Создание ОП (обособленное подразделение) – это добровольное право всех российских компаний (стат. 55 ГК). При этом в случае получения доходов рассчитывается налог на прибыль обособленного подразделения. В каком порядке начисляются такие суммы, как уплачиваются в федеральный бюджет и региональный? Все подробности – в нашей статье.

Если у фирмы имеются зарегистрированные в общеустановленном порядке ОП, необходимо соблюдать специальный нормативный порядок исчисления и уплаты в пользу государства сумм налога с прибыли. Распределение налога на прибыль между обособленными подразделениями выполняется с учетом требований п. 1 стат. 288 НК. Здесь определено, что та часть налога, которая направляется в бюджет федеральный (3 %), уплачивается централизовано по адресу фирмы-«головы». А та часть, что начисляется в бюджет региональный (17 %), подлежит распределению между головной компанией и ее ОП (п. 2 стат. 288).

Указанные ставки налога на 2017-2020 гг. утверждены в п. 1 стат. 284 НК. Следовательно, чтобы правильно заплатить суммы в региональный бюджет, предварительно необходимо выяснить, какая часть налога приходится на головную организацию, а какая – на ОП. Если у предприятия зарегистрировано не одно подразделение, а несколько, и размещены они территориально в одном субъекте, что делать? В этой ситуации налогоплательщик вправе выбрать одно ОП, через которое и будет уплачиваться налог. Это же правило распространяется и на фирму-«голову».

Расчет налога на прибыль обособленного подразделения 2018

Как же осуществить расчет налога на прибыль по обособленным подразделениям? Для корректности данных следует руководствоваться нормами п. 2 стат. 288, где определено, что авансы и сам налог начисляются на основании специальных правил. В первую очередь, определяется доля налога на прибыль по обособленному подразделению. А чтобы узнать этот показатель, налогоплательщику понадобится вычислить:

  • Трудовой показатель – среднеарифметическое значение удельного веса по численности (среднесписочной) либо расходам по оплате труда персонала отдельного ОП в аналогичном показателе по всему предприятию в целом.
  • Имущественный показатель – удельный вес ОС (стоимость остаточная) амортизируемых активов отдельного ОП в аналогичном показателе по компании в целом.

Как понятно из норм п. 2 стат. 288, предприятие может самостоятельно выбрать наиболее подходящий вариант расчета трудового показателя – по численности или ФОТ. Способ закрепляется в учетной политике и является обязательным к применению в течение всего налогового периода. Имущественный показатель определяется на основании налоговых данных ОС (п. 1 стат. 257). При начислении амортизационных сумм по нелинейной методике допускается использование данных бухучета компании.

При этом распределение имущества по ОП производится с учетом того, где фактически эксплуатируются объекты, независимо от факта постановки на баланс. Если же соответствующих основных средств в компании нет, прибыль определяется только по трудовому показателю. Все данные рассчитываются нарастающим способом.

Налог на прибыль по обособленному подразделению – пример расчета

Предположим, что у фирмы (с численностью общей в 35 чел.) имеется одно ОП с численностью в 10 чел. Численность головного офиса равна 25 чел. За 1 кв. получена общая прибыль в 750000 руб. Основных средств по стоимости остаточной у предприятия – на 1200000 руб.: на балансе «головы» состоят ОС на 800000 руб., ОП – 400000 руб. Трудовой показатель вычисляется по численности штата. Определим долю налога с прибыли по «голове» и ОП:

  • Значение удельного веса численности ОП – 10 / 35 х 100 % = 28,57 %.
  • Значение удельного веса численности «головы» – 25 / 35 х 100 % = 71,43 %.
  • Доля имущества в ОС по ОП – 400000 / 1200000 х 100 % = 33,33 %.
  • Доля имущества в ОС по «голове» – 800000/1200000 х 100 % = 66,67 %.
  • Доля уплаты налога в бюджет регионов по ОП – (28,57 % + 33,33 %) / 2 = 30,95 %.
  • Доля уплаты налога в бюджет регионов по «голове» – (71,43 % + 66,67%) / 2 = 69,05 %.
  • Сумма региональной части налога по ОП – 750000 х 17 % х 30,95 % = 39461 руб.
  • Сумма региональной части налога по «голове» – 750000 х 17 % х 69,05 % = 88039 руб.

Как платится налог на прибыль по обособленному подразделению

Исходя из нормативных требований п. 2 стат. 288 НК, уплачивать налог в бюджет субъектов нужно отдельно по ОП и фирме-«голове». Налоговики разрешают платить суммы централизовано, то есть одной платежкой, если и подразделение, и головная фирма расположены территориально в одной местности и подведомственны одной ИФНС. Это же правило верно в случае, когда у компании имеется несколько ОП, расположенных также в одной территории.

Для того, чтобы законно перечислять суммы налога по реквизитам налоговой одного ответственного ОП, налогоплательщик обязан письменно уведомить ИФНС не позднее 31-го декабря перед будущим налоговым периодом. При этом выполнять распределение сумм по ОП не требуется. Но такой порядок должен оставаться неизменным. Если же создается новое подразделение, уведомление подается в 10-дневный период по окончании квартала, в котором зарегистрировано ОП. Формы уведомлений приведены ФНС в Приложении № 3 Письма № ШС-6-3/986 от 30.12.08 г.

