Логистика влияет почти на каждый аспект счета прибылей и убытков фирм. Поэтому соответствующие изменения в логистической стратегии воздействуют на финансовые результаты деятельности фирм. Рассмотрение логистики в качестве фактора повышения конкурентоспособности предполагает, что последствия принимаемых решений в данной области должны поддаваться измерению в плане их воздействия на функциональные затраты и на доходы от продажи товаров. Хозяйственная практика свидетельствуют о том, что определить количественные показатели влияния логистики на повышение конкурентоспособности фирм весьма сложно. Иногда это удаётся сделать лишь при соблюдении следующих условий:

При наличии хорошо отлаженной учётно-информационной системы;

При проведении комплексного анализа доходов и расходов всех структурных подразделений фирмы и всех участков логистической цепи, основанного на единой методологии исчисления издержек;

При условии определения доли прибыли от логистической деятельности в общей прибыли фирм.

У фирм, принявших логистическую концепцию, наблюдается улучшение показателя отношения прибыли к инвестированному капиталу (инвестированный капитал делят на основной и оборотный):

стоимость элементов логистической системы (транспортные средства, погрузочно-разгрузочные механизмы, склады), если они принадлежат фирме, является частью ее основного капитала.

логистические операции и решения самым тесным образом связаны с различного рода запасами, счетами дебиторов и наличностью, представляющими собой не что иное, как оборотный капитал.

Влияние логистики на расходы, связанные с продажей товаров, очевидно. В рамках логистического подхода к данным расходам относятся издержки по выполнению заказов, включающие затраты на их обработку, перевозку и складирование грузов, управление запасами, упаковку и поддерживающую деятельность (обеспечение запасными частями, послепродажный сервис).

Существенное влияние на оборотный капитал логистика оказывает через сокращение запасов сырья, полуфабрикатов, комплектующих и готовых изделий. Очень часто 50% и более оборотного капитала фирм приходится на запасы. Поэтому логистический фактор, воздействующий на инвестированный капитал, в значительной мере зависит от политики компаний в отношении уровня запасов, степени контроля и управления уровнем запасов, а также от системы планирования потребностей распределения.

Аренда многими фирмами транспортных средств, складов и других элементов логистической системы превращает их для арендатора из основного капитала в текущие расходы, что нужно учитывать в логистической деятельности.

В настоящее время при рассмотрении вопросов о конкурентоспособности фирм исходят из 2 положений:

Производство по минимальным издержкам уже не является единственной целью производителя;

Ценовая конкуренция перестала быть единственной формой конкурентной борьбы.

Поэтому концепция конкурентоспособности фирмы предусматривает получение конкурентного преимущества путём дифференциации общего предложения компании за счёт повышения качества и расширения масштабов предлагаемых клиенту логистических услуг.

Механизм повышения конкурентоспособности фирмы на основе логистики: Характерна рыночная ситуация, когда: в рамках конкретной отрасли изделия или услуги отличаются высокой степени сопоставимости; изделия широко известны широкому кругу потенциальных покупателей; продажная цена изделий носит фиксированный характер.

Правила конкуренции:

а) задаётся максимальный уровень цены;

б) издержки производства у различных производителей не одинаковы;

в) издержки производства зависят от накопленного опыта.

Компании стремятся повысить производительность логистической деятельности в целях сокращения издержек и повышения конкурентоспособности. Прибегают к рационализации логистической деятельности, но уровень логистической услуги сохраняется прежним. Через определённое время, получив прибыль от рационализации логистической деятельности, руководство компании осознает, что подобную рационализацию становится осуществлять сложнее и компания ищет другие пути.

Нововведения связаны с уровнем услуги, сопутствующей товару, а также с заменой товара услугой. Происходит дифференциация. Дифференцировать предложение логистика может посредством перехода от еженедельных к ежедневным поставкам или путём расширения логистической деятельности при переходе от производства товара (автомобили) к содержанию или эксплуатации парка автомобилей.

Если на первом этапе критерием были цены товаров при одинаковом их качестве, то на втором этапе - качество логистических услуг. С течением времени процесс внедрения нововведений постепенно распространяется на все компании данной отрасли и наступает третий этап.

Восстановление исходной ситуации, но на иной основе. В результате приоритетное значение вновь приобретает снижение издержек, но уже применительно ко всем предлагаемым компанией товарам и услугам. В реальности ни один из этапов не приводит к стабилизации ситуации на длительный период. Погоня за конкурентоспособностью ведет к постоянному внедрению нововведений, что заставляет постоянно переосмысливать структуру предложения товаров.

В связи со становлением рыночных отношений в последние годы в России логистика стала широко применяться и распространяться. Это объясняется теми значительными результатами, которые были получены, благодаря применению логистического подхода в экономике развитых капиталистических стран. Логистика стала инструментом бизнеса таких известных корпораций как IBM, Proctor & Gamble, General Motors, Ford Motors, Johnson & Johnson и многие другие.

Деятельность предприятий и организаций в области логистики для достижения конкурентных преимуществ складывается из общеизвестных "семи правил" логистики. Логистическая деятельность должна носить интеграционный характер, иначе достижение этих правил невозможно. Необходима интеграция всех субъектов участвующих в логистической цепочке в логистическую систему. Западными учеными и специалистами было разработано множество логистических концепций, успешно применяемых на многих известных предприятиях и корпорациях, которые дали значительные конкурентные преимущества выпускаемым ими товарам и позволили стать предприятиям ведущими в своей отрасли производства. Приведем некоторые из них в качестве примеров.

Первая рассматриваемая концепция - "Justintime".Эта концепция является наиболее широко распространенной. Ее появление относится к концу 50-х годов, когда японская компания "Тойота Моторс", а затем и другие автомобилестроительные фирмы Японии начали активно внедрять систему KONBAN. Лозунгом концепции является потенциальное исключение запасов материалов, компонентов и полуфабрикатов в производственном процессе. Исходной постановкой было то, что если производственное расписание задано, то можно так организовать процесс, что все материалы и полуфабрикаты будут поступать в нужном количестве, в нужное место и точно к назначенному сроку для производства или сборки готовой продукции. Для этого нужна оперативная передача данных между подразделения и координация поставщиков деталей. Применение данной концепции позволяет значительно улучшить качество выпускаемой продукции, снизить себестоимость производства, практически сократить страховые запасы, ускорить оборачиваемость оборотного капитала фирмы.

