Планирование закупок (ведение планов и планов-графиков закупок). Обоснование закупок. Общественное обсуждение закупок

Планирование закупок. К нормативным правовым актам, регулирующим планирование закупок, кроме Закона о закупках (ст. 17, 21), относятся:

  • постановление Правительства РФ от 05.06.2015 № 552 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд»;
  • постановление Правительства РФ от 21.11.2013 № 1043 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов закупок товаров, работ, услуг»;
  • постановление Правительства РФ от 05.06.2015 № 553 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд»;
  • постановление Правительства РФ от 00.06.2015 № 554 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также о требованиях к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг»;
  • постановление Правительства РФ от 29.11.2015 № 1168 «Об утверждении Правил размещения в единой информационной системе в сфере закупок планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков.

Планы закупок формируются на срок, соответствующий сроку действия утвержденного бюджета на очередной финансовый год и плановый период соответствующего публично-правового образования или государственного внебюджетного фонда.

План закупок формируется государственным или муниципальным заказчиком в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В план закупок включается следующая информация:

  • 2) цель осуществления закупки (наименование мероприятия государственной программы Российской Федерации либо непрограммные направления деятельности (функции, полномочия); ожидаемый результат реализации мероприятия государственной программы Российской Федерации);
  • 3) наименование объекта и (или) наименования объектов закупки;
  • 4) планируемый год размещения извещения, направления приглашения, заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
  • 5) объем финансового обеспечения (отдельно на текущий финансовый год, на плановый период, на последующие годы);
  • 6) сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок;
  • 7) информация о применении при осуществлении закупок дополнительных «квалификационных» требований к участникам закупки;
  • 8) информация о проведении общественного обсуждения закупки (да или нет).

Планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок. Планы-графики формируются заказчиками в соответствии с планами закупок.

В план-график включается следующая информация в отношении каждой закупки:

^идентификационный код закупки;

  • 2) наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование закупки в соответствии со ст. 18 Закона о закупках, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата 11редусмотрены поэтапно);
  • 3) дополнительные требования к участникам закупки (при наличии таких требований) и обоснование таких требований;
  • 4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и обоснование выбора этого способа;
  • 5) дата начала закупки;
  • 6) информация о размере предоставляемых обеспечения соответствующей заявки участника закупки и обеспечения исполнения контракта;
  • 7) информация о применении критерия стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта (в случае применения указанного критерия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • 8) информация о банковском сопровождении контракта;
  • 9) информация о предоставлении преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы в закупках или организациям инвалидов в закупках;
  • 10) осуществление закупки только среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (да или нет);
  • 11) применение национального режима при осуществлении закупки;
  • 12) информация о проведении общественного обсуждения закупки.

План закупок и план-график подлежат утверждению заказчиком в один

и тот же срок - в течение 10 рабочих дней после получения им объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств (лимитов бюджетных обязательств) или утверждения плана финансово- хозя й стве н н ой дсятел ьности.

Утвержденные план закупок и план-график подлежат размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней со дня утверждения или изменения такого плана.

Как видно, из предыдущего описания план закупок и план-график являются похожими документами. Идеологически план закупок должен быть документом более верхнего уровня, предусматривающим прогноз нужд, которые необходимы заказчику на период бюджетного планирования. Фактически этот документ нужен для подготовки бюджетных проектировок для составления проекта бюджета в части расходов на государственные (муниципальные) закупки соответствующих получателей бюджетных средств. Формально план закупок утверждается уже после утверждения бюджета, но по факту именно данные плана закупок ложатся в основу бюджетного планирования.

План-график - это технический документ, который предусматривает не общие нужды, а конкретные закупки, их сроки и иные параметры (способ закупки, размер обеспечения и т.д.). Если в плане закупок может планироваться удовлетворение общей нужды (например, снабжение офисов заказчика канцелярской продукцией и офисной бумагой на протяжении всего срока бюджетного планирования, то в плане-графике предусматривается закупка но конкретному лоту (табл. 2.2).

Таблица 2.2

Основные отличия плана закупок и плана-графика

Параметры сравнения

План закупок

План-график

Горизонт планирования

Срок действия бюджета

Один финансовый год

Единица планирования

Объекты закупок без обязательной привязки к конкретному лоту

Конкретная закупка (лот)

Основание планирования

План закупок

Способ планирования финансового обеспечения

Определяется предельный объем финансового обеспечения

Определяется начальная (максимальная) цена конкретного контракта

Планирование конкретных характеристик закупки (способ определения поставщика, подрядчика, исполнителя, размера обеспечения заявки и пр.)

Таким образом, план закупок по своему характеру в большей степени является документом «стратегического» планирования закупок, а план- график - документом «тактического» планирования закупочной деятельности.

Между тем в настоящее время, когда нормы о планировании закупок в полном объеме вступили в силу только с 1 января 2016 г. и практика планирования закупок только начинает нарабатываться, идеология описанного выше подхода законодателя к регулированию планирования закупок полностью не реализуется. До сих пор горизонт планирования закупок в рамках плана закупок и плана-графика один и тот же. В условиях отсутствия четких методических рекомендаций и сформированной надлежащей практики планирования закупок и контроля за ее соблюдением план закупок и план-график превращаются в дублирующие документы.

В план закупок и план-график должны своевременно вноситься изменения. С 1 января 2017 г. вступила в силу норма, согласно которой закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.

КоАП РФ в 2016 г. был дополнен составами административных правонарушений в сфере планирования закупок. Если раньше жесткое соответствие между планом закупок (планом-графиком) и фактически осуществляемыми закупками контролирующими органами не отслеживалось, то теперь установлена специальная ответственность за размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) ранее десяти календарных дней со дня внесения изменений в план-график в отношении такой закупки или в случае, если информация о такой закупке вообще не включена в план- график.

Обоснование закупок. Обоснование закупки осуществляется заказчиком при формировании плана закупок, плана-графика.

При формировании плана-закупок обоснованию подлежат объект и (или) объекты закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки, определенной с учетом положений ст. 13 Закона о закупках.

При формировании плана-графика обоснованию подлежат:

  • начальная (максимальная) цена контракта;
  • способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупки.

По результатам аудита в сфере закупок (осуществляется Счетной РФ,

контрольно-счетными органами субъектов РФ, контрольно-счетными органами муниципальных образований) и контроля в сфере закупок конкретная закупка может быть признана необоснованной.

Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 № 555 «Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования» детализирует предмет обоснования закупок на соответствующей стадии (при составлении плана закупок и плана-графика). Сведения о предмете обоснования и составе информации, указываемой в документах планирования закупок, указаны в табл. 2.3.

Таблица 23

Состав информации, указываемой в плане закупок и плане-графике

Тип информации

составлении плана закупок

составлении плана- графика

Идентификационный код закупки

Наименование объекта и (или) объектов закупки

Обоснования объекта и (или) объектов закупки

Наименование государственной программы или программы субъекта РФ, муниципальной программы (в том числе целевой программы, ведомственной целевой программы, иного документа стратегического и программноцелевого планирования) в случае, если закупка планируется в рамках указанной программы

Наименование мероприятия государственной программы или программы субъекта РФ, муниципальной программы (в том числе целевой программы, ведомственной целевой программы, иного документа стратегического и программно-целевого планирования), наименование функции, полномочия государственного органа, органа управления государственным внебюджетным фондом, муниципального органа и (или) наименование международного договора Российской Федерации

Окончание табл. 23

Тип информации

составлении плана закупок

составлении плана- графика

Обоснование соответствия объекта и (или) объектов закупки мероприятию государственной (муниципальной) программы, функциям, полномочиям и (или) международному договору Российской Федерации

Полное наименование, дата принятия и номер утвержденных в соответствии со ст. 19 Закона о закупках нормативных правовых (правовых) актов, устанавливающих требования к отдельным видам товаров, работ и услуг (в том числе предельные цены товаров, работ и услуг) и (или) к определению нормативных затрат на обеспечение функций, полномочий государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов, в том числе подведомственных указанным органам казенных учреждений, или указание на отсутствие такого акта для соответствующего объекта и (или) соответствующих объектов закупки

Начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подряди и ком, ис пол нителем)

Наименование метода определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)

Обоснование невозможности применения для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методов, указанных в ч. 1 ст. 22 Закона о закупках, а также обоснование метода определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), нс предусмотренного ч. 1 ст. 22 Закона о закупках

Обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в порядке, установленном ст. 22 Закона о закупках

Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

Обоснование выбранного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

Обоснование дополнительных требований к участникам закупки (при наличии таких требований)

В отношении закупок, осуществляемых в соответствии с и. 4, 5, 26 и 33 ч. 1 ст. 93 Закона о закупках («мелкие» закупки с единственным поставщиком, направление работников в служебные командировки, оказание преподавательских услуг, а также услуг экскурсовода (гида) физическими лицами) обоснованию подлежит годовой объем указанных закупок. Подробнее об этом указано в параграфе 3.16 учебника.

По результатам обоснования закупок заполняются специальные формы:

  • отдельно обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана закупок;
  • и отдельно обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана-графика закупок.

Формы обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд должны размещаться в единой информационной системе в виде приложений к плану-графику (плану закупок).

Общественное обсуждение закупок. В соответствии со ст. 20 Закона о закупках Правительством РФ устанавливаются случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок и его порядок. Такое обсуждение начинается с даты размещения в ЕИС планов закупок, содержащих информацию о закупках, подлежащих обязательному общественному обсуждению, и заканчивается не позднее срока, до истечения которого определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть отменено заказчиком. Закупки, подлежащие обязательному общественному обсуждению, нс могут быть осуществлены без проведения такого обсуждения.

Правила проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 № 835. В соответствии с ними обязательное общественное обсуждение проводится в случае осуществления закупок при начальной (максимальной) цене контракта, составляющей более 1 млрд руб., с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случаев осуществления закупок:

  • а) с применением закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • б) в рамках государственного оборонного заказа;
  • в) путем проведения повторного конкурса, электронного аукциона в отдельных случаях;
  • г) путем проведения запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Общественное обсуждение закупок проводится в два этапа.

Первый этап начинается с даты размещения в ЕИС плана закупок, содержащего информацию о закупках, подлежащих обязательному общественному обсуждению. Срок обсуждения но первому этапу должен составлять не менее 20 дней.

В рамках первого этапа проводится интернет-обсуждение в ЕИС в разделе «Обязательное общественное обсуждение закупок» и очные публичные слушания. В интернет-обсуждении комментарии, предложения и замечания могут оставлять зарегистрированные пользователи. Все комментарии модерируются для исключения употребления пользователями ненормативной лексики. На комментарии в течение двух дней с даты их размещения должен даваться ответ заказчика.

Не позднее 10 дней после окончания срока интернет-обсуждения заказчик должен провести очные публичные слушания по обсуждению информации о закупке или нескольких закупках.

Информация о дате, времени и месте проведения очных публичных слушаний размещается в разделе «Обязательное общественное обсуждение закупок» официального сайта ЕИС.

Очные публичные слушания являются открытыми. Заказчик не может ограничить кого-либо в праве принять участие в обсуждении. При проведении очных публичных слушаний лицо, осуществляет аудиозапись.

По результатам первого этапа обязательного общественного обсуждения принимается одно из следующих решений:

  • отмена проведения закупки;
  • продолжение подготовки к проведению закупки без учета результатов обязательного общественного обсуждения;
  • продолжение подготовки к проведению закупки с учетом результатов обязательного общественного обсуждения, в том числе с внесением соответствующих изменений в план закупок (план-график).

В течение двух дней после проведения очных публичных слушаний заказчик размещает в ЕИС протокол первого этапа обязательного общественного обсуждения, который должен содержать все поступившие замечания, предложения и ответы на них в рамках данного этапа (включая интернет-обсуждение и обсуждение информации о закупке в ходе очных публичных слушаний), а также принятое решение по результатам первого этапа общественного обсуждения закупки. Данный протокол автоматически средствами ЕИС направляется Федеральное казначейство России для целей осуществления надзору в финансово-бюджетной сфере.

Второй этап обязательного общественного обсуждения заключается в интернет-обсуждении в разделе «Обязательное общественное обсуждение закупок» официального сайта ЕИС информации о закупке, включенной в извещение об осуществлении закупки и документацию о закупке, и начинается с даты размещения в ЕИС такого извещения и такой документации.

Обязательное общественное обсуждение на втором этапе завершается за три дня до даты, не позднее которой определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть отменено.

Участники обязательного общественного обсуждения оставляют замечания, предложения, касающиеся соответствия документации о закупке требованиям законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, в том числе о контрактной системе в сфере закупок.

Заказчик, так же как и на первом этапе, в течение двух дней готовит ответы на соответствующие замечания и предложения.

По результатам второго этапа обязательного общественного обсуждения принимается одно из следующих решений:

  • об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • о продолжении проведения закупки без внесения изменений в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке;
  • продолжении проведения закупки с внесением изменений в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке.

После окончания второго этапа обязательного общественного обсуждения заказчик размещает в ЕИС протокол второго этапа обязательного общественного обсуждения, который должен содержать все поступившие в рамках данного этапа замечания, предложения и ответы на них, а также принятое заказчиком решение по результатам общественного обсуждения.

Протокол второго этапа обязательного общественного обсуждения автоматически, средствами ЕИС, направляется в ФАС России.

1) идентификационные коды закупок, определенные в соответствии со статьей 23

2) наименование объекта и (или) наименования объектов закупок;

3) объем финансового обеспечения для осуществления закупок;

4) сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок;

5) информация об обязательном общественном обсуждении закупок товара, работы или услуги в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона;

6) иная информация, определенная порядком, предусмотренным пунктом 2 части 3 настоящей статьи.

3. Правительством Российской Федерации устанавливаются:

1) требования к форме планов-графиков;

2) порядок формирования, утверждения планов-графиков, внесения изменений в такие планы-графики;

3) порядок размещения планов-графиков в единой информационной системе.

4. Правительство Российской Федерации вправе установить особенности включения в план-график информации о централизованных закупках, совместных конкурсах и аукционах, закупках, при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также об отдельных закупках, предусмотренных пунктом 7 части 2 статьи 83 , пунктом 3 части 2 статьи 83.1 , частью 1 статьи 93 и статьей 111 настоящего Федерального закона.

5. Планы-графики формируются на срок, соответствующий сроку действия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законов субъекта Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципального правового акта представительного органа муниципального образования о местном бюджете. В планы-графики включается с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации информация о закупках, осуществление которых планируется по истечении планового периода. В этом случае указанная в части 2 настоящей статьи информация вносится в планы-графики закупок на весь срок планируемых закупок.

6. План-график формируется государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с требованиями настоящей статьи в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации и утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

7. План-график формируется государственным, муниципальным учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями в соответствии с требованиями настоящей статьи при планировании финансово-хозяйственной деятельности государственного, муниципального учреждений, государственного, муниципального унитарных предприятий и утверждается в течение десяти рабочих дней после утверждения соответственно плана финансово-хозяйственной деятельности государственного, муниципального учреждений, плана (программы) финансово-хозяйственной деятельности государственного, муниципального унитарных предприятий.

8. Планы-графики подлежат изменению при необходимости:

1) приведения их в соответствие в связи с изменением установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов;

2) приведения их в соответствие в связи с изменением доведенного до заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, изменением показателей планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности государственных, муниципальных учреждений, государственных, муниципальных унитарных предприятий, изменением соответствующих решений и (или) соглашений о предоставлении субсидий;

3) реализации решения, принятого заказчиком по итогам обязательного общественного обсуждения закупки в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона;

4) использования в соответствии с законодательством Российской Федерации экономии, полученной при осуществлении закупки;

5) в иных случаях, установленных порядком, предусмотренным пунктом 2 части 3 настоящей статьи.

9. Внесение в соответствии с частью 8 настоящей статьи изменений в план-график может осуществляться не позднее чем за один день до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом либо в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с частью 1 статьи 93 настоящего Федерального закона - не позднее чем за один день до дня заключения контракта.

10. Не допускаются размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупки, документации об осуществлении закупки, направление приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, если такие извещения, документация, приглашения содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках.

11. Особенности планирования закупок в рамках государственного оборонного заказа устанавливаются Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".

В результате изучения главы студент должен:

знать

  • средства планирования закупок;
  • основные особенности размещения документов планирования в ЕИС;
  • порядок формирования, утверждения, размещения и внесения изменений в план-график закупок и план закупок;
  • порядок обоснования и нормирования закупок;

уметь

  • применять нормативы и методы обоснования закупок в процессе планирования закупок;
  • формировать календарь планирования закупок;

владеть

  • навыком работы с документами в процессе формирования, утверждения, размещения планов закупок;
  • навыком работы с документами в процессе формирования, утверждения, размещения планов-графиков закупок.

Правовое регулирование планирования закупок

Основы правового регулирования процесса планирования закупок установлены в гл. 2 Закона о контрактной системе. Планирование закупок осуществляется исходя из целей осуществления закупок посредством формирования, утверждения и ведения: 1) планов закупок; 2) планов-графиков. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» устанавливает особенности планирования закупок в рамках государственного оборонного заказа.