Как подается декларация по налогу на прибыль обособленного подразделения

Согласно п. 3 стат. 288 НК юрлицами суммы авансов и налога с прибыли, включая приходящиеся на ОП, начисляются самостоятельно. Все данные о налоге подаются путем предоставления налоговой декларации. Куда именно предоставляются сведения? В соответствии с п. 1 стат. 289 контрольный орган подачи – ИФНС по адресу учета головной компании, а при наличии ОП – по адресу таких подразделений. Исключением являются ОП налогоплательщиков, отнесенных к категории крупнейших, и ОП, расположенные за пределами нашей страны (абз. 3 п. 1 стат. 289, п. 4 стат. 311).

Обратите внимание! Когда предприятием применяется централизованный способ перечисления налога, допускается подача одной декларации по группе таких ОП. Контрольный орган – ИФНС по адресу ответственного за перечисление сумм подразделения или фирмы-«головы». В состав декларации по ОП обязательно включается Приложение 5 л. 02 с данными по подразделению (бланк в Приказе № ММВ-7-3/572@ от 19.10.16 г.).

Закрытие обособленного подразделения – налог на прибыль

Если закрыли обособленное подразделение, налог на прибыль перечисляется в общие сроки. О том, что у предприятия произошла ликвидация ОП, следует уведомить ИФНС о выборе нового ответственного за уплату сумм лица. Документ направляется в налоговые органы в 10-дневный период от даты закрытия ОП. А что делать с отчетностью?

На закрытое обособленное подразделение по налогу на прибыль декларация подаваться уже не будет. Ведь ОП фактически снято с учета. Все данные необходимо предоставлять по месту учета фирмы-«головы». А при наличии в том же регионе других подразделений, по адресу ответственного за уплату сумм лица.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Место нахождения обособленного подразделения российской организации определено как место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение.

В соответствии с процитированными определениями обособленное подразделение (ОП) характеризуется:

а) территориальной обособленностью

б) наличием стационарных рабочих мест, причем таких рабочих мест, которые созданы на срок более одного месяца.

Проанализируем признак территориальной обособленности. В НК содержание признака не раскрывается. Очевидно, что о территориальной обособленности можно говорить только после того, как будет определена соответствующая (наименьшая) единица территориального деления.

Если обратиться к близкому понятию административно-территориальной единицы, то Уставы субъектов РФ определяют первичные административно-территориальные единицы, к которым относятся города районного подчинения, районы в городах, поселки, сельские поселения. Могут быть и другие административно-территориальные единицы. Например, территория Москвы делится не на районы, а на административные округа, которые включают в себя муниципальные районы и т.д. При этом наименьшая единица - район, микрорайон, аул, поселение и т.п., но в любом случае не дом, не улица, не квартал.

Однако определения административно-территориального устройства нельзя использовать при толковании налоговых вопросов. "Налоговая" территориальная единица может быть определена, исходя из целей налогового учета. В этом случае под территориальной обособленностью подразумевается расположение структурного подразделения организации географически отдельно от головной организации и за пределами административно-территориальной единицы ее регистрации, подконтрольной тому или иному налоговому органу. То есть подразделение является территориально обособленным от головной организации в том случае, если оно находится на территории, где налоговый учет и осуществляет иной налоговый орган, нежели тот, в котором организация состоит на учете в качестве налогоплательщика (Постановление ФАС СКО от 29.11.06 № Ф08-6161/06-2552А).

Второй признак - наличие в ОП стационарных рабочих мест. Согласно ст.209 ТК, рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Таким образом, понятие рабочего места определено через работника организации, осуществляющего под контролем работодателя определенную деятельность. Если нет работников, то нет и обособленного подразделения. Если нет работников, если не осуществляется деятельность, то не определено и место нахождения ОП (п.2 ст.11 НК), следовательно, говорить о создании ОП не имеет смысла.

С учетом вышесказанного должен решаться сложный вопрос с определением момента создания обособленного подразделения. Налоговый кодекс не разъясняет, что следует считать моментом создания ОП. Логично считать моментом создания ОП дату начала трудовой деятельности а, дату создания ОП устанавливать на основании документов, свидетельствующих о начале хозяйственной деятельности не по месту нахождения головного структурного подразделения.

Открытие и закрытие (ликвидация) обособленного подразделения

Согласно п. 1 ст.83 НК, организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, если эта организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным НК. При этом заявление о постановке на учет такой организации подается в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения , если указанная организация не состоит на учете по основаниям, предусмотренным НК, в налоговых органах на территории муниципального образования, в котором создано это обособленное подразделение.

Заявление подается по форме № 1-2-Учет (прил.2 к Приказу ФНС от 01.12.06 № САЭ-3-09/826@). К заявлению нужно приложить копии свидетельства о постановке на налоговый учет организации и копии ее учредительных документов.

Нарушение налогоплательщиком указанного срