. К тому же существует огромный временной разрыв между оформлением устных собраний и их записью.

Немалые трудности сопряжены с необходимостью адекватного понимания смысла текстов. Комментарии, выполненные в рамках той же ведийской традиции, далеко не всегда способствуют его уяснению. Чрезвычайно архаичен древний язык ведийских сочинений, что также составляет значительные сложности.

В науке утвердилась точка зрения Георга Бюлера, что «Ману-смрити» в том виде, в каком она дошла до нас, сложилась во II веке до н.э. - II веке н.э. При этом не весь материал, содержащийся в сборнике, может относиться именно к указываемому периоду. Относительно новыми признаются первая и последняя (XII) главы. Из остальных глав наиболее древними считаются II-VI главы, однако в них также встречаются стихи, которые являются позднейшими добавлениями. Пандуранг Ваман Кане ограничивал датировку периодом с II века до н.э. до I века н.э. К.П. Джаясвала указывает ещё более точную дату: 150-120 годы до н.э. Поэтому едва ли допустимо определять хронологические границы всего памятника, правильней говорить о датировке его частей.

Таким образом, анализируя данный параграф, можно подвести определенный итог: Законы Ману (санскр. Манавадхар-машастра) - древнеиндийский это свод этико-религиозных предписаний, правил, фиксированных традиций, по форме же Законы Ману являются сборником священных текстов, норм обычного права. Составление Законов Ману индийская традиция приписывает мифическому прародителю людей Ману. В дошедшем до нас виде, по мнению многих ученых, Законы Ману были составлены, около II в. до н.э. - I в. н.э., однако выделяют более «древние» и более «молодые» главы. Законы Ману состоят из 12 глав и 2685 статей, написанных в виде двустиший (шлок). Правовой материал наиболее полно представлен в IV, VII, VIII и X главах, но и здесь он переплетался с религиозными и моральными рассуждениями. Сборник в целом свидетельствует о классовом характере права Древней Индии, о большом влиянии на него общинного строя и системы варн. Здесь подробно описывается происхождение варн согласно религиозному учению, указывается на их наследственно-профессиональный характер, определяется назначение каждой варны, привилегии высших варн. Особенностью же Законов Ману является религиозный характер всех его положений.