Применение подстатьи 225 КОСГУ в рамках бюджетного учета является наиболее проблематичным. Нередко возникают сомнения при выборе между 225 и 310 КОСГУ (между ремонтом и модернизацией (реконструкцией, дооборудованием), а также - между 225 и 226 КОСГУ. Почему такие сложности возникают и как бухгалтеру «выйти сухим из воды», рассмотрим на примере рабочих ситуаций.

Что учитывать

Согласно Указаниям № 180н на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» относятся расходы по оплате договоров на выполнение работ, ока-зание услуг, связанных с содержанием, обслуживанием, ремонтом имущества, полученного в аренду или безвозмездное пользование, находящихся на праве оперативного управления и в государственной казне Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования. В частности, это расходы на:

  • содержание в чистоте помещений, зданий, дворов, иного имущества (уборка и вывоз снега, мусора; дезинфекция, дезинсекция, дератизация, газация; санитарно-гигиеническое обслуживание, мойка и чистка (хим-чистка) и т. д.);
  • ремонт (текущий и капитальный) и реставрацию нефинансовых активов;
  • противопожарные мероприятия, связанные с содержанием имущества (огнезащитная обработка, зарядка огнетушителей и т. д.);
  • расходы на оплату работ (услуг), осуществляемые в целях соблюдения нормативных предписаний по эксплуатации (содержанию) имущества, а также в целях определения его технического состояния;
  • проведение бактериологических исследований воздуха в помещениях, а также иных нефинансовых активов (перевязочного материала, инстру-ментов и т. п.);
  • замазка, оклейка окон;
  • услуги по организации питания животных, находящихся в оперативном управлении, а также их ветеринарное обслуживание;
  • заправка картриджей;
  • другие аналогичные расходы.
Пример 1

Учреждение отразило расходы за проведение экспертизы компьютерной техники, что было необходимо в целях подтверждения неисправности компьютера и его спи-сания, по подстатье 226 КОСГУ.

Выбор подстатьи 226 КОСГУ бухгалтер мотивировал тем, что эта экспертиза не связана с эксплуатацией. Однако в Указаниях № 180н в составе подстатьи 225 КОСГУ указано: обследование технического состояния объектов нефинансовых ак-тивов, осуществляемое в целях... определения возможности дальнейшей эксплуата-ции... Следовательно, расходы надо было отразить по коду 225 КОСГУ.

Это же учреждение регулярно оплачивает работы по «испытанию диэлектрических галош и ковриков». В полном соответствии с принципами применения подстатьи 225 КОСГУ эти работы оплачиваются как содержание имущества.

Учреждение отразило оплату работ по «опломбированию водомера» по под-статье 225 КОСГУ Несмотря на то что водомер не числится в учете как отдельный объект, код КОСГУ выбран правильно.

В Указаниях № 180н относительно применения подстатьи 225 КОСГУ отмечено: государственная поверка, паспортизация, клеймение средств измерений. Факт проведения опломбирования водомера подтверждает, что он находится в опе-ративном управлении учреждения.

Аналогично в отношении такого вида работ, как «электроизмерение и ис-пытание параметров электропроводки», оплату следует производить по коду 225 КОСГУ.

Администрация сельского поселения заключила договор на «сбор, транспорти-ровку, размещение отходов», предметом которого являлся сбор и вывоз мусора с улиц и иных общественных мест на территории поселения.

Бухгалтер принял ошибочное решение об отражении этих расходов на подста-тью 226 КОСГУ, хотя сбор, вывоз и утилизация бытовых отходов относятся к коду 225 КОСГУ.

Независимо от того, оформлено ли такое имущество, расположенное в черте зе-мель поселения, в собственность, оно фактически находится в пользовании поселе-ния.

Кроме того, в п. 19 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указа-но, что в полномочия поселения входит организация благоустройства территории.

Следовательно, отражать расходы необходимо по подстатье 225 КОСГУ.

Подчеркнем, что ни один из нормативных документов по применению КОСГУ не содержит указания о том, что подстатья 225 может относиться исключительно к имуществу, отраженному на балансовых или забалансовых счетах учреждения. Определено только то, что речь идет об имуществе, на-ходящемся в собственности, оперативном управлении или пользовании.

Администрация сельского поселения для целей исполнения работ по благоустрой-ству приобрела бензопилу. В соответствии с п. 51 Инструкции № 157н бензопила отне-сена к материальным запасам и приобретена по коду 340 КОСГУ. Согласно принятой в органе власти учетной политике бензопила списана при передаче в эксплуатацию. В результате объект отсутствует и на балансовых, и на забалансовых счетах.

Тем не менее ремонт бензопилы следует отражать по коду 225 КОСГУ, т. к. право пользования на нее не прекратилось. Факт проведения ремонта подтверждает, что ремонтируемый объект существует и используется учреждением.

О ремонте

В 2009 г. в письме Минфина России от 21.07.2009 № 02-05-10/2931 «О на-правлении Методических рекомендаций по применению классификации операций сектора государственного управления» (в настоящее время утра-тило силу) впервые было дано определение понятия «ремонт». Под ним понимался комплекс ремонтно-строительных и ремонтно-реставрационных работ, выполняемых в т. ч. в целях устранения неисправностей (восстанов-ления работоспособности) объектов нефинансовых активов.

Данная формулировка сохранилась и в Указаниях № 180н: ремонт - это, в частности, устранение неисправностей, восстановление работоспособно-сти имущества, восстановление или поддержание первоначальных харак-теристик. Рассмотрим, как данное определение действует на практике.

Устранение неисправностей объектов: двигатель автомобиля вышел из строя, автомобиль не может двигаться.

Восстановление эксплуатационных показателей объектов:

  • автомобиль еще ездит, но заметно упала мощность двигателя, резко увеличился расход топлива, угар масла значительно превышает нормы;
  • принтер еще печатает, но качество печати низкое, оттиски нечеткие, с полосами;
  • оконные рамы еще целые, но рассохлись настолько, что их невозможно открыть и проветрить помещение.
Пример 6

Вышел из строя жесткий диск компьютера (HDD ) емкостью 80 гБ. На момент выполне-ния ремонта в продаже уже нет дисков емкостью менее 250 гБ. В результате произошло улучшение характеристик компьютера. Однако первопричиной замены жесткого диска было устранение неисправности, поэтому такая операция не является модернизацией и относится к коду 225 КОСГУ.

