Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Мировой океан полон загадок, и это дает нам возможность мечтать и фантазировать. Он занимает около 70 % нашей планеты, и только 5 % водного пространства были изучены. Это означает, что под водной оболочкой Земли скрывается множество тайн, которые все еще не обнаружены.

сайт собрал 10 удивительных объектов , найденных под водой. Но это лишь капля в море. Мы и представить не можем, что ждет нас в водных глубинах.

Большая голубая дыра, Белиз

За последние годы в результате движения североамериканской и евразийской тектонических плит расстояние между ними значительно увеличилось. Это впечатляющее явление можно увидеть как на суше, так и погрузившись глубоко под воду. Явление было запечатлено несколькими подводными фотографами.

Морской биолог Александр Мастард отметил, что посетители могут быть очень удивлены кристально чистой водой и чарующими видами. Скорость движения плит при этом составляет около 2,5 см в год .

Древний город Гераклион, Египет

Когда-то в провинции Чжэцзян существовал таинственный город под названием Шичен . Его таинственность заключалась в том, что однажды он просто исчез. Как выяснилось позже, долину, в которой находился город, превратили в искусственный водоем для строительства новой гидроэлектростанции. Властям пришлось переселить 290 тыс. человек . На территории города была построена дамба, в результате чего Шичен оказался на дне озера.

В это сложно поверить, но спустя более чем полвека деревянные балки и лестницы города находятся в хорошем состоянии, словно время в нем течет как-то иначе.

Подводный парк скульптур

Уникальный музей был создан английским скульптором Джейсоном Тейлором . Расположен он на дне Карибского моря, неподалеку от берегов Гренады. Первые экспонаты были погружены на морское дно в 2006 г.

На сегодняшний день музей насчитывает более 65 экспонатов , коллекция которых пополняется ежегодно. Данный проект приносит пользу не только как культурный объект, но и как важная часть экосистемы живой природы.

«Черные курильщики» на дне океана


Меню моряков на подводной лодке всегда было практически мишленовское: у них в камбузах можно встретить консервы со свиными языками в желе, мясом уток и индеек, ветчиной, красной икрой, печенью трески, шпротами, сайрой или горбушей.

Основные обеденные блюда — мясо, рагу, овощи — делаются из продуктов в упаковке из материала ламистер, эта такая алюминиевая лакированная фольга. Для завтраков и ужинов также есть спецсмеси — сухие яичные «Омлет», для блинчиков на сухом молоке. Картофель, овощи и фрукты, плодовые и ягодные компоты для подлодок пастеризуют с биологически активным веществом «Супер Низолакт». Он приближает производство консервов к процессам жизнедеятельности, происходящим в природе, и исключает применение вредных химических веществ.

Так заботиться о здоровом питании подводников — насущная необходимость, а не то, чтобы именно флотское начальство отличается особой филантропией. Отсутствие естественного света и свежего воздуха, замкнутое пространство приводит к нарушениям пищеварения — снижается аппетит, а потом и работоспособность. Ограниченность движения тоже играет свою роль: если не правильно рассчитать калорийность продуктов, личный состав запросто может приблизиться к конституции Шрека.

Всего ассортимент продуктов питания подводников включает около 135 наименований: там и сублимированные абрикосы и клубника, мед и варенье — бывает даже розовое или из грецких орехов. В автономном плавании каждому полагается 50 грамм красного сухого вина, вроде каберне, потому что оно выводит из организма радионуклиды.

Пайком в руки морякам дают шоколад и воблу. Почему воблу, если под вино? Говорят, что, когда планировали, чем поддерживать силы подводников — пивом или вином, мнения разделились. Остановились все-таки на вине, но воблу из пайка убрать забыли. Официальная версия же гласит, что моряки любят воблу, особенно при качке, так как она уменьшает неблагоприятное самочувствие при морской болезни.

Отдельного упоминания заслуживает хлеб — он тоже консервированный. Раньше батоны заспиртовывали для длительного хранения. Кок протыкал его в ножом, пропитывал водой и помещал в печь. Спирт вместе с водой выпаривался, в результате чего получался свежий горячий хлеб. Сейчас хлеб консервируют теплом — как бы это не звучало, но это более здоровый способ надолго его сохранить, чем спиртовая стерилизация.

Есть, наконец, у подводного питания еще два выдающихся момента. Во-первых, именно по еде моряки определяют, утро сейчас, день или вечер. Во-вторых, в сутки по очереди работают три смены, так что кокам нужно без конца накрывать и убирать со столов — как если бы они обслуживали бесконечное безумное чаепитие Алисы из Страны чудес.