Рассмотрим так же макрологистическую концепцию "Leanproduction". Сущность данного подхода выражается в творческом сплаве следующих компонентов: высокого качества, маленьких размеров производственных партий, низких уровней запасов, высококвалифицированного персонала и гибкого оборудования. Эта концепция получила свое название "тощее производство", потому что требует гораздо меньше ресурсов, чем массовое производство - меньше запасов, меньше времени на производство единицы продукции, меньше потерь от брака, потому что сведены до минимума производственные партии и производственное время.

Следующая концепция - "Requirements / resource planning". На данной концепции основаны такие логистические системы в производстве и снабжении, как MRP I / MRP II - "Materials /manufacturin grequirements / resource planning" (системы планирования потребностей в материалах / производственного планирования потребностей ресурсов), и в дистрибьюции - DRP I / DRP II - "Distribution requirements / resource planning" (система планирования распределения продукции / ресурсов). Основными целями MRP являются удовлетворение производства в ресурсах, поддержание низкого уровня запасов, планирование производственных операций. В процессе реализации этих целей MRP система обеспечивает приток планового количества материальных ресурсов и запасов продукции за время, используемое для планирования. Система MRP начинает свою работу с определения, сколько и в какие сроки необходимо произвести конечной продукции. Затем система определяет время и необходимые количества материальных ресурсов для удовлетворения потребностей производственного расписания MRP II является эффективной плановой техникой, позволяющей проводить логистическую концепцию интеграции функциональных сфер бизнеса при управлении материальными потоками. Преимущества MRP I перед MRP II системами являются лучшее удовлетворение потребительского спроса путем сокращения продолжительности производственных циклов, лучшей организации поставок, более быстрой реакции на изменения спроса. Система DRP имеет такой же принцип работы, что и MRP, но в каналах дистрибьюции готовой продукции. Система DRP сложнее, так как базируется на потребительском спросе, который не контролируется фирмой. Система планирует и регулирует уровни запасов на базах и складах фирмы в собственной товаропроизводящей сети сбыта или у оптовых торговых посредников.

Следующая концепция - "Quick response" (QR)-переводится как метод быстрого реагирования, представляет собой логистическую координацию между ритейлерами и оптовиками, с целью улучшения продвижения готовой продукции в их дистрибьютивных сетях в ответ на дополнительное изменение спроса. Реализация этих концепций осуществляется путем мониторинга продаж в розничной торговле и передачи информации об объемах продаж по специфицированной номенклатуре и ассортименту оптовикам, и от них - производителям готовой продукции. Применение концепции QR позволяет уменьшить запасы готовой продукции до требуемого уровня, но не ниже величины, позволяющей быстро удовлетворить потребительский спрос, и в то же время значительно повысить оборачиваемость запасов.

Рассмотрим также "Continuous replenishment" (CR), которая является модификацией QR. Целью СR является установление эффективного плана, направленного на пополнение запасов готовой продукции у ритейлеров. Рассчитывается необходимая суммарная потребность в количестве и ассортименте товара. Затем достигается соглашения между поставщиками, оптовиками и ритейлерами на пополнение их запасов готовой продукции путем подписания обязательства по закупкам. Для эффективной работы этой концепции необходимо выполнение двух пунктов: обеспечение достоверной информацией от ритейлеров и соответствие размеров грузовых поставок максимальной вместительности транспортных средств.

Последняя концепция "Automatic replenishment"является улучшенным вариантом концепций QRи СК. Стратегия данного метода обеспечивает поставщиков готовой продукции необходимым набором правил для принятия решений по товарным атрибутам и категориям. Путем применения данной концепции поставщик может удовлетворить потребности ритейлеров в товарной категории за счет устранения необходимости отслеживания единичных продаж и уровней запасов для товаров быстрой реализации. Эта стратегия также позволяет уменьшить затраты ритейлеров, связанные с распределением запасов и обеспечением надежности их пополнения.

В условиях рыночной экономики основным звеном хозяйственной системы является предприятие (деловая фирма), цель деятельности которого - максимизация получаемой прибыли. Вся организационно-хозяйственная деятельность фирмы строится исходя из указанной цели, ибо только рост прибыли в конечном счете определяет успех в конкурентной борьбе. В этом коренное отличие деловой фирмы (главного структурного звена рыночной экономики) от государственного предприятия (важнейшего подразделения централизованной экономики), целью деятельности которого является наиболее полное и точное выполнение государственных плановых заданий.

Стремясь максимизировать выпуск продукции, фирма решает вопрос об использовании той или иной технологии, так как X различных комбинаций данного объема ресурсов может привести к различным конечным результатам. Технологическая зависимость между затратами ресурсов и выпуском продукции выражается в виде производственной функции

где () - объем выпуска продукции фирмой из имеющихся у нее ресурсов; 1=,п - количество ресурсов, находящихся в распоряжении фирмы; X,. =Х1,Хп - затраты ресурсов, используемых фирмой.

Если фирма представляет собой экономическую систему, состоящую из т производственных подсистем, то каждая подсистема ] = ,т характеризуется производственной функцией /(X,), отражающей выпуск продукции /-й подсистемой в зависимости от объема ресурсов X" ={Х{,...Х{,...Х1") , выделенного этой подсистеме. Задача системы состоит в том, чтобы распределить имеющиеся ресурсы Х-=ХГХП между подсистемами, выделив 1-й подсистеме комплекс ресурсов Х!=Х(,Х"п так, чтобы максимизировать суммарный выпуск фирмы в целом. Модель этой задачи выглядит следующим образом:

Конкурентная борьба побуждает фирмы изыскивать все новые резервы конкурентоспособности, при этом они могут изменяться как количественно, так и качественно, охватывая те сферы, которые ранее не рассматривались как источники усиления положения фирмы на рынке.

Понятие конкуренции является основной категорией теории рыночной экономики. Конкуренция - главное условие существования рынка как такового, и конкурентный рынок выступает противоположностью монопольной структуре.

Под конкуренцией понимают наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов и возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его. Конкуренция может проявляться по-разному.

Чистая конкуренция возникает, когда многочисленные продавцы и покупатели участвуют в процессе купли-продажи однородного продукта. Большое число продавцов и покупателей не позволяет ни одному из них, действуя в одиночку, воздействовать на рыночные цены, которые являются непосредственным результатом соотношения спроса и предложения.

Совершенная конкуренция отличается от чистой конкуренции наличием абсолютной мобильности ресурсов на рынке и отсутствием ограничений на вход и выход ресурсов из этого рынка, а также равной доступностью и полнотой информации о рынке для всех продавцов и покупателей.

Реальная (эффективная) конкуренция возникает при независимом действии покупателей и продавцов в случае, когда рынок не является чисто или совершенно конкурентным.

С позиций логистики для нас в первую очередь интересно то, что распределение ресурсов в сфере производства считается эффективным в том случае, если невозможно перераспределить совокупный объем производства любого ресурса так, чтобы снизить совокупные издержки производства этого ресурса. Поскольку в совершенно конкурентной экономике предельные издержки производства любого продукта равны для всех производителей, то равновесие в такой экономике является эффективным по производству. Распределение ресурсов в сфере потребления будет эффективным, если невозможно перераспределить суммарные объемы потребления между потребителями так, чтобы улучшить положение по меньшей мере одного из них без причинения ущерба другому. Распределение ресурсов в сфере обмена будет эффективным в том случае, если невозможно изменить суммарные объемы производимых товаров и услуг так, чтобы улучшить по меньшей мере положение одного потребителя без того, чтобы не ухудшить положение любого другого потребителя.

В теории конкурентных преимуществ, разработанной М. Портером и изложенной в его работах , вопросы конкуренции получили чрезвычайно глубокое и многостороннее развитие. Проанализировав различные подходы к объяснению причин конкурентоспособности и рассмотрев такие факторы сравнительных преимуществ, как рабочая сила, природные ресурсы, протекционистская политика правительства по отношению к отечественным фирмам, различия в подходе к управлению фирмами, М. Портер пришел к выводу, что ни один из них в отдельности не способен объяснить успех или неудачу фирмы в конкурентной борьбе. По мнению М. Портера, конкурентоспособность фирмы обеспечивает наиболее полное и эффективное использование всех как принадлежащих фирме, так и приобретаемых ею для будущей предпринимательской деятельности ресурсов, иными словами - продуктивность использования ресурсов.

Конкурентное преимущество реализуется исходя из того, как фирма организует и выполняет отдельные виды своей деятельности, посредством которой фирма создает продукцию, предназначенную для рынка. Виды деятельности подразделяются на категории и в совокупности составляют так называемую цепочку ценности, все составляющие которой вносят свой вклад в выпускаемый товар.

Практически все категории (может быть, за исключением управления людскими ресурсами), представленные на рис. 9.3, для успешной реализации на данном этапе экономического развития, по нашему мнению, требуют обязательного участия логистики как функционального управления. Большое значение имеет и организация связей между указанными видами деятельности, нацеленная на конечный результат (так, более дорогие комплектующие изделия, обладающие более высоким качеством, позволят снизить издержки непосредственно обслуживания и т.д.). Цепочка ценности той или иной фирмы при конкуренции в отдельной отрасли входит в более крупную систему деятельности, которую М. Портер называет системой ценностей, что составляет основу концепции полезности. Отметим логистический аспект данной категории, ибо в нее входят цепочки ценностей поставщиков сырья, комплектующих изделий, оборудования и услуг, а также цепочка ценностей самой фирмы. Товар фирмы проходит через цепочку ценностей каналов сбыта, в итоге чего товар становится совокупным элементом в цепочке ценностей потребителя, который использует его в своей деятельности.

Рис. 9.3.

Конкурентное преимущество все в большей степени определяется тем, насколько эффективно фирма создает логистическую структуру, организующую и упорядочивающую вышеупомянутую систему. Эти связи не только материализуют внутрифирменное соединение разных видов деятельности фирмы, по и предопределяют взаимную зависимость и заинтересованность фирмы, предприятий-смежников и каналов сбыта (хозяйственных связей). Фирма получает значительные преимущества, оптимизируя эти связи. Так, поставки, основанные на принципе "точно в срок", существенно снижают операционные расходы фирмы и значительно уменьшают уровень материальных запасов.

Конкурентная борьба со времени становления развитых рыночных отношений протекает постоянно, однако наиболее отчетливо "смена вех", изменение ориентиров во внешней политике фирм ощущались в XX в. В ходе развития производительных сил постоянно происходят глубокие изменения в трех внешних сферах, взаимодействующих с фирмой: в политической, главным элементом которой выступает государство; в социальной (общественные организации и общественное мнение) и экономической, в которой фирма вступает в целый комплекс различных отношений с поставщиками и потребителями, конкурирует на рынке труда и товарном рынке.

Изменение внешней политики фирм, границы важнейших этапов их поведения в значительной степени совпадают с крупнейшими экономическими кризисами (табл. 9.1).

До начала 1930-х гг. мировой рынок практически не был насыщен товарами и любой качественной продукции был гарантирован сбыт, а потому снижение производственных издержек существенно повышало конкурентоспособность фирмы. На этом этапе решение потребителя приобрести ту или иную продукцию мотивировалось ее легко доступностью и выгодностью по цене. Для поведения фирмы-производителя были свойственны эффективное расширенное воспроизводство и создание широкой распределительной сети.

Главным же для фирм было снижение затрат на единицу производимой продукции. При этом предполагалось, что товары могут быть проданы и без особого учета требований потребителей. В ряде случаев разнообразие модификаций было сведено к минимуму. Возникший в это время кризис, наиболее остро проявившийся в США и получивший там название Великая депрессия, был, собственно, кризисом массового и повсеместного перепроизводства.

Таблица 9.1 Основные этапы внешней политики фирмы

Период

Концепция

Главный критерий

Основная функция

Целепо-лагающая наука

Основной ресурс

Начало XX в.- конец 1920-х гг.

Производ-ствен-

Объем и издержки производства

Производственная

Организация производства. НОТ

Технический

Сбытовая

Организация и управление сбытом

Пространст-венно-организа-ционный

Конец 1940-х -

конец 1950-х гг.

Продуктовая

Качество

продукции

Контрольно-управлен-ческая

Экономика предприятия

Технологический

Начало 1960-х-

начало 1970-х гг.

Рыночная

Потребление

Маркетинг и

послепродажное

обслуживание

Маркетинг

Информационный

Середина 1970-х гг.- конец XX в.

