Аудит в системе мониторинга качества корпоративного управления в банках

Аннотация: Одним из условий повышения привлекательности банков является информационная прозрачность деятельности и возможность ее качественного мониторинга. В настоящей работе рассмотрен аудит как один из способов мониторинга качества корпоративного управления, дана оценка состояния отечественного аудита качества корпоративного управления в банках и проанализированы перспективы его развития.

Ключевые слова: корпоративное управление, коммерческий банк, корпоративная среда, аудит, мониторинг

Abstract: The information transparency and the possibility of qualitative monitoring are the conditions of higher appeal in banking. The audit of the corporate governance quality, the conditions of national corporate governance quality audit system and the prospects of their development are scoped in the article.

Keywords: corporate governance, commercial bank, corporate environment, auditing, monitoring


Конягина Мария Николаевна
кандидат экономических наук, доцент
Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов

Введение

В условиях меняющегося мира на фоне учащающихся кризисных явлений создание адаптивных систем корпоративных отношений с участием банков становится залогом выживания кредитных организаций, устойчивости банковской системы и успешного развития экономики. При этом процессы управления корпоративными отношениями практически всех российских банков и их регулирование, а также формирования условий и инфраструктуры для их эффективного развития требуют совершенствования, а накопленный в этой области опыт – систематизации и оценки. Одним из важных элементов банковской инфраструктуры является система мониторинга процессов, происходящих в банковском секторе экономики. Относительно новым понятием в этой области стала оценка качества корпоративного управления в российских банках, главным инициатором внедрения в отечественную практику банковской деятельности стал Банк России. Так в 2005 г. был подготовлен документ «О современных подходах к организации корпоративного управления в кредитных организациях» , а в 2007 г. – 2 письма «О перечне вопросов для проведения кредитными организациями оценки состояния корпоративного управления» и «О кураторах кредитных организаций» , которые призваны активизировать процесс самостоятельного улучшения коммерческими банками практики корпоративного управления.

Причиной внимания к качеству корпоративного управления в банках становится то, что кредитные организации на протяжении многих столетий и особенно в современном мире являются привлекательной площадкой для злоупотреблений. Потенциальным источником риска злоупотреблений являются менеджеры, собственники, а также служащие компаний – финансовых посредников. Таким образом, основные элементы внутренней корпоративной среды банка являются возможным источником риска злоупотреблений при операциях с его высоколиквидными активами. А так как коммерческие банки выполняют особые задачи для бесперебойного функционирования национальной и региональной экономики, требуется создание механизмов мониторинга и контроля качества корпоративного управления, способного не только выявить злоупотребления и конфликт интересов, но и предупредить их.

Система мониторинга качества корпоративного управления в банках

Традиционно контроль мы подразделяем на внутренний и внешний. В силу того, что кредитная организация объективно заинтересована в снижении риска злоупотреблений, обычно ее положения о внутреннем корпоративном контроле и уже упомянутые нормативные документы Банка России предусматривают минимально необходимые процедуры управления таким риском. Здесь речь идет о Кодексе корпоративного поведения и других внутренних положениях, которые могут быть утверждены в банках, внедряющих у себя корпоративное управление. Однако достаточными эти меры контроля назвать нельзя, так как они учитывают интересы только некоторых элементов внутренней и внешней корпоративной среды и не позволяют предусмотреть вероятность развития конфликта интересов, пагубно влияющих на результаты деятельности банка. Во-первых, информация об оценке качества корпоративного управления не является публичной, что не учитывает интересов партнеров, общества в широком смысле слова, а также в некоторых случаях работников кредитной организации. Во-вторых, результаты указанных процедур субъективны, так как оценка качества корпоративного управления проводится банком самостоятельно, а информация по итогам оценки предоставляется Банку России только при запросе регулятора. Достаточным такой корпоративный контроль назвать нельзя.

Для построения полноценной системы отслеживания качества корпоративного управления (рис. 1) необходимо проводить независимую оценку его качества в кредитных организациях. Причем специалисты, проводящие такую оценку должны иметь специальное образование, их деятельность должна подлежать сертификации. Кроме того такие специалисты должны проходить периодическую аттестацию. Результаты такой оценки, по аналогии с аудитом финансовой отчетности, должны быть публичны, так как затрагивают интересы общественности.


Рисунок 1. Система инструментов контроля качества корпоративного управления

Внутренний аудит корпоративного управления является инструментом банка, способствующим повышению эффективности деятельности банка и ее прозрачности. В помощь коммерческим банкам Банк России разработал перечень вопросов для проведения кредитными организациями оценки состояния корпоративного управления . Так коммерческий банк самостоятельно должен оценивать распределение полномочий между органами управления, организацию деятельности совета директоров (наблюдательного совета), утверждение стратегии развития деятельности кредитной организации и контроль над ее реализацией, координацию управления банковскими рисками, отношения с аффилированными лицами, координацию раскрытия информации о кредитной организации, мониторинг системы внутреннего контроля и некоторые другие вопросы.