Благодаря роману Лотара-Гюнтера Буххайма и одноимённому фильму Вольфганга Петерсена «Das Boot» , увидевшим свет в 70–80-х годах прошлого века, резко вырос интерес к действиям немецкого подводного флота во Второй мировой войне. У любителей истории стало возникать много вопросов не только по боевым действиям, но и по быту подводников. Особый интерес вызывает тема питания экипажей, выбора и хранения на подлодке в условиях длительных походов продуктов, в том числе тех, без которых человек не может долго обойтись. Почему немецкие подводники брали с собой свежий хлеб, который в условиях высокой влажности быстро покрывался плесенью, а не сухари, хранящиеся дольше?

Проблемы снабжения

Немцы великолепно снабжали продовольствием свои подводные корабли. После установления в Европе гегемонии Германии продукты на базы подлодок поставлялись из Франции, Дании, Португалии, Испании, Италии и т.д. В поход лодки брали свежее и варёное мясо, свежие овощи и фрукты, сыр, мёд, шоколад, копчёные колбасные изделия, соки, различные консервы и многое другое. Проблема была одна – в походе, в условиях плохой вентиляции и сильной влажности, свежие продукты быстро портились. В итоге подводникам приходилось сидеть на консервно-витаминной диете – чем длительнее был поход, тем хуже было с питанием.

В целом питание немецких подводников было весьма разнообразным и не лишённым деликатесов. На этом фото, сделанном в 1944 году, два члена экипажа подводной лодки U 672 позируют с омарами

На лодках были предусмотрены и провизионки, и холодильные камеры, но при выдаче технических заданий конструкторам субмарин в мирное время командованию ВМС Германии трудно было представить, что средние лодки типа VII будут действовать у берегов США, Африки и в Карибском бассейне, а большие лодки типа IX – в Индийском океане.

Во время войны приходилось импровизировать, подстраиваться под ситуацию, которая требовала увеличения автономности лодок. Субмарины получали провизию в море с судов снабжения, заходили для пополнения запасов в порты Испании, затем появились «дойные коровы» – транспортные лодки XIV серии. Однако полностью проблему это не решало. Провизия портилась, пропитывалась разными запахами – в общем, гурманам с тонким гастрономическим вкусом на «семёрке» или «девятке» делать было нечего.

Как рассчитывался запас пищи для экипажа

В этом вопросе очень велика была роль двух членов экипажа подлодки – третьего вахтенного офицера (или штурмана) и кока, которые отвечали за заготовку провизии. Кок, или, как его звали подводники, «смутье» (smutje, smut – что приблизительно можно перевести как насмешливое «грязнуля», «замарашка»), был на лодке человеком с особым статусом. Он должен был не только хорошо готовить, но и обладать талантом ресторатора, чтобы составлять меню на каждый день плавания.


Кок лодки U 604 руководит погрузкой провизии. На переднем плане банки с фруктовыми консервами (слева). Многочисленные колбасы и окорока свисают с потолка отсека, соседствуя с оборудованием (справа)

Исходя из приблизительной продолжительности похода делался расчёт количества и ассортимента продуктов, которые получались на складе штурманом. После этого провизия грузилась на лодку под контролем штурмана и инженер-механика в места, которые наиболее подходили для хранения. Размещение продуктов на лодке всегда соответствовало трём основным правилам:

  1. Продукты должны были размещаться и закрепляться так, чтобы не падать и не разлетаться во время маневрирования лодки и её атаки глубинными бомбами.
  2. Провизия должна была распределяться по лодке равномерно, чтобы не создавать дифферент или свести его к минимуму, при этом должно было учитываться потребление продуктов. Ежедневно потребляемые продукты взвешивались, чтобы инженер-механик мог компенсировать их вес балластом.
  3. Размещение продуктов не должно было препятствовать свободному доступу ко всем люкам и вентилям.

Основными местами хранения провизии были носовой, кормовой и электромоторный отсеки, и это было логично. В дизельном отсеке хранить что-либо было невозможно, так как продукты быстро пропитывались бы запахом соляра, известного всепроникающей способностью. Центральный пост захламлять было ни в коем случае нельзя, так как это место управления кораблём, в жилых отсеках офицеров и старшин много разместить бы не удалось, да и все проходы должны были оставаться свободными.