В соответствии с определением понятия ремонта, введенным Минфи-ном России, была поставлена точка в многочисленных конфликтах по вопросу правильной классификации работ по замене (ремонту) окон, две-рей, ворот, элементов отопительной системы. А также систем водоснаб-жения, канализации, ассенизации, освещения (в т. ч. радиаторов, смеси-телей, раковин, унитазов, светильников и других бытовых предметов, не являющихся отдельными инвентарными объектами), входящих в стои-мость здания.

Учреждение заключило договор на выполнение работ по замене вышедшего из строя отопительного котла в здании, которое находится в оперативном управлении и числится в бюджетном учете. Котел числился в учете как отдельный инвентарный объект основных средств. Новый котел приобретен в рамках отдельного договора.

В соответствии с нормами Инструкции № 157н (п. 118) отопительный котел не явля-ется самостоятельным объектом основных средств, а относится к материальным запа-сам. Следовательно, необходимо сначала исправить ошибку в учете: отсторнировать операцию принятия к учету котла как объекта основных средств и отразить исправи-тельную проводку по оприходованию старого котла как материальных запасов и далее списать его на увеличение стоимости здания.

Поскольку целью работ по демонтажу старого и установке нового котла было вос-становление эксплуатационных характеристик здания, все указанные работы следова-ло отнести к подстатье 225 КОСГУ

Новый котел, приобретенный в рамках отдельного договора, следует оплатить за счет статьи 340 КОСГУ, а после установки - списать по коду 272 КОСГУ.

Если ремонт (замена) выполняются подрядчиками в рамках договоров, заключенных государственными (муниципальными) учреждениями в це-лях восстановления эксплуатационных показателей зданий, сооружений, то оплачивать такие работы следует по коду 225 КОСГУ. Даже если под-рядчик указал в документах перечень и стоимость израсходованных им материалов.

В отношении обслуживания и ремонта единых функционирующих систем (локально-вычислительных сетей, пожарной и охранной сигнализации, си-стем допуска в помещение и видеонаблюдения и т. п.), входящих в состав отдельных объектов нефинансовых активов, в Указаниях № 180н также пред-писано использование кода 225 КОСГУ. Даже если такие системы не отра-жены в учете в качестве отдельного инвентарного объекта.

В отношении зданий и сооружений к ремонтным работам отнесены:

  • отделочные работы (перекраска, замена покрытий без изменения основ-ных функциональных характеристик);
  • некапитальная перепланировка помещений;
  • реставрационные работы (за исключением работ, носящих характер ре-конструкции, модернизации, дооборудования и приводящих к сущест-венным улучшениям объектов).
Отталкиваемся от цели

Для того чтобы четко различать, какие расходы следует отражать по коду 225, а какие по коду 310 КОСГУ (ремонт или реконструкция (мо-дернизация, дооборудование)), следует отталкиваться от первопричины (цели) выполнения работ. Если целью является улучшение характери-стик исправного объекта, то такие расходы не относятся к коду 225 КОСГУ.

Учреждение приобрело новую программу для ведения бухгалтерского учета. Пер-вый месяц ее эксплуатации показал, что, хотя компьютер, на который она была уста-новлена, исправен, его технические характеристики недостаточны для эффективного использования рабочего времени бухгалтера: медленно работает процессор и не хва-тает объема оперативной памяти.

Работы по улучшению компьютера не могут быть отнесены к подстатье 225 КОСГУ, т. к. их причиной не является восстановление работоспособности самого компьютера (старая бухгалтерская программа работает, как и прежде, успешно).

Таким образом, работы следует оплатить по коду 310 КОСГУ как модернизацию или дооборудование, в зависимости от состава работ.

Не все имущество отражается по 225

Для того чтобы четко различать, какие расходы следует оплачивать по коду 225, а какие - по коду 226 КОСГУ (содержание имущества или прочие услуги), следует иметь в виду, что не все работы и услуги, связанные с иму-ществом, относятся к подстатье 225 КОСГУ:

  • под содержанием понимаются работы, проводимые с имуществом, кото-рое находится в эксплуатации, поэтому работы по монтажу (когда иму-щество еще не введено в эксплуатацию (оплата по 226 КОСГУ)), по де-монтажу (имущество уже не эксплуатируется (226 КОСГУ)) не относятся к подстатье 225 КОСГУ;
  • к содержанию имущества не относятся услуги, не связанные непосредст-венно с его эксплуатацией или с поддержанием его эксплуатационных характеристик: хранение (226 КОСГУ), транспортировка (222 КОСГУ), страхование (226 КОСГУ).
Пример 9

Государственная инспекция труда по субъекту РФ приобрела автомобиль. Автоса-лон-продавец в рамках отдельного договора произвел дополнительные работы: по-лировку кузова, фар; перепрограммирование контроллера автоматической коробки передач.

Вопреки мнению бухгалтера, по требованию органа казначейства оплата была про-изведена по подстатье 225 КОСГУ, хотя следовало отразить операцию по коду 226 КОСГУ

В описанной ситуации работник органа казначейства подошел формально к вопро-су выбора кода КОСГУ Действительно, если рассматривать сам состав выполняемых работ, то, как правило, такие работы выполняются для восстановления характеристик автомобиля. Конечно, из предоставленных в орган казначейства документов не было видно, что автомобиль новый. Но бухгалтер дал устные разъяснения, которые работник органа казначейства не принял во внимание.

Согласно Указаниям № 180н к подстатье 225 КОСГУ относятся работы, осуществля-емые с целью поддержания и (или) восстановления функциональных, пользователь-ских характеристик объекта. В отношении нового объекта никакого поддержания или восстановления быть не может, следовательно, нет оснований для применения подстатьи 225 КОСГУ.

Чтобы предотвратить такую ситуацию, следовало сформулировать договор с авто-салоном таким образом, чтобы в нем присутствовало прямое указание на то, что авто-мобиль новый.

