Как сварить сургуч?

Приведенные здесь рецепты взяты со страниц замечательной и единственной в своем роде книге "Энциклопедия забытых рецептов " - Москва, изд-во "ННН", 1994 г., глава "Сургучи и смолки ".

1. Общие указания по изготовлению сургуча

Материалами для изготовления сургуча служат: смолы, вещества для наполнения и красящие вещества .
Из смол применяются шеллак, канифоль, копал, манильский копал, терпентин, даммара и пр. Шеллак является лучшим материалом для изготовления сургуча, но, ввиду дороговизны, его часто заменяют другими смолами (канифолью и манильским копалом).
В качестве веществ для наполнения применяют гипс, мел, тяжелый шпат, тальк, магнезию, легкий шпат, болюс и пр.
Из красящих веществ употребляют большей частью минеральные красители: свинцовые и цинковые белила, киноварь, охру, умбру, парижскую синь, хромовую желтую и др. Из органических красок применяются различные смоляные красителя, которые большей частью смешиваются с минеральными красками. Желаемый оттенок достигается применением различных минеральных красок в соответствующих пропорциях; например, от смеси парижской сини и киновари получается лиловый цвет; смесь белил, сажи, графита и ультрамарина дает серый цвет.

При изготовлении сургучей сначала плавят в эмалированом чугунном котле смОлы. Отдельно смешивают вещества для наполнения с красящими составами, которые должны быть хорошенько размешаны и размельчены. Небольшими порциями прибавляют эту смесь к расплавленным смолам, все время тщательно перемешивая. Массу нагревают на голом огне до тех пор, пока она не станет совершенно однородной.
После этого берут пробу на холодную жестяную пластинку, на которой сургуч застывает, и исследуют его относительно окраски, твердости и плавкости. Когда проба даст положительные результаты, масса готова, и ее разливают при помощи маленькой кастрюльки с носиком в формы, соответствующие по величине изготовляемым сургучным палочкам.

Формы можно изготовить из луженой жести, но лучше всего пользоваться латунными формами, так как практика показала, что наиболее подходящим материалом для этой цели является латунь. Латунная форма представляет собой плитку, в которой выструганы параллельные каналы (желобки). На обоих концах плитки устроены съемные стенки, не дающие жидкости выливаться из каналов. Съемные стенки, в свою очередь, дают возможность легко вынимать сургуч из форм. Чтобы избежать припекания сургуча к формам, рекомендуется слегка смазывать форму каким-нибудь жиром.
Для окончательной отделки и придания блеска вынутые из формы сургучные палочки нагревают в умеренном тепле в печи до расплавления верхнего слоя сургуча; при этом пропадают воздушные пузырьки, округляются острые углы и края палочек и сургуч приобретает блеск.

До полного остывания на сургуч наносят при помощи штампа, слегка покрытого жиром, фабричную торговую марку и прочие знаки.

Требования, предъявляемые к сургучу: он не должен легко отскакивать от поверхности, на которую наносится, слишком размягчаться, гнуться, расплываться, проникать через материал, а также не должен быть пористым из-за воздушных пузырьков и клейким; должен иметь хороший блеск, легко формоваться; хорошо гореть, не обугливаясь и не капая.

Были попытки ввести в употребление сургуч, приготовленный холодным способом и применяемый в виде пасты без нагревания. Этот сургуч представляет собою раствор тех же смол в сильно летучем растворителе. Такой сургуч в виде пасты наносят на бумагу или ткань и прикладывают печать. От испарения растворителя сургуч твердеет, но так как на его поверхности быстро образуется корка, которая не дает испариться всему растворителю, такой сургуч крайне непрочен и не может конкурировать по своим качествам с сургучом, приготовленным горячим способом.

2. Рецепты для различных видов сургуча

Карминный сургуч высшего сорта

Отбеленного шеллака - 75 г
Скипидара. - 4
Углемагниевой соли - 20
Киновари - 50
Кармина - 1

Красный сургуч высшего сорта

Отбеленного шеллака - 110 г
Канифоли - 7
Терпентина - 60
Талька. - 3
Киновари - 37

Обыкновенный красный сургуч

Терпентина - 65 г
Шеллака - 115
Жженной магнезии - 8
Киновари - 60
Гипса жженного - 15

<......>

Эластичный сургуч

Каучук или гуттаперчу смешивают с шеллаком при 100 °С, причем на 100 вес. ч. гуттаперчи берут 10-25 вес. ч. шеллака. На практике оказалось, что наилучшей пропорцией является 12,5 вес. ч. шеллака. Клеющая сила сургуча повышается прибавлением 25 вес. ч. раствора каучука в бензине.
Эта смесь основательно перемешивается в водяной бане при температуре 100 °С, после чего следует прибавление красок, формовка и т.д. Таким образом изготовленный сургуч отличается большой клеющей способностью, продолжительной эластичностью и особой прочностью, недоступными никаким другим видам сургуча.