Ящики с фруктами в носовом отсеке лодки U 295 соседствуют с торпедами. Хорошо видна надпись «Nantes» - окрестности французского Нанта славятся своими яблоневыми садами по сей день

Вот как выглядел запас провизии на лодке типа IXC при экипаже в 55 человек с расчётом его питания на 12-недельный срок. На лодку грузилось продовольствие и напитки весом более 12 тонн (12 583 кг), в том числе:

  • свежее и варёное мясо – 224 кг
  • колбасные изделия – 108 кг
  • мясные консервы – 2180 кг
  • рыбные консервы – 150 кг
  • свежий картофель – 1750 кг
  • другие овощи – 1555 кг
  • лимоны – 416 кг
  • свежие фрукты – 300 кг
  • свежие яйца – 270 кг
  • сливочное масло – 50 кг
  • сыр – 50 кг + 65 кг (твёрдый и плавленый)
  • кофе – 60 кг
  • чай – 3 кг
  • молоко – 784 кг
  • свежий хлеб – 456 кг
  • консервированный хлеб – 660 кг

«Хлеба к обеду в меру бери…»

Хлеб на подводной лодке был необходимым продуктом, и с ним же возникали особые проблемы в хранении. Несомненно, в этих условиях решением проблемы стало бы использование сухарей, которые хранятся гораздо дольше, но проигрывают хлебу во вкусе и при длительном употреблении вызывают проблемы с пищеварением, поэтому немцы подошли к вопросу по-другому. Они использовали свежий хлеб, который у подводников получил интересное прозвище «кролик». Вот как писал об этом известный немецкий подводный ас Райнхард Зурен (Reinhard Suhren):

«Самой большой проблемой был хлеб. Мы подвешивали его в сетках так, чтобы обеспечить к нему приток воздуха, но всё равно через некоторое время он портился, начинал плесневеть и становился похожим на белого и пушистого кролика, потому что был покрыт большим количеством плесени. Мы срезали её, насколько это было возможно, и ели хлеб. Когда поход длился больше четырёх недель, питание превращалось в проблему, и удержать здоровье команды в хорошем состоянии становилось нелегко».


Кок «колдует» над приготовлением пищи в тесном камбузе немецкой подлодки (слева).
Приём пищи на верхней палубе немецкой подводной лодки. Снимок сделан в довоенное время (справа)

Кроме свежего хлеба, был ещё и консервированный, но какого он был качества? На этот вопрос дал ответ весьма необычный свидетель. 21 ноября 1942 года лодка U 163 потопила британское торговое судно «Эмпайр Старлинг» (Empire Starling), затем взяв на борт в качестве военнопленного капитана судна Эрика Монктона (Eric Monckton). Впоследствии Монктон оставил любопытные воспоминания о пребывании на борту U 163, в том числе и о питании:

«Завтрак подавался в семь утра и состоял из молочного супа, кофе и печенья или хлеба с джемом. Хлеб хранился в герметично упакованных цилиндрических банках около 10 см в диаметре и 23 см в длину. В таком виде он сохранялся очень хорошо и, пожалуй, был лишь немного суховат».

В итоге, система снабжения представляется достаточно логичной. Запас хлеба на подлодке делился на две почти равных части, состоящих из свежего и консервированного хлеба. Свежий хлеб, разумеется, долго не лежал, и его старались съесть как можно быстрее. После того как свежий хлеб съедался или приходил в негодность, на лодке оставался ещё достаточно большой запас консервированного хлеба, употребление которого строго лимитировалось.


Мытьё посуды на подводной лодке после приёма пищи (слева).
Судя по растительности на лицах подводников, поход длится не первую неделю, и никто не против разнообразить меню свежей рыбой. На фото разделка акулы на палубе немецкой подлодки (справа)

Если посмотреть на меню экипажа лодки U 93, составленное коком на четвёртую неделю похода (12–18 января 1942 года), то станет ясно, что хлеб подавался к «столу» дважды в сутки (непонятно, чем объясняется отсутствие ужина в четверг – пропущен ли он в меню по недосмотру, или это был официальный «постный день»):

Понедельник:

завтрак: кофе, хлеб , смалец

обед: чечевица и колбаски, сливы

ужин: чай, масло, хлеб , различные колбасы и мясо

завтрак: кофе, булочки , масло, джем

обед: суп, свинина, картофель, овощи

ужин: чай, масло, хлеб , различные колбасы

завтрак: кукурузные хлопья, булочки , масло

обед: яйца-пашот, шпинат, картофель, абрикосы

ужин: чай, масло, хлеб , язык, колбаса, сыр

завтрак: кофе, хлеб , масло, джем, сыр

обед: квашеная капуста, свиная рулька, тушеные яблоки

завтрак: кофе, масло, хлеб , яйца

обед: суп, гуляш, картофель, персики

ужин: чай, масло, хлеб , различные колбасы

завтрак: кофе, масло, хлеб , джем

обед: суп-лапша, говядина, пудинг

ужин: чай, масло, хлеб , холодное мясо

Воскресенье:

завтрак: кофе, хлеб , яйца, масло

обед: свинина, капуста, земляника и сливки

ужин: чай, масло, ветчина, хлеб , колбаса

Стоит отметить, что немецкие подлодки имели возможность получать свежевыпеченный хлеб и прямо в море, на рандеву с «дойными коровами» – последние были оборудованы электропечами для выпечки хлеба. Так, в отчёте о первом походе транспортной U 459, головной лодки проекта XIV, говорилось:

«Примерно за 10 часов работы на борту может выпекаться около 80 килограммовых буханок свежего хлеба. Около 800 таких буханок были выпечены ночами, переданы на лодки и с радостью приняты их экипажами. Кроме того, примерно 250 буханок приготовлены для собственных нужд. Выпеченный ржаной хлеб сытный, имеет прекрасный вкус и хорошо хранится…»


Снимок, сделанный с борта U 604 в феврале 1943 года, запечатлел рандеву с «дойной коровой» U 459 в Северной Атлантике для пополнения запасов, в том числе и провизии

К вышесказанному стоит добавить, что на каждой боевой лодке имелся собственный 300-килограммовый запас теста, а также галеты – очевидно, что сухари подчинённым адмирала Деница были не нужны.

Cписок использованной литературы:

  1. Paterson L. U-Boat Combat Missions – Chatham Publishing, London 2007
  2. Paterson L. U-Boat War Patrol – The Hidden Photographic Diary of U 564 – Chatham Publishing, London 2006
  3. Malmann Showell J. Wolfpacks at War – The U-Boat Experience in World War II – Compendium Publishing, 2001
  4. Uboat.Net (http://uboat.net)
  5. U-boat Archive (http://www.uboatarchive.net)

Любой, кто читал какую-либо научную фантастику, в тот или иной момент думал о том, как замечательно было бы жить в странных средах обитания, например, под водой. За последние полвека люди пытались воплотить эту фантазию в жизнь и удивительно то, что многие из них в этом преуспели. Если вы готовы раскошелиться на довольно кругленькую сумму и не возражаете жить по соседству с одной или двумя тигровыми акулами, существует несколько способов, с помощью которых вы сможете на самом деле жить в море.

10. «Суб-Биосфера» (Sub-Biosphere)

Фотография: Фил Поли (Phil Pauley)

Одной из самых амбициозных попыток создать подводное жилище является детище человека по имени Фил Поли. Суб-Биосфера по сути является именно тем, о чём вы подумали, основываясь на её названии, и проект её создания находится ближе всего к постройке подводного города из всех проектов, которые в настоящее время находятся на стадии разработки. Несмотря на то, что Суб-Биосфера пока ещё не является функционирующим жильём, концепт-арта и чертежей достаточно для того, чтобы заставить любого из нас захотеть спуститься в солёные глубины и провести длительный период времени под водой.

Суб-Биосфера состоит из нескольких этажей, находящихся в капсулах, каждая из которых будет способна разместить до 100 жителей. Задумкой Поли является подводный город, который будет полностью самодостаточным и включать в себя районы для выращивания сельскохозяйственных культур и выработки собственной электроэнергии. Будет ли Суб-Биосфера когда-либо построена ещё предстоит выяснить, но Поли продолжает неустанно работать над логистикой и финансированием, чтобы начать строительство, а также, по слишком явному совпадению, над художественным произведением, основанном на концепции подводного города.

9. «Коншельф» (Conshelf)

Как может кто-то когда-либо даже упоминать об идее жизни под водой, не вспомнив единственного и неповторимого Жака Ив Кусто (Jacques Cousteau)? Самый известный водный эксперт в истории успешно создал подводные жилищные и научно-исследовательские объекты. В отличие от чего-то вроде Суб-Биосферы, проект Коншельф не был предназначен для долгосрочного проживания, несмотря на то, что в нём было большинство удобств дома, находившегося в гигантском металлическом барабане. Проект Коншельф прошёл уже три итерации, и Коншельф III уже был домом для шести исследователей, которые жили под водой в течение почти месяца.