Иные случаи

Также к подстатье 225 КОСГУ не относятся:

  • приобретение государственным (муниципальным) учреждением матери-альных запасов для целей проведения ремонта, произведенное в рамках отдельных договоров (340 КОСГУ);
  • оплата услуг по поддержанию (восстановлению) работоспособности компьютерных программ (226 КОСГУ);
  • пусконаладочные работы «вхолостую» (работы капитального характера,
  • 226 КОСГУ));
  • разработка проектной документации для проведения ремонта (226 КОСГУ).
Пример 10

При проведении планового технического обслуживания автомобиля в автосало-не согласно предоставленным документам, кроме выполнения работ, подрядчиком были израсходованы запасные части (свечи зажигания, фильтры, прокладки), ГСМ (моторное и трансмиссионное масло) и технологические жидкости (антифриз, тор-мозная жидкость). Орган казначейства потребовал у учреждения отдельно произ-вести оплату за материальные запасы по статье 340 КОСГУ, и за работы - по подста-тье 225 КОСГУ Такое требование ошибочно и связано с неправильным пониманием назначения статьи 340 КОСГУ, которая отражает не приобретение материальных запасов, как процесс, а увеличение их стоимости, как результат. В результате техоб-служивания автомобиля общее количество материальных запасов в учреждении не изменилось. Следовательно, всю сумму договора следует оплатить по подста-тье 225 КОСГУ.

Бухгалтерские проводки

Согласно инструкциям № 157н и 162н отражение операций по подстатье 225 КОСГУ может быть оформлено следующим образом:

Наименование операции Бухгалтерская запись
дебет счета кредит счета
1 2 3
Начисления
Отражение задолженности поставщику за услуги по со-держанию имущества 0 401 20 225 0 109 00 225 0 302 25 730
Кассовые расходы безналичным путем
Перечисление оплаты поставщику за услуги по содержа-нию имущества 0 302 25 830 1 304 05 225 0201 11 610
Перечисление аванса поставщику за услуги по содержа-нию имущества 0 206 25 560 1 304 05 225 0201 11 610
Зачет ранее перечисленного аванса за услуги по содержа-нию имущества после получения документов, подтверж-дающих получение услуг 0 302 25 830 0 206 25 660
Расходы через подотчетное лицо
Перечисление денежных средств под отчет на счет со-трудника в кредитной организации 0 208 25 560 1 304 05 225 0201 11 610
Снятие наличных для выдачи под отчет 0 210 03 560 1 304 05 225 0201 11 610
Поступление в кассу 0 201 34 510 0 210 03 660
Выдача сотруднику под отчет 0 208 25 830 0 201 34 610
Принятие отчета сотрудника об израсходованных суммах 0 401 20 225 0 109 00 225 0 208 25 660
Возврат неиспользованных сумм 0 201 34 510 0 208 25 660
Сдача на лицевой счет 0 210 03 560 0 201 34 610
Зачисление на лицевой счет - восстановление расходов 1 304 05 225 0201 11 510 0 210 03 660
Начисление по гражданско-правовым договорам с физическими лицами
Начисление работнику выплат по подстатье 225 КОСГУ 0 401 20 225 0 109 00 225 0 302 25 730
Удержание налога на доходы физических лиц 0 302 25 830 0303 01 730
Начисление платежей в бюджет по подстатье 225 КОСГУ 0 401 20 225 0 109 00 225 0 303 02 730 0 303 06 730

0 303 07 730 0 303 08 730

0 303 10 730 0 303 11 730

Кассовые расходы безналичным путем
Перечисление оплаты по гражданско-правовому договору 0 302 25 830 1 304 05 225 0201 11 610
Перечисление платежей в бюджет и во внебюджетные фонды 0303 01 830

0 303 06 830 0 303 07 830

0 303 08 830 0 303 10 830 0 303 11 830

1 304 05 225
Кассовые расходы с выплатой наличными
Снятие наличных для выплаты 0 210 03 560 1 304 05 225 0201 11 610
Поступление в кассу 0 201 34 510 0 210 03 660
Выдача физическому лицу 0 302 25 830 0 201 34 610

Нередко возникают сомнения при выборе между 225 и 310 КОСГУ (между ремонтом и модернизацией (реконструкцией, дооборудованием), а также - между 225 и 226 КОСГУ. Почему такие сложности возникают и как «выйти сухим из воды», рассмотрим на примере рабочих ситуаций.

Что учитывать

Согласно Указаниям № 180н на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» относятся расходы по оплате договоров на выполнение работ, ока­зание услуг, связанных с содержанием, обслуживанием, ремонтом имущества, полученного в аренду или находящихся на праве оперативного управления и в государственной казне Российской Федерации, субъекта РФ, В частности, это расходы на:

  • содержание в чистоте помещений, зданий, дворов, иного имущества (уборка и вывоз снега, мусора; дезинфекция, дезинсекция, дератизация, газация; санитарно-гигиеническое обслуживание, мойка и чистка (хим­чистка) и т. д.);
  • ремонт (текущий и капитальный) и реставрацию нефинансовых активов;
  • противопожарные мероприятия, связанные с содержанием имущества (огнезащитная обработка, зарядка огнетушителей и т. д.);
  • расходы на оплату работ (услуг), осуществляемые в целях соблюдения нормативных предписаний по эксплуатации (содержанию) имущества, а также в целях определения его технического состояния;
  • проведение бактериологических исследований воздуха в помещениях, а также иных нефинансовых активов (перевязочного материала, инстру­ментов и т. п.);
  • замазка, оклейка окон;
  • услуги по организации питания животных, находящихся в оперативном управлении, а также их ветеринарное обслуживание;
  • заправка картриджей;
  • другие аналогичные расходы.

Пример 1

Учреждение отразило расходы за компьютерной техники, что было необходимо в целях подтверждения неисправности компьютера и его спи­сания, по подстатье 226 КОСГУ.