Аудит корпоративного управления, как внешний инструмент его мониторинга, представляет собой комплексную оценку существующей в банке практики корпоративного управления, направленную на выявление ее сильных и слабых сторон в соответствии со специфическими особенностями банка. Под последними понимают стадию жизненного цикла в развитии банка, его стратегию, требуемую степень контроля со стороны основных собственников и место банка в их инвестиционных интересах, потребность и формы внешнего финансирования инвестиций. Каждый из этих факторов оказывает прямое влияние на модель корпоративного управления банка. При этом банк должен учитывать структуру своей ресурсной базы, в частности капитала, и соответствующим образом находить баланс интересов между финансово заинтересованными сторонами.

Аудит корпоративного управления через выявление слабых мест, ошибок и благодаря профессиональному суждению внешних аудиторов помогает банку совершенствовать внутреннюю корпоративную среду и в результате формировать оптимальную для него структуру корпоративного управления с учетом перечисленных выше факторов. Он позволяет учесть специфические особенности банка и существующие для него стратегические альтернативы. На основе подготовленных рекомендаций профессионального аудитора корпоративного управления с учетом уровня их значимости может быть сформирован комплексный план по синтезу оптимальной внутренней корпоративной среды.

Важно отметить, что внешний аудит качества корпоративного управления больше распространен в странах, которым характерна дуалистическая концепция и континентальная инсайдерская модель корпоративного управления с присущими им учетом интересов собственников организации и ее работников, а также укрупненной структурой собственности. Заключение о внешнем аудите качества корпоративного управления ориентировано на узкий круг пользователей, нежели круг пользователей, например, рейтингов корпоративного управления, распространенных в странах с монистической концепцией и англо-саксонской аутсайдерской моделью корпоративного управления. Если рейтинг корпоративного управления нацелен, прежде всего, на получение банком внешней и независимой публикуемой оценки качества корпоративного управления, которая может быть использована для сопоставления с аналогичными банками и PR-поддержки, то аудит корпоративного управления является непубличным инструментом, способствующим повышению эффективности его деятельности.

Ярким примером практики в инсайдерской модели выступает подход к оценке качества корпоративного управления, предусмотренный Германским кодексом корпоративного управления . Согласно п.п.7.2.3 и 7.2.4 ч.7 Германского кодекса корпоративного управления, аудит корпоративного управления не является отдельной процедурой. Однако Наблюдательный совет должен договориться с аудитором о том, что последний сообщает ему или делает специальное примечание в отчёте о проверке, в котором указывает на замеченные им в ходе проверки нарушения положений Кодекса. В дальнейшем аудитор принимает участие в заседаниях Наблюдательного совета, посвящённых годовой отчётности и докладывает о важнейших результатах проведенной им проверки. Именно таков подход к проверке качества корпоративного управления и представлению его результатов в странах с инсайдерской моделью корпоративного управления.

Методические аспекты аудита качества корпоративного управления

Современным российским коммерческим банкам сегодня характерна укрупненная структура собственности . Поэтому, вероятнее всего, развитие мониторинга качества корпоративного управления наиболее органично проводить по пути инсайдерской модели корпоративного управления. Последнее требует методической проработки. Так для качественной оценки в рамках аудита корпоративного управления в обязательном порядке должны быть изучены :

1) структура акционерного капитала и степень соблюдения прав акционеров;
2) работа органов управления и контроля в банке;
3) раскрытие компанией информации о своей деятельности и обеспечение ее достоверности.

В рамках аудита корпоративного управления должна быть реализована методика, содержащая следующие этапы:

Этап 1. Получение информации об исходном состоянии корпоративного управления в банке на основе специальной анкеты, внутренних документов и публичных источников.

Этап 2. Интервью с руководством банка, крупными акционерами, портфельными инвесторами (при наличии таковых) с целью понимания и уточнения стратегических возможностей, интересов, целей и альтернатив банка, их взаимосвязи с системой корпоративного управления.

Этап 3. Комплексный анализ всех компонентов системы корпоративного управления в банке.

Этап 4. Сравнительный анализ практики корпоративного управления в банке с практикой в аналогичных зарубежных и российских банках.

Аналитический отчет по результатам аудита корпоративного управления может включать следующие элементы:

  • описание экономического и управленческого смысла компонентов практик корпоративного управления для банка;
  • оценку соответствия реализуемой практики передовым стандартам в этой области;
  • оценку значимости тех или иных компонентов корпоративного управления с точки зрения требований рейтинговых агентств;
  • сопоставление с практикой корпоративного управления в аналогичных банках;
  • рекомендации для подготовки комплексного плана по поэтапному совершенствованию практики корпоративного управления.