Идея воплотилась в жизнь в 1962 году, когда Коншельф I находился в 10 метрах под поверхностью Средиземного моря у берегов Марселя. Небольшое, тесное помещение, технически называемое Диогеном (Diogenes) служило домом для пары учёных в течение недели. Оно было оснащено библиотекой, телевидением и радио, и использовалось в качестве научно-исследовательской станции для изучения морской жизни. Вскоре после успеха эксперимента Коншельф I, был запущен Коншельф II. Оно было оснащено ещё большим количеством фантастических удобства, таких как гараж, аквариум, и ещё один научно-исследовательский центр, находившийся глубже в море, на этот раз в помещение жили пять человек в течение месяца. Наконец, самым амбициозным проектом стал Коншельф III, находившийся на невероятной глубине 100 метров от поверхности воды.

8. Подводная лаборатория Ла Чалупа «La Chalupa Research Lab» / Гостиница под водой (Jules Undersea Lodge)


Фотография: Гостиница под водой «Jules Undersea Lodge»

То, что изначально было подводной лабораторией Ла Чалупа, объектом, который, по сути, находился в ведении «Taco Bell», стало гостиницей под водой после того как объект исчерпал свою пользу в качестве станции, в которой морская жизнь изучалась у побережья Пуэрто-Рико. Объект был особенно популярен среди знаменитостей, поскольку он являлся исследовательской станцией, переделанной в своего рода подводный отель.

Структура полностью погружена в воду и находится на дне лагуны. Она контролируется с помощью центра управления наземного базирования. Посетители попадают в гостиницу с помощью подводного порта, который доставляет их в центр объекта. В гостинице есть две спальни и общая гостиная зона, в которой даже есть кондиционер, потому что на дне моря видимо не так холодно, как показывается в фильмах. Комната отдыха оснащена телевизором и DVD-плеером, а также телефоном. В каждой из спален также есть гигантские стеклянные иллюминаторы, позволяющие любопытным дайверам смотреть на вас, пока вы спите, поэтому эта гостиница определенно не для застенчивых людей.

7. Подводная лаборатория Галатея (Galathee Underwater Lab) / Проект СиОрбитер (SeaOrbiter Project)


Фотография: Жак Ружери (Jacques Rougerie)

СиОрбитер это концепция полностью мобильного, в основном подводного исследовательского и разведочного объекта. Это своего рода подводный космический корабль, дрейфующий по всему миру, чтобы облегчить изучение океана и животных, живущих в его глубинах. Подводная лаборатория Галатея, открытая Жаком Ружери в 1977 году послужила вдохновением для этого проекта. Это была подводная среда обитания, разработанная специально для того, чтобы минимизировать вмешательство в покой морского мира. Её можно было разместить на любой глубине от 9 до 60 метров под поверхностью океана.
Так же, как и космические станции, на дизайне которых она была основана, СиОрбитер позволяет совершать долгосрочные морские путешествия по всему миру, в которых могут участвовать приблизительно 20 человек за один раз. Руководители проекта планируют разработать подводные транспортные средства, которые позволили бы им исследовать глубины, находящиеся до 6 000 метров от поверхности океана. СиОрбитер также можно будет потенциально использовать, чтобы помочь в подготовке космонавтов. Повышенное давление и изоляция похожи на те условия, с которыми космонавтам придётся столкнуться в космическом пространстве. Проект СиОрбитер активно ищет финансирование, и на данный момент создатели собрали лишь 45 процентов необходимой суммы.

6. Силэб (SEALAB)


Одной из первых попыток позволить людям жить ниже поверхности океана стал проект Силэб. Нет, Силэб это не тот мультфильм, который вы смотрите поздно вечером, кушая исследовательские лаборатории, заказанные из Тако Белл (Taco Bell). Как и Коншельф, проект Силэб также прошёл в три этапа. Первый Силэб был запущен у берегов Бермуд в 1964 году, но отрезан приближавшимся штормом.

Силэб II был запущен в 1965 году и был оснащён теми удобствами, которыми не обладал Силэб I, например, горячей проточной водой и холодильником. Длина этой подводной лаборатории достигала 17 метров, и она могла погрузиться на 62 метра под воду. На борту Силэб посменно жили команды водолазов, причём каждая из команд жила на борту как минимум две недели за раз. Среди тех, кто жил на Силэбе был Скотт Карпентер (Scott Carpenter), который получил известность как один из астронавтов группы «Меркурий 7». Карпентер сделал подводный звонок своему коллеге по «Меркурию 7» астронавту Гордону Куперу (Gordon Cooper), находившемуся на тот момент на орбите Земли в космической капсуле Джемини (Gemini), потому что астронавты — это позёры.

Силэб III был запущен в 1969 году у берегов Калифорнии, но проект окончился трагедией, когда судно начало протекать и неудачная попытка ремонта привела к смерти «акванавта» Берри Кэннона (Berry Cannon).

5. Аквариус (Aquarius)


Если вам посчастливилось быть студентом Международного университета Флориды (Florida International University), вам может быть предоставлен доступ к одному из последних оставшихся в эксплуатации подводных научно-исследовательских объектов в мире, метко названному Аквариус. В течение периодов до 10 дней за один раз исследователи плавают в Аквариусе изучая морскую жизнь у берегов островов Флорида-Кис (Florida Keys). Металлический кокон может выдержать давление воды при глубине до 37 метров под поверхностью океана и вмещает до шести человек за один раз.

Внутри Аквариус является полностью укомплектованной квартирой, которая включает в себя холодильники, кондиционер, душ, туалеты, микроволновую печь и даже доступ в Интернет. Совсем недавно, в ноябре прошлого года, группа студентов последнего курса Международного университета Флориды, специализирующихся на морских исследованиях провели неделю, проживая и проводя исследования на борту Аквариуса. Стоимость обучения в университете, вероятно, намного дешевле, чем пребывание в коммерческом подводном отеле, что делает Аквариус главной целью любителей океана ограниченных финансовыми возможностями.

4. Тектит (Tektite)


В 1969 году правительство Соединенных Штатов профинансировало проект под названием Тектит, названный в честь метеоров, которые врезаются в океан и падают на дно. Проект Тектит, состоял из четырёх акванавтов, которые жили в погружённой под воду станции с февраля по апрель 1969 года, и его целью должна была быть подготовка космонавтов для длительных пребываний в космосе.

Вторая инкарнация проекта Тектит была запущена в 1970 году и включала в себя 11 различных миссий, позволяя 53 акванавтам провести 2-3 недели погружёнными в подводный мир. Сам Тектит выглядел более или менее как пара гигантских металлических резервуаров. В них были расположены апартаменты экипажа и аппаратная, соединённая с мостом, плюс общее помещение для проведения исследований. Апартаменты предоставляли домашние удобства, с радиоприемниками и телевизорами, а также с кроватями и почти полностью оборудованной кухней. Несмотря на то, что она больше не функционирует как исследовательская лаборатория, вы всё равно можете просмотреть на подводный дом в Музее Тектита (Tektite Museum).

3. Гидролаборатория (Hydrolab)


В течение многих лет сотни исследователей пользовались Гидролабораторией, принадлежащей Национальному управлению океанических и атмосферных исследований (National Oceanographic and Atmospheric Administration), в качестве базы для научного исследования Атлантического океана. Гидролаборатория, расположенная у берегов американских Виргинских островов (Virgin Islands), позволила учёным работать в течение нескольких недель за раз на дне океана, а на её борту могло свободно разместиться до четырёх учёных.

Сама лаборатория была достаточно маленькой и тесной, её длина составляла всего 5 метров, высота 2,5 метра и она могла погружаться на глубину до 40 метров. Несмотря на то, что она была менее чем идеальной средой для страдающих клаустрофобией людей, она была оснащена водопроводом, электричеством и спальными местами, наряду с большими смотровыми портами для наблюдения за окружающим подводным миром. После того как она находилась в эксплуатации в течение более чем десяти лет, Гидролаборатория была списана с эксплуатации в 1986 году, но на неё всё ещё можно посмотреть в Музее естественной истории (Museum of Natural History).

2. Атлантика (Atlantica)

Деннис Чемберленд (Dennis Chamberland) является немного мечтателем, но он относится к тому редкому виду мечтателей, которые на самом деле воплощают свои мечты в реальность. Вероятно, этому способствует тот факт, что он является инженером в НАСА, и среди его задач числятся попытки сделать возможным проживание людей, как под водой, так и в космосе. В центре его планов находится экспедиция на Атлантике, которая является его вполне реальной и очень серьёзной попыткой создания настоящего подводного города.

Чемберленд уже построил подводный дом, рассчитанный на двух человек, но его конечная цель заключается в создании обширного общества, что позволит людям оставаться на дне океана практически бесконечно. В соответствии с его планами, Атлантика должна быть чем-то вроде района жилого комплекса в дополнение к тому, что она будет научно-исследовательским центром. Когда его спрашивают о жизни в предложенном им сообществе, он описывает невероятные сценарии, будто взятые из мультсериала Джетсоны (Jetsons), в которых люди запрыгивают в свои подводные лодки, чтобы съездить в кино.