Выбор подстатьи 226 КОСГУ бухгалтер мотивировал тем, что эта экспертиза не связана с эксплуатацией. Однако в Указаниях № 180н в составе подстатьи 225 КОСГУ указано: обследование технического состояния объектов нефинансовых ак­тивов, осуществляемое в целях... определения возможности дальнейшей эксплуата­ции... Следовательно, расходы надо было отразить по коду 225 КОСГУ.

Это же учреждение регулярно оплачивает работы по «испытанию диэлектрических галош и ковриков». В полном соответствии с принципами применения подстатьи 225 КОСГУ эти работы оплачиваются как содержание имущества.

Пример 2

Учреждение отразило оплату работ по «опломбированию водомера» по под­статье 225 КОСГУ Несмотря на то что водомер не числится в учете как отдельный объект, код КОСГУ выбран правильно.

В Указаниях № 180н относительно применения подстатьи 225 КОСГУ отмечено: государственная поверка, паспортизация, клеймение средств измерений. Факт проведения опломбирования водомера подтверждает, что он находится в опе­ративном управлении учреждения.

Аналогично в отношении такого вида работ, как «электроизмерение и ис­пытание параметров электропроводки», оплату следует производить по коду 225 КОСГУ.

Пример 3

Администрация сельского поселения на «сбор, транспорти­ровку, размещение отходов», предметом которого являлся сбор и вывоз мусора с улиц и иных общественных мест на территории поселения.

Бухгалтер принял ошибочное решение об отражении этих расходов на подста-тью 226 КОСГУ, хотя сбор, вывоз и бытовых относятся к коду 225 КОСГУ.

Независимо от того, оформлено ли такое имущество, расположенное в черте зе­мель поселения, в собственность, оно фактически находится в пользовании поселе­ния.

Кроме того, в п. 19 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указа­но, что в полномочия поселения входит организация благоустройства территории.

Следовательно, отражать расходы необходимо по подстатье 225 КОСГУ.

Подчеркнем, что ни один из нормативных документов по применению КОСГУ не содержит указания о том, что подстатья 225 может относиться исключительно к имуществу, отраженному на балансовых или учреждения. Определено только то, что речь идет об имуществе, на­ходящемся в собственности, оперативном управлении или пользовании.

Пример 4

Администрация сельского поселения для целей исполнения работ по благоустрой­ству приобрела бензопилу. В соответствии с п. 51 Инструкции № 157н бензопила отне­сена к материальным запасам и приобретена по коду 340 КОСГУ. Согласно принятой в учетной бензопила списана при передаче в эксплуатацию. В результате объект отсутствует и на балансовых, и

Тем не менее ремонт бензопилы следует отражать по коду 225 КОСГУ, т. к. право пользования на нее не прекратилось. Факт проведения ремонта подтверждает, что ремонтируемый объект существует и используется учреждением.

О ремонте

В 2009 г. в письме от 21.07.2009 № 02-05-10/2931 «О на­правлении Методических рекомендаций по применению классификации операций сектора государственного управления» (в настоящее время утра­тило силу) впервые было дано определение понятия «ремонт». Под ним понимался комплекс ремонтно-строительных и ремонтно-реставрационных работ, выполняемых в т. ч. в целях устранения неисправностей (восстанов­ления работоспособности) объектов нефинансовых активов.

Данная формулировка сохранилась и в Указаниях № 180н: ремонт - это, в частности, устранение неисправностей, восстановление работоспособно­сти имущества, восстановление или поддержание первоначальных харак­теристик. Рассмотрим, как данное определение действует на практике.

Устранение неисправностей объектов: двигатель автомобиля вышел из строя, автомобиль не может двигаться.

Восстановление эксплуатационных показателей объектов:

  • автомобиль еще ездит, но заметно упала мощность двигателя, резко увеличился расход топлива, угар масла значительно превышает нормы;
  • принтер еще печатает, но качество печати низкое, оттиски нечеткие, с полосами;
  • оконные рамы еще целые, но рассохлись настолько, что их невозможно открыть и проветрить помещение.

Пример 6

Вышел из строя жесткий диск компьютера (HDD ) емкостью 80 гБ. На момент выполне­ния ремонта в продаже уже нет дисков емкостью менее 250 гБ. В результате произошло улучшение характеристик компьютера. Однако первопричиной замены жесткого диска было устранение неисправности, поэтому такая операция не является модернизацией и относится к коду 225 КОСГУ.

В соответствии с определением понятия ремонта, введенным Минфи­ном России, была поставлена точка в многочисленных конфликтах по правильной классификации работ по замене (ремонту) окон, две­рей, ворот, элементов отопительной системы. А также систем водоснаб­жения, канализации, ассенизации, освещения (в т. ч. радиаторов, смеси­телей, раковин, унитазов, светильников и других бытовых предметов, не являющихся отдельными инвентарными объектами), входящих в стои­мость здания.

Пример 7

Учреждение заключило договор на выполнение работ по замене вышедшего из строя отопительного котла в здании, которое находится в оперативном управлении и числится в бюджетном учете. Котел числился в учете как отдельный инвентарный объект основных средств. Новый котел приобретен в рамках отдельного договора.

В соответствии с нормами Инструкции № 157н (п. 118) отопительный котел не явля­ется самостоятельным объектом основных средств, а относится к материальным запа­сам. Следовательно, необходимо сначала исправить ошибку в учете: отсторнировать операцию принятия к учету котла как объекта основных средств и отразить исправи­тельную проводку по оприходованию старого котла как материальных запасов и далее списать его на увеличение стоимости здания.

Поскольку целью работ по демонтажу старого и нового котла было вос­становление эксплуатационных характеристик здания, все указанные работы следова­ло отнести к подстатье 225 КОСГУ

Новый котел, приобретенный в рамках отдельного договора, следует оплатить за счет статьи 340 КОСГУ, а после установки - списать по коду 272 КОСГУ.

Если ремонт (замена) выполняются подрядчиками в рамках договоров, заключенных государственными (муниципальными) учреждениями в це­лях восстановления эксплуатационных показателей зданий, сооружений, то оплачивать такие работы следует по коду 225 КОСГУ. Даже если под­рядчик указал в документах перечень и стоимость израсходованных им материалов.

В отношении обслуживания и ремонта единых функционирующих систем (локально-вычислительных сетей, пожарной и охранной сигнализации, си­стем допуска в помещение и видеонаблюдения и т. п.), входящих в состав отдельных объектов нефинансовых активов, в Указаниях № 180н также пред­писано использование кода 225 КОСГУ. Даже если такие системы не отра­жены в учете в качестве отдельного инвентарного объекта.

В отношении зданий и сооружений к ремонтным работам отнесены:

  • отделочные работы (перекраска, замена покрытий без изменения основ­ных функциональных характеристик);
  • некапитальная перепланировка помещений;
  • реставрационные работы (за исключением работ, носящих характер ре­конструкции, модернизации, дооборудования и приводящих к сущест­венным улучшениям объектов).

Отталкиваемся от цели

Для того чтобы четко различать, какие расходы следует отражать по коду 225, а какие по коду 310 КОСГУ (ремонт или реконструкция (мо­дернизация, дооборудование)), следует отталкиваться от первопричины (цели) выполнения работ. Если целью является улучшение характери­стик исправного объекта, то такие расходы не относятся к коду 225 КОСГУ.

Пример 8

Учреждение приобрело новую программу учета. Пер­вый месяц ее эксплуатации показал, что, хотя компьютер, на который она была уста­новлена, исправен, его технические характеристики недостаточны для эффективного использования рабочего времени бухгалтера: медленно работает процессор и не хва­тает объема оперативной памяти.

Работы по улучшению компьютера не могут быть отнесены к подстатье 225 КОСГУ, т. к. их причиной не является восстановление работоспособности самого компьютера (старая бухгалтерская программа работает, как и прежде, успешно).

Таким образом, работы следует оплатить по коду 310 КОСГУ как модернизацию или дооборудование, в зависимости от состава работ.

Не все имущество отражается по 225

Для того чтобы четко различать, какие расходы следует оплачивать по коду 225, а какие - по коду 226 КОСГУ (содержание имущества или прочие услуги), следует иметь в виду, что не все работы и услуги, связанные с иму­ществом, относятся к подстатье 225 КОСГУ:

  • под содержанием понимаются работы, проводимые с имуществом, кото­рое находится в эксплуатации, поэтому работы по монтажу (когда иму­щество еще не введено в эксплуатацию (оплата по 226 КОСГУ)), по де­монтажу (имущество уже не эксплуатируется (226 КОСГУ)) не относятся к подстатье 225 КОСГУ;
  • к содержанию имущества не относятся услуги, не связанные непосредст­венно с его эксплуатацией или с поддержанием его эксплуатационных характеристик: хранение (226 КОСГУ), транспортировка (222 КОСГУ), (226 КОСГУ).

Пример 9

Государственная инспекция труда по субъекту РФ приобрела автомобиль. Автоса­лон-продавец в рамках отдельного договора произвел дополнительные работы: по­лировку кузова, фар; перепрограммирование контроллера автоматической коробки передач.

Вопреки мнению бухгалтера, по требованию органа казначейства оплата была про­изведена по подстатье 225 КОСГУ, хотя следовало отразить операцию по коду 226 КОСГУ

В описанной ситуации работник органа казначейства подошел формально к вопро­су выбора кода КОСГУ Действительно, если рассматривать сам состав выполняемых работ, то, как правило, такие работы выполняются для восстановления характеристик автомобиля. Конечно, из предоставленных в орган казначейства документов не было видно, что автомобиль новый. Но бухгалтер дал устные разъяснения, которые работник органа казначейства не принял во внимание.

Согласно Указаниям № 180н к подстатье 225 КОСГУ относятся работы, осуществля­емые с целью поддержания и (или) восстановления функциональных, пользователь­ских характеристик объекта. В отношении нового объекта никакого поддержания или восстановления быть не может, следовательно, нет оснований для применения подстатьи 225 КОСГУ.

Чтобы предотвратить такую ситуацию, следовало сформулировать договор с авто­салоном таким образом, чтобы в нем присутствовало прямое указание на то, что авто­мобиль новый.

Иные случаи

Также к подстатье 225 КОСГУ не относятся:

  • приобретение государственным (муниципальным) учреждением матери­альных запасов для целей проведения ремонта, произведенное в рамках отдельных договоров (340 КОСГУ);
  • оплата услуг по поддержанию (восстановлению) работоспособности компьютерных программ (226 КОСГУ);
  • пусконаладочные работы «вхолостую» (работы капитального характера,
  • 226 КОСГУ));
  • разработка проектной документации для проведения ремонта (226 КОСГУ).

При проведении планового технического обслуживания автомобиля в автосало­не согласно предоставленным документам, кроме выполнения работ, подрядчиком были израсходованы запасные части (свечи зажигания, фильтры, прокладки), ГСМ (моторное и трансмиссионное масло) и технологические жидкости (антифриз, тор­мозная жидкость). Орган казначейства потребовал у учреждения отдельно произ­вести оплату за материальные запасы по статье 340 КОСГУ, и за работы - по подста­тье 225 КОСГУ Такое требование ошибочно и связано с неправильным пониманием назначения статьи 340 КОСГУ, которая отражает не приобретение материальных запасов, как процесс, а увеличение их стоимости, как результат. В результате техоб­служивания автомобиля общее количество материальных запасов в учреждении не изменилось. Следовательно, всю сумму договора следует оплатить по подста­тье 225 КОСГУ.