Ресурсная

Ресурсный потенциал фирмы, издержки обращения

Производственно-коммерческая

Логистика

Организационно-управленческий

Конкурентная

Высокое качество поставки

Интегрирование

цепи поставок

Интегральная логистика

Хозяйственно-коммуникативный

Следует заметить, что на следующем этапе, пришедшемся на 1930-е гг., время массового производства не закончилось, оно вступило в свою завершающую стадию сбытовой ориентации.

Для этой стадии характерно сосредоточение усилий на продаже товара посредством совершенствования методов сбыта, интенсивной рекламы и других способов воздействия на потребителя. В условиях рыночного насыщения потребитель проявлял известную пассивность, вследствие чего производители сосредоточились на продаже, а стимулирование сбыта приобрело агрессивный характер. В этой ситуации начали складываться условия, когда поведение потребителя, характер его запросов могли стать важными факторами воздействия на производителя, т.е. появились предпосылки системы, позже получившей название маркетинга, но этому помешала Вторая мировая война.

После периода восстановления хозяйства на некоторое время (конец 1940-х - конец 1950-х гг.) возобладал некий симбиоз производственной и сбытовой организаций (эту концепцию мы обозначим как продуктовую). В этих условиях потребитель отдавал предпочтение высококачественным товарам и был готов платить за них больше. Для поддержания конкурентоспособности фирма-производитель должна была заниматься постоянным совершенствованием продукта с выделением управления качеством в самостоятельную функцию производственного менеджмента. Дальнейшее развитие этой концепции без учета окружающей среды могло бы привести к последствиям поистине катастрофическим: весьма вероятной была бы новая Великая депрессия, при этом затоваривание производилось бы не просто товаром, а товаром высокого качества. Предварительный учет запросов потребителей нашел свое воплощение в следующей концепции.

Новая рыночная концепция, основанная на явном примате интересов потребителя, получила широкое распространение с начала 1960-х гг. В условиях явного превышения предложения над спросом потребитель зачастую испытывал затруднения при принятии решения о покупке и отдавал предпочтение производителю, способному доказать полезность своего продукта и обеспечить потребность покупателя. Для фирм-производителей стали характерными ориентация на целевые рынки, подстройка под покупателя всей своей деятельности. В предыдущих концепциях сбыт посредством лишь интенсификации коммерческих усилий грозил стать "одноразовым" вследствие недостаточного учета интересов и особенностей конкретного потребителя. Новая концепция стала базироваться на комплексе маркетинговых исследований. Суть этой концепции выражалась формулой: производить то, что продается, а не продавать то, что производится.

Преимущества маркетинга многочисленны: он делает упор на анализ и удовлетворение потребностей; направляет ресурсы фирмы на изготовление товаров и оказание услуг, которые потребителям необходимы; легко адаптируется к изменениям в их характеристиках и потребностях. Согласно этой концепции продажа - средство общения и изучения потребителей, и если они нс удовлетворены, необходимо пересмотреть общую политику, а не менять в какую-либо сторону процесс продажи. Маркетинг ищет реальные различия во вкусах потребителей и разрабатывает предложения, направленные на их удовлетворение. Он ориентирован па долгосрочную перспективу, и его цели отражают общие задачи фирмы.

Следует заметить, что в рассмотренных этапах внешней политики фирмы действует принцип накопления и взаимодополнения, а отнюдь не отрицания последующей концепцией предшествующей. Так, рыночная концепция кроме "подстройки" под покупателя всей деятельности фирмы не отрицает, а напротив, предусматривает как необходимые компоненты широкую рекламную и сбытовую деятельность, постоянную работу по повышению производительности труда и снижению издержек производства.

В начале 1970-х гг. возник ряд предпосылок появления новой концепции обеспечения высокой конкурентоспособности фирмы.

Во-первых, инструментарий маркетинговых исследований в силу его абстрактной ориентации на рынок и обобщенного потребителя и, как следствие, недостаточного учета интересов конкретных потребителей уже не давал требуемых преимуществ в конкурентной борьбе. Маркетинговую продуктовую ориентацию оказалось целесообразным дополнить объективной ориентацией на конкретного потребителя (это особо четко проявилось на оптовом рынке средств производства), что стало предметом новой науки и сферы предпринимательства, называемой ныне логистикой.

Во-вторых, энергосырьевой кризис начала 1970-х гг. выдвинул в качестве главного условия существования и процветания фирмы ресурсный фактор, внедрение качественно повой системы ресурсосберегающих технологий в сферах как производства, так и обмена. Ресурсный аспект в расширенном смысле (материальных, финансовых, трудовых, информационных затрат) стал главным условием укрепления конкурентоспособности фирмы на рынке.

В-третьих, массовое внедрение достижений научно-технического прогресса в производство привело к значительному снижению доли затрат на непосредственное изготовление продукта в общей сумме издержек, в то время как углубление специализации, расширение кооперации привели не только к относительному, но и зачастую к абсолютному росту издержек обращения.

На данном этапе поведение потребителя претерпевает изменения; он стремится сохранить достигнутый уровень потребления и качества жизни без увеличения затрат ресурсов. Фирма-производитель ориентируется уже на конкретного потребителя, стремится удовлетворить его запросы с наименьшими издержками в сфере как производства, так и обращения.

На рубеже XX-XXI вв. логистика переходит в следующую стадию своего развития. Наиболее эффективное и производительное перемещение товарно-материальных ресурсов возможно при реализации интеграционной функции логистики, отвечающей за все аспекты перемещения ресурсов на всех стадиях воспроизводственного процесса. При этом важным фактором взаимодействия хозяйствующих субъектов в цепочке поставок, наряду с конкуренцией, становится долгосрочное сотрудничество, в рамках которого осуществляется взаимодействие и координация.

Для удовлетворительного решения подобной задачи необходимо учитывать, что среда, окружающая фирму, стала более динамичной, изменчивой. Это предъявляет к фирме повышенные требования в отношении гибкости, способности оперативно реагировать на большое число внешних факторов. Так, принципы научной организации производства и сбыта, ориентации на потребителя пришлось дополнить рядом других условий: учетом экологических последствий деятельности фирмы, характером ее хозяйственных связей с другими фирмами, особенностями отношений с государством, социальной ответственностью фирмы. Претерпел изменения и маркетинг, превратившись из рыночного, ограниченного только направленностью на покупателя, в социально-этический, ориентирующий фирму на учет всех внешних условий ее деятельности (при сохранении ведущей роли потребителя). Таким образом, наряду с другими сферами пауки и предпринимательства оказалась востребованной на новом уровне развития рыночной экономики и логистика.