В процессе проведения аудита корпоративного управления определяется содержание и последовательность комплекса работ по улучшению корпоративного управления в банке. Аудит проводится на основе его среднесрочной и долгосрочной стратегии, сочетания их различных вариантов, интересов основных собственников, требований законодательства, институтов финансовой инфраструктуры (например, требований листинга бирж, рейтинговых агентств), позиции приоритетных групп инвесторов. Поскольку позиция основных собственников должна быть определяющей при выработке стратегии банка, то, как правило, она является ключевой и при формулировании целей проведения аудита и задач, планируемых решить с его помощью.

Аудит корпоративного управления является перспективным направлением, которое может помочь банкам перейти на новую качественную ступень финансово-экономических отношений и добиваться цели корпоративной стратегии банка. Однако данное направление не лишено проблем. Так, например, для реализации этого направления мониторинга и контроля качества корпоративного управления требуются квалифицированные специалисты в этой области. При этом система высшего образования их пока не готовит. Действующая в стране система дополнительного образования пока также не готова обеспечить подготовку аудиторов корпоративного управления. Все это свидетельствует о несформированности отечественной банковской инфраструктуры и, как следствии, невозможности формирования системы корпоративного управления на уровне государства.
Процессы глобализации и постепенное размывание границ между инсайдерской и аутсайдерской моделями корпоративного управления, когда все чаще практикуется включение компаниями, в том числе банками, своих акций в листинги разных стран, приводит к стремлению к унификации стандартов корпоративного управления в странах и компаниях. В свете возрастания понимания важности надлежащего корпоративного управления в 1999 г. Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) разработала свод стандартов и руководств по корпоративному управлению. Сегодня по-прежнему не существует единой модели надлежащего корпоративного управления. В то же время, работа, проведенная в государствах - членах ОЭСР, позволила выявить некоторые общие элементы, которые легли в основу принципов корпоративного управления, пересмотренных в 2004 году :

I. Обеспечение основы для эффективной структуры корпоративного управления.
II. Соблюдение прав акционеров и основных функций владельцев.
III. Равное отношение к акционерам.
IV. Роль заинтересованных лиц в управлении корпорацией.
V. Раскрытие информации и прозрачность.
VI. Обязанности совета директоров.

Принципы корпоративного управления ОЭСР пользуются большим влиянием. Даже в развивающихся странах в кодексы закладываются элементы британской и американской практики корпоративного управления, что обусловлено необходимостью конкурировать за иностранный капитал . Принятие базовых принципов корпоративного управления является позитивной тенденцией в любом обществе. Однако необходима осторожность в ускорении насаждения элементов аутсайдерской модели в странах с инсайдерской моделью корпоративного управления, а также в развивающихся странах.

Многие страны воспроизводят у себя британский Объединенный кодекс. Однако из-за особого акцента на независимость совета директоров его последняя версия может стать непригодной для развивающихся рынков, где очень часто у компаний есть лишь один основной владелец. В таких странах вряд ли уместно настаивать на назначении старшего независимого директора и соблюдении требования о проведении собраний совета директоров без управленческого состава. Кодексы корпоративного управления на развивающихся рынках должны нацеливаться на более фундаментальные принципы, такие как полное и своевременное раскрытие информации или гарантии того, что акционеры, владеющие контрольным пакетом акций, не ущемляют интересов миноритариев. На некоторых развивающихся рынках, где осведомленность в вопросах корпоративного управления низка и общество не уделяет большого внимания деятельности компаний, предпочтение в регулировании вопроса качества корпоративного управления следует отдать законодательству, а не кодексам, соблюдать нормы которых не обязательно .

Заключение

Сегодня состояние отечественной банковской инфраструктуры далеко от совершенства. В частности, система контроля качества корпоративного управления только начинает развиваться. Как уже отмечалось, для создания подходящей корпоративной инфраструктуры, в частности системы мониторинга качества корпоративного управления в банках, требуются подготовленные квалифицированные и сертифицированные специалисты. Система образовательных учреждений, готовых обучать, оценивать и переаттестовывать таких специалистов, пока в России не создана. Система инструментов контроля качества корпоративного управления работает неэффективно: рейтинги не пользуются популярностью, а регулятивный и внутренний контроль исполняются формально. Возникает вопрос: в чем причины сложившейся ситуации? Основным ответом на него является непрозрачность деятельности банков. Отечественная банковская система по-прежнему функционирует вразрез с центральным принципом корпоративного управления ОЭСР - «Раскрытие информации и прозрачность». Основной проблемой в этом вопросе является цель создания финансовой отчетности. В России главной целью формирования отчетности банков является удовлетворение требований Банка России, а не надежное информирование собственников, инвесторов, кредиторов. Такая ситуация в корне неверна, что неоднократно подчеркивалось специалистами Банка России и независимыми экспертами. Регулятор заинтересован в транспарентной деятельности банков и достоверной отчетности, объективно отражающей положение дел в кредитной организации. Финансовая же отчетность должна быть ориентирована на инвестора, который не всегда является экономистом-профессионалом. Поэтому информация, излагаемая в ней, должна быть понятна широкому кругу пользователей.
Второй проблемой, обуславливающей сложившуюся ситуацию, является недооценка места взаимного корпоративного контроля в развитии корпоративных отношений между банком и заинтересованными сторонами. Общество не понимает, как можно использовать инструменты контроля качества корпоративного управления, а банки не видят текущей необходимости в контроле качества корпоративного управления и отчетности по нему.