Бухгалтерские проводки

Согласно инструкциям № 157н и 162н отражение операций по подстатье 225 КОСГУ может быть оформлено следующим образом:

Наименование операции

Бухгалтерская запись

дебет счета

кредит счета

Начисления

Отражение задолженности поставщику за услуги по со­держанию имущества

0 401 20 225 0 109 00 225

Кассовые расходы безналичным путем

Перечисление оплаты поставщику за услуги по содержа­нию имущества

1 304 05 225 0201 11 610

Перечисление аванса поставщику за услуги по содержа­нию имущества

1 304 05 225 0201 11 610

Зачет ранее перечисленного аванса за услуги по содержа­нию имущества после получения документов, подтверж­дающих получение услуг

Принятие отчета сотрудника об израсходованных суммах

0 401 20 225 0 109 00 225

Возврат неиспользованных сумм

Сдача на лицевой счет

Зачисление на лицевой счет - восстановление расходов

1 304 05 225 0201 11 510

Начисление по гражданско-правовым договорам с физическими лицами

Начисление работнику выплат по подстатье 225 КОСГУ

0 401 20 225 0 109 00 225

Удержание налога на доходы физических лиц

Начисление платежей в бюджет по подстатье 225 КОСГУ

0 401 20 225 0 109 00 225

0 303 02 730 0 303 06 730

0 303 07 730 0 303 08 730

0 303 10 730 0 303 11 730

Кассовые расходы безналичным путем

Перечисление оплаты по гражданско-правовому договору

1 304 05 225 0201 11 610

Перечисление платежей в бюджет и во внебюджетные фонды

0 303 06 830 0 303 07 830

0 303 08 830 0 303 10 830 0 303 11 830

Кассовые расходы с выплатой наличными

Снятие наличных для выплаты

1 304 05 225 0201 11 610

Поступление в кассу

Выдача физическому лицу

На подстатью 225 КОСГУ «Работы, услуги по содержанию имущества» относят расходы по оплате договоров, которые направлены на поддержание или восстановление разных характеристик нефинансовых активов учреждения. В частности:

  • уборка снега или мусора;
  • вывоз твердых бытовых отходов (ТБО),
  • обследование технического состояния, текущий и капитальный ремонт, реставрация НФА,
  • огнезащитная обработка зданий;
  • зарядка огнетушителей;
  • установка противопожарных дверей, испытание пожарных кранов,
  • заправка картриджей и другие расходы.

Такую расшифровку КОСГУ 225 в 2018 году применяют бюджетные, казенные и автономные учреждения.

  • монтаж оборудования ,
  • информационные услуги,
  • услуги типографии,
  • медицинские услуги,
  • организацию питания,
  • авторские вознаграждения,
  • другие работы и услуги.

Часто бухгалтеры путают подстатьи 225 и 226 КОСГУ, это и не удивительно. Так как зачастую одни и те же расходы, в зависимости от дополнительных условий их возникновения, могут быть отражены и по 225 и по 226 КОСГУ. Например, пусконаладочные работы «под нагрузкой» относятся на подстатью 225 КОСГУ, а пусконаладочные работы «вхолостую» – на 226 КОСГУ. Поэтому сложно сразу определить, что можно проводить по КОСГУ 226 или 225, а что нет.

Чтобы не совершать ошибок, важно понимать разницу между двумя подстатьями и знать распространенные частные случаи. Об этом дальше в статье. Подробно расходы, которые в 2017 году относятся на подстатьи 225 КОСГУ и 226 КОСГУ, перечислены в разделе V Указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н.

Группа 100 детализирована статьями 110 – 180 КОСГУ, в рамках которых группируются операции, относящиеся к доходам. В силу поправок, внесенных в Указания № 65н Приказом № 255н, статьи 120 – 140 детализированы новыми подстатьями.

Что касается статей (подстатей) расходов, здесь необходимо отметить следующее.

Подстатья 224 «Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)» КОСГУ изложена в новой редакции.

По этой подстатье отражаются также расходы государственных (муниципальных) учреждений – арендаторов на уплату НДС, исчисленного ими как налоговыми агентами при исполнении обязательств по уплате арендных платежей согласно договору аренды имущества.

По подстатье 226 «Прочие работы, услуги» в 2018 году не отражаются расходы на приобретение услуг, работ для целей капитальных вложений.

Данные новшества связаны с тем, что эти расходы теперь отражаются по другой подстатье, о чем мы расскажем ниже.

Статья 220 дополнена подстатьями 227 – 229, по которым показываются следующие операции.

Даже у тех, кто знает, что такое КОСГУ в бюджете, расшифровка может вызвать затруднение. Классификация операций сектора государственного управления - это часть классификации счета, которая позволяет группировать затраты госсектора экономики в зависимости от экономического содержания и включает в себя группу, статью и подстатью.

С 2016 года КОСГУ не применяется получателями средств при формировании планов доходов и расходов, но применяется в учете и отчетности. В 2018 году требуется применять его для учреждений и организаций государственного сектора при составлении рабочего плана счетов, ведении учета и отчетности.

Классификация КОСГУ представляет собой следующие группировки:

  • 100 - доходы;
  • 200 - расходы;
  • 300 - поступление нефинансовых активов (НА);
  • 400 - выбытие НА;
  • 500 - поступление финансовых активов (ФА);
  • 600 - выбытие ФА;
  • 700 - увеличение обязательств;
  • 800 - уменьшение обязательств.

Ранее в структуре кода бюджетной классификации (КБК) применялся КОСГУ, с 2015 года в части затрат данный код заменен на код видов расходов.

Такую расшифровку КОСГУ 225 в 2018 году применяют бюджетные, казенные и автономные учреждения.

Смотрите таблицу: Ошибки в применении подстатьи 225 КОСГУ.

В 2018 году в соответствии с Указаниями 65н подстатья 226 КОСГУ «Прочие работы, услуги» является одной из наиболее обширных по типам расходов. По КОСГУ 226 в учете отражают работы и услуги, которые нельзя к подстатьям 221-225:

  • проектные, конструкторские и прочие подобные работы,
  • монтаж оборудования,
  • информационные услуги,
  • услуги типографии
  • медицинские услуги,
  • организацию питания,
  • авторские вознаграждения,
  • другие работы и услуги.

Будьте внимательные, транспортные услуги относят на КОСГУ 222. К подстатье 226 относят прочие работы и услуги.

С 2018 года применяйте Указания 65н с учетом поправок, утвержденных приказом Минфина России от 29.11.2017 № 210н:

  • КВР 244 именуется «Прочая закупка товаров, работ и услуг», а в его описание внесены технические правки;
  • изменили описание КВР 521, 523, 634, 814;
  • появился новый вид расходов 815 «Субсидии юридическим лицам на осуществление капитальных вложений в объекты недвижимого имущества». По нему отражайте субсидии на капвложения или покупку недвижимости организациям, 100% акций которых принадлежат государству;
  • установлено, что казенные учреждения не учитывают затраты на приобретение и строительство недвижимости по КВР 406 и 407.