С 1 января 2016 г. вводятся обязанности по планированию, в том числе составлению и утверждению планов закупок, обоснованию закупок (ст. 16, 17, 18 Закона о контрактной системе).

Заказчик формирует (вносит изменения) план исходя из целей закупок и с учетом установленных требований к закупаемой продукции (в том числе предельной цены и (или) нормативных затрат на обеспечение деятельности заказчика). При этом план закупок содержит приложения, содержащие обоснования по каждому объекту или объектам закупки, подготовленные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 05.06.2015 № 552).

План закупок формируется в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ и утверждается в течение 10 рабочих дней после доведения до заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством (ч. 7 ст. 17 Закона о контрактной системе). Бюджетные учреждения должны утверждать планы закупок в течение 10 рабочих дней после утверждения плана своей финансово-хозяйственной деятельности (ч. 8 ст. 17 Закона о контрактной системе). Утвержденный план закупок (в том числе в результате внесения изменений) размещается в ЕИС в течение 3 рабочих дней со дня утверждения или изменения такого плана, за исключением сведений, составляющих государственную тайну. Заказчик вправе разместить план закупок в иных источниках - печатных изданиях или в информационно-коммуникационной сети «Интернет».

Тип заказчика определяет порядок формирования и утверждения плана.

Так, государственные заказчики, действующие от имени РФ, первоначально формируют план закупок и представляют его не позднее 1 июля текущего года главным распорядителям для формирования на их основании обоснований бюджетных ассигнований на осуществление закупок. При необходимости они корректируют их по согласованию с главными распорядителями в процессе составления проектов бюджетных смет и представления обоснований бюджетных ассигнований. После уточнения планов закупок и доведения до государственного заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств утверждают план закупок в течение 10 рабочих дней.

ФГБУ формируют планы закупок и представляют их не позднее 1 июля текущего года органам, осуществляющим функции и полномочия их учредителя, для учета при формировании обоснований бюджетных ассигнования. Корректировка плана закупок при необходимости производится по согласованию с тем же органом в процессе составления проектов планов их финансово-хозяйственной деятельности и представления обоснований бюджетных ассигнований. После уточнения планов закупок и утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности ФГБУ утверждают план закупок в течение 10 рабочих дней после утверждения планов финансовохозяйственной деятельности.

ФГАУ, ФГУП, имущество которых принадлежит на праве собственности РФ, формируют планы закупок в сроки, установленные главными распорядителями. Процесс планирования начинается после принятия решений о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений. При необходимости данные заказчики уточняют планы закупок. После их уточнения и заключения соглашений о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности РФ или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность РФ план закупок утверждается в течение 10 рабочих дней со дня заключения соглашения о предоставлении субсидий.

ФГБУ, ФГАУ, ФГУП, имущество которых принадлежит на праве собственности РФ, осуществляющие закупки в рамках переданных им полномочий государственного заказчика, формируют планы закупок в сроки, установленные главными распорядителями средств федерального бюджета. Процесс планирования начинается после принятия решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности РФ или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность РФ. Далее эти заказчики уточняют при необходимости планы закупок. После их уточнения и доведения на соответствующий лицевой счет по переданным полномочиям объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации утверждают в течение 10 рабочих дней со дня доведения объема прав в денежном выражении.

Заказчик формирует план закупок на срок, соответствующий сроку действия законодательного, правового акта о бюджете (федеральном, субъекта РФ, местном), бюджетах внебюджетных фондов (государственных, территориальных). Несмотря на то, что бюджеты составляются на очередной финансовый год и плановый период, в планы закупок включается информация о закупках, осуществление которых планируется по истечении планового периода (с учетом положений бюджетного законодательства РФ, а также с учетом особенностей, установленных порядком формирования, утверждения и ведения планов закупок).

Действует следующая система правового регулирования в области формирования, утверждения и ведения планов закупок.

  • Порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения федеральных нужд утвержден постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 552.
  • Требования к порядку формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения нужд субъекта РФ, муниципальных нужд установлены постановлением Правительства РФ от 21.11.2013 № 1043.
  • Порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения нужд субъекта РФ, муниципальных нужд устанавливается высшим исполнительным органом соответственно государственной власти субъекта РФ, местной администрацией с учетом требований, установленных постановлением Правительства РФ от 21.11.2013 № 1043.
  • Требования к форме планов закупок установлены постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 552.
  • Порядок размещения планов закупок в ЕИС установлен постановлением Правительства РФ от 29.10.2015 № 1168 .

В планы закупок включаются следующие данные:

  • 2) цель осуществления закупки;
  • 3) наименование объекта и (или) наименования объектов закупки;
  • 4) объем финансового обеспечения для осуществления закупки;
  • 5) сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок;
  • 6) обоснование закупки;
  • 7) информация о закупках продукции, которую по причине ее технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также предназначенной для проведения научных исследований, экспериментов, изысканий, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования);
  • 8) информация об обязательном общественном обсуждении закупки.

Важно знать

Идентификационный код закупки представляет собой число, состоящее из 36 цифр, разделенных на следующие разряды:

  • 1-2 цифры - год размещения извещения или заключения контракта в формате двух последних цифр года;
  • 3-22 цифры - идентификационный код заказчика, состоящий из кода формы собственности, ИГТГТ и КПП;
  • 23-26 цифры - номер закупки в плане закупки;
  • 27-29 цифры - номер закупки в плане-графике;
  • 30-33 цифры - общероссийский классификатор продукции относительно вида экономической деятельности;
  • 34-36 цифры - код вида расходов.