1. Плавучий дом «H2OME»


Фотография: Подводные Структуры США (US Submarine Structures)

В то время как большинство подводных домов недоступны для тех, кто не является морскими учёными или готовы ждать до следующего десятилетия для того, чтобы собрать достаточно средств, существует ещё один вариант. По низкой цене всего в 10 миллионов долларов, вы можете приобрести свой собственный роскошный подводный дом, вернее, плавучий дом «H2OME». Те же люди, которые построили один из самых известных подводных отелей в мире, под названием Посейдон (Poseidon), теперь предлагают подводные дома, изготовленные на заказ.

Компания, под названием Подводные Структуры США, по-видимому, пытается монополизировать рынок подводной собственности. На их веб-сайте описаны подводные казино и рестораны, в дополнение к полностью законченным домам, а также ещё целый ряд подводных возможностей. Они хвастаются тем, что их дома поддерживают такое же давление как на поверхности, то есть вы никогда не промокните на пути к лестнице или лифту. Дома состоят из двух этажей, с парой спален, комнат отдыха, и абсолютно всем, что вы могли когда-либо пожелать иметь в своём доме, который идеально подходит для начинающих злодеев мира, вышедших с экранов серий о Бонде.

Вконтакте

Пока на дворе праздники да повсеместная развлекуха, расскажем не об автомобилях, а о… подлодках. Тем более об этом мы обещали в материале про архангельские покатушки Ford. Помните еще советский анекдот: «Мужик попадает в камеру. Зэки его спрашивают: «За что посадили»? - «На работе форточки открывал». - «А где же ты работал»? – «На подводной лодке».

После распада СССР отечественные военные корабли редко появлялись в акватории «не наших» морей. Флот подводных лодок пришел в упадок, а трагическая гибель «Курска» в 2000-м вовсе стала символом поражения России. Но, к счастью, ситуация в последние годы изменилась, и об этом мы все прекрасно знаем. Современный авианосец стоит свыше 6 млрд долларов — слишком дорого для бюджета страны, отдавшей последнее на зимнюю Олимпиаду в Сочи и грядущий футбольный мундиаль.

Вместо авианосца страна инвестировала в новые подводные лодки, которые стоят по 250 млн «зеленых» каждая. При этом субмарины запросто могут вывести из строя авианосец, и таким простым образом способны компенсировать свое отставание. «Россия вложила значительные средства в свой флот, особенно в подводные лодки. Деятельность российских субмарин сейчас на высочайшем уровне со времен холодной войны», — заявил в конце 2017-го генсек НАТО Йенс Столтенберг, и он прав. По некоторым оценкам, сегодня у нашего флота 49 подводных лодок, а сколько еще заложено на верфях…

Северодвинск — один из крупнейших центров военного судостроения России. В городе находятся: ПО «Северное машиностроительное предприятие» (бывш. завод № 402), занимающееся строительством субмарин, и Центр судоремонта «Звёздочка», ремонтирующий их. Причем, что интересно, расположены они напротив друг друга. Самая распространенная профессия на «Севмаше» - сварщик. Чтобы сделать 100-мертовый корпус подлодки из прочного металла, сколько придется сделать сварных швов?! То-то и оно.

Крупная современная лодка имеет высоту с 9-этажный дом и длину с футбольное поле, на ее палубе способен развернуться «КамАЗ». При этом внутри места не так много, ибо подлодка создана не для того, чтобы катать людей, а чтобы скрытно доставлять в любую точку океана торпеды и ракеты.
Чем отличаются наши подводные лодки от американских? Тем, что наши - двухкорпусные. Любая субмарина прочная изнутри и легкая снаружи. У лодки ни крыши, ни стен. Самый толстый корпус в самом тонком месте - 40 мм. Снаружи есть еще легкий корпус - чтобы лодка охраняла нашу морскую северную границу. Свободно идет подо льдом, и металл его ничуть не боится.

Как только корпус сварен, проводятся его гидравлические испытания - обязательная проверка работы сварщиков. Лет 30 назад отечественные подлодки стали строить по-новому. После всех испытаний корпуса его разрезают на отсеки. И в каждый отсек заводят оборудование. Это быстрый способ строительства. Опытный образец «Юрия Долгорукого» строили около 20 лет. Когда он пошел в серию, лодки его серии стали изготавливать всего за 3 года. Для сравнения: в советские времена на это уходило порядка 2 лет. Самое главное оружие любой подводной лодки - торпеды. Торпедный отсек размещается в носу. Нижняя часть носа выполнена из композитных материалов. Они дороже металла, прочнее и хорошо проводят шум. Поскольку у наших лодок 2 корпуса, иллюминаторов не предусмотрено. Но если в нижней части носа установить мощное гидроакустическое оборудование, можно услышать все шумы, которые раздаются под водой. Самый сильный шум в море издает… не поверите… колония креветок. Прочный корпус лодки выдерживает ядерный взрыв и волну цунами. А вот экипаж волну не выдерживает. Услышав шум цунами, лодка, как правило, уходит от этого места как можно дальше.

