Предлагаю Вашему вниманию статью:

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Миракина Михаила Викторовича мастера производственного обучения

ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДОНЕЦКИЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР №124» МИНИСТЕРСТВА НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ ДНР

роизводственное обучение является частью учебного про­цесса и включает деятельность мастера - инструктиро­вание и деятельность учащихся - учение.Инструкти­рование и учение тесно связаны между собой и влияют друг на друга. Учение как систематический, сознательный и це­ленаправленный учебный труд учащихся по усвоению знаний, выработке умений и навыков имеет внешнюю и внутреннюю сторону.

Внешняя сторона учения в процессе производствен­ного обучения учащихся проявляется в их трудовой учебной деятельности - выполнении приемов, операций, изготовлении изделий, регулировке, наладке механиз­мов и тому подобных производственных действиях. Внутренняя деятельность включает восприятие и ос­мысливание инструктивных указаний мастера, обдумы­вание и планирование предстоящей работы, способов контроля и самоконтроля, мысленный процесс поиска наиболее рациональных способов выполнения работы, построение предположений, их проверку и т. п. В ре­зультате единства внешней и внутренней сторон учебной деятельности у учащихся формируются знания, умения и навыки.

Руководство, корректировка, управление внешней и внутренней учебной деятельностью учащихся составля­ют сущность инструктирования - деятельности ми­стера, которая включает следующие основные эле­менты:

    создание у учащихся ориентировочной опюпм дея­тельности, т. е. полного и развернутого представления о задачах предстоящего трудового процесса, условиях, средствах, способах и особенностях выполнении и конт­роля действий;

    руководство деятельностью учащихся при выполне­нии ими трудовых действий;

    контроль и анализ учебных успехов учащихся, про­верка и оценка их знаний, умений и навыков.

Содержание деятельности мастера по руководству производственным обучением учащихся зависит от кон­кретного содержания (профессии, темы) и периода обучения, подготовленности учащихся, условий обу­чения.

Процесс производственного обучения осуществляет­ся в различных формах и различными методами. Под формами обучения понимают способы построения учеб­но-воспитательного процесса, определяющие характер учебно-производственной деятельности учащихся, руко­водство этой деятельностью и структуру занятий. Следу­ет различать формы организации учебного процесса и формы организации учебно-производственной деятель­ности учащихся.

Основной формой организации производственного обучения учащихся в учебных мастерских и на учебно- производственных участках предприятий является урок. ( При урочной форме организации обучения , которая" характеризуется прежде всего руководящей ролью ма­стера, все учащиеся группы одновременно изучают один и тот же или однотипный учебный материал, вы­полняют однотипные учебно-производственные задания. Уроку производственного обучения присущи четкость цели и содержания, а также организационной структу­ры- вводный инструктаж, упражнения (самостоятель­ная работа) учащихся и текущий инструктаж, заключи­тельный инструктаж.

При обучении учащихся в условиях производства (на предприятиях, стройках, в хозяйствах и т. п.) ос­новными формами организации учебного процесса яв­ляются:

    обучение учащихся в составе ученических бригад;

    обучение в составе бригад квалифицированных ра­бочих;

    индивидуальное прикрепление учащихся к квалифи­цированным рабочим.

    экскурсии и домашняя учебная работа учащихся.

Формами учебно-производственной деятельности учащихся, применяемыми при различных формах орга­низации процесса обучения, являются фронтально-груп­повая, бригадная и индивидуальная. Не следует сме­шивать урочную форму обучения и фронтально-группо­вую форму организации учебно-производственной дея­тельности учащихся. Фронтально-групповая форма деятельности учащихся реализуется главным образом при проведении уроков производственного обучения, экскурсий. Вместе с тем на уроках широко применяют также бригадные, индивидуальные формы учебно-про­изводственной деятельности учащихся. Таким образом, формы организации обучения и формы деятельности учащихся необходимо применять в единстве.

Методы производственного обучения - это способы совместной деятельности мастера и учащихся, при по­мощи которых достигается овладение учащимися прак­тическими знаниями, умениями и навыками, формиру­ются основы их профессионального мастерства, комму­нистические взгляды, убеждения, отношение к труду, развиваются умственные и физические силы, творческие способности.

Чтобы правильно выбрать методы обучения, необхо­димо иметь четкое представление об их классификации и области применения. В процессе производственного обучения преимущественно применяют методы, которые в педагогической литературе классифицируются по источникам знаний и умений на словесные (объяснение, беседа, письменное инструктирование и т. п.), нагляд­ные (показ трудовых приемов, демонстрация нагляд­ных пособий, наблюдения учащихся и т. п.) и практические (упражнения, лабораторно-практические работы, самостоятельная работа учащихся, решение производственно-технических задач).

Словесные методы используют, как правило, при проведении вводного инструктажа, а также при теку­щем инструктировании учащихся в процессе работы. Наглядные методы также наиболее характерны для вводного инструктирования учащихся. Среди этих ме­тодов обучения следует выделить показ трудовых при­емов, применяя который мастер формирует п сознании учащихся образ (образец) трудовых действий, которые они должны освоить.

Специфической формой организации производствен­ного обучения следует считать производственную прак­тику учащихся. . Важнейшими для производственного обучения являют­ся практические методы. Это основные методы форми­рования умений и навыков учащихся. Поэтому мастеру для успешного руководства производственным обучени­ем нужно глубоко знать дидактические возможности этих методов и уверенно владеть способами их приме­нения.

В последние годы внимание практических работни­ков профессионально-технических учебных заведений привлекают методы обучения, в основе классификации которых характер познавательной деятельности уча­щихся: репродуктивные (объяснительно-иллюстратив­ный и репродуктивный) и проблемно-поисковые (проб­лемное изложение, частично-поисковый, исследователь­ский) .

При применении репродуктивных методов учащиеся усваивают знания в готовом виде, выполняют умствен­ные и практические действия по образцу, данному преподавателем или мастером; при проблемно-поиско­вых- последовательно и целенаправленно включаются в решение познавательных задач различной сложности, активно усваивают новые знания и умения. Проблемно- поисковые методы позволяют успешно развивать навы­ки творческой учебно-познавательной и трудовой дея­тельности учащихся, способствуют более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями и умениями.

В педагогической теории и практике вопросы при­менения репродуктивных и проблемно-поисковых мето­дов разработаны главным образом применительно к теоретическому обучению. Однако бесспорно, что эти методы могут и должны найти применение и в процессе производственного обучения. Репродуктивные методы наиболее характерны для начального периода произ­водственного обучения, когда учащиеся изучают основ­ные приемы, операции, виды работ, трудовые функции, типичные для их профессии. В этот период обучение в основном ведется по образцам и инструкциям, предла­гаемым учащимся в форме объяснений, показа трудо­вых приемов, инструкционных карт, простых алгорит­мических предписаний и т. п. На более поздних этапах обучения, когда учащиеся накопили достаточный опыт для самостоятельной познавательной и трудовой дея­тельности, можно более широко применять проблемно- поисковые методы.

Многие мастера училищ ведут активные поиски пу­тей применения проблемно-поисковых методов в произ­водственном обучении учащихся. Они широко исполь­зуют эвристическую беседу, инструктирование проводят так, что учащиеся получают не готовые указания и ре­комендации, а совместно с мастером обсуждают и ре­шают вопросы, связанные с организацией и технологией выполнения учебных заданий. Учащиеся при этом само­стоятельно определяют режимы работы оборудования, производят технические расчеты, находят справочные данные в технической литературе, инструкциях и дру­гих источниках.

Формирование умений и навыков учащихся при этом базируется на развитии способностей сознательно применять знания по общетехническим и специальным пред­метам для рационального планирования, выполнения, контроля и регулирования трудовой деятельности. Раз­витию познавательной активности и самостоятельности учащихся в значительной степени способствует поста­новка в процессе вводного и текущего инструктирова­ния «продуктивных» вопросов, которые стимулируют ак­тивные мыслительные действия учащихся, заставляют их рассуждать, сравнивать, выбирать, обосновывать, выска­зывать свое мнение.

Многие мастера производственного обучения дают учащимся специальные задания творческого характера, которые они выполняют самостоятельно или под руко­водством мастера в зависимости от сложности: разра­ботка или улучшение конструкции приспособления, по­вышающего производительность труда; расчет режимов обработки с применением нового инструмента; составле­ние технологической карты изготовления нового изде­лия и т. п. Широко в производственном обучении масте­ра применяют межпредметные домашние задания, вы­полнение которых также способствует развитию поисковой деятельности учащихся.

Однако общая методика не может быть единственным методиче­ским пособием для мастера, так как не учитывает специ­фику содержания обучения применительно к конкретной профессии и не отражает связанные с ним особен­ности организации и методики учебного процесса.

Организация и методика производственного обучения конкретным профессиям отражаются в так называемых частных методиках. В них раскрываются вопросы орга­низации и методики всего курса производственного обу­чения в комплексе применительно к определенной про­фессии или группе родственных профессий. Для немас­совых профессий методические пособия частного характера разрабатываются непосредственно в учили­щах в виде методических разработок по отдельным те­мам или разделам учебных программ. Поскольку в системе профтехобразования готовят квалифицирован­ных рабочих более 1000 профессий, большинство из ко­торых не являются массовыми, вопрос о качественной подготовке методических разработок по производствен­ному обучению является очень актуальным.

Методические разработки, с одной стороны, - ме­тодические пособия для начинающих и малоопытных ма­стеров и, с другой - важное и действенное средство рас­пространения передового педагогического опыта. По ха­рактеру методические разработки могут быть двух видов:

    освещающие вопросы организации и методики изу­чения отдельных тем или разделов учебных программ;

    освещающие отдельные вопросы учебно-воспитатель­ной работы мастера с учащимися, например: применение тренажеров на уроках производственного обучения; осу­ществление межпредметных связей на уроках производ­ственного обучения; и т. п.

Используемая литература:

1. Скакун В. А.Методические разработки по производственно­му обучению. - М.: Высш. школа, 1980

2. Организация и методика производственного обучения. М., 1978;

3. Основы профессиональной педагогики / Под ред. С. Я- Ба- тышева и С. А. Шапоринского. М„ 1977;

4. Проблемы дидактики произ­водственного обучения . М., 1978, и др.

1. Общие положения
1.1.Настоящее положение регламентирует различные виды профессионального обучения рабочих открытого акционерногообщества ХХХХХХХХХХХХХ) (далее Общество) на производстве. Положение направлено на предоставление персоналу Общества возможности получения знаний и навыков (специальных, углубленных и пр.), необходимых для повышения качества производимой продукции, работ и оказываемых услуг, освоения новых видов деятельности, а также создания в Обществе надежного кадрового резерва.
1.2.Обучение рабочих на производстве включает в себя следующие формы обучения: подготовка новых рабочих, переподготовка (обучение вторым и смежным профессиям), повышение квалификации.
1.3.Ответственность за целенаправленность, планомерность осуществления производственного обучения и подготовку кадрового резерва возлагается на отдел кадров предприятия и начальника механосборочного цеха.
1.4.Ответственность за соблюдение обучающимся правил по охране труда возлагается на его непосредственного руководителя и инженера по охране труда.

2. Подготовка новых рабочих
2.1.Подготовка новых рабочих (начальное профессиональное образование на производстве) - это профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии, с целью получения ими квалификации по любому из направлений производственно-хозяйственной деятельности Общества.
Подготовка новых рабочих проводится из числа лиц, вновь принятых на работу по ученическому договору (ст. 199 ТК РФ).
2.2.Обучение организуется непосредственно в структурных подразделениях специалистом отдела профессионального развития персонала, который обеспечивает необходимую методическую помощь, сбор, контроль за оформлением и хранение документов (Листок учета теоретического обучения рабочих путем индивидуальных консультаций, Дневник учета производственного обучения, Заключение на пробную квалификационную работу, Протокол заседания квалификационной комиссии)
Процесс обучения проходит под руководством инструктора по обучению (из числа начальников цехов, участков, мастеров), наставника производственного обучения (из числа высококвалифицированных рабочих), назначаемых приказом по Обществу. К обучению привлекаются профильные специалисты в качестве консультантов теоретического обучения.
2.3.Для производственного обучения в структурном подразделении выделяют рабочие места, оснащенные необходимым оборудованием, инструментами и материалами.
2.4.Обучение осуществляется индивидуально или в учебных группах. При индивидуальной подготовке обучаемый изучает теоретический курс самостоятельно, получая консультации у инструктора и консультантов теоретического обучения; производственное обучение организуется индивидуально на рабочем месте под руководством неосвобожденного от основной работы наставника производственного обучения.
При групповом обучении: теоретический курс изучается в учебной группе; производственное обучение организуется аналогично индивидуальной подготовке.
2.5.Теоретическое и производственное обучение осуществляется в пределах рабочего времени, согласно учебным планам и программе по соответствующей профессии.
Программы обучения по конкретным профессиям утверждаются генеральным директором по представлению отдела кадров, согласованному с руководителями структурных подразделений.
Сроки обучения устанавливаются распоряжением генерального директора, исходя из программы обучения, специфики профессии, необходимого уровня квалификации, начальной образовательной и специальной подготовки, профессионального опыта, но не могут быть более 6 месяцев.
2.6. По окончании производственного обучения обучающийся должен выполнить квалификационную пробную работу.
В качестве квалификационных пробных работ для обучающихся должны подбираться работы, соответствующие по своей сложности квалификационному разряду, предусмотренному квалификационной характеристикой, позволяющие выявить в какой мере экзаменуемый освоил технологию выпускаемой продукцию, овладел навыками по своей профессии (специальности), достиг требуемой производительности труда (выполнение норм времени, выработки) и обеспечивает выполнение технических требований производства работ.
При подборе квалификационных пробных работ следует исходить из того, что продолжительность их выполнения должна быть не более одной смены, а нормы времени (или нормы выработки) должны соответствовать сменным заданиям в данном производственном подразделении.
Перед выполнением квалификационных пробных работ мастер участка должен принять меры для обеспечения каждого экзаменуемого соответствующим рабочим местом, отвечающим требованиям техники безопасности, необходимыми материалами, исправными приспособлениями, инструментами, а также технологической документацией и чертежами (если это необходимо).
Экзаменуемым, не выполнившим пробную работу по независящим от него причинам, выполнение пробной работы назначается вторично.
По результатам выполненной квалификационной пробной работы и определения уровня квалификации, оформляется заключение о сдаче квалификационной (пробной) работы.
2.7.По окончании срока обучения, после успешного выполнения квалификационной пробной работы, работник сдает экзамен действующей в Обществе квалификационной комиссии на присвоение ему рабочей специальности (квалификационного разряда). Результаты экзамена по обучению на производстве заносятся в протокол квалификационной комиссии о присвоении рабочему профессии, разряда.
2.8.При успешной сдаче экзамена, на основании протокола квалификационной комиссии, отдел кадров готовит приказ о присвоении работнику определенной профессии, квалификационного разряда. Квалификационный разряд считается присвоенным с момента подписания об этом приказа генеральным директором Общества.

3. Переподготовка рабочих (обучение вторым и смежным профессиям)
3.1. Переподготовкарабочих (обучениевторымисмежнымпрофессиям) - это обучение рабочих, уже имеющих профессию, с целью получения новой или расширения их профессионального профиля, подготовки к работе в условиях применения прогрессивных форм организации труда, а также по совмещаемым профессиям. Переподготовка организуется для обучения рабочих, высвобождаемых в связи с сокращением рабочих мест и других изменений, а также изъявивших желание сменить профессию с учетом потребности производства.
3.2.Учебные планы и программы для обучения рабочих вторым и смежным профессиям, сроки обучения утверждаются генеральным директором по представлению руководителей структурных подразделений применительно к учебным планам и программам для подготовки новых рабочих по соответствующим профессиям и разрядам. При этом допускается сокращение программ за счет исключения ранее изученного материала с учетом фактического уровня профессиональных знаний, умений и навыков обучаемых.
Формы переподготовки рабочих аналогичны применяемым при подготовке новых рабочих (см. раздел 2).

4. Повышение квалификации
4.1.Повышениеквалификации - профессиональное обучение, направленное на последовательное совершенствование профессиональных знаний, навыков и умений по имеющейся профессии и присвоении более высокого разряда.
4.2.Организуются следующие формы повышения квалификации рабочих на производстве: производственно-технические курсы; курсы целевого назначения; повышение квалификационного разряда.
Производственно-техническиекурсы создаются для повышения квалификации, углубления и расширения знаний, навыков и умений рабочих по имеющейся у них профессии до уровня, соответствующего требованиям производства.
Курсыцелевогоназначения создаются для изучения нового оборудования, изделий, материалов, технологических процессов, средств механизации и автоматизации, применяемых в производстве, правил и требований их безопасной эксплуатации, технической документации, научной организации труда, а также вопросов повышения качества выпускаемой продукции.
Повышениеквалификационногоразряда - это обучение рабочих с целью повышения квалификационного разряда по соответствующей профессии.
4.3.Программа, дата и место проведения курсов утверждаются распоряжением генерального директора по представлению руководителей структурных подразделений.
Занятия на курсах проводятся в учебных группах численностью от 10 человек на собственной производственной базе, силами профильных специалистов. Комплектование групп осуществляется, как правило, рабочими одной или родственными профессиями либо в соответствии с тематической направленностью курсов.
С целью определения эффективности обучения в соответствии со стандартом «Персонал. Подготовка и повышение квалификации» преподавателю курсов рекомендовано проведение опроса слушателей до и после окончания обучения.
4.4.Учебные планы и программы для повышения квалификационного разряда рабочих, сроки обучения утверждаются распоряжением генерального директора по персоналу по представлению руководителей структурных подразделений применительно к учебным планам и программам по соответствующим профессиям и разрядам. Формы обучения аналогичны применяемым при подготовке новых рабочих (см. раздел 2).

5. Оплата за обучение рабочих на производстве.
5.1.Наставнику производственного обучения выплачивается ежемесячная надбавка в размере_______% месячного оклада, установленного в трудовом договоре, в течение всего периода обучения. Дополнительно выплачивается единовременная надбавка в размере % месячного оклада в случае, если обучившийся сдает квалификационный экзамен на «отлично». Если квалификационный экзамен сданы на «хорошо» или «удовлетворительно» дополнительная единовременная надбавка составляет _________% месячного оклада.
5.2.Консультантам теоретического обучения оплата за проведенные занятия производится из расчета __________ руб./час, согласно листу учета теоретического обучения рабочего. Дополнительно выплачивается единовременная надбавка в размере___________% месячного оклада, установленного в трудовом договоре, в случае, если обучившийся сдает квалификационный экзамен на «отлично» или___________% месячного оклада при сдаче пробной работы и квалификационного экзамена на «хорошо» или «удовлетворительно».
5.3.Оплата за обучение рабочих осуществляется на основании служебной записки руководителя структурного подразделения, согласованной с отделом профессионального развития персонала. Основанием для оплаты является лист учета теоретического обучения рабочего и протокол квалификационной комиссии.

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ

процесс и уч. предмет в системе проф. подготовки. Основу содержания предмета «П. о.» составляют гл. элементы производств. процесса (в условиях мастерских, цехов предприятий и т. п.), они взаимосвязаны не только между собой, но и с пед. принципами и методами воспитания личности, а также с психофизиол. особенностями профессии, возрастными возможностями учащихся.

П. о. включает теоретич. часть - знание основ наук, техники, технологии, организации и экономики конкретной отрасли и отд. произ-в; умение применять эти в проф. деятельности; практич. часть (цель - приобщение учащихся к производств. процессу): вводный курс; уч.-производств. работу в мастерских, лабораториях, на полигонах уч-щ, в уч. и производств. цехах предприятий; производственную практику.

П. о. как учебный процесс осуществляется мастерами производств. обучения. Важная задача проф. подготовки - приблизить П. о. к реальному произ-ву. Решить эту задачу помогают совр. тренажёры (комплексные, универсальные и т. п.), электронно-вычислит. техника, спец. мастерские, лаборатории, уч. науч.-производств. комплексы, позволяющие в Значит. степени имитировать производств. процесс.

К общим закономерностям П. о. относятся: проф. обусловленность, связанная с наличием множества профессий и проф. групп; взаимосвязь производств., уч. и воспитат. процессов; взаимодействие между человеком и техникой; интеллектуализация проф. деятельности квалифициров. рабочих; совмещение и рациональное чередование систем П. о. на отд. этапах обучения; политехн. и проф. направленность производит, труда; совмещение профессий и овладение неск. специальностями, единство социальных, проф. и индивидуальных качеств личности.

П. о. обладает также характерными особенностями. Его основу составляют общеобразоват., общетехн. и спец. знания, проф. и навыки производит, труда. Фундаментальные принципы процесса П. о.: интеграция и дифференциация общеобразоват. и проф. знания, кооперация трудовой деятельности, политехнизм, комплексность видов работ, системность обучения и др.

Осн. направления П. о.: создания условий учащимся для овладения производств. процессами, социально-экон., науч.-техн. и проф. знаниями, передовым опытом, конкурентоспособного рабочего, подготовленного к разнообразной деятельности. Критерий проф. подготовленности будущего рабочего - , а гл. её показатели - проф. мобильность, владение неск. профессиями, способность к перемене труда.

П. о. в уч. мастерских осуществляется через видов проф. деятельности, в условиях предприятий уч. процесс включается в производственный. Осн. форма П. о. в уч. заведении - , а на предприятии - уч.-производств. работа и производств. практика. Промежуточная орг. форма - лабора-торно-практич. занятия, обеспечивающие взаимосвязь теоретич. и производств. обучения. В структуре занятий доминируют упражнения, включающие инструктажи мастера П. о. (вводный; текущий, в осн. индивидуальный; заключительный).

Разработаны многообразные типы систем П. о. Они едины для всех специальностей, но применяются с учётом специфики профессий.

Предметная система П. о. возникла с развитием ремесл. произ-ва и ремесл. ученичества и ориентировалась на индивидуальную учащихся. Занимала ведущее место в ремесл. уч-щах (с 17 в.), в процессе обучения учащиеся от изготовления простейших изделий переходили к более сложным. Недостатки системы: слабая закрепляемость трудовых навыков; неравномерность в изучении элементов трудового процесса (одни усваивались основательно, другие - поверхностно); трудность отбора изделий для усложнённых операций.

Операционная система П. о. появилась в период развития мануфактурного произ-ва. В её основе - последо-ват. учащимися сначала отд. операций, а затем приёмов самостоят. работы по изготовлению простейших изделий. Эта система позволяла учащимся подготовиться к выполнению всех работ по профессии и значительно ускоряла . Большую в совершенствовании системы сыграл Д. К. Советкин, осуществивший в 1868 науч. содержания труда рабочих станочных профессий. Им разработаны уч. программы П. о., предусматривавшие последоват. изучение конкретных приёмов и операций по обработке фрагмента детали, а не законченного изделия. Система Советкина с учётом местных условий была использована в проф.-тех. образовании ряда стран Европы под названием «русской» и послужила стимулом для разработки др. способов обучения. Недостаток системы - подход к процессу обучения как к простому соединению отд. изолиров. операций. В результате учащиеся забывали изученные приёмы при переходе к изготовлению цельного изделия и не видели результатов труда из-за Значит. перерывов между изучением элементов трудового процесса и дальнейшим их применением, поэтому медленно формировались прочные и устойчивые умения.

Операционно-поточная система П. о. связана с развитием поточной системы организации произ-ва и основана на разделении технол. процесса на операции, при к-ром каждый ученик выполняет один вид работы, затем передаёт деталь по постоянному маршруту для последующей обработки. Позволяла овладеть приёмами труда в условиях многостаночной системы при высокомехани-зиров. произ-ве.

Операционн о-п редметная система П. о. является усовершенствованным вариантом операц. системы. Основана на изучении трудовых операций при изготовлении изделий возрастающей сложности. Предложена в 1887 директором Моск. ремесл. уч-ща С. А. Владимирским, обратившим на возможность комбинирования приёмов и операций в порядке возрастания сложности их выполнения. Аналогичная система была разработана мастером техн. школы балтийского судостроит. завода П. И. Устиновым. Недостаток систем: закрепляемость лишь отд. навыков, а не их системы, что затрудняет выполнение работы при незначит. изменениях в технол. процессе.

Внедрение операц. систем потребовало разработки спец. методики обучения ручному труду. Одним из первых предложил методику преподавания ручного труда О. Соломон (Швеция) в учительской , впоследствии ставшей междунар. центром для учителей по ознакомлению с организацией трудового обучения. Преподавание труда вошло в обязат. предметы в уч. заведениях Германии (с 1881), США (с 1887), России (с 1888), в нар. и учительских школах Франции (в . 19 в), в учительских колледжах Велико британии (с 1901, в высш. нач. уч-щах с 1902) В России методику обучения труду пропагандировал преподаватель Петерб учительского ин-та К Ю Цируль, под руководством к-рого было подготовлено метод пособие по преподаванию ручного труда Цируль совм. с H В Касаткиным разработали программу II о, широко распространившуюся в рос. школе

Система II о Центрального института труда, ЦИТ (Москва) В кон. 20-х гг. 20 в ЦИТ разработал систему II о, заключающуюся в разделении трудового процесса на трудовые приемы, выполняемые в системе упражнений На основе анализа содержания труда разл. профессий были определены формы и методы трудового обучения Каждому трудовому процессу соответствовала спец. методика обучения (анализ двигат навыков, письменные инструкции и тренажеры) Преимущество системы - создание у учащихся прочных автоматизиров умений и навыков, недостатки - отрыв упражнений от реальных условий труда, механич. выполнение работ по строго регламенти-ров инструкции, препятствующей творческому подходу, длит одному виду деятельности и отсутствие новых познават. элементов (см также ст А К Гостев)

Операционно - комплексная система II о возникла в сер. 30-х гг. в отеч. школах фабрично-заводского ученичества и предусматривала освоение учащимися осн. операций с чередованием постоянно усложняющихся комплексных работ (выполнение 3-4 операций и соответственно одной комплексной работы, затем освоение более сложных приемов и последу ющих комплексов и т. д.) Преимущество системы - овладение учащимися всеми приемами труда в сочетаниях, встречающихся на произ-ве Недостатки системы - слабое развитие творческих начал в трудовой деятельности, формирование приемов, не встречающихся в упражнениях в чистом виде, недостаточная взаимосвязь отд. операций и их комплексов и др

Приемно - комплексно-видовая система II о разработана К H Катхановым (сер. 1970-х гг.) и заключается в выделении важнейших элементов профессии - приемов труда, видов работ и в обеспечении прочного овладения ими в пределах каждого вида деятельности и последующего сочетания приемов в комплексы В отличие от опе-рац -комплексной системы, в этой системе осн. элементом II о является не операция, а прием работы, что позволяет применять систему для подготовки большинства рабочих профессий Осн. метод формирования умений и навыков - Все элементы учащиеся выполняют под руководством мастера производств обучения до полного освоения и только после этого приступают к др. виду работы На завершающей стадии обучения у учащихся вырабатываются автоматич навыки производств деятельности К особенностям системы относятся ее построение на основе тщательного анализа содержания труда рабочих и обобщения достигнутого уровня проф. подготовки, раскрытие взаимосвязи всех элементов обучения Она наилучшим образом способствует переносу технол и трудового процессов на уч. -производств деятельность учащихся Недостатки - трудности в отборе для каждого вида работы отд. приемов, к-рые, в свою очередь, включают неск способов их выполнения, что часто нарушает последовательность действий рабочего, изменение приемов работы в зависимости от применяемой техники, технологии и организации труда, что вызывает нестабильность методики обучения

Проблемно - аналитическая система II о разработана С Я Батышевым для II о в условиях автоматизации произ-ва и появления рабочих профессий, в к-рых преобладают интеллектуальные знания и навыки Преследует цели формирования у рабочих расчетных, управленческих, диагностич, коммуникативных навыков Состоит в разделении содержания обучения на уч проблемы и элементы трудового процесса и в определении соответствующих функций по регулированию технол процессов и оборудования, овладению умениями и навыками в определенной последовательности, обусловленной реальными условиями произ-ва и характером участия в нем рабочего Каждая уч проблема является самостоят. заданием II о включает последоват общее знакомство с технол процессом, выделение проблем, установление связи между ними, изучение каждой проблемы в отдельности, анализ уч ситуаций Система предусматривает 3 периода обучения изучение и упражнения в выполнении отд. ситуаций, проблемы в целом, освоение всего технол процесса, когда учащиеся самостоятельно выполняют все задания В каждом периоде выделяются этапы решения интеллектуальных задач (одна из осн. функций системы) и самостоят. работа под руководством инструктора Учащиеся овладевают приемами умственной деятельности (планирование, выделение признаков, дифференциация, и обобщение фактич материала и др), приобретают навыки контроля и самоконтроля, что свидетельствует о их развитии и готовности заниматься более сложными проблемами Однако учащимся трудно запоминать последовательность выполнения действий, отличать осн. ситуации от второстепенных и переносить обретенные навыки на новые виды деятельности Система широко применяется при подготовке рабочих машиностроит.профиля

Процессуальная система II о предложена А Е Шильниковой (нач. 1970-х гг.) на основе изучения характера и содержания труда рабочих хим пром-сти Ее сущность - овладение профессией широкого профиля (на основе классификации уч материала по процессуальному признаку) и способами управления и обслуживания типичных групп процессов (тепло- и массообмен-ных, химических и др) В практич.обучении учащиеся получают общепроиз-водств навыки Система опирается на анализ структурных компонентов произ-ва и науч. общих производств закономерностей, на качественные изменения труда рабочих высокомеханизи-ров и автоматизиров произ-ва В содержание II о входит освоение общих способов планирования трудовой деятельности, технол приемов и последовательности их выполнения, формирование умений и навыков анализа производств задания

Процесс II о в цехах предприятий состоит из ознакомления с типичными группами технол процессов, производств специализации и самостоят. работы II о осуществляется по периодам подготовительный (занятия в мастерских, на тренажерах и т п), основной (специализация учащихся) и заключительный (самостоят. ведение технол процесса) Недостатки системы - возможность применения гл. обр. в условиях, требующих высокого уровня мате-риально-техн оснащения произ-ва, использование отд. тренажеров, не позволяющих создать целостную систему проф. умений

Интегративно - модульная система разработана А II Беляевой (1980-е гг.) на основе теории проф. -пед.интеграции, объединяющей осн. сферы науки, образования и произ-ва Интеграция обеспечивает высокий уровень II о рабочих кадров, стимулирует рабочих к творческому производит труду

Содержание II о по группе профессий формируется на основе анализа видов произ-ва и трудовой деятельности квали-фициров рабочих разл. профилей Уч планы и программы включают разделы общий, интегрированный для группы профессий (общеобразоват, общетехн и общепроф. предметы) и дифференцированный (спец. уч предметы и факультативы) Широкое распространение получила интеграция содержания II о для групп профессий одной отрасли нар. х-ва или пром комплекса (машиностроит. топливно-энергетического и т п)

Процесс Пав интегративно-модуль-ной системе состоит из обучения всей группе профессий по общей программе, а затем - отд. профессиям (или 2-3) на основе модульной подготовки Под модулями понимаются комплексы операций, трудовых и технол процессов, свойственных профессиям, к-рые входят в группу Модульное обучение осуществляется гл. обр. в период систематизации навыков в определенной части технол процесса или при освоении нового оборудования, а также в целях более глубокого

освоения конкретных умений. Используются автоматизиров. обучающие системы, моделирование производств. процесса на всех стадиях П. о. Интегративно-модульная система постепенно внедряется в уч. процесс ПТУ, переходящих на подготовку рабочих по группам профессий. Осн. трудности - отсутствие по нек-рым видам профессий интеграции, слабое комплексное обеспечение материально-техн. базы, нехватка квалифициров. пед. кадров, недостаточная разработанность интегрированного содержания обучения. Лит.: Дидактика производств. обучения, М., 1973; Организация и методика производств. обучения, М., 1978; Основы методики комплексного подхода к содержанию образования в ср. проф.-тех. уч-щах, под ред. А. П. Беляевой, М., 1979; Б а т ы III с в С. Я., Науч. организация уч.-воспитат. процесса, M.; его же, Производств. , M.; Шапоринский С. А., Вопросы теории производств. обучения, М., 1981; Я куб а Ю. А., Взаимосвязь теории и практики в уч. процессе ср. проф.-тех. училищ, М., 1985; Методика исследования формирования понятий, умений и навыков у учащихся ср. проф.-тех. уч-щ, М., 1986; Новиков А. М., Процесс и методы формирования трудовых умений, М., 1986; К а т х а и о в К. Н., Пед. основы производит, труда, M.; Скакун В. А., Преподавание курса «Организация и методика производств. обучения», М., 1990.

А. П. Беляева.


Российская педагогическая энциклопедия. - М: «Большая Российская Энциклопедия» . Под ред. В. Г. Панова . 1993 .

Смотреть что такое "ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ" в других словарях:

    ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ - 1) составная часть профессионального образования.2) Подготовка рабочих и повышение их квалификации непосредственно на производстве (в Российской Федерации главным образом в группах и на краткосрочных курсах с присвоением тарифно квалификационного … Большой Энциклопедический словарь

    производственное обучение - 1) составная часть профессионального образования. 2) Подготовка рабочих и повышение их квалификации непосредственно на производстве (в Российской Федерации главным образом в группах и на краткосрочных курсах с присвоением тарифно… … Энциклопедический словарь

    производственное обучение - rus производственное обучение (с) eng on the job safety training fra formation (f) à la prévention sur le tas deu Sicherheitsausbildung (f) am Arbeitsplatz spa formación (f) en materia de seguridad en el empleo … Безопасность и гигиена труда. Перевод на английский, французский, немецкий, испанский языки

    Производственное обучение - практическое и теоретическое обучение по избранной профессии в процессе производственной деятельности. 1) Составная часть профессионально технического образования (См. Профессионально техническое образование) (в учебных планах… … Большая советская энциклопедия

    Производственное обучение - учебный предмет в системе профессиональной подготовки. Включает теоретическую часть знания основ наук, техники, технологии, организации и экономики в конкретной отрасли и отдельных производств и практическую часть учебно производственную… … Педагогический терминологический словарь

    ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ, ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ - главный компонент педагогического процесса в профессиональном образовательном учреждении, основной целью которого является формирование у учащихся основ профессионального мастерства в определенной области …

    ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ - форма первичной профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников ручного труда в промышленности или сфере обслуживания, практикуемая непосредственно на предприятиях. Теоретические занятия проводятся со всей группой … Профессиональное образование. Словарь

11.Особенности, характеристика и содержание процесса производственного обучения.

Производственное обучение как составная часть профессионального обучения. Периоды производственного обучения, роль мастера в их организации. Связь теоретического обучения с практикой. Методы и формы производственного обучения. Документы, определяющие процесс производственного обучения: нормативные, планирующие, отчетные. Подготовка мастера производственного обучения к занятиям.

Производственное обучение как составная часть профессионального обучения

Производственное обучение ~ обязательная составная часть содержания профессионального образования, практическая профессиональная подготовка обучающихся к определенному виду деятельности по профессии или специальности в соответствии с требованиями государственного стандарта профессионального образования.

Главной целью производственного обучения является формирование профессионального мастерства учащихся; осуществляется оно постепенно в течение всего процесса обучения.

Эта генеральная цель конкретизируется в задачах производственного обучения, которые следует рассматривать как пути, этапы, в определенной степени средства достижения этой основной цели. Исходя из такого понимания взаимосвязи целей и задач, выделим следующие критерии-показатели, раскрывающие сущность понятия «профессиональное мастерство»:

-качество выполнения работы - выполнение технических требований (условий) к результатам работы; соответствие ее установленным показателям и нормативам, параметрам; получение устойчивых положительных результатов;

-производительность труда - выполнение установленных норм времени (выработки); способности и умения ценить фактор времени, что определяет стремление к освоению высокопроизводительной техники и технологии, наиболее экономных и производительных способов выполнения работы и организации труда;

    профессиональная самостоятельность - умение самостоятельно выбирать способы работы, обеспечивающие высокое качество и производительность труда; способность самостоятельно разбираться в производственной обстановке, принимать правильное решение; осуществление самоконтроля и саморегулирования в работе;

    культура труда - способность и привычка планировать свой труд; умение работать с применением рациональных приемов и способов труда, современной техники и технологии; высокая технологическая дисциплина; умение применять в работе профессиональные знания; рациональная организация труда и рабочего места; соблюде­ние правил безопасности труда;

    творческое отношение к труду - развитая способность и стремление вносить в процессе труда новое, оригинальное, совершенствовать организацию, способы, орудия труда; стремление и способности к рационализации и изобретательству;

    экономическая целесообразность трудовой деятельности - способность к экономическому анализу выполняемого трудового про­цесса, принятию оптимальных в экономическом отношении решений в процессе выполнения работы.

Реализация этих задач составляет сущность обучающей деятельности мастеров производственного обучения и учебной деятельности учащихся.

Основа производственного обучения - производительный труд, содержание которого определяется законами профессиональной педагогики, характером и содержанием труда рабочих (специалистов) соответствующего профиля и уровня квалификации, непосредственно участвующих в производственном процессе. Трудовой процесс является главным содержанием произ­водственного обучения, а естественнонаучные, научно-технические и тех­нико-экономические основы этих процессов становятся содержанием пре­имущественно теоретического обучения.

Такое разделение носит условный характер, так как производственное обучение во многом зависит не только от трудового процесса, но и от произ­водственного процесса в целом. Подробное содержание производственного обучения проводится в стандартах начального и других уровней профессио­нальной подготовки учащихся по профессии (специальности).

Важнейшей особенностью производственного обучения является обучение учащихся в специально организованных для этих целей учебных мастерских, лабораториях, учебных участках, полигонах, учебных хозяйствах, на тренажерах, учебных установках, максимально приближенных к условиям реального производства.

Производственное обучение проводится на базе соединения обучения с производительным трудом учащихся, на основе тесной взаимосвязи теории и практики. Единство производительного труда и обучения состоит в том, что выпуск продукции не является самоцелью, а только средством решения учебных задач. Практические навыки и умения формируются на основе зна­ний, которые в ходе их применения совершенствуются, углубляются, расширяются.

Это определяет необходимость, во-первых, координации изучения спе­циальных предметов и производственного обучения таким образом, чтобы теория опережала практику, во-вторых, высокого уровня специальных зна­ний мастера производственного обучения, в-третьих, осуществления тесных межпредметных связей в деятельности мастеров и преподавателей специаль­ных предметов (специальной технологии).

Это предъявляет особые требования к подбору учебно-производственных работ учащихся, к материально-техническому оснащению учебного процес­са, выбору и применению форм, методов и методических приемов обучения. Ведущим методом производственного обучения выступают упражнения, особое значение приобретает показ трудовых приемов, использование учеб­ной и производственной документации, демонстрация наглядных пособий, выполнение учащимися лабораторно-практических и производственных работ.

В последнее время все шире применяются новые нетрадиционные тех­нологии: диалог, деловые учебно-производственные игры, модульные техно­логии, индивидуальные творческие задания, новые информационные техно­логии, в том числе мультимедиа, другие средства активизации познаватель­ной деятельности учащихся. Следует подчеркнуть, что современные педаго­гические технологии используются не только как система организационных форм, методов, средств и технического оснащения занятий, но, прежде всего, как способы организации совместной деятельности, сотрудничества мастера и учащихся в достижении учебно-воспитательных целей.