няты (даны) после утверждения планов закупок и не приводят к изменению объема бюджетных ассигнований;

  • г) изменение доведенного до государственного заказчика, действующего от имени РФ, объема прав в денежном выражении, изменение показателей планов финансово-хозяйственной деятельности соответствующих федеральных государственных бюджетных учреждений, а также изменение соответствующих решений и (или) соглашений о предоставлении субсидий;
  • д) реализация решения, принятого по итогам обязательного общественного обсуждения закупки;
  • е) использование в соответствии с законодательством РФ экономии, полученной при осуществлении закупки;
  • ж) выдача предписания органами контроля в сфере закупок, в том числе об аннулировании процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • з) изменение сроков и (или) периодичности приобретения товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  • и) возникновение иных существенных обстоятельств, предвидеть которые на дату утверждения плана закупок было невозможно.

Планы-графики представляют собой перечень закупок продукции на финансовый год, сформированный в соответствии с планами закупок по установленной форме, и являются основанием для осуществления закупок.

На 2016 г. заказчики составляют план-график закупок в соответствии с правилами, действовавшими до вступления в силу Закона о контрактной системе с учетом особенностей, которые установлены Приказом Минэкономразвития России № 182, Казначейства России № 7н от 31.03.2015. Данный акт формулирует особенности размещения в ЕИС планов-графиков размещения заказов па 2015-2016 гг. Таким образом, в 2016 г. заканчивается переходный период между Законом о контрактной системе и Законом о размещении закупок.

Важно знать

Традиционным (и самым трудоемким) способом размещения плана-графика в ЕИС является его заполнение на сайте zakupki.gov.ru «с нуля» или путем копирования плана-графика за предыдущий год. Кроме периодов, когда работа на сайте невозможна по техническим причинам (в такие периоды можно использовать оффлайн- клиент сайта), трудность заполнения формы плана-графика заключается в отсутствии удобных калькуляторов и справочников для расчета сроков проведения закупок, указания кодов, расчета НМЦК (цены контракта). Отсутствуют сервисы, которые предупреждают об ошибке заполнения данных, к примеру, при выборе способа закупки. Специализированные платные программы направлены на автоматизацию действий контрактных управляющих, помогают отслеживать и предупреждать возможные ошибки, содержат удобные сервисы для формирования расчетных данных.

Напомним, что регламентации переходного периода посвящена гл. 8 Закона о контрактной системе - «Заключительные положения». В частности, ими установлены случаи, когда: а) изменения в планы закупок и планы-графики закупок не вносятся; б) в отчет об исполнении контракта о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта не включается информация об исполнении контракта в части его соответствия плану-графику (п. 3 ст. 112 Закона о контрактной системе).

С 1 января 2016 г. заказчики обязаны обосновывать все закупки, которые включаются как в план закупок, так и в план-график закупок, в том числе доказывая соответствие планируемых закупок целям, установленным Законом о контрактной системе. Обоснованию в плане-графике закупок подлежит НМ ЦК или цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе дополнительные требования к участникам закупки (при наличии таких требований).

Действует следующая система нормативно-правовых актов, регламентирующих процесс формирования, утверждения и изменения планов-графиков закупок.

  • В отношении обеспечения федеральных нужд постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 553 установлен порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок для обеспечения федеральных нужд.
  • В отношении обеспечения нужд субъекта РФ, муниципальных нужд порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок устанавливается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией на основе требований, установленных постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 554 1 .
  • Требования к форме плана-графика также установлены постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 553 и постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 554 для обеспечения федеральных нужд и нужд субъектов РФ, муниципальных нужд соответственно.
  • Порядок размещения планов-графиков в ЕИС установлен постановлением Правительства РФ от 29.10.2015 № 1168.

В план-график включается следующая информация в отношении каждой закупки:

  • 1) идентификационный код закупки;
  • 2) наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная ПМЦК, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование закупки, размер аванса (если предусмотрена выплата), этапы оплаты (если предусмотрена поэтапная оплата);
  • 3) дополнительные требования к участникам закупки и обоснование таких требований;
  • 4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и обоснование выбора этого способа;
  • 5) дата начала закупки;
  • 6) информация о размере предоставляемых обеспечения соответствующей заявки участника закупки и обеспечения исполнения контракта;
  • 7) информация о применении критерия стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта (в случае применения критерия);
  • 8) информация о банковском сопровождении контракта.

В отношении централизованных закупок, совместных закупок, осуществляемых закрытыми способами, могут быть предусмотрены особенности включения в план-график информации о таких закупках, устанавливаемые Правительством РФ. Кроме того, перечень информации, включаемой в план-график, может быть дополнен Правительством РФ, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями.

План-график формируется ежегодно на очередной финансовый год в соответствии с планом закупок. Он включает информацию о закупках в течение года, но если период осуществления закупки превышает срок, на который утверждается план-график закупок, в план-график закупок также включаются сведения о закупке на весь срок исполнения контракта. В этом случае в план-график включаются общее количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд и сумма, необходимая для их оплаты, на весь срок исполнения контракта по годам, следующим за финансовым годом, на который утвержден план-график.

Разработкой плана-графика закупок (равно как и плана закупок) занимается контрактная служба, контрактный управляющий, к разработке и размещению плана привлекается уполномоченный орган, учреждение в рамках возложенных полномочий (при централизованных закупках). Ими осуществляется не только разработка плана-графика, но и подготовка изменений в него, а также размещение в ЕИС утвержденных планов-графиков и изменений к ним. При формировании плана-графика закупок ответственным лицам необходимо осуществить ряд действий.