Необходимо отметить, что в подразделе 8 «Координация раскрытия информации о кредитной организации» Перечня вопросов для проведения кредитными организациями оценки корпоративного управления из Письма Центрального Банка России от 07 февраля 2007г. №11-Т заложено начало раскрытию информации о состоянии корпоративного управления. Однако нечеткость позиций акционерного законодательства в отношении формирования концепции и модели корпоративного управления в России не позволили очертить четкие рамки раскрытия такой информации. Так, в соответствии с п.п. 8.1 – 8.3 этого Перечня, решения о раскрытии сведений и формат раскрытия определяется администрацией банка. П.8.4 при этом предполагает возможность проведения внешнего аудита качества корпоративного управления. Но четкости в том, кто и каким образом представляет аналитический отчет о качестве корпоративного управления в банке, пока нет.

Тем не менее, нельзя рассматривать такой либерализм в качестве однозначно негативного факта. Сегодня многие банки приняли собственные кодексы корпоративного поведения, которые должны положить начало формированию институциональных рамок корпоративного управления и подходам к раскрытию информации. Также важна активизация позиций отечественных влиятельных инвесторов и внимание к мнению международных инвесторов, что поможет с определением курса развития практики корпоративного управления в России. Ведь именно мнение влиятельных институциональных инвесторов легло в основу кодексов корпоративного управления развитых стран, т.к. непосредственно инвесторы воздействуют на деятельность корпораций, четко указывая, что они ждут от компаний, в которые вложили средства.
По мере развития фондового рынка, повышения прозрачности деятельности коммерческих банков, что является атрибутами цивилизованных рыночных отношений, и под воздействием процессов глобализации инструментарий общественного контроля будет определен по степени популярности среди субъектов рынка. Мониторинг качества корпоративного управления станет неотъемлемой частью системы корпоративных отношений, заменой регулятивному надзору в области корпоративного управления в кредитных организациях.

Www.ipocongress.ru/rus/guide/article/id/86/

Германский кодекс корпоративного управления. // Официальная часть электронного Федерального вестника ("Bundesanzeiger"). – 2002. – 20 августа. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.duma.gov.ru/sobstven/analysis/corporation/2704frg.htm

Конягина, М. Н. Проблемы и перспективы развития конкуренции на российском рынке банковских услуг / М. Н. Конягина // Банковские услуги. - 2010. - N 4. - с. 27-34.

Coombes P., Wong S. Почему работают кодексы корпоративного управления // The McKinsey Quarterly. 2004г. №2. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mckinsey.com/russianquarterly/topics/index.aspx?tid=21&nord=2&ns=0

Примечание: № гос. рег. статьи 0421100034/

Более подробно рассмотрим особенности корпоративного управления на примере банков.

Интерес исследователей к проблеме отделения собственности от контроля и практике корпоративного управления в банках начал своё развитие в конце 1970-х -- начале 1980-х гг.

B сентябре 1999 г. Базельский комитет по банковскому надзору опубликовал специальный документ «Совершенствование корпоративного управления в кредитных организациях», который закрепил относительно к банкам принципы корпоративного управления. Сами же принципы были разработаны Организацией экономического сотрудничества и развития. Согласно этому документу, корпоративное управление в банковских организациях -- это руководство их деятельностью, осуществляемое советами директоров и менеджерами высшего звена и определяющее методы, с помощью которых банки:

· устанавливают цели своего бизнеса, к которым относится, в числе прочего, и создание стоимости для владельцев банков;

· совершают каждодневные финансовые операции;

· учитывают в своей работе позиции заинтересованных сторон (сотрудников, клиентов, общественности, регулирующих органов и государства);

· осуществляют корпоративные действия в соответствии с правилами обеспечения надежности банковского бизнеса и требованиями нормативно-правовых актов;

· защищают интересы вкладчиков.

Создавая эффективную систему корпоративного управления, банки сталкиваются с необходимостью решать множество специфических вопросов в дополнение к тем, с которыми имеют дело акционерные общества, действующие в реальном секторе экономики.