Порядок применения статей (подстатей) КОСГУ в учете установлен в разделе V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н. Последние изменения в КОСГУ внесены приказом Минфина от 27.12.2017 № 255н, который вносит правки в Указания по применению бюджетной классификации № 65н.

КОСГУ 226 часто путают с КОСГУ 225, так как многие расходы могут быть отражены по обеим подстатьям. Расскажем, как расшифровать в 2019 году КОСГУ 225 и КОСГУ 226, а также отнести расходы на верную подстатью, например, шиномонтаж, заправку картриджей и др.

Благоустройство территории

Понятия «благоустройство» в законодательстве нет. Финансовое ведомство считает, что это расходы на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства на территории учреждении. То есть это различные работы, услуги и нефинансовые активы.

Если предмет контракта – комплекс работ по благоустройству, расходы проведите по подстатье КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги». В комплексе могут быть работы:

  • установить ограждения, фонтаны, фонари, скамьи,
  • разбить клумбы и цветники,
  • посадить деревья и кустарники,
  • устроить площадки для автотранспорта, детские игровые площадки,
  • заасфальтировать дорожки, уложить тротуарную плитку.

Если заключили несколько договоров на благоустройство, в учете расходы распределите:

  • устанавливаете оборудование, сажаете растения, асфальтируете – подстатья КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги»,
  • стрижете кустарники, траву на газонах – подстатья КОСГУ 225 «Работы, услуги по содержанию имущества».

Ремонт оргтехники или мебели

В бухучете и отчетности расходы на ремонт оргтехники или мебели подрядным способом должны пройти по подстатье КОСГУ 225 «Работы, услуги по содержанию имущества». Это касается имущества, которое принадлежит учреждению на праве оперативного управления.

Нанесение дорожной разметки

Нанесение дорожной разметки относится к услугам по содержанию имущества, а значит подстатья 225. Объясняется это тем, что данная статья применяется не только к имуществу учреждения, но и имуществу казны. Чем, как правило, являются дороги общего пользования.

Скачайте шпаргалку с последними изменениями в КОСГУ:

Скачать шпаргалку

Обратите внимание! Важно использовать правильные коды КОСГУ во избежание ошибок в учете.

Услуги по диагностике водонагревателя

Обследование технического состояния имущества, чтобы определить, можно ли его дальше эксплуатировать, отражают по подстатье КОСГУ 225 «Работы, услуги по содержанию имущества». Диагностика водонагревателя как раз относится к таким услугам. Отражение данных расходов по КОСГУ 226 возможно, если учреждение преследует иные цели.

Услуги экскаватора

Если услуги экскаватора или другой спецтехники нужны для содержания имущества (уборка снега, мусора и прочее), отражайте расходы по подстатье 225. Если арендуете экскаватор – КОСГУ 224. Если цель услуги – транспортировка груза, то расходы относите на

Соответствие КВР и КОСГУ

Рассмотрим, каким КВР соответствуют КОСГУ 225 и 226. В 2019 году таблицу соответствия обновили, скачайте ее:

КВР 119 КОСГУ 226

С 2017 года КВР 119 можно использовать не только с КОСГУ 213 и 262, но и применять для подстатьи 226 КОСГУ. Но не стоит забывать, что это допускается только в отношении расходов связанных с предупреждением травматизма на производстве и заболеваний профессионального характера. Оплата таких расходов производится за счет средств уплаченных в качестве взносов в Фонд социального страхования.

Вид расходов 123 КОСГУ 226

По виду расходов 123 отражаются компенсации и различного возмещения лицам, которые привлекаются для выполнения отдельных полномочий. Такими лицами могут быть депутаты, адвокаты, свидетели, присяжные, участвующие в судебном разбирательстве и другие граждане. Расходами, подлежащими возмещению, как правило, являются горюче-смазочные материалы, сотовая связь, проезд и т.д.

КВР 244 КОСГУ 226

На КВР 244 относят прочую закупку работ, услуг и товаров для государственных или муниципальных нужд. В сопряжении с КОСГУ 226 это может означать прочие услуги, связанные с закупками. Например, утилизация списанного и ранее вывезенного оборудования.

Что такое КОСГУ. Расшифровка КОСГУ 226 в России в 2019 году. Примеры в бюджетных организациях.
В экономике Российской Федерации не малую долю занимают бюджетные организации.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Предприятия, финансируемые государством. Их наличие позволяет обеспечить социальную поддержку населению со стороны государства.

Предоставляя основные жизненно важные услуги в плане медицины, образования и т.д. бесплатно. Такие учреждения имеют свои особенности бухгалтерского и налогового учета.

Особое внимание уделяется финансовым процессам на бюджетных предприятиях по той причине, что их деятельность финансируется из государственного бюджета.

Поэтому особо важно отметить и проверить целевое использование всех поступающих и выбывающих средств.

Общие моменты

Финансирование всех бюджетных организаций контролируется казначейством. Для этого они имеют свою особую систему учета.

В рамках этого было разработано несколько классификаторов, позволяющих систематизировать необходимую информации.

Одним из таких инструментов выступает КОСГУ. В чем заключается его суть, каково его основное назначение и как пользоваться, рассмотрим далее в статье.

Как и большинство классификаторов КОСГУ имеет цифровое значение. Это упрощает работу с документацией.

Вместо словесного описания действия используется цифровой код, который отображает установленную классификатором информации.

Что это такое

КОСГУ – это классификация операций сектора государственного управления, представляет собой группировку операций по их типовому экономическому значению.

Он позволяет систематизировать экономические процессы, происходящие на предприятии и упростить процесс оставления отчетности.

Классификатор операций сектора государственного управления состоит их следующих групп:

В данной статье рассмотрим более подробно КОСГУ 226, который отмечает операцию, связанную с расходами на прочие работы и .

Как правило с этой подгруппой связанно больше всего вопросов, так как очень сложно определиться с операциями, которые, согласно законодательству, относятся именно к ней.