В частности, необходимо собрать информацию обо всех видах продукции (товарах, работах, услугах), которую планируется закупить в течение года: наименование объектов закупки, минимальные требования к ним и примерные сроки поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг. По результатам этой работы формируется совокупный годовой объем закупок, от величины которого необходимо определить: 1) минимальный объем закупок у СМП, СОНКО; 2) максимальный объем закупок путем проведения запроса котировок, закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Также следует учитывать, что, например, в план-график 2016 г. включаются закупки, которые планируется осуществить именно в этом году, при том что закупка начинается с момента размещения в ЕИС извещения (направляется приглашение принять участие) либо с момента заключения контракта (п. 2, 3 Закона о контрактной системе).

Важно знать

СГОЗ включает весь объем финансового обеспечения, которое будет направлено (доведено) заказчику в течение календарного года (п. 16 ст. 3 Закона о контрактной системе). В этот объем также включаются денежные средства на оплату контрактов, заключенных в предыдущих годах.

Собрав необходимую информацию о закупках, ответственные лица заказчика заполняют утвержденную форму плана-графика закупок. Форма плана-графика предполагает заполнение сведений о заказчике, описание условий контракта, условий финансового обеспечения закупки, указание кода размещения заказа (КБК, по которому будет произведена оплата закупки), указание способа закупки и срок начала процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Важно знать

Если заказчик не планирует осуществлять закупки в следующем финансовом году, ему, тем не менее, необходимо разработать и сформировать план-график закупок, заполнив сведения о заказчике, и разместить в ЕИС не позднее одного календарного месяца после принятия закона (решения) о бюджете.

Сроки и порядок утверждения плана-графика, так же как и в случае с утверждением планов закупок, зависят от типа заказчика. По общему правилу план-график утверждается заказчиком в течение 10 рабочих дней после получения им объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств или утверждения плана финансовохозяйственной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Государственные заказчики, действующие от имени РФ, при разработке плана-графика руководствуются сроками, установленными главными распорядителями средств федерального бюджета, органами управления государственными внебюджетными фондами РФ. В указанные сроки они формируют планы-графики закупок (после внесения проекта федерального бюджета, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ на рассмотрение в ГД РФ), при необходимости уточняют их. После доведения объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств утверждают план-график в течение 10 рабочих дней со дня доведения объема прав.

ФГБУ при разработке плана-графика руководствуются сроками, установленными органами, осуществляющими функции и полномочия их учредителя. Момент начала работы над разработкой плана совпадает с государственными заказчиками. ФГБУ при необходимости уточняют планы-графики закупок и в течение 10 рабочих дней после утверждения планов финансовохозяйственной деятельности утверждают план-график закупок.

ФГАУ, ФГУП, имущество которых принадлежит на праве собственности РФ, также формируют планы-графики закупок после внесения проекта федерального бюджета, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ на рассмотрение в ГД РФ. После уточнения (при необходимости) заключения соглашений о предоставлении субсидий план-график утверждается в течение 10 рабочих дней со дня заключения соглашений о предоставлении субсидий. Напомним, что субсидии предоставляются для осуществления капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности РФ или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность РФ.

ФГБУ, ФГАУ, ФГУП, имущество которых принадлежит на праве собственности РФ, осуществляющие закупки в рамках переданных им полномочий государственного заказчика, начинают формирование плана- графика закупок так же, как и иные указанные выше типы заказчиков. Так же, как и государственные заказчики, действующие от имени РФ, они уточняют при необходимости планы-графики и в течение 10 рабочих дней после доведения на лицевой счет по переданным полномочиям объема прав в денежном выражении утверждают его.

Важно знать

Положение ч. 11 ст. 21 Закона о контрактной системе, в соответствии с которым закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены, вступает в силу с 1 января 2017 г.

Утвержденный заказчиком план-график подлежит размещению в ЕИС в течение 3 рабочих дней с даты его утверждения. Планы-графики на 2016 г. размещаются с учетом положений приказа Минэкономразвития России № 182, Казначейства России № 7н от 31.03.2015. В частности, в нем указаны случаи (п. 7) размещения плана-графика в день его утверждения; а также случаи внесения изменений не позднее, чем за 1 день до дня размещения извещения (направления приглашения принять участие) (п. 8).

Внесение изменений в план-график но каждому объекту закупки может осуществляться не позднее, чем за 10 дней до дня размещения в ЕИС извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом. Внесенные изменения также подлежат размещению в ЕИС в течение 3 рабочих дней с даты изменения плана-графика.

Размещение в ЕИС планов закупок, планов-графиков закупок осуществляется заказчиками:

  • а) в форме машиночитаемого электронного документа, подписанного уполномоченным должностным лицом заказчика электронной подписью;
  • б) с учетом порядка функционирования ЕИС;
  • в) по форме в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 553, постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 554;
  • г) на русском языке (наименования иностранных юридических и физических лиц, а также товарных знаков могут быть указаны с использованием букв латинского алфавита).
  • Формирование, утверждение и ведение планов закупок осуществляются от лица соответствующих органов (органов управления), передавших данным заказчикам свои полномочия.
  • Планы закупок и планы-графики закупок федеральные заказчики размещаютв ЕИС посредством взаимодействия ЕИС и ИС «Электронный бюджет». Заказчикисубъектов РФ и муниципальные заказчики размещают данные путем заполненияэкранных форм в ЕИС или взаимодействии ЕИС и региональных (муниципальных)ИС (порядок вступает в силу 1 января 2017 г.).
  • Кроме того, уполномоченными органами может быть определена дополнительная информация, включаемая в планы закупок. Для обеспеченияфедеральных нужд состав дополнительной информации определяет Правительство РФ. Для обеспечения нужд субъектов РФ и муниципальныхнужд - высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и местные администрации соответственно. Основаниями для внесения изменений в утвержденные планы закупокв случае необходимости являются: а) приведение планов закупок в соответствие с утвержденными изменениями целей осуществления закупок, требований к закупаемой продукции;
  • дней со дня утверждения требований, установленных постановлением ПравительстваРФ от 05.06.2015 № 554.
  • Закон о контрактной системе запрещает размещение в ЕИС документации о закупке, извещений об осуществлении закупки (приглашений принять участие в закупке, проводимой закрытым способом), которые не соответствуют информации, указанной в планах-графиках. Для обеспеченияреализации данной нормы установлен перечень случаев внесения в план-график изменений:
  • увеличение или уменьшение НМЦК, цены контракта, заключаемогос единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
  • реализация решения, принятого заказчиком по итогам проведенногообязательного общественного обсуждения закупок и не требующего внесения изменения в план закупок;
  • использование в соответствии с законодательством РФ экономии,полученной при осуществлении закупки;
  • выдача предписания органами контроля в сфере закупок, в том числеоб аннулировании процедуры определения поставщиков (подрядчиков,исполнителей);
  • возникновение иных обстоятельств, предвидеть которые на датуутверждения плана-графика закупок было невозможно. Размещение планов-графиков в ЕИС осуществляется в следующемпорядке. Планы-графики подлежат размещению не позднее одного календарного месяца после принятия закона (решения) о бюджете. В случае еслиплан-график содержит сведения, составляющие государственную тайну, онподлежит размещению за исключением такого рода сведений.