По мнению западных экономистов, внедрение логистики в систему управления фирмы проходит в три этапа.

  • 1. Фирмы централизуют транспортировку, внутри- и межфирменные перевозки, управление готовой продукцией, планирование и контроль логистики.
  • 2. Фирмы начинают централизованно обслуживать потребителей, обрабатывать заказы, вести обратную транспортировку.
  • 3. Ко всему перечисленному добавляется прогнозирование сбыта, планирование производства, проведение международной логистики.

Концепция логистики находит все более широкое использование. Она рассматривается лицами, принимающими решения в фирмах, как эффективный мотивированный подход к управлению с целью снизить издержки производства. Эта концепция ложится в основу экономической стратегии фирм: процесс логистики используется как орудие в конкурентной борьбе и рассматривается как управленческая логика для реализации планирования, размещения и контроля над финансовыми и людскими ресурсами. Такой подход позволяет обеспечить тесную координацию логистического обеспечения и производственной стратегии. Если эта координация достигается, то результатом ее будут:

  • - нужный ассортимент запасов в необходимом месте в необходимое время;
  • - согласованность в передвижениях внешнего и внутреннего транспорта, гарантирующая своевременную до-станку в соответствии с экономическими требованиями;
  • - синхронность работ складского хозяйства, упаковки и транспорта, что позволяет минимизировать расход сырья, снизить запасы в производстве и готовой продукции;
  • - синхронизация заказов и транспорта.

В последнее время наблюдается четкая тенденция к группировке и централизации управления всей системой логистики. Такой подход даст механизм внутрифункциональной кооперации в организационной структуре, благодаря чему снимаются многие конфликты. Форма группировки и степень централизации зависят от ассортимента продукции и рыночной среды.

Так, фирмы, имеющие рыночную ориентацию, но реализующие развернутую номенклатуру продукции по одним и тем же каналам распределения, стремятся сгруппировать все виды деятельности по обслуживанию рынка и централизовать их.

Другие фирмы, сбывающие определенную номенклатуру продукции на отдельных рынках, не стремятся централизовать управление системой распределения. У них появляется тенденция к включению элементов системы логистики в общую структуру управления продуктовыми подразделениями. Следует указать следующие функции контроля и ответственности, возложенные на управляющего логистикой предпринимательской фирмы: производственное планирование и управление запасами; организация работы транспорта и перевозок; складское хозяйство; обеспечение продаж и выполнение заказов; складские операции на региональных складах; исследования в области логистики; совершенствование системы логистики; процесс снабжения; формирование и осуществление хозяйственных связей; управление поступающей информацией.

В последнее время в деловых отношениях фирм стал использоваться термин "легко выполняемый бизнес". Это - определение качества логистики, которое означает, что заказ получают без усилий, с применением электронной системы обмена информацией, запасы позволяют отгружать товар в соответствии с требованиями потребителей точно в запланированный срок, а при отсутствии необходимого количества ресурсов разработаны альтернативные варианты снабжения. Это качество поддерживают с помощью стратегии рассчитанного распределения. Суть ее заключается в проникновении на новые рынки, создании специфической рыночной ниши, предоставлении потребителю ряда уникальных услуг.

Современная производственно-коммерческая фирма для повышения своей конкурентоспособности заинтересована во всестороннем сотрудничестве со своими поставщиками и потребителями продукции. Сложность ситуации заключается в том, что их интересы далеко не всегда совпадают с интересами коммерческой фирмы. Так, главные интересы поставщиков заключаются в дальнейшем продолжении поставок, своевременном получении платежей, а также в высокопрофессиональном уровне хозяйственных связей и деловых отношений при заключении контрактов, закупках, доставке товаров и оказании услуг.

Манасова А.Э.
Алматы Менеджмент Университет, «Экономика и Сервис», Магистратура, 2 курс,
г.Алматы Научный руководитель: СадыковаГМ., д.т.н., профессор

В настоящей статье освещаются пути повышения конкурентоспособности транспортной компании. Для повышения конкурентоспособности транспортной компании очень важно фокусироваться организации грамотного оказания транспортных услуг в сочетании с продуманной ценовой политикой. В частности, компании необходимо внедрить в свою обычную деятельность специальное программное обеспечение, ориентированное на организацию логистических маршрутов и расчета транспортных издержек. Компании рекомендуется внедрение казахстанской логистической программы для оптимизации издержек и повышения конкурентоспособности.

Вопросы повышения конкурентоспособности транспортной компании на сегодняшний день обретают большое значение, ввиду расширения рынков сбыта продукции и повышения необходимости в транспортных услугах .

Проходя через производственные, сбытовые, транспортные звенья к конечному потребителя, материальный поток, подобно снежному кому, все увеличивается в стоимости. Последние исследования, которые проводились британским агентством Reuters в марте 2016 года, показали, что до 70% стоимости конечной продукции составляют расходы, связанные с хранением, транспортировкой, упаковкой, доставкой конечного продукта потребителю . Иными словами, логистические услуги составляют значительную часть себестоимости конечного продукта. Чтобы понизить себестоимость конечного продукта, компании -производители ищут возможности снижения стоимости логистических услуг, с одновременным сохранением их качества. На сегодняшний день в Республике Казахстан большинство компаний считают не выгодным иметь собственный транспортный отдел и штатных водителей, они предпочитают выносить транспортные услуги на аутсорсинг. Именно поэтому, в Республике Казахстан, по мнению авторитетного экономического издания «Капитал», в последнее время появилось так много транспортных компаний.

Ввиду высокого уровня конкуренции среди транспортных компаний, большое значение приобретает «отточенность механизма» оказания транспортных услуг клиентам. Настоящая статья раскрывает пути повышения конкурентоспособности услуг транспортной компании на примере ТОО «Ренус Интермодал Системе» (далее — Ренус Интермодал Системе). Ренус Интермодал Системе — довольно крупная логистическая компания на рынке Казахстана. Она предлагает все виды логистических услуг. Компания находится в городе Алматы, в микрорайоне Коктем-1.