Шумы, издаваемые гражданскими кораблями, совершенно иные, нежели от военных - в частности, они шумят громче. Как только подлодку ставят на воду, ее шумовые характеристики сразу заносят в шумовой реестр. До конца 80-х наши лодки выигрывали у америкнских в скорости, но проигрывали в шумозащите. Сейчас в этом секторе паритет. Кстати, почему подлодка собирается зональными блоками? Да чтобы меньше гремела, поскольку между блоками устанавливается хорошая шумоизоляция. А черная субмарина потому, что она покрыта толстым слоем резины. Поклейщик резины должен правильно наклеивать слои. Если ошибется и, скажем, приклеит не той стороной, подлодка будет чрезмерно шумной.

Сегодня проектируют V поколение ПЛ, создают IV поколение, а собирают еще III поколение. Одноместные каюты только у командира и доктора. Если у человека, например, обнаружен аппендицит, его до последнего кормят антибиотиками, лодка не всплывает. И каждый доктор, кто служил на подлодке, хотя бы раз в жизни, но удалял аппендицит. Самое слабое место у подводников - зубы, так как приходится пить опресненную воду. На лодке есть бор-машина. Нередко доктор назначает релаксацию: рыбки в аквариуме, птички в клетке, зимняя сауна, тренажерный зал. А на крупных ракетоносцах есть даже бассейн. Кормят подводников хорошо: в день выдают по 2 вяленые рыбы для поддержания соляного баланса, вино, икру…

Фото взято из открытых источников

У подлодки «глаз» нет, есть только «уши», и они находятся в нижней части носа. Вместо этажей - палубы. И если 1 этаж в доме - это низ, то на субмарине он сверху. И называется он палубой. 1 отсек - торпедный. 2 отсек имеет 4 названия: центральный, жилой, командирский, убежище. Потому что этот отсек многофункциональный. На наших лодках сколько людей, столько коек. У американцев коек вдвое меньше, чем личного состава. Кресло командира - на 2 этаже. Один из самых важных людей на подлодке - рулевой.

Любая лодка легко погружается и всплывает за 2 минуты - между корпусами заливается до 5 млн литров воды. Много раз на предельную глубину лодка погрузиться не может - у стали есть усталость металла. Почему лодка «Комсомолец» погружалась на глубину более 1 км? Потому что она была не из стали, а из титана. Сегодня не строят такие, дорого. Из убежища спасаются подводники. Если лодка залегла на грунт на глубине более 100 метров, через торпедный аппарат людям не выйти. Тогда люди по приказу командира поднимаются из жилого отсека в рубку и, заняв места в некоей капсуле, выдвигаются наверх. Еще 10 лет назад никто не испытывал всплывающую капсулу - дорого было. Сегодня это в норме вещей. Что делать, если на лодке, скажем, пожар? Лодка всплывает и экипаж покидает лодку, если пожар не потушить. Одевают спасательные гидрокостюмы, через рубку оказываются на корпусе. Под обшивкой легкого корпуса есть лючки. А в лючках спасательные средства.

3 отсек называется отсеком вспомогательных механизмов, которые призваны помогать человеку. На нижней палубе расположены холодильные установки (охлаждение ядерных реакторов) и компрессор (чтоб лодка всплыла), а также насос. Есть опреснитель: из пресной воды получают кислород. Задохнуться от отсутствия кислорода на атомной субмарине подводники сегодня не могут. Поэтому такая лодка может находиться под водой сколь угодно долго - только меняй экипажи. Обычно так: 5 месяцев под водой и смена.

Сверху и донизу идут трубы перископа. Каждой лодке при любом раскладе необходимо рано или поздно выходить на связь - хотя бы для того, чтобы знать об окончании военных действий. Лодка подвсплывает на перископную глубину, а это порядка 20 метров до уровня водя, то есть как длина самого перископа. Лодку не видно, а из-под воды выдвигаются антенно-мачтовые устройства. Разговор с командным пунктом в Москве осуществляется через космическую связь. К сеансу секретной связи командный состав лодки готовится последовательно и основательно. Перископ, который именуют «лебедем» (шея длинная), выдвигается всего на несколько секунд. Современный перископ «Сигнал-3» - это суть видеокамера. Сеанс космической радиосвязи - всего 20 секунд. Перископ принимает шифрованный радиопакет и сразу прячется в толщу воды.