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Как вы знаете планирование закупок согласно ст.16 44-ФЗ предусматривает формирование плана закупок на трехлетний период и на один год. Причем эти два документа должны формироваться и использоваться в работе одновременно. Т.е. в 2016 году заказчики начнут готовить эти документы на период 2017-2019 г.г. В этой статье мы с вами подробно поговорим о планах закупок. Разберемся, что они собой представляют, какую информацию в себе содержат, а также где и кем размещаются. Материал статьи будет полезен, как заказчикам, так и участникам закупок.

1. Что такое план закупок?

План закупок — это документ, содержащий в себе перечень нужд (товаров, работ, услуг), в которых нуждается государственный (муниципальный) заказчик, а также информацию о средствах, выделенных для обеспечения этих нужд.

Общие требования к планам закупок установлены статьей 17 44-ФЗ.

План закупок составляется заказчиком на 3-и года (п.4 ст.17 44-ФЗ). В том случае, если срок закупки превышает три года, информация вносится в план закупок (далее — ПЗ) на весь период закупки. Первые ПЗ заказчиков должны быть сформированы на период 2017-2019 г.г.

Требования к форме ПЗ и порядок размещения таких планов в устанавливаются Правительством РФ. Также Правительством РФ устанавливаются:

  • порядок формирования, утверждения и ведения ПЗ для обеспечения федеральных нужд;
  • требования к порядку формирования, утверждения и ведения ПЗ в субъектах РФ и муниципальных образованиях (Примечание: Эти требования утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2013 г. № 1043 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов закупок товаров, работ, услуг»)

2. Какая информация должна содержаться в плане закупок?

Согласно ч.2 ст.17 44-ФЗ в ПЗ должна содержаться следующая информация:

1. идентификационный код закупки (Примечание: Данный код формируется с использованием кода бюджетной классификации, определенного в соответствии с бюджетным законодательством РФ, кодов общероссийских классификаторов, каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и может включать в себя иную информацию);

2. цель осуществления закупки;

3. наименование объекта и (или) наименования объектов закупки;

4. объем финансового обеспечения для осуществления закупки;

5. сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок;

6. обоснование закупки (Примечание: Обоснование закупки заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, а также законодательству РФ и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок. Обоснование закупки является приложением к плану закупок. Правила обоснования, а также формы обоснования закупок определены Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2015 г. № 555 «Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования»);

7. информация о закупках товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также предназначены для проведения научных исследований, экспериментов, изысканий, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования);

8. информация об обязательном общественном обсуждении закупки товара, работы или услуги;

9. дополнительная информация, предусмотренная для включения в ПЗ Правительством РФ, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями.

Примечание: План закупок вы можете сделать автоматически в программе .

3. Форма плана закупок

Нормативное правовое регулирование планирования закупок осуществляется по уровням бюджетного финансирования. Т.е. форма, порядок формирования, утверждения, размещения ПЗ устанавливаются для заказчиков каждого уровня бюджетного финансирования соответственно:

  • для заказчика федерального уровня (Правительством РФ);
  • для заказчиков уровня субъекта РФ (высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ);
  • для муниципальных заказчиков (местными администрациями).

Таким образом, заказчикам федерального уровня при подготовке ПЗ необходимо руководствоваться Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. № 552 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд».

(xls, 39 Кб).

А для заказчиков уровня субъекта РФ и муниципальных заказчиков необходимо руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2013 г. № 1043 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов закупок товаров, работ, услуг», а также порядком ведения ПЗ, утвержденным субъектом РФ (местной администрацией).

Т.е. субъекты РФ и муниципальные образования устанавливают порядок формирования, утверждения и ведения ПЗ на своем уровне с учетом требований Постановления № 1043, и имеют возможность корректировать следующие параметры:

  • сроки формирования ПЗ;
  • основания для внесения изменений в ПЗ (помимо тех, что предусмотрены Правительством РФ);
  • дополнительные сведения, включаемые в формы ПЗ.

(xls, 39 Кб).

План закупок формируется государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с требованиями ст. 17 44-ФЗ в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ с учетом положений бюджетного законодательства РФ и утверждается в течение 10 рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством РФ (ч.7 ст.17 44-ФЗ).

План закупок формируется бюджетным учреждением в соответствии с требованиями ст. 17 44-ФЗ при планировании финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения и утверждается в течение 10 рабочих дней после утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения (ч.8 ст.17 44-ФЗ).