Для повышения конкурентоспособности Ренус Интермодал Системе необходимо использовать следующие пути:

— организация наличия отлаженной учетно-информационной системы;

— сокращение времени прохождения товаров по логистической цепи;

— снижение транспортных расходов;

— сокращение затрат ручного труда и расходов на операции с грузом;

— проведение комплексного анализа расходов и доходов всех подразделений компании, а также участников логистической цепи;

— определение доли прибыли от различных логистических операций в общей прибыли компании . Итак, рассмотрим указанные пути повышения конкурентоспособности более подробно. Для любой

транспортной компании очень важно наличие отлаженной учетно-информационной системы, ввиду того, что учетно-контрольная система позволяет отслеживать основные потоки прибыли и затрат от обычной деятельности компании. В частности, многие логистические компании внедряют мощные аналитические учетные системы, построенные на базе Oracle, которые позволяют контролировать оборотный капитал логистической компании. А наличие свободного оборотного капитала и контроль над дебиторской задолженностью для транспортной компании тем более важны, ввиду того, что транспортная компания несет постоянные текущие затраты — на топливо, на оплату труда водителей, таможенные и иные сборы, оплату за аренду складов и прочие расходы. Отметим, что наличие хорошей учетно-контрольной системы позволит логистической компании оптимизировать свою деятельность и привлечь большее количество клиентов, за счет появившихся в результате оптимизации свободных ресурсов. По мнению британского The Gardian, грамотная аналитика в транспортной компании — это уже половина успеха её текущей деятельности . Среди казахстанских транспортных компаний грамотными аналитическими подходами в планировании своей деятельности выделяется АО «DAMU logistics» — одна из крупнейших логистических компаний Казахстана.

Второй путь оптимизации логистической цепи состоит в сокращении времени прохождения товаров в логистической цепи. Иными словами, чем меньший по времени период будет занимать прохождение товаров в логистической цепи, тем больший уровень прибыли получит логистическая компания. Потому что, во-первых, она привлечет большее количество клиентов, и во-вторых, она сократит переменные затраты на единицу логистических услуг. Оптимизация логистической цепи достигается с использованием программ-маршрутизаторов, которые помогают организовать наилучший маршрут провоза товаров. Например, существует программа управления логистикой «USU.kz». Программа была разработана казахстанскими программистами отечественной компании Prime Source. Она позволяет значительно оптимизировать деятельность логистической компании. В целом универсальные логистические программы предоставляют своим пользователям ряд существенных преимуществ в оптимизации деятельности:

— программа начинает учет транспортировок с формирования единой базы контрагентов. При этом пользователь программы в любой момент может получить данные о том или ином контрагенте. В более продвинутых версиях логистических программ, программы могут связываться с сетью интернет и в автоматическом режиме обновлять базы данных контрагентов. Например, программа SaaS — оптимизатор логистических маршрутов доставки делает именно так;

— софт для логистов в компании включает автоматизированную работу с заказчиками, иными логистами и курьерами компании. При этом, логистические программы как правило, позволяют в полной мере автоматизировать работу, так автоматизируется заявление на перевозку груза и заявка на транспортировку груза. Пионером в разработке логистических программ является Microsoft. Еще в 2011 году они представили обновленную версию логистической программы Microsoft Dynamics CRM, и с тех пор раз в 2-3 года её модернизируют. Последнее обновление программы вышло в 2015 году;

автоматизация технологического процесса и производства, информационное обеспечение, консолидация грузов по направлению следования — все это логистической компании создает специальная программа.

Таким образом, оптимизация деятельности транспортной компании через использование специальной программы является одним из путей повышения конкурентоспособности логистических услуг.

Снижение транспортных расходов также позволит компании повысить свою конкурентоспособность, ввиду того, что снижение транспортных расходов позволит логистической компании снизить себестоимость своих услуг, при этом сохранив их качество на приемлемо высоком уровне. Таким образом, указанные меры позволят значительно повысить конкурентоспособность логистической компании. Для снижения транспортных расходов следует отслеживать ценовую политику поставщиков, и отслеживать возможные перспективные направления доставки грузов. Кроме того, необходимо следить за таможенными изменениями в таможенном законодательстве стран, с которыми осуществляются логистические перевозки.

Так, по мнению тех же The Gardian, значительную часть стоимости логистических перевозок составляют именно таможенные сборы и пошлины. Если следить за изменением законодательства и по возможности оптимизировать логистические маршруты, то можно в значительной мере снизить стоимость логистических перевозок. Отметим, что снижение стоимости логистических перевозок возможно при организации перспективного планирования маршрутов и возможности получения скидки заранее. Так, казахстанская авиакомпания Scat сотрудничает со многими логистическими компаниями, предоставляя им скидки на логистические перевозки грузов авиатранспортом, если компании обращаются к данному перевозчику заранее и заключают с ним соответствующие договоры .

Сокращение затрат ручного труда и расходов на операции с грузом является также оптимальным способом повышения конкурентоспособности транспортной компании. Так, транспортная компания должна постараться построить свой маршрут таким образом, чтобы как можно меньше разгружать-загружать груз. С одной стороны, это обеспечит дополнительную целостность груза. А с другой стороны — позволит компании оптимизировать свои затраты человеческого труда.

Очень важно для транспортной компании проведение комплексного дью-дилидженса своих затрат и доходов, получающихся в ходе проведения логистических операций. Отметим, что дью-дилидженс в логистической компании может осуществляться как собственными силами компании, так и с привлечением специалистов. Проведение полного дью-дилидженса логистических услуг, позволит компании просчитать расходы и прибыль по каждой логистической операции. Необходимо в двух словах объяснить, что такое дью-дилидженс логистических операций. Дью-дилидженс логистических операций представляет собой обширный анализ каждой логистической операции — юридической составляющей (анализ договора), анализа затрат на операцию, поиска источников её оптимизации, и анализа прочих значимых факторов. Очень часто для дью-дилидженса логистических операций с их последующей оптимизацией транспортные компании приглашают консалтинговые агентства, такие как Delloitte, PWC и прочие.

Дью-дилидженс позволяет выявить на сколько затраты на логистическую операцию являются оправданными, и на сколько они являются значимыми для компании — клиента, можно ли их сократить, оптимизировать, или их следует оставить неизменными? Например, иногда можно оптимизировать некоторые затраты, перевозя одновременно груз, заказанный несколькими поставщиками. Процесс полного анализа прибылей или убытков от той или иной логистической операции, позволяет компании оценить операцию с новой стороны те затраты, которые она несет, и ту прибыль, которую в итоге она получает. Кроме того, благодаря такому анализу транспортная компания может пересмотреть свою ключевую стратегию деятельности и сделать транспортную компанию более привлекательной для клиентов.