Сургуч – это смесь твердых смол (терпентин, шеллак), бальзамов, эфирных масел и разнообразных минеральных (придающих густоту: гипс, тальк, мел и т.п.) и красящих (придающих цвет) веществ.

Слово обозначающее на английском, французском, немецком, итальянском, испанском м др. языках, «сургуч» дословно переводится, как «воск для опечатывания».

Исторически сложилось, что именно сургучом много лет назад опечатывались письма, опечатывали бутыли с ценным содержимым, использовали для скрепления печатью ценных документов.

В настоящее время применение сургуча не так обширно. Однако и в 21-м веке сургуч активно используют производители спиртных напитков, лечебных экстратов и эксклюзивных напитков, также сургуч применяется в почтовой, банковской и дизайнерской деятельности.

Качественный сургуч должен иметь красивый цвет; гладкую блестящую поверхность; не крошиться и не ломаться; не сильно коптеть и не прилипать к печати; при нагревании не должен давать неприятный запах; выносить самую высокую летнюю температуру, не теряя твердости; иметь тягучую структуру при зажигании; не капать или не становиться слишком жидким. В изломе хороший сургуч не должен быть слишком матовым, обязательно быть гладким. Печать, воспроизведенная сургучом, не должна менять первоначального цвета и не должна терять глянца.

Сургуч характеризуется нечувствительностью к влаге, инертностью к погодной нестабильности, высокой прочностью клеевого слоя, высокой адгезией к картону, фанере, стеклу.

В зависимости от предназначения можно выделить следующие виды сургуча:

  • - почтовый
  • - бутылочный
  • - банковский
  • - специализированный

Почтовый сургуч

Почтовый сургуч – это самая прочная разновидность сургуча, которая обладает высокой прилипаемостью к различным предметам и атмосфероустойчивостью. Даже при высоких летних температурах этот сургуч не тает и не течет.
Как и много лет назад, почтовый сургуч применяется для опечатывания бандеролей, посылок, а также горловин стекляной посуды.
Почтовый сургуч представляет собой сплав канифоли с наполнителями и пигментами с добавлением пластификатора.

Почтовый сургуч имеет блестящий красный или коричневый цвет, а в изломе – матовый.
Температура размягчения почтового сургуча не ниже 45 град С.

Бутылочный

Бутылочный – это сургуч, имеющий высокую адгезию (прилипаемость) к очень гладким поверхностям таким как стекло. Он предотвращает попадение воздуха и воды в опечатанную емкость, позволяет добиться высокой герметизации закупоренных при помощи сургуча сосудов.
Бутылочный сургуч применяется фирмами-производителями вино-водочных изделий (преимущественно для защиты потребителей от подделок, а также для укрепления своего имиджа, поскольку позволяет предавать внешнему оформлению продукции неповторимое своеобразие), фармацевтических препаратов, в дизайнерской деятельности для художественной обработки стекла. Бутылочный сургуч еще называют стеклографический сургуч.

Банковский сургуч

Банковский сургуч – это сургуч который, как видно из названия, применяется в банковской сфере.

Изготавливается в соответствии с требованиями заказчика. Он может иметь определенный цвет, специфический запах, обладать требуемыми заказчику свойствами. В частности, специализированный сургуч применяется для оформления сувенирной продукции, грамот, холстов и прочих целей.

Сургуч может быть в виде кусков, гранул, палочек, полосок, таблеток.

Если Вы собираетесь купить сургуч, то обязательно выбирайте его в зависимости от сферы применения.

Сургуч может иметь разнообразные цвета.

Для изготовления цветного сургуча применяются следующие краски :

  • * красный – киноварь, свинцовый сурик и др
  • * зеленый – зеленый ультрамарин, хромовая зелень и др
  • * синий – кобальтовый ультрамарин, берлинская лазурь и др.
  • * желтый – охра, кассельская желчь и др.
  • * коричневый – разнообразные умбры
  • * черный – сажа
  • * белый – мел, гипс, белила и др.


У нас вы можете приобрести коричневый, красно-коричневый, шоколадный и красный сургучи.

Материалами для сургучного производства служат главным образом шеллак и терпентин, к которым прибавляются: мастика, сандарак, росный ладан (для лучших сортов), канифоль и каменноугольная смола (для простых), толуанский и перуанский бальзамы, а также эфирные масла (гвоздичное, лавандовое и др.) - для заглушения неприятного запаха горящей смолы, различные минеральные вещества индифферентного характера (мел, гипс, тяжёлый шпат, магнезия, цинковые белила и т. д.), которые служат для увеличения выхода сургучной массы и для придания ей тугоплавкости.

Шеллак при изготовлении дорогих сортов сургуча должен быть предварительно обесцвечен удалением входящего в состав его красно-коричневого красящего вещества, которое оказывало бы вредное влияние на светлые и нежные цвета. Шеллак обесцвечивается тремя способами:

  1. пропусканием спиртового раствора через костяной уголь;
  2. действием хлорной извести на спиртовой раствор шеллака (½ - 1 час на свету);
  3. действием хлорной извести на раствор шеллака в соде (24-48 часов).