4. Внесение изменений в планы закупок

Согласно ч.6 ст. 17 44-ФЗ ПЗ подлежат изменению при необходимости:

1) приведения их в соответствие в связи с изменением целей осуществления закупок и требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов;

2) приведения их в соответствие изменениям, вносимым в федеральный бюджет (бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты) на текущий финансовый год и плановый период;

3) реализации федеральных законов, решений, поручений, указаний Президента РФ, решений, поручений Правительства РФ, законов субъектов РФ, решений, поручений высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, муниципальных правовых актов, которые приняты (даны) после утверждения планов закупок и не приводят к изменению объема бюджетных ассигнований, утвержденных законом или решением о бюджете;

4) реализации решения, принятого заказчиком по итогам обязательного общественного обсуждения закупки;

5) использования в соответствии с законодательством РФ экономии, полученной при осуществлении закупки;

6) в иных случаях, установленных порядком формирования, утверждения и ведения планов закупок.

5. Публикация плана закупок

Утвержденный ПЗ подлежит размещению в в течение 3-х рабочих дней со дня утверждения или изменения такого плана, за исключением сведений, составляющих государственную тайну (ч.9 ст.17 44-ФЗ).

Также заказчики вправе размещать ПЗ на своих сайтах в сети интернет (при их наличии), а также опубликовывать в любых печатных изданиях (ч.10 ст.17 44-ФЗ).

О том, как составить план закупок и план-график закупок на 2016 год рассказывается в этом видео:

Вот мы с вами и рассмотрели, что собой представляют планы закупок по 44-ФЗ. Надеюсь, что данная информация была для вас нужной и полезной. До встречи в следующих выпусках.

P.S.: Ставьте лайки и делитесь ссылками на статью со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.


Задачи планирования закупок товаров, работ и услуг муниципальными учреждениями определяются основными целями 44-ФЗ и направлены на повышение эффективности использования финансовых средств результативности закупок, обеспечение гласности и прозрачности всех процедур.

Планирование закупок осуществляется исходя из определенных целей осуществления закупок посредством формирования, утверждения и ведения:

  • - планов закупок;
  • - планов-графиков.

Ст. 17 44-ФЗ предусматривает обязанность заказчиков формировать планы закупок. Порядок формирования утверждения и ведения планов закупок для обеспечения федеральных нужд должен быть определен Правительством РФ.

В рамках ч. 5 ст. 17 Правительством определены требования к порядку формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения муниципальных нужд, а также форма такого плана (постановление Правительства РФ от 21.11.2013 № 1043). Постановление Правительства РФ от 21.11.2013 N 1043 (ред. от 29.10.2014) О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов закупок товаров, работ, услуг// Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 25.11.2013

В соответствии с ч.2 ст. 17 планы закупок должны включать в себя:

  • 1. идентификационный код закупки;
  • 2. цель осуществления закупки;
  • 3. наименование объекта (объектов) закупки;
  • 4. объем финансового обеспечения для осуществления закупки;
  • 5. сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок;
  • 6. обоснование закупки;
  • 7. информация о закупках товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнического или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также предназначены для проведения научных исследований, экспериментов, изысканий, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования);
  • 8. информация об обязательном общественном обсуждении закупки товара, работы или услуги.

Планы закупок формируются заказчиками исходя из целей осуществления закупок, а также с учетом требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугами (или) нормативных затрат на обеспечение функций муниципальных органов.

Порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения нужд субъекта РФ, муниципальных нужд устанавливается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией с учетом требований, установленных Правительством РФ. Требования к форме планов закупок и порядок размещения таких планов в единой информационной системе устанавливаются Правительством РФ.

План закупок формируется муниципальным заказчиком в соответствии с требованиями в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ с учетом положений бюджетного законодательства и утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством РФ,

План закупок формируется бюджетным учреждением в соответствии с требованиями при планировании финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения и утверждается в течение десяти рабочих дней после утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения. Утвержденный план закупок подлежит размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней со дня утверждения или изменения такого плана, за исключением сведений, составляющий государственную тайну.

Планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок. Они формируются заказчиками в соответствии с планами закупок.

В план-график включается следующая информация в отношении каждой закупки:

  • 1) идентификационный код закупки;
  • 2) наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование закупки, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно);
  • 3) дополнительные требования к участникам закупки (при наличии таких требований) и обоснование таких требований;
  • 4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и обоснование выбора этого способа;
  • 5) дата начала закупки;
  • 6) информация о размере предоставляемых обеспечения соответствующей заявки участника закупки и обеспечения исполнения контракта;
  • 7) информация о применении критерия стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта (в случае применения указанного критерия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • 8) информация о банковском сопровождении контракта.

Порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд устанавливается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией с учетом требований, установленных Правительством Российской Федерации.

Требования к форме планов-графиков и порядок их размещения в единой информационной системе устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 21 ноября 2013 г. N 1044 (начало действия документа 01.01.2015) О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов-графиков закупок товаров, работ, услуг // Собрание законодательства РФ", 02.12.2013, N 48, ст. 6253

План-график разрабатывается ежегодно на один год и утверждается заказчиком в течение десяти рабочих дней после получения им объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств или утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.

План-график подлежит изменению заказчиком в случае внесения изменения в план закупок, а также в следующих случаях:

  • 1) увеличение или уменьшение начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
  • 2) изменение до начала закупки срока исполнения контракта, порядка оплаты или размера аванса;
  • 3) изменение даты начала закупки и (или) способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), отмена заказчиком закупки, предусмотренной планом-графиком;
  • 4) реализация решения, принятого заказчиком по итогам проведенного обязательного общественного обсуждения закупок и не требующего внесения изменения в план закупок;
  • 5) в иных случаях в соответствии с порядком формирования, утверждения и ведения планов-графиков.

Внесение изменений в план-график по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за десять дней до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом.

Утвержденный заказчиком план-график и внесенные в него изменения подлежат размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней с даты утверждения или изменения плана-графика, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.