Во-первых, фундаментальные взаимоотношения между собственниками и менеджерами в банковском бизнесе гораздо сложнее, чем в промышленности или торговле. Это объясняется серьезностью неравномерности распределения информации между различными участниками рыночных отношений, вследствие жесткого регулирования со стороны надзорных органов, большого удельного веса государственного капитала в банковских системах многих стран, института банковской тайны.

Во-вторых, для выполнения функции финансового посредничества банкам достаточно относительно низкой, по сравнению с нефинансовыми компаниями, доли собственных незадействованных средств.

Склонность банковского бизнеса к риску усугубляется наличием в большинстве стран обязательного страхования депозитов (в финансовой литературе это называется моральным риском: он связан с тем, что усилия по смягчению последствий опасных действий могут повысить вероятность совершения подобных действий.

Такое своеобразие порождает ряд проблем. Одна из них касается определения важной доверительной обязанности членов советов директоров (СД) -- обязанности проявлять заботливость (duty of care). Так, американские специалисты по корпоративному управлению в банках Джонатан Мэйси и Морин О"Хара считают, что членам СД банков следует в равной мере заботиться как об интересах акционеров, так и об интересах кредиторов, т. е. у директоров банков данная обязанность должна быть более широкой, чем у директоров нефинансовых компаний.

Другая проблема связана с тем, что на первый план в банковском бизнесе выходит управление рисками: оно становится важнейшим элементом системы внутреннего контроля в банках. Как известно, Базельский комитет по банковскому надзору выделяет 12 категорий банковского риска: системный, стратегический, кредитный, страновой, рыночный, процентный, риск ликвидности, валютный, операционный, правовой, репутационный, риск соблюдения. Неэффективное управление рисками проявляется в их повышенной концентрации в расчете на одного заемщика, чрезмерном кредитовании аффилированных и связанных лиц, недальновидной ссудной политике, недостаточном контроле над деятельностью ключевых сотрудников и т. п. Указанные явления встречаются в любых странах, в том числе и в высокоразвитых: вспомним банковские кризисы в США (середина 1980-х гг.) и в Японии (1990-е гг.), произошедшие в результате неудовлетворительной политики выдачи кредитов, а также крах британского банка Barings (1995 г.) из-за действий трейдера по ценным бумагам Ника Лисона (Nick Leeson). Весьма характерны они и для стран с развивающейся и переходной экономикой. Например, во второй половине 1990-х гг. в Мексике 20% банковских ссуд предоставлялись аффилированным и связанным лицам по ставкам более чем на четыре процентных пункта ниже рыночных, при этом вероятность их невозврата была на треть выше, чем соответствующий показатель по остальным ссудам. В тот же период индонезийские банки выделяли для «внутреннего кредитования» (ссуд, предоставляемых сотрудникам, менеджерам и директорам) средства, превышавшие их акционерный капитал более чем в два раза. К началу 2002 г. объем недействующих («плохих») кредитов в Китае составил по официальной оценке 343 млрд долл., а по неофициальным оценкам -- от 480 до 604 млрд долл. Доля таких ссуд в валовом внутреннем продукте страны достигла 44--55%, очень велика она и в других азиатских странах, например в Малайзии (36-- 48%) и Таиланде (36--41%). Среди развитых стран наиболее высок данный показатель в Японии (25--26%).

Сложность ситуации с управлением рисками в банках стран с формирующимися рынками объясняется прежде всего низким уровнем корпоративного управления: серьезными конфликтами интересов и их неэффективным разрешением в рамках неразвитой системы правоприменения, неадекватным отношением советов директоров к проблеме управления рисками в рамках системы внутреннего контроля (поверхностным пониманием сути вопроса и слабым надзором за работой менеджеров, обеспечивающих функционирование соответствующих служб), недостатками в раскрытии информации, малочисленностью национальных фирм, способных провести квалифицированный и независимый внешний аудит. Иными словами, эффективное управление банковскими рисками и надлежащее корпоративное управление в банках -- две стороны одной медали.

Тесная взаимосвязь этих сторон проявляется и во влиянии качества корпоративного управления в банке на оценку риска, присваиваемую банку потенциальными инвесторами. С точки зрения последних, неэффективное корпоративное управление в банке означает усиление свойственных ему кредитного, операционного и репутационного рисков и потому приводит к снижению стоимости его ценных бумаг. Чем же это объясняется?

При оценке платежеспособности компании, желающей получить ссуду, необходимо учитывать не только финансовые показатели претендента, но и уровень его корпоративного управления. Если же банк не в состоянии обеспечить соблюдение надлежащих принципов в рамках своей организации, он не сможет правильно определить и вероятность того, что из-за нарушения этих принципов заемщиком выданный ему кредит окажется недействующим («плохим»). Следовательно, кредитный риск увеличивается. Чтобы не иметь дела с компаниями, получившими или способными получить скандальную известность, банк должен уделять значительное внимание состоянию корпоративного управления у своих контрагентов. Конечно, нельзя ожидать подобного отношения от банка, который не считает необходимым улучшать собственную систему корпоративного управления, поэтому инвестор повышает оценку репутационного риска.