Иногда для компании представляется целесообразным просчитать прибыль от той или иной логистической операции в общей структуре прибылей и убытков. Это связано во многом с тем, что иногда компании целесообразно отказаться от той или иной логистической операции, так как прибыль, которую она приносит несоизмерима с затратами на данную операцию. Для транспортной компании релевантными являются расходы на топливо и трудозатраты водителей компании. Если прибыль несоизмерима мала с общим уровнем затрат по операции, то от неё целесообразно отказаться. При этом, необходимо учитывать какую часть постоянных затрат транспортной компании покрывает прибыль от той или иной логистической операции .

Естественно, указанные пути оптимизации деятельности транспортной компании и повышения её конкурентоспособности не являются исчерпывающими. Большую роль в повышении конкурентоспособности транспортной компании играет также грамотный менеджмент в компании и продуманная реклама. Так, грамотное управление зиждется на ориентации руководства транспортной компании. Оно зависит от того, что руководство компании ставит во главу работы — ориентацию на прибыль, или ориентацию на качество транспортных услуг. Эффективный менеджмент включает также продуманную мотивацию сотрудников компании. Так, очень важно, чтобы в логистической компании работали грамотные профессиональные водители, которые исполняли свою работу с профессионализмом и ответственностью.

Не менее важным представляется и развитие конкурентоспособности транспортной компании, посредством размещения добросовестной рекламы. Очень важно, чтобы компания делала акцент на своих сильных сторонах, и давала в рекламе всю необходимую информацию о ценовой политике на транспортные услуги и о необходимом уровне страхования грузов клиентов.

Подведем итоги написания настоящей статьи.

Для повышения конкурентоспособности транспортной компании очень важно фокусироваться организации грамотного оказания транспортных услуг в сочетании с продуманной ценовой политикой. В частности, компании необходимо внедрить в свою обычную деятельность специальное программное обеспечение, ориентированное на организацию логистических маршрутов и расчета транспортных издержек. Компании рекомендуется внедрение казахстанской логистической программы «USU.kz», разработанной специально для казахстанского рынка. Нельзя также забывать и о проведении продуманной рекламы, и грамотном управлении транспортной компанией. Если компания ТОО «Ренус Интермодал Системе» внедрит указанные мероприятия, то её конкурентоспособность значительно повысится.

потоки жизни

логистика - важнейший фактор повышения конкурентоспособности организации

По оценкам специалистов, в США с начала 80-х годов в ежегодном общем увеличении производительности труда (5-6%) половина

Достигается за счет распространения логистической концепции.

Зарубежная практика свидетельствует: логистика позволяет более эффективно использовать трудовые ресурсы по сравнению с другими производственно-экономическими системами. Роль логистики в усилении конкурентоспособности хозяйственных структур

Исключительно актуальна. Проведенный анализ существующих в

российской экономической науке концепций логистики, показывает, что они в значительной степени отражают различные эволюционные этапы ее развития, исторически обновленной под _влиянием новых объективных процессов в мировой экономике.

Впервой из конкурирующих концепций, зародившихся на Западе в середине ХХ века, и которая нашла у нас сторонников, в основном, из числа бывших специалистов «снабженцев», обнаруживается стремление отождествить логистику с современными формами материально-технического обеспечения производственной и других видов деятельности, а также сбыт продукции в условиях рыночной экономики. При этом предметом исследования становится организационно-экономические основы формирования материальных и товарных потоков, традиционно соответствующих этим подразделениям производственно-коммерческой деятельности «до» и «без» логистики. Не случайно все бывшие кафедры экономики и организации материально-технического снабжения либо превратились в кафедры логистики, либо вовсе исчезли. Указанная концепция является, на наш взгляд, малосодержательной и бесперспективной, поскольку, во-первых, ориентируется на улучшение локальных результатов деятельности отдельных звеньев, безотно-

Проценко О.Д.

проректор Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, директоор Высшей школы«Институт менеджмента и маркетинга», главный редактор журнала «Российское предпринимательство», докт. экон. наук, профессор

Российское предпринимательство

сительно к конечному результату, уровню удовлетворения покупателей с минимальными издержками. Во-вторых, игнорирует современные достижения логистики в интегрированной производственной и материальной инфраструктуре. В-третьих, она способствует научной профанации логистической науки, придавая псевдоновизну тривиальным и устаревшим экономическим и организационным положениям, касающимся организации снабжения и сбыта, прикрываясь не всеми еще до конца осмысленным термином «логистика». Вторая концепция, продолжая считать главным объектом своего исследования материальные и товарные потоки, делает предметом исследования сквозную организационно-аналитическую оптимизацию всей совокупности этих потоков в рамках производственной и материальной инфраструктуры (снабжения, сбыта, транспорта, складского хозяйства, связи, информационного и финансового обеспечения и др.). Эта концепция является более прогрессивной, поскольку отражает новый этап эволюции всех составляющих производственной (материальной) инфраструктуры к логистической идее. Здесь объективные предпосылки актуальности и целесообразности логистического подхода выступают как следствия глобальных интеграционных тенденций в мировой экономике и постепенной переориентации на рынок потребителей.

Начиная с 60-х годов прошлого века практически во всех экономически развитых странах сбыт, как содержательная часть производственной инфраструктуры и организующий центр транспортных, информационных и финансовых потоков, становится функцией единой службы. Он реализует сквозные функции управления и регулирования (распределения) материальных потоков на фирмах-производителях, начиная с поступления материалов на склад до выхода этого потока за пределы предприятия в виде готовой продукции. Тем самым объединяются управления такими ранее независимыми процессами, как снабженческо-заготовитель-ные, погрузочно-разгрузочные, транспортно-