Данная подгруппа включает в себя те статьи, которые нельзя отнести к 221-225. Далее мы рассмотрим примеры работ и услуг, которые включает в себя данная категория. Это позволит вам использовать КОСГУ более опытно.

Какова его роль

КОСГУ – это код, который используется казначейскими органами и предназначается для систематизации собранных статистических данных.

КОСГУ – это специфический классификатор, используемый исключительно предприятиями, непосредственно подчиняющимися государственному управлению. Контроль их деятельности осуществляет казначейство.

Через данный орган проходит и финансирование этих предприятий. КОСГУ выступает своеобразной интерпретацией плана счетов для бюджетных учреждений.

Он предназначается для систематизации информации о движении финансовых средств на предприятии, отображение этих процессов есть в бухгалтерской и налоговой отчетности.

В отличие от плана счетов он не используется для первичной отчетности. Но он играет не менее важную роль, так как с его помощью составляется ряд окончательных отчетов, отправляемых правлением в казначейство.

КОСГУ используется при составлении планирования. Его используют для организации графика закупок, реализации продукции и других финансовых и не финансовых операций.

Нормативное регулирование

Как и большинство процессов в сфере экономики использование КОСГУ регулируется рядом нормативных актов.

Из них можно выделить основные:

Этот список также можно дополнить муниципальными законодательными актами, так как многие бюджетные предприятия и организации финансируются именно из местных бюджетов и контролируются соответственно ими же.

Расшифровка КОСГУ 226 для бюджетных учреждений в 2019 году

Бюджетные учреждения в связи со своей спецификой имеют, как уже говорилось выше, свою систему финансового учета.

Одной из таких особенностей является использование КОСГУ. Он включает в себя счета для учета всех операций, предусмотренных на предприятии.

Но из множества счетов КОСГУ, 226 привлекает больше всего внимание. Проблема в том, что тяжело определить, какие операции должны быть отнесены к нему, а какие к предшествующим ему.

Чтобы это понять, нужно знать, как правильно расшифровывается данный счет.

Структура счета

Счет КОСГУ состоит из трехзначной цифры, первое число в которой определяет отнесение операции к одной из восьми экономических групп. В свою очередь, каждая группа делится на подгруппы.

К какой из них отнести операцию, зависит от сферы ее выполнения. Рассмотрим это на примере счета 226. Первая цифра кода определяет, что операции, отнесенные в эту группу, принадлежат к расходам (200).

Открыв данную статью, мы видим, что на счет 220 относят расходы, связанные с оплатой работ и услуг.

Ну и просмотрев, какие подгруппы включает в себя 220 счет, мы определяем, что к 226 относятся прочие работы и услуги. Теперь рассмотрим, как на данный счет относится операция, совершенная на предприятии.

Для этого смоделируем ситуацию «отнесение зарплату повара в школьной столовой», так как этот расход относится на счет 200.

Ну, и так как питание школьников не является основной деятельностью предприятия, то отнести ее стоит к прочим расходам, а именно на 226 счет.

Перечень работ, учитываемых данной статье

Чтобы более подробно и точно раскрыть картину отображения операции по статье 226, рассмотрим пример, какие работы могут на ней быть отображены.

Бюджетные организации к КОСГУ 226 относят ряд работ, которые нельзя отобразить в других расходных группах.

В зависимости от особенностей деятельности самого предприятия, здесь отображают такие работы:

  • работы, предусматривающие подготовительный этап до начала производства;
  • проектирование, разработка чертежей и планов объектов;
  • конструкторские работы;
  • утилизация оборудования и другого имущества (не во всех случаях);
  • благоустройство территории;
  • и другие.

Помимо этого, к расходам по 226 подстатье КОСГУ относится оплата авторского права.

Определить, относится данный вид выполненных работ к счету 226 или все же его стоит отображать по другим статьям, на самом деле вовсе не сложно.

Для этого нужно определиться с тем, с какой целью была выполнена работа. В списке, к примеру, представлен пункт «утилизация оборудования». Как правило, он отображается по 225 статье.

Но если оно не состояло на балансе организации, к примеру, было взято в и полностью вышло из строя за период пользования, то расходы, связанные с вывозом оборудования и его утилизацией, относят именно на 226 счет. Отметьте, что в этом случае не происходит отображение стоимости самого оборудования.

Список услуг, относимых в бухгалтерском учёте казённых учреждений на двести двадцать шестой

Помимо работ, которые могут выполняться как сотрудниками, так и третьими лицами, на предприятии на 226 счет относятся услуги.

Отнесение операции к той или иной подгруппе в первую очередь зависит от специфики деятельности предприятия.

При ведении бухгалтерского учета по КОСГУ 226 бюджетные учреждения используют такие расходные операции:

  • монтаж оборудования;
  • информирование;
  • типографические услуги;
  • обеспечение питания;
  • вывоз отходов;
  • организация торгов;
  • услуги в рамках проведения модернизации;
  • другие услуги.

Типичной ошибкой большинства финансистов является отнесение к данной подгруппе транспортных расходов. Поэтому целесообразно отметить, что они относятся к 225 подгруппе.

А вот к 226 можно отнести такие расходы, как, к примеру, издание листовок с инструкциями по правилам безопасности на предприятии или схем плана эвакуации при пожаре, которые в обязательном прядке должны иметь все рабочие помещения.

В этом случае, когда отображаются расходы, оплачивается неполученная продукция, а услуга по ее созданию, оказанная другой организацией или наемными рабочими.

Не исключением являются и клининговые услуги, особенно в случае, если для их проведения нанимаются третьи лица.

Такие работы предусмотрены абсолютно на всех предприятиях, но они никак не касаются непосредственно выполнения рабочего процесса. Часто предприятиям необходима консультация специалистов в разных сферах деятельности.

Они могут специализироваться на оказании консультационных услуг в производственном процессе, решать финансовые или юридические вопросы. В любом случае оплату этих услуг также целесообразно отнести на 226 счет.

К специфике ведения учета бюджетными организациями и учреждениями относится использование КОСГУ.