В обоих последних случаях шеллак выделяется из раствора осаждением соляной кислотой, после чего промывается до исчезновения кислой реакции и сушится. Беленый шеллак представляет шелковистые, блестящие чешуйки желтоватого цвета.

Терпентин лучше всего употреблять венецианский; он часто заменяется канифолью со скипидаром, причём эти вещества не должны содержать частиц дерева.

Сургуч приготовляется след. способом: сначала расплавляют шеллак или канифоль в чугунном эмалированном котле, при постоянном помешивании, затем прибавляют терпентин, после чего в эту расплавленную массу всыпают тонкой стру„й, не прекращая помешивания, смесь других веществ; мел, сернобариевую соль, краску и пр.

Сургуч красят обыкновенными минеральными красками (киноварью, охрой, хромовой желтой), но для более ярких цветов употребляют также растворяющиеся в жиру анилиновые краски. При выборе красящих веществ нужно обращать внимание на их нечувствительность к температуре расплавленной смолянистой массы.

Когда вся смесь станет однородной, выливают немного массы на холодную жестяную пластинку, на которой сургуч быстро застывает, и испытывают его относительно окраски, твердости и ломкости. После этого прибавляют, по желанию, благовонные вещества и выливают все в латунные формы.

Если в состав массы входит скипидар, то сначала шеллак и терпентин расплавляют вместе на небольшом огне и, при постоянном помешивании, прибавляют кашицеобразную смесь, состоящую из талька, мела и краски со скипидаром. Помешивание продолжают до тех пор, пока не образуются пузыри; затем чугунный горшок снимают с огня и выливают массу в формы, предварительно обмазанные маслом.

Разливание массы в формы производят следующим образом: из горшка вынимают ложкой жидкую массу и наполняют ею предварительно нагретую маленькую кастрюльку с носиком, посредством которого масса равномерно выливается в формы. Формы могут быть двоякого рода: из одного куска или из двух половинок. Перед разливанием их слегка подогревают.

1. Сургуч красный лучшего сорта, а) Берут: 8640 г камедного лака, 3600 г венецианского терпентина, 5760 г лучшей киновари, 135 г перуанского бальзама, б) Сплавляют: 12 шеллака, 8 венецианского терпентина, 9 киновари, 3 магнезии, 2 скипидара.

2. Сургуч простой для посылок, а) Канифоли 2000, сосновой смолы 1000, скипидарного масла 30, мела 750, скипидара 500. б) Камедного лака 2880 г, венецианского терпентина 4320 г, очищенного мела 5040 г, киновари 720 г.

3. Сургуч черный высшего сорта. Берут 720 г брусковой камеди, 360 г белой смолы, 360 г нигрозина (анил. кр.), 15 г перуанского бальзама.

4. Сургуч черный простой. Берут 6480 г камедного лака, 3600 г венецианского терпентина, 2880 г мела, 720 г голландской сажи.

5. Смолка для бутылок. Расплавляют канифоль, воск, парафин и терпентин, прибавляют к массе хорошо растертые краски, помешивают и опускают в жидкую, еще горячую смолку головки бутылок или выливают в формы для продажи.

6. Заливка прозрачная для бутылок. 1 светлой смолы, 2 эфира, 2-3 коллодия растворяют и окрашивают в любой цвет анилиновыми красками.

7. Заливка желатиновая для пробок. Берут 1 желатина, 1 гуммиарабика, 2 крахмала и 15 воды. Кипятят до образования однородной массы, окрашивают ее фуксином, погружают в смесь головки бутылок и дают им просохнуть.

8. Заливка бутылок холодным способом. Обыкновенно для этой цели пользуются расплавленным сургучем или какой-либо массой, состоящей из смолы и воска. При таком способе от горячей массы бутылки нередко лопаются, ввиду чего нижеописанный способ имеет за собою несравненно большие удобства в целом ряде случаев. При заделке пробок холодным способом поступают следующим образом. Берут 3 древесной смолы (тонко измельченной), смешивают ее с 1 каустической соды (в порошке) и, при постоянном размешивании, подсыпают мало-помалу 4,5 гипса (в порошке). Получается совершенно белая масса, которую можно, по желанию, окрасить прибавлением к ней какой-либо краски. Масса хорошо пристает к стеклу и через 3/4 часа вполне затвердевает. Заделанная таким образом бутылка имеет очень красивый вид. Прочность подобной заливки очень значительная: она не трескается, нисколько не пропускает воздуха, не отмокает в воде и не расходится даже в кипятке.

Для работы с сургучом не требуется специального оборудования, при этом финансовые затраты весьма минимальные.

  • Минимальный объем заказа: 1 кг
  • Способ упаковки: картонные барабаны по 40 кг, мешки по 25кг, упаковка в целлофановые пакеты от 1 кг.

Наш сургуч соответствует всем радиологическим и гигиеническим нормам.

Сургуч почтовый

ТУ У 02969797.011-97

Назначение: для осургучивания почтовых отправлений, а также горловин стеклянной посуды

Состав: представляет собой сплав канифоли с наполнителями и пигментами с добавлением пластификатора.