Предстоящее вступление нашей страны во Всемирную торговую организацию, подразумевающее постепенную либерализацию доступа иностранных банков к российскому рынку финансовых услуг, неизбежно приведет к обострению конкуренции отечественных кредитных организаций с мощными международными банками. По сообщению министра финансов РФ Алексея Кудрина, иностранные банки получат разрешение на открытие филиалов в России через семь-восемь лет. Таким образом, российским банкам необходимо кардинально улучшить качество описанной выше «двусторонней медали» (управление рисками -- корпоративное управление). Добившись этого, часть из них сможет выстоять в конкурентной борьбе и остаться самостоятельными организациями, а другие получат максимальную цену за свои акции при продаже бизнеса зарубежным покупателям.

Повышение уровня корпоративного управления позволит банкам решить проблему «плохих» кредитов и укрепить доверие потенциальных контрагентов (вкладчиков, заемщиков, клиентов по валютным и фондовым операциям). В результате распределение кредитных ресурсов между нефинансовыми компаниями станет более рациональным, что даст возможность экономике страны выйти на траекторию устойчивого роста. От создания надлежащей системы корпоративного управления в банковском секторе выиграют все заинтересованные стороны:

· банки повысят эффективность своей деятельности;

· банковская система в целом привлечет новых вкладчиков, заемщиков, инвесторов и иных контрагентов;

· акционеры банков получат уверенность в обеспечении защиты и повышении доходности своих инвестиций;

· государство сможет опереться на поддержку банковского сектора в своих усилиях по укреплению конкурентоспособности национальной экономики и борьбе с мошенничеством и коррупцией;

· общество в целом воспользуется плодами увеличения общественного богатства.

Наше внимание сосредоточено на трех вопросах: принципах эффективного корпоративного управления в банках, обязанностях ключевых участников корпоративных отношений в области управления банковскими рисками, методах оценки уровня корпоративного управления в компаниях-клиентах. (Приложение 4)

Для того, чтобы достичь максимальной инвестиционной привлекательности Сбербанк должен постоянно стремиться к совершенствованию собственной корпоративной политики. Именно поэтому в помощь управленцам был издан Кодекс корпоративного управления Сбербанка России.

Цель введения в действие данного Кодекса состоит в формировании и внедрении в ежедневную практику деятельности банка надлежащих норм и традиций корпоративного поведения российского бизнеса, отвечающих международно признанным стандартам, основанным не только на безусловном соблюдении требований законодательства, но и на применении этических норм делового поведения, общих для всех участников делового сообщества.

Следование этим нормам направлено не только на формирование положительного образа банка в глазах его акционеров, клиентов и сотрудников, но и на контроль и снижение рисков, поддержание устойчивого роста финансовых показателей банка и успешное осуществление его уставной деятельности.

Положения, содержащиеся в данном документе, выработаны на основе Федерального закона «Об акционерных обществах», Устава Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытого акционерного общества), «Концепции развития Сбербанка России», «Принципов корпоративного управления ОЭСР», «Кодекса корпоративного поведения», разработанного Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг, «Кодекса этических принципов банковского дела», одобренного XII съездом Ассоциации российских банков.

Приоритетом корпоративного поведения Сбербанка России является уважение прав и законных интересов его акционеров и клиентов, открытости информации, а также обеспечение эффективной деятельности банка, поддержание его финансовой стабильности и прибыльности.

Основой эффективной деятельности и инвестиционной привлекательности банка является доверие между всеми участниками корпоративного взаимодействия. Принципы корпоративного поведения направлены на создание доверия в отношениях, возникающих в связи с управлением банком.

Практика корпоративного поведения Сбербанка России направлена на обеспечение реальных возможностей для акционеров осуществлять свои права, связанные с участием в обществе.

Согласно Кодексу корпоративного управления Сбербанка России:

  • · Акционерам обеспечиваются надежные и эффективные способы учета прав собственности на акции. Акционеры имеют право по своему усмотрению свободно распоряжаться принадлежащими им акциями, совершать любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие прав и охраняемых законом интересов других лиц, в том числе отчуждать свои акции в собственность других лиц.
  • · Акционеры имеют право участвовать в управлении банком путем принятия решений по наиболее важным вопросам деятельности банка на общем собрании акционеров. Проведение общего собрания акционеров предоставляет банку возможность ежегодно информировать акционеров о своей деятельности, достижениях и планах, привлекать их к обсуждению и принятию решений по наиболее важным вопросам деятельности общества.
  • · Акционер может доверить представлять свои интересы другому акционеру или третьему лицу.
  • · Акционеры имеют право участвовать в прибыли общества. При этом выплата дивидендов осуществляется в течение 30 дней после принятия решения общим собранием акционеров.
  • · Практика корпоративного поведения Сбербанка России направлена на обеспечение равного отношения к акционерам.
  • · Акционеры имеют право на регулярное и своевременное получение полной и достоверной информации о банке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Это право реализуется путем включения в годовой отчет, представляемый акционерам, необходимой информации, позволяющей оценить итоги деятельности общества за год, а также получать информацию, раскрываемую банком в соответствии с требованиями законодательства и банковских норм. Для большей доступности такой информации и более широкого ее распространения банк будет использовать, наряду с обычными каналами информации, электронные системы (Интернет).
  • · Сбербанк России ожидает от акционеров встречного раскрытия информации о реальных собственниках акций или группе аффилированных лиц, принимающих решения в отношении реализации прав, связанных с участием в обществе.
  • · Акционеры не должны злоупотреблять предоставленными им правами. Недопустимы действия акционеров, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другим акционерам или банку.
  • · Акционеры должны самостоятельно учитывать и оценивать, какие издержки и какие выгоды влечет ими осуществление своих прав.

Сбербанк России заинтересован видеть в числе акционеров своих стратегических партнеров, клиентов, рассматривающих участие в акционерном капитале как часть программы долговременного сотрудничества.

Специфика банковской деятельности состоит в том, что большую роль в процесс е ее осуществления играет не только доверие акционеров к менеджменту банка, а также, доверие клиентов, инвесторов и банков-партнеров. В связи с этим важным моментом при формировании принципов корпоративного поведения Сбербанка является учет необходимости поддержания устойчивых, доверительных взаимоотношений с клиентами банка.

Банк видит своих клиентов среди всех групп населения, предприятий всех форм собственности во всех отраслях народного хозяйства, кредитных и других финансовых учреждений, институтов государственного управления. Банк защищает интересы каждого клиента, исключает дискриминацию по политическим, религиозным или национальным мотивам.

Банк придерживается принципа нейтральности в отношении финансово-промышленных групп, политических партий и объединений, проводя свою деятельность в интересах клиентов и акционеров.

Банк добросовестно и разумно, с возможной тщательностью выполняет взятые на себя в отношении клиентов обязательства и стремится обеспечить высокое качество предоставляемых услуг, уважительно, честно и открыто работает с клиентом.

Банк декларирует свою приверженность и соблюдает принципы честной конкуренции, активного участия в противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

В своей деятельности Банк старается исключить возможность предоставления недостоверной и искаженной информации о своем финансовом положении, деятельности организации, а также гарантирует конфиденциальность информации о своих клиентах. Эта информация может использоваться только в целях, предусмотренных действующим законодательством и внутренними документами банка.

Банк постоянно работает над улучшением качества предоставляемых услуг. Своевременно и внимательно рассматривает возникающие конфликты и затруднения, решает претензии и жалобы клиентов.

Политика раскрытия информации

Банк старается обеспечивать раскрытие информации по всем существенным вопросам деятельности банка путем выполнения установленных законодательством Российской Федерации и нормативно-правовыми актами требований, а также раскрывая дополнительную информацию в рамках сотрудничества с рейтинговыми агентствами.

Наиболее полная информация предоставляется акционерам банка в ходе подготовки и проведения годового собрания акционеров. Состав предоставляемой акционерам информации при этом определяется требованиями законодательства Российской Федерации и нормативно-правовых актов, положениями Устава банка и решениями наблюдательного совета.

Информационная политика банка направлена на возможность получения свободного и необременительного доступа к информации о нем. Каналы распространения информации выбираются таким образом, чтобы в основном обеспечивать свободный и с разумными затратами доступ заинтересованных лиц к раскрываемой информации.

Руководство и уполномоченные сотрудники банка предоставляют информацию в ходе встреч с инвесторами и акционерами общества, пресс-конференций, а также путем публикаций информации в средствах массовой информации, брошюрах и буклетах.

Учитывая широкое распространение электронных систем связи, информация раскрывается на веб-сайте банка в сети Интернет.

Раскрытие информации о банке характеризуется соблюдение разумного баланса между открытостью общества и обеспечением безопасности его коммерческих интересов, законодательно закрепленными принципами банковской тайны.

Заботясь о сохранении служебной, коммерческой, банковской тайны, банк принимает на себя обязательство о неразглашении конфиденциальной информации. Обязанность обеспечивать сохранение конфиденциальной информации лежит на всех сотрудниках банка.

Банк стремится, к ограничению возможности возникновения конфликта интересов и возможности злоупотребления инсайдерской информацией.