Для характеристики производственного обучения важным является во­прос о его педагогической логике. Учащихся нельзя включать сразу в процесс выполнения работ, характерных для содержания труда квалифицированного рабочего (специалиста) в соответствующей профессии, - это непосильная за­дача. Обучение профессии предполагает расчленение содержания труда на отдельные составные части - учебные единицы (трудовые приемы, способы, отдельные функции, операции, виды работ, ситуации), обучение учащихся выполнению этих элементов, а затем уже включение их в выполнение работ законченного характера, типичных для профессии. Таким образом, производ­ственное обучение носит аналитико-синтетический характер. Конкретное со­держание учебных единиц, их сочетание и порядок освоения для определен­ных групп профессий отражают систему производственного обучения.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 233

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

(ФКП образовательное учреждение № 233)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

2.2 Производственное обучение

По профессии: КУХОННЫЙ РАБОЧИЙ

Квалификация: 2 разряд

Код профессии: 13249

Рабочая программа производственного обучения по профессии 13249 Кухонный рабочий разработана в соответствии с Приказом Минобрнауки РФ от 02. 07. 2013 г. № 513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих по которым осуществляется профессиональное обучение»;

№ 1348 «О внесении изменений в Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 июля 2013 г. № 513»;

Постановлением Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05. 03. 2004 № 30 «Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск № 51» (§ 15 Кухонный рабочий 2-й разряд).

Организация разработчик: ФКП образовательное учреждение № 233.

Разработчик:

мастер производственного обучения Н. В. Исачкова

(подпись)


СОДЕРЖАНИЕ

п/п

Наименование

Паспорт программы производственного обучения

Область применения рабочей программы

Цели и задачи производственного обучения по профессии – требования к результатам освоения

Количество часов на освоение рабочей программы производственного обучения

Результаты освоения рабочей программы производственного обучения

Структура и содержание производственного обучения

Условия реализации производственного обучения

Требования к документации, необходимой для проведения производственного обучения

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Информационное обеспечение производственного обучения

Общие требования к организации образовательного процесса производственного обучения

Кадровое обеспечение образовательного процесса производственного обучения

Контроль и оценка результатов освоения производственного обучения

1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ производственного обучения

по профессии 13249 Кухонный рабочий

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа 2.2. Производственного обучения является частью программы профессионального обучения по профессии 13249 Кухонный рабочий разработанной в соответствии с Приказом Минобрнауки РФ от 02. 07. 2013 г. № 513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих по которым осуществляется профессиональное обучение»;

Приказом Министерства образования и науки РФ от 16 декабря 2013 г. № 1348 «О внесении изменений в Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 июля 2013 г. № 513»;

Постановлением Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05. 03. 2004 № 30 «Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск № 51» (§ 15 Кухонный рабочий 2-й разряд) в части освоения основного вида профессиональной деятельности по профессии Кухонный рабочий 2 разряда:

Должен уметь:

Осуществлять доставку полуфабрикатов и сырья в производственные цеха. Открывать бочки, ящики, мешки с продуктами, вскрывать стеклянные и жестяные консервные банки с обеспечением сохранности в них продукции. Выгружать продукцию из тары. Заполнять котлы водой. Доставлять готовую продукцию к раздаче. Загружать функциональную тару продукцией для внешней сети. Включать электрические, газовые котлы, плиты, шкафы, кипятильники. Устанавливать подносы на транспортер при комплектации обедов. Устанавливать на подносы столовые приборы, хлеб, тарелки с холодными закусками, стаканы с напитками. Собирать пищевых отходов.

1.2. Цели и задачи производственного обучения по профессии – требования к результатам освоения

Целью производственного обучения является комплексное освоение обучающимися всех видов профессиональной деятельности, приобретение опыта практической работы обучающихся по профессии 13249 Кухонный рабочий.

Задачей производственного обучения является формирование у обучающихся первоначальных практических профессиональных умений по основным видам профессиональной деятельности для освоения рабочей профессии, обучение трудовым приёмам, операциям и способам выполнения трудовых процессов по профессии 13249 Кухонный рабочий.

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности обучающийся в ходе производственного обучения должен:

иметь практический опыт:

    Доставлять сырьё и полуфабрикаты в цех по приготовлению пищи, открывать мешки, бочки и другую тару с продуктами, вскрывать консервные банки из стекла и жести так, чтобы обеспечить в них сохранность продуктов;

    приготовленные блюда к раздаче, очищать посуду и собирать отходы пищевых продуктов;

    Заполнять электрические (газовые) котлы водой и включать их, а также плиты, кипятильники и шкафы;

    На протяжении дня мыть столовую посуду, используя моющие средства. Приготавливать растворы для дезинфекции в соответствии с санитарными требованиями. Доставлять чистые тарелки и стаканы на столы для раздачи;

1.3. Количество часов на освоение рабочей программы производственного обучения:

всего – 60 часов.

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

По профессии 13249 Кухонный рабочий

Результатом производственного обучения является освоение: общих компетенций (ОК):

Наименование результата практики

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определенных руководителем.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.

Готовить к работе производственное помещение и поддерживать его санитарное состояние.

профессиональных компетенций (ПК):

Наименование результата обучения

Доставлять сырьё и полуфабрикаты в цех по приготовлению пищи, открывать мешки, бочки и другую тару с продуктами, вскрывать консервные банки из стекла и жести так, чтобы обеспечить в них сохранность продуктов.

Заполнять электрические (газовые) котлы водой и включать их, а также плиты, кипятильники и шкафы.

Доставлять приготовленные блюда к раздаче, очищать посуду и собирать отходы пищевых продуктов.

На протяжении дня мыть столовую посуду, используя моющие средства. Приготавливать растворы для дезинфекции в соответствии с санитарными требованиями. Доставлять чистые тарелки и стаканы на столы для раздачи.

Производит влажную уборку зала и служебных помещений.

3 . СТРУКТУРА и содержание ПОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ по ПРОФЕССИИ КУХОННЫЙ РАБОЧИЙ

3.1. Содержание производственного обучения

Код и наименование профессии

Тема занятия учебной практики

Количество часов

Вид работ

Объем часов

13249 Кухонный рабочий

Тема 1. Ознакомление с предприятием общественного питания.

Техника безопасности на предприятии.

Спецодежда работника кухни (куртка, фартук, косынка, резиновые сапоги): уход и хранение. Личная гигиена.

Подготовка рабочего места

Тема 2. Подготовка сырья необходимого для приготовления пищи.

Механическая обработка овощей.

Выполнение вспомогательных работ при изготовлении блюд и кулинарных изделий

Тема 3. Оборудование предприятия общественного питания .

Правила безопасного использования кухонного оборудования.

Обслуживание производственного оборудования

Тема 4. Обработка столовой посуды, используя моющие средства. Приготавление растворов для дезинфекции в соответствии с санитарными требованиями.

Виды моющих средств

Обработка посуды с моющими средствами

Тема 5 . Организация влажной уборки зала и служебных помещений.