Свойства: внешний вид: плотная с блестящей поверхностью масса красного или коричневого цвета, в изломе матовая

плотность при 20 о С, г/см³ 1,4-1,6
массовая доля минеральных веществ, %, не более 55
температура размягчения, о С, не ниже 45

состояние сургуча при рабочей температуре

в пределах от 145 о до 160 о С: Расплавленный сургуч в течение 2-3 часов должен представлять однородную легкоподвижную массу, не изменять цвета, не выделять удушливых газов, не должен расслаиваться и выделять минеральный осадок;

требования к сургучу при опечатывании горловин стеклянной посуды и почтовых отправлений: Сургуч в жидком виде должен хорошо приставать к стеклу и пробке, ложиться тонким слоем (около 1 мм). Смоченная водой металлическая печать не должна приставать к застывшему сургучу

Упаковка: картонные барабаны по 30 кг.

Хранение: гарантийный срок хранения 12 месяцев со дня изготовления.

Сургуч хранят в крытых складских помещениях, защищая продукт от воздействия влаги и прямых

солнечных лучей.

Меры предосторожности: Беречь от огня!

То, что веет стариной, дворцовыми переворотами, заговорами и тайнами. Это любовные письма, секретные послания, которые не должны были прочесть те, кому они не предназначались. Все конверты в бытность запечатывали сургучной печатью. Это был пароль на почтовом ящике долгие века, взломать который могли лишь умелые руки, но так, что и

Что это?

Чтобы лучше понять значение слова "сургуч", что это такое и для чего он нужен, стоит обратиться к толковым словарям. Они гласят, что сургуч - это смолистое вещество, твердое, но нагретое до невысоких температур, способное плавиться. Используется данный материал для опечатывания, опломбирования и декора.

А если давать более понятное определение, то сургуч - это вещество, которое состоит из смеси смол, масел, бальзамов и красителей.

Состав

Двадцать первый век - это время компьютерных технологий, эра электронного общения, чатов, смс и социальных сетей. Немудрено, что обывателю незнакомо такое понятие, как сургуч. Что это такое, из чего его делают - ответы на эти вопросы мало кто знает.

Но такое пренебрежение - это непростительная вольность. Человечество использовало сургуч многие столетия, отшлифовав свое мастерство в его изготовлении.

Каждое письмо имело свой стиль, и часто, чтобы его подчеркнуть, использовали цветные печати. Так, цветной сургуч служил знаком, который еще с порога мог дать понять, что в послании.

К примеру, черная печать означала, что полученная корреспонденция содержит информацию о чьей-либо смерти, белый цвет не зря привычен для легких и добрых событий. Такой печатью украшали приглашения на свадьбу, делились информацией о помолвке.

Красный сургуч имел свой цвет благодаря своему составу и добавлению в него сурика. Такой цвет был наиболее популярным и в бытность использовался повсеместно.

Так писем не ждут, так ждут письма…

Невозможно вообразить, сколь часто, распечатывая заветное письмо дрожащими пальцами, адресаты нервно теребили печать, пытаясь ее быстрее сорвать. Средство защиты наверняка было причиной для досады и лишней тревоги.

Сургуч в наше время зачастую носит лишь декоративную функцию. Конечно же, есть еще романтики, любители словесного жанра, которые хотят быть оригинальными. Но все же сейчас сургуч кусковой, гранулированный и таблетированный тоже пользуется популярностью, его покупают штучно, часто для рукоделия, или других поделок. Такой элемент понравится любителям старины, а открытка, запечатанная сургучной печатью, станет чем-то новым и экзотичным.

Красное, белое, сухое, крепленое

Еще одно применение сургуч нашел в винодельнях. Им могут декорировать бутылки, наливая расплавленный материал на поверхность. Оставив оттиск, винодел может нанести на бутылку некую информацию. Это может быть номер партии, дата разлива или сорт винограда, из которого произведен напиток.

В некоторых винодельнях таким образом закупоривают бутылки. Правда, его используют как внешний слой пробки. Для этих целей лучше всего подойдет сургуч кусковой, он бывает разных цветов, внешне имеет шероховатую текстуру, его кусочки можно спутать с колотым кирпичом.

Как давно мы писали письма на бумаге? Кажется, что этого не было никогда. Удобство электронной почты не вызывает сомнений. Но попробуйте побаловать дальнего друга, которого вы не видели много лет, родителей, проживающих в другом городе, первую учительницу письмом, написанным своей рукой. А чтобы запечатать его, возьмите сургуч. Что это такое, мы уже знаем, купить его можно на почте, в магазинах канцелярских товаров или рукоделия. Подарите близким незабываемые минуты и трогательные воспоминания!

«ceralacca» ). Что же касается русского слова «сургуч», то оно, по-видимому, пришло в русский язык из тюркских языков .