Развитие кадрового потенциала банк рассматривает как одну из основ своего долговременного, устойчивого развития. Совершенствование и укрепление корпоративной культуры в банке направлено на создание у каждого сотрудника чувства сопричастности к выполнению миссии банка, стратегических задач, стоящих перед ним.

Сбербанк рассматривает развитие кадрового потенциала как основное условие для выполнения этих задач. Интенсификация труда банковских работников, массовое освоение новых продуктов и технологий, расширение полномочий и ответственности специалистов и руководителей среднего звена требуют постановки новых целей и приоритетов системы управления персоналом. Главной задачей кадровой политики Сбербанка на ближайшие годы будет дальнейшее повышение квалификации персонала Сбербанка, создание коллективов профессионалов, способных обеспечить решение задач стратегического развития банка. В качестве приоритетных направлений кадровой политики Банк видит повышение эффективности системы подбора, подготовки и расстановки кадров, совершенствование системы мотивации персонала, развитие корпоративной культуры. Сложившаяся система отбора наиболее перспективных выпускников ведущих высших и средних учебных заведений, предоставления им целевых стипендий Сбербанка России сочетается с практикой привлечения наиболее подготовленных специалистов с опытом работы в других кредитно-финансовых учреждениях. Практикуется проведение открытых конкурсов на замещение вакантных руководящих должностей и отдельных категорий сотрудников. Существенно изменяется система формирования резерва руководящих кадров, особенно высшего звена управления, планирования должностного роста перспективных молодых специалистов, повышения квалификации кадров. Получает развитие система ротации и перемещения по горизонтали управления наиболее квалифицированных специалистов. Сбербанк создает условия, позволяющие каждому сотруднику реализовать творческие способности, получить возможность повышения уровня профессиональных знаний, понимать систему оценки результатов его труда и перспективу должностного роста.

С целью закрепления перспективных кадров Сбербанк поддерживает соответствие уровня оплаты труда специалистов Банка уровню оплаты в ведущих российских банках и финансовых компаниях, внедряет системы дифференцированной оплаты труда по конечному результату работы. Развитие корпоративной культуры в Сбербанке направлено на создание у каждого сотрудника чувства сопричастности к достижению Банком высоких результатов, воспитание командного духа, создание коллектива единомышленников, нацеленного на достижение поставленных стратегических целей.

Банк уделяет постоянное внимание вопросам охраны здоровья работников и безопасности их труда.

При приеме на работу исключена возможность дискриминации по политическим, религиозным, национальным и другим, не имеющим отношения к профессиональным качествам мотивам.

Органы управления Сберегательного бака стараются безусловно следовать всем разработанным стандартам корпоративного управления, стараясь совершенствовать их, и уверены в том, что это повышает эффективность работы банка, поддерживает и укрепляет его имидж и репутацию, способствует развитию прочных деловых связей с клиентами, партнёрами и акционерами.

Система корпоративного управления банка ВТБ строится на принципе безусловного соблюдения требований российского законодательства и Банка России и максимально учитывает лучшую мировую практику. ВТБ гарантирует равное отношение ко всем акционерам.

Структура органов корпоративного управления банка ВТБ

Высшим органом управления банка ВТБ является Общее собрание акционеров. Наблюдательный совет Банка, избираемый акционерами и им подотчетный, обеспечивает стратегическое управление и контроль деятельности исполнительных органов – Президента – Председателя Правления и Правления. Исполнительные органы осуществляют текущее руководство Банком и реализуют задачи, поставленные перед ними акционерами и Наблюдательным советом.

Система корпоративного управления и внутреннего контроля финансово-хозяйственной деятельности Банка направлена в первую очередь на защиту прав и интересов акционеров. При Наблюдательном совете Банка функционирует Комитет по аудиту, который совместно с Департаментом внутреннего аудита помогает органам управления обеспечивать эффективную работу Банка. В целях проведения проверки и подтверждения финансовой отчетности банк ВТБ привлекает внешнего аудитора, не связанного имущественными интересами с Банком и его акционерами. Ревизионная комиссия осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Банка.

Действующий при Наблюдательном совете Комитет по кадрам и вознаграждениям готовит рекомендации по ключевым вопросам назначений и мотивации членов Наблюдательного совета, исполнительных органов и органов контроля.

Комитет Наблюдательного совета по стратегии и корпоративному управлению рассматривает и готовит рекомендации по вопросам стратегического развития, повышения уровня корпоративного управления ВТБ и совершенствования управления собственным капиталом Банка. Банк ВТБ считает своим приоритетом своевременно раскрывать полную и достоверную информацию, позволяющую акционерам, инвесторам и контрагентам ВТБ принимать обоснованные экономические решения. Раскрытие информации осуществляется в соответствии с требованиями российского законодательства, а также британского регулятора Financial Conduct Authority (FCA).