логистика

Объективные

Предпосылки

Актуальности и

^целесообразности

Логистического

Выступают как

Следствия

глобальных

Интеграционных

Тенденций в

мировой экономике

И постепенной

переориентации на рынок потребителей

экспедиционные и таможенно-складские операции, регулирование запасов и прочие виды деятельности, которые по существу создают и направляют все движение материальных ценностей с ориентацией на конечную цель фирмы. Так эмпирически складывались организационные службы логистики, которая согласно второй концепции может трактоваться как научная организация управления инфраструктурными потоковыми процессами путем их интеграции и рационализации (оптимизации) с целью более полного и своевременного обеспечения производства фирмы и реализации выпускаемой продукции с наименьшими издержками. Определенным, я бы сказал, временным недостатком этой концепции, является исключение из состава материальных и товарных потоков, подлежащих интеграции и оптимизации общему критерию, самого производства. А ведь именно здесь единый материальный поток подвергается наиболее глубокому преобразованию, цель которого создание потенциальной потребительской стоимости. Ограниченность такого подхода в значительной степени связана с еще достаточно распространенной сбытовой концепцией маркетинга, согласно которой материальное производство пока остается наиболее приоритетной и доминирующей стадией воспроизводственного процесса, на которую работают все другие инфраструктурные звенья, а, следовательно, и зависят от его требований. Однако на рынке главное не произвести, а сбыть, найти свою нишу и удовлетворять выявленную потребность в товарах или услугах. Поэтому корпорации, стремящиеся к успеху, поняли, что должны переходить к полной переориентации на рынок потребителя, учитывать его потребности и нужды. Ключом к успеху как раз и служит «сквозная» рационализация всей совокупности материальных и товарных потоков с позиций единого целого. При этом непринципиально осуществляется ли движение и преобразование этих потоков в границах одной фирмы-собственника, либо силами нескольких сопряженных экономически и юридически независимых про-

изводственно-коммерческих субъектов, но являющихся, по сути, звеньями единого воспроизводственного процесса. Этот поток включает в себя все стадии создания, распределения и потребления конечного продукта. Логистика приобретает особую актуальность при проектировании и создании соответственно микро-мета и макро-логистических систем в условиях делегирования управления и отдельных функций в современных стратегиях развития компании.

Очевидно, что при таком методологическом подходе несколько архаичным выглядит классификация (деление) логистики на заготовительную, производственную, транспортную, складскую, распределительную и другие виды. Такое «дробление» имеет смысл лишь при условии, что они являются звеньями основной цепи - общего охвата и оптимизации потоковых процессов. При подходе «условного деления» в содержание предмета логистики входит оптимальная организация самих потоков, в результате которой устанавливаются границы структурно-функциональных подразделений, например, степень целесообразности покупки, производства, складирования, транспортиров ки различными видами транспорта сырья ко плектующих изделий, оборудования. Кроме того, появляется возможность решения целого ряда специфических, локальных логистических задач внутри этих подразделений, в том числе, по подготовке к реализации опт мальных решений распорядительного логи тического центра. Практика показывает, что необходимо четкое определение и размежевание границ и задач, которые решает логистика производства, снабжения, транспортная и складская логистика, информационная и финансовая логистика от традиционной научно-практической деятельности в области экономики и организации соответствующих подразделений. В противном случае логистика попросту претендует на замещение этих прикладных экономических наук. Все ранее рассмотренные концепции, тем не менее, органически связывают теорию, методоло-

на рынке главное не произвести, а сбыть, найти свою нишу и удовлетворять выявленную потребность в товарах или услугах

каждая из сфер экономической

деятельности имеет свои логистические

Цели, сети и

проблемные ситуации, постановку, моделирование и методы решения своих

специфических задач

гию, объект и предмет логистики с определенными видами деятельности, ограниченной материальными, товарными и сопутствующими им информационными и финансовыми потоками. Мы разделяем новые современные концепции развития логистики как научной организации управления любыми потоковыми процессами в любой сфере человеческой деятельности, имеющими пространственно-временную последовательность: в военных операциях, медицине, банковской деятельности, здравоохранении, юриспруденции и др. путем их рациона-зации (оптимизации) ради улучшения конечных результатов этих видов деятельности. Каждая из сфер экономической деятельности имеет свои логистические цели, сети, проблемные ситуации, постановку, моделирование и методы решения своих специфических задач. В этих направлениях одно из ведущих мест, бесспорно, принадлежит транспортной логистике. Приращение новых научных подходов требует теоретического осмысливания прорывных логистических форм и методов, применительно для пространственно-временных потоковых процессов в различных видах деятельности, что, безусловно, взаимно обогатит логистический арсенал.

Что измерено, то управляемо. Эта фраза -ключ к пониманию огромного значения логистики для капитала современной корпорации. В своих практических семинарах для менеджеров для лучшего понимания многогранных функций логистики, я, обычно, привожу цитату из Льюиса Кэролла:

Не могли бы Вы мне подсказать, какой дорогой я должна идти, чтобы выйти отсюда? -спросила Алиса.

Это зависит от того, куда бы Вы хотели попасть, - ответил кот.

Я не знаю, - сказала Алиса.

Тогда не имеет значения, в какую сторону идти. Сегодня, в век жесткой конкуренции при определении эффективности предприятия на первое место выходит проблема удовлетворения потребностей клиента. Для этого необходимо измерять выполнение логистических опера-

ций, чтобы точно знать какую пользу она приносит клиентам. Например, если компания, осуществляя поставки, не обеспечивает их своевременности и не интересуется реакцией клиентов, то она вряд ли увеличит число заказов. Если для клиентов точность и скорость поставок важнее цены, то они обратятся к другому поставщику.

Без информации о том, насколько успешно идет ежедневное сражение за клиентов, компания не может сделать правильный выбор направления развития. Менеджеры по логистике должны сосредоточить внимание не только на измерениях внутри фирмы, но и учитывать внешние факторы, которые, суммируясь, удовлетворяют потребности клиентов. Существует прямая взаимозависимость между измерениями логистики и эффективностью выполненных работ. Таким образом, эффективные меры измерения параметров материально-технического обеспечения становятся ключом к деловому успеху. Они являются важным способом выявления стратегии компании, если сфокусировать внимание на показателях развития. Именно эти показатели полностью отслеживают процессы поиска и приобретения, а также выполнение заказа в показателях времени, стоимости и качества. Эффективность выполнения работ должна определяться исходя именно из этих показателей. Информационные технологии, которые быстро становятся мощным инструментом для измерения эффективности логистических мероприятий, способны дать объективную оценку затрат на материально-техническое обеспечение и выполнение работ. Это поможет компаниям прекратить обслуживание нерентабельных клиентов. Зная, какие особенности представляемых товаров и услуг привлекают клиентов, и обслуживание кого-то из них приносит прибыль, руководство компании может сфокусировать внимание на выигрышных позициях, тем самым, повышая свою конкурентоспособность.

без информации о том, насколько успешно идет ежедневное сражение за клиентов, компания не может сделать правильный выбор направления развития