Организация влажной уборки на предприятии

Дифференцированный зачет

Всего часов:

4. условия реализации производственного обучения по ПРОФЕССИИ 13249 КУХОННЫЙ РАБОЧИЙ

4.1. Требования к документации, необходимой для проведения производственного обучения:

Перечень документов, необходимых для организации и проведения производственного обучения:

    Закон «Об образовании в РФ» № 273 - ФЗ от 29. 12. 2012 г.;

    Приказ Минобрнауки РФ от 02. 07. 2013 г. № 513«Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих по которым осуществляется профессиональное обучение;

    Приказ Министерства образования и науки РФ от 16 декабря 2013 г. № 1348 «О внесении изменений в Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 июля 2013 г. № 513»;

    Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05. 03. 2004 № 51 (§ 15 Кухонный рабочий 2-й разряд);

    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18 апреля 2013 года № 292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения;

    Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 января 2015 № 17 «О внесении изменения в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 г. № 292. Зарегистрирован в Минюсте РФ 03. 04. 2015 № 36710;

    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 499 г. "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам". Зарегистрирован в Минюсте РФ 20 августа 2013 г. № 29444;

    Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 ноября 2013 г. № 1244 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 499». Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 января 2014 г. № 31014;

    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. № 291 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования»,зарегистрирован в Минюст России № 28785 от 14 июня 2013 г.;

    Приказ Минюста России № 67 от 7 мая 2013 г. «Об утверждении Порядка осуществления начального профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных к лишению свободы». Зарегистрирован в Минюсте РФ 21 мая 2013 г. № 28435;

    Рабочая программа производственного обучения;

    График учебного процесса;

    Журнал регистрации инструктажей по ОТ;

    Комплект оценочных средств для проведения текущего, промежуточного контроля (дифференцированный зачет по практике).

4.2. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Производственное обучение проводится в производственных цехах столовой исправительного учреждения.

Производственное обучение проводится мастерами производственного обучения.

Продолжительность рабочего дня обучающихся при прохождении производственного обучения составляет не менее 18 часов в неделю независимо от возраста.

Оснащение учебных рабочих мест производственных цехов столовой:

Технологическое оборудование:

Рабочие места для обучающихся;

Молоток для отбивания (тяпка);

Рабочее место преподавателя;

Стенды, макеты, плакаты;

Наглядные пособия;

Сито конусообразное

Весы настольные;

Скребок для очистки рыбы;

Разделочные доски;

Стеллаж стационарный;

Ножи поварской тройки;

Стеллаж передвижной.

Щипцы универсальные;

Нож для потрошения тушек;

Лопатка;

Нож шпиговальный;

Веселка;

Пинцет для удаления перьевых пеньков с тушек;

Топорик-молоток;

Шумовка;

Ножи-рубаки;

Ножи для удаления глазков, экономной очистки овощей;

Мусат для точки и правки ножей;

Гастроемкости;

Производственное холодильное оборудование;

Кастрюли;

Производственное механическое

оборудование;

Сотейники;

Производственное тепловое оборудование;

Сито барабанное;

Оборудование раздачи

4.3. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

    Федеральный закон об образовании.

    Постановление Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05. 03. 2004 № 30 «Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск № 51» (§ 15 Кухонный рабочий 2-й разряд).

    Матюхина З. П. Основы физиологии питания, гигиены и санитарии. Изд-во ‘Высшая школа’, 2015.

Дополнительные:

    Радченко Л. А. «Организация производства на предприятиях общественного питания». Ростов-на-Дону, «Феникс», 2001 г.

    Богданова М. А. и др. «Оборудование предприятий общественного питания». - М.: Экономика, 2007.

    Учебно-методические пособия по профессиональному обучению.

    Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.

    СанПиН 2.3.2.1078-01. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.

6. Золин В. П. «Технологическое оборудование предприятий общественного питания», учебник для нач. проф. Образования – 5-е изд., стер. – М: Изд. центр «Академия».

7. Усов В. В. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания, учебное пособие 5-е издание, издательский центр «Академия». 2014 г.

8. Бурашников Ю. М. Охрана труда в пищевой промышленности, общественном питании и торговле: Учеб. Для нач. проф. Образования / Ю. М. Бурашников, А. С. Максимов. – 2-е изд., стереотип.- М.: Академия, 2005. -234 с.

9. Арустамов Э. А. «Безопасность жизнедеятельности». Москва. Издательство центр «Академия» 2008 год.

Интернет-ресурсы:

    Федеральный портал Российское образование edu.ru

    http://www.bestlibrary.ruOn-line библиотека

    http://www.vavilon.ru/ Государственная публичная научно-техническая библиотека России

    http://www.edic.ruЭлектронные словари

4.4. Общие требования к организации образовательного процесса производственного обучения

Производственное обучение реализуется рассредоточено, чередуясь с изучением общепрофессиональных и профессиональных дисциплин. Производственное обучение является составляющей частью профессионального цикла.

Формой промежуточной аттестации обучающихся по производственному обучению является дифференцированный зачет.

4.5. Кадровое обеспечение образовательного процесса производственного обучения

Руководство производственным обучением осуществляет мастер производственного обучения.

Мастера производственного обучения должны иметь уровень образования не ниже среднего профессионального по профилю специальности, проходить обязательную стажировку в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года.

Мастер производственного обучения должен знать:

1. Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

2. Законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка;

3. Учебные программы по производственному обучению; технологию производства по профилю обучения; правила технической эксплуатации производственного оборудования;

4. Основы педагогики, психологии; методики профессионального обучения и воспитания обучающихся; методы развития мастерства; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;

5. Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, коллегами по работе, технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; технологии педагогической диагностики;

6. Основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

7. Основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;

8. Правила по охране труда и пожарной безопасности.

5. Контроль и оценка результатов освоения ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Контроль и оценка результатов освоения производственного обучения осуществляется руководителем практики в процессе проведения учебных занятий, самостоятельного выполнения обучающимися заданий, выполнения практических проверочных работ. В результате освоения производственного обучения в соответствии с учебным планом обучающиеся проходят промежуточную аттестацию в форме дифференцированного зачета.

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 1. Доставлять сырьё и полуфабрикаты в цех по приготовлению пищи, открывать мешки, бочки и другую тару с продуктами, вскрывать консервные банки из стекла и жести так, чтобы обеспечить в них сохранность продуктов.

Качественное выполнение работ в соответствии с разрядом, инструкцией.

Рациональная организация рабочего места при обработке сырья.

Наблюдение за действиями на практических занятиях по теме;

Проверка знаний на ДЗ по спец. технологии;

Проверка знаний и умений на экзамене квалификационном.

ПК 2. Заполнять электрические (газовые) котлы водой и включать их, а также плиты, кипятильники и шкафы.

ПК3.Доставлять приготовленные блюда к раздаче, очищать посуду и собирать отходы пищевых продуктов.

ПК 4.На протяжении дня мыть столовую посуду, используя моющие средства. Приготавливать растворы для дезинфекции в соответствии с санитарными требованиями. Доставлять чистые тарелки и стаканы на столы для раздачи.

ПК 5. Производит влажную уборку зала и служебных помещений.

Разработчик:

ФКП образовательное

учреждение № 233 мастер п/о Н. В. Исачкова