История

Сургуч представляет собой при обыкновенной температуре твёрдую различного цвета массу, плавящуюся при сравнительно небольшом нагревании и в жидком или полужидком состоянии способную склеивать. Сургуч - изобретение индийское и стал известен в Европе в средних веках , куда перешёл, по-видимому, из Испании , как показывает его раннее французское название (фр. cire d’Espagne ) .

Изначально сургуч использовался для запечатывания так называемых «закрытых писем », а позднее (приблизительно с XVI века) и конвертов . В России сургучные печати стали употребляться с конца XVII века . Сургуч также применяли для создания впечатления скрепления печатью важных документов или для герметичного уплотнения сосудов, например, для уплотнения клапанов кларнета . Хотя теперь сургуч используется в основном в декоративных целях, раньше он применялся для того, чтобы гарантировать подлинность содержимого конверта.

Несмотря на различия в рецептах сургуча, все их можно разделить на те, что существовали до, и те, что появились после начала торговли с Ост-Индией . В средние века его обычно делали из пчелиного воска , который расплавляли, смешивая с «венецианским терпентином », зеленовато-жёлтым смолистым экстрактом европейской лиственницы . В самом начале сургуч получался бесцветным, в более поздние времена ему часто придавали красный цвет с помощью киновари . В качестве красящих веществ иногда использовали еловую живицу и аурипигмент .

Терпентин лучше всего употреблять венецианский; он часто заменяется канифолью со скипидаром , причём эти вещества не должны содержать частиц дерева.

Для цветных сургучей употребляются следующие краски:

  1. красные - киноварь, свинцовый сурик, осаждённая и прокалённая окись железа и др.;
  2. жёлтые - хромовая жёлтая, кассельская жёлтая , охра и др.;
  3. зелёные - зелёный ультрамарин , хромовая зелень и др.;
  4. синие - берлинская лазурь , кобальтовый ультрамарин ;
  5. коричневые - различные умбры ;
  6. чёрная - сажа ;
  7. белые - мел, гипс, углекислая магнезия , цинковые, баритовые и висмутовые белила и др.

Приготовление

При расплавлении сургучной массы заботятся прежде всего о том, чтобы масса эта не перегревалась и плавилась при возможно низкой температуре, для чего устраиваются специальные печи , в которых плавильные железные эмалированные котелки нагреваются на песчаных банях горячим воздухом. Прежде всего плавят шеллак, прибавляют затем последовательно терпентин, индифферентные минеральные вещества и краски, всё время тщательно перемешивая деревянной лопаточкой. Пахучие и летучие вещества прибавляют под конец перед формованием сургучных палочек. Когда масса сделается однообразной, берут пробу и исследуют её на цвет, излом и т. д. Если масса готова, то она разливается в формы, состоящие из четырёхугольных латунных плит, по длине которых вырезаны соответствующей формы каналы (сверху на 2 мм шире, чем внизу). Длина каналов в два раза больше длины нормальных сургучных палочек; для круглых и овальных палочек делаются разборные формы. Обыкновенно не советуют охлаждать формы холодной водой для скорейшего остывания вылитого сургуча, потому что последний делается от этого хрупким и ломким.

Рецепты

Из числа многих рецептов для приготовления сургуча Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона указывает для примера следующие:

1. Красный сургуч высший сорт: шеллак - 120 частей, терпентин - 80, киноварь - 90, скипидар - 20, магнезия - 30; почтовый сургуч: шеллак - 20, канифоль - 80, терпентин - 50, скипидар - 5, мел - 30, гипс - 5, сурик - 60; сургуч для пакетов: канифоль - 200, сосновая смола - 100, терпентин - 50, мел - 75, скипидар - 3, окрашивается умброй или болюсом . 2. Жёлтый сургуч шеллак - 76, терпентин - 85, сосновая смола - 45, магнезия - 18, жёлтая хромовая краска - 25. 3. Зёленый сургуч шеллак - 70, терпентин - 80, сосновая смола - 40, магнезия - 15, берлинская лазурь и жёлтый крон - 25. 4. Синий сургуч шеллак - 70, терпентин - 60, сосновая смола - 35, магнезия - 10, мел - 20, ультрамарин - 20-25 частей. 5. Коричневый сургуч шеллак - 70, терпентин - 60, сосновая смола - 40, гипс - 20, мел - 20. 6. Чёрный сургуч шеллак - 50, терпентин - 90, сосновая смола - 65, мел - 40, сажа - 12. 7. Белый (просвечивающий) сургуч обесцвеченный шеллак - 30, густой терпентин - 40, мастика - 50, белила баритовые - 30. 8. Восковой сургуч белый воск - 50, терпентин - 15, киноварь - 10, глицерин - 5.

Цвет

На сегодняшний день имеется богатый спектр синтетически полученных цветов, но в основном до сих пор используются следующие сургучи :

  • коричневый (почтовый) - сургуч для опечатывания бумажно-картонной продукции,
  • красный,
  • синий,
  • жёлтый,
  • зелёный.

Использование

Обычно сургуч можно приобрести в форме куска (иногда - свечи́ с фитилём) или в виде гранул. Кусок сургуча плавится над свечой с одного конца (гранулы нагреваются в ложке над свечой) и затем проливается туда, куда это необходимо, обычно на клапан конверта. Пока сургуч не успел затвердеть, на нём делается оттиск печатки с рисунком (часто печатки были на перстнях), и таким образом запечатывается конверт. Для расплавления кускового сургуча применяется сургучница .

  • Примеры использования сургуча

См. также

Напишите отзыв о статье "Сургуч"

Примечания

Литература

  • / Сост. О. Я. Басин. - М.: Связь, 1968. - 164 с. (См. Сургуч .) (Проверено 4 января 2009)

Ссылки

  • - глава из электронной книги на сайте Союза филателистов России (Проверено 4 января 2009)
  • - описание, как пользоваться сургучом, на сайте (англ.) (Проверено 4 января 2009)
  • // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . - 2-е изд. - СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1880-1882.

Отрывок, характеризующий Сургуч

Х
Но странное дело, все эти распоряжения, заботы и планы, бывшие вовсе не хуже других, издаваемых в подобных же случаях, не затрогивали сущности дела, а, как стрелки циферблата в часах, отделенного от механизма, вертелись произвольно и бесцельно, не захватывая колес.
В военном отношении, гениальный план кампании, про который Тьер говорит; que son genie n"avait jamais rien imagine de plus profond, de plus habile et de plus admirable [гений его никогда не изобретал ничего более глубокого, более искусного и более удивительного] и относительно которого Тьер, вступая в полемику с г м Феном, доказывает, что составление этого гениального плана должно быть отнесено не к 4 му, а к 15 му октября, план этот никогда не был и не мог быть исполнен, потому что ничего не имел близкого к действительности. Укрепление Кремля, для которого надо было срыть la Mosquee [мечеть] (так Наполеон назвал церковь Василия Блаженного), оказалось совершенно бесполезным. Подведение мин под Кремлем только содействовало исполнению желания императора при выходе из Москвы, чтобы Кремль был взорван, то есть чтобы был побит тот пол, о который убился ребенок. Преследование русской армии, которое так озабочивало Наполеона, представило неслыханное явление. Французские военачальники потеряли шестидесятитысячную русскую армию, и только, по словам Тьера, искусству и, кажется, тоже гениальности Мюрата удалось найти, как булавку, эту шестидесятитысячную русскую армию.
В дипломатическом отношении, все доводы Наполеона о своем великодушии и справедливости, и перед Тутолминым, и перед Яковлевым, озабоченным преимущественно приобретением шинели и повозки, оказались бесполезны: Александр не принял этих послов и не отвечал на их посольство.
В отношении юридическом, после казни мнимых поджигателей сгорела другая половина Москвы.
В отношении административном, учреждение муниципалитета не остановило грабежа и принесло только пользу некоторым лицам, участвовавшим в этом муниципалитете и, под предлогом соблюдения порядка, грабившим Москву или сохранявшим свое от грабежа.
В отношении религиозном, так легко устроенное в Египте дело посредством посещения мечети, здесь не принесло никаких результатов. Два или три священника, найденные в Москве, попробовали исполнить волю Наполеона, но одного из них по щекам прибил французский солдат во время службы, а про другого доносил следующее французский чиновник: «Le pretre, que j"avais decouvert et invite a recommencer a dire la messe, a nettoye et ferme l"eglise. Cette nuit on est venu de nouveau enfoncer les portes, casser les cadenas, dechirer les livres et commettre d"autres desordres». [«Священник, которого я нашел и пригласил начать служить обедню, вычистил и запер церковь. В ту же ночь пришли опять ломать двери и замки, рвать книги и производить другие беспорядки».]
В торговом отношении, на провозглашение трудолюбивым ремесленникам и всем крестьянам не последовало никакого ответа. Трудолюбивых ремесленников не было, а крестьяне ловили тех комиссаров, которые слишком далеко заезжали с этим провозглашением, и убивали их.
В отношении увеселений народа и войска театрами, дело точно так же не удалось. Учрежденные в Кремле и в доме Познякова театры тотчас же закрылись, потому что ограбили актрис и актеров.
Благотворительность и та не принесла желаемых результатов. Фальшивые ассигнации и нефальшивые наполняли Москву и не имели цены. Для французов, собиравших добычу, нужно было только золото. Не только фальшивые ассигнации, которые Наполеон так милостиво раздавал несчастным, не имели цены, но серебро отдавалось ниже своей стоимости за золото.
Но самое поразительное явление недействительности высших распоряжений в то время было старание Наполеона остановить грабежи и восстановить дисциплину.
Вот что доносили чины армии.
«Грабежи продолжаются в городе, несмотря на повеление прекратить их. Порядок еще не восстановлен, и нет ни одного купца, отправляющего торговлю законным образом. Только маркитанты позволяют себе продавать, да и то награбленные вещи».
«La partie de mon arrondissement continue a etre en proie au pillage des soldats du 3 corps, qui, non contents d"arracher aux malheureux refugies dans des souterrains le peu qui leur reste, ont meme la ferocite de les blesser a coups de sabre, comme j"en ai vu plusieurs exemples».
«Rien de nouveau outre que les soldats se permettent de voler et de piller. Le 9 octobre».
«Le vol et le pillage continuent. Il y a une bande de voleurs dans notre district qu"il faudra faire arreter par de fortes gardes. Le 11 octobre».
[«Часть моего округа продолжает подвергаться грабежу солдат 3 го корпуса, которые не довольствуются тем, что отнимают скудное достояние несчастных жителей, попрятавшихся в подвалы, но еще и с жестокостию наносят им раны саблями, как я сам много раз видел».
«Ничего нового, только что солдаты позволяют себе грабить и воровать. 9 октября».
«Воровство и грабеж продолжаются. Существует шайка воров в нашем участке, которую надо будет остановить сильными мерами. 11 октября».]
«Император чрезвычайно недоволен, что, несмотря на строгие повеления остановить грабеж, только и видны отряды гвардейских мародеров, возвращающиеся в Кремль. В старой гвардии беспорядки и грабеж сильнее, нежели когда либо, возобновились вчера, в последнюю ночь и сегодня. С соболезнованием видит император, что отборные солдаты, назначенные охранять его особу, долженствующие подавать пример подчиненности, до такой степени простирают ослушание, что разбивают погреба и магазины, заготовленные для армии. Другие унизились до того, что не слушали часовых и караульных офицеров, ругали их и били».
«Le grand marechal du palais se plaint vivement, – писал губернатор, – que malgre les defenses reiterees, les soldats continuent a faire leurs besoins dans toutes les cours et meme jusque sous les fenetres de l"Empereur».
[«Обер церемониймейстер дворца сильно жалуется на то, что, несмотря на все запрещения, солдаты продолжают ходить на час во всех дворах и даже под окнами императора».]
Войско это, как распущенное стадо, топча под ногами тот корм, который мог бы спасти его от голодной смерти, распадалось и гибло с каждым днем лишнего пребывания в Москве.
Но оно не двигалось.
Оно побежало только тогда, когда его вдруг охватил панический страх, произведенный перехватами обозов по Смоленской дороге и Тарутинским сражением. Это же самое известие о Тарутинском сражении, неожиданно на смотру полученное Наполеоном, вызвало в нем желание наказать русских, как говорит Тьер, и он отдал приказание о выступлении, которого требовало все войско.
Убегая из Москвы, люди этого войска захватили с собой все, что было награблено. Наполеон тоже увозил с собой свой собственный tresor [сокровище]. Увидав обоз, загромождавший армию. Наполеон ужаснулся (как говорит Тьер). Но он, с своей опытностью войны, не велел сжечь всо лишние повозки, как он это сделал с повозками маршала, подходя к Москве, но он посмотрел на эти коляски и кареты, в которых ехали солдаты, и сказал, что это очень хорошо, что экипажи эти употребятся для провианта, больных и раненых.
Положение всего войска было подобно положению раненого животного, чувствующего свою погибель и не знающего, что оно делает. Изучать искусные маневры Наполеона и его войска и его цели со времени вступления в Москву и до уничтожения этого войска – все равно, что изучать значение предсмертных прыжков и судорог смертельно раненного животного. Очень часто раненое животное, заслышав шорох, бросается на выстрел на охотника, бежит вперед, назад и само ускоряет свой конец. То же самое делал Наполеон под давлением всего его войска. Шорох Тарутинского сражения спугнул зверя, и он бросился вперед на выстрел, добежал до охотника, вернулся назад, опять вперед, опять назад и, наконец, как всякий зверь, побежал назад, по самому невыгодному, опасному пути, но по знакомому, старому следу.
Наполеон, представляющийся нам руководителем всего этого движения (как диким представлялась фигура, вырезанная на носу корабля, силою, руководящею корабль), Наполеон во все это время своей деятельности был подобен ребенку, который, держась за тесемочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит.

6 го октября, рано утром, Пьер вышел из балагана и, вернувшись назад, остановился у двери, играя с длинной, на коротких кривых ножках, лиловой собачонкой, вертевшейся около него. Собачонка эта жила у них в балагане, ночуя с Каратаевым, но иногда ходила куда то в город и опять возвращалась. Она, вероятно, никогда никому не принадлежала, и теперь она была ничья и не имела никакого названия. Французы звали ее Азор, солдат сказочник звал ее Фемгалкой, Каратаев и другие звали ее Серый, иногда Вислый. Непринадлежание ее никому и отсутствие имени и даже породы, даже определенного цвета, казалось, нисколько не затрудняло лиловую собачонку. Пушной хвост панашем твердо и кругло стоял кверху, кривые ноги служили ей так хорошо, что часто она, как бы пренебрегая употреблением всех четырех ног, поднимала грациозно одну заднюю и очень ловко и скоро бежала на трех лапах. Все для нее было предметом удовольствия. То, взвизгивая от радости, она валялась на спине, то грелась на солнце с задумчивым и значительным видом, то резвилась, играя с щепкой или соломинкой.
Одеяние Пьера теперь состояло из грязной продранной рубашки, единственном остатке его прежнего платья, солдатских порток, завязанных для тепла веревочками на щиколках по совету Каратаева, из кафтана и мужицкой шапки. Пьер очень изменился физически в это время. Он не казался уже толст, хотя и имел все тот же вид крупности и силы, наследственной в их породе. Борода и усы обросли нижнюю часть лица; отросшие, спутанные волосы на голове, наполненные вшами, курчавились теперь шапкою. Выражение глаз было твердое, спокойное и оживленно готовое, такое, какого никогда не имел прежде взгляд Пьера. Прежняя его распущенность, выражавшаяся и во взгляде, заменилась теперь энергической, готовой на деятельность и отпор – подобранностью. Ноги его были босые.
Пьер смотрел то вниз по полю, по которому в нынешнее утро разъездились повозки и верховые, то вдаль за реку, то на собачонку, притворявшуюся, что она не на шутку хочет укусить его, то на свои босые ноги, которые он с удовольствием переставлял в различные положения, пошевеливая грязными, толстыми, большими пальцами. И всякий раз, как он взглядывал на свои босые ноги, на лице его пробегала улыбка оживления и самодовольства. Вид этих босых ног напоминал ему все то, что он пережил и понял за это время, и воспоминание это было ему приятно.
Погода уже несколько дней стояла тихая, ясная, с легкими заморозками по утрам – так называемое бабье лето.
В воздухе, на солнце, было тепло, и тепло это с крепительной свежестью утреннего заморозка, еще чувствовавшегося в воздухе, было особенно приятно.
На всем, и на дальних и на ближних предметах, лежал тот волшебно хрустальный блеск, который бывает только в эту пору осени. Вдалеке виднелись Воробьевы горы, с деревнею, церковью и большим белым домом. И оголенные деревья, и песок, и камни, и крыши домов, и зеленый шпиль церкви, и углы дальнего белого дома – все это неестественно отчетливо, тончайшими линиями вырезалось в прозрачном воздухе. Вблизи виднелись знакомые развалины полуобгорелого барского дома, занимаемого французами, с темно зелеными еще кустами сирени, росшими по ограде. И даже этот разваленный и загаженный дом, отталкивающий своим безобразием в пасмурную погоду, теперь, в ярком, неподвижном блеске, казался чем то успокоительно прекрасным.
Французский капрал, по домашнему расстегнутый, в колпаке, с коротенькой трубкой в зубах, вышел из за угла балагана и, дружески подмигнув, подошел к Пьеру.
– Quel soleil, hein, monsieur Kiril? (так звали Пьера все французы). On dirait le printemps. [Каково солнце, а, господин Кирил? Точно весна.] – И капрал прислонился к двери и предложил Пьеру трубку, несмотря на то, что всегда он ее предлагал и всегда Пьер отказывался.
– Si l"on marchait par un temps comme celui la… [В такую бы погоду в поход идти…] – начал он.
Пьер расспросил его, что слышно о выступлении, и капрал рассказал, что почти все войска выступают и что нынче должен быть приказ и о пленных. В балагане, в котором был Пьер, один из солдат, Соколов, был при смерти болен, и Пьер сказал капралу, что надо распорядиться этим солдатом. Капрал сказал, что Пьер может быть спокоен, что на это есть подвижной и постоянный госпитали, и что о больных будет распоряжение, и что вообще все, что только может случиться, все предвидено начальством.
– Et puis, monsieur Kiril, vous n"avez qu"a dire un mot au capitaine, vous savez. Oh, c"est un… qui n"oublie jamais rien. Dites au capitaine quand il fera sa tournee, il fera tout pour vous… [И потом, господин Кирил, вам стоит сказать слово капитану, вы знаете… Это такой… ничего не забывает. Скажите капитану, когда он будет делать обход; он все для вас сделает…]
Капитан, про которого говорил капрал, почасту и подолгу беседовал с Пьером и оказывал ему всякого рода снисхождения.
– Vois tu, St. Thomas, qu"il me disait l"autre jour: Kiril c"est un homme qui a de l"instruction, qui parle francais; c"est un seigneur russe, qui a eu des malheurs, mais c"est un homme. Et il s"y entend le… S"il demande quelque chose, qu"il me dise, il n"y a pas de refus. Quand on a fait ses etudes, voyez vous, on aime l"instruction et les gens comme il faut. C"est pour vous, que je dis cela, monsieur Kiril. Dans l"affaire de l"autre jour si ce n"etait grace a vous, ca aurait fini mal. [Вот, клянусь святым Фомою, он мне говорил однажды: Кирил – это человек образованный, говорит по французски; это русский барин, с которым случилось несчастие, но он человек. Он знает толк… Если ему что нужно, отказа нет. Когда учился кой чему, то любишь просвещение и людей благовоспитанных. Это я про вас говорю, господин Кирил. Намедни, если бы не вы, то худо бы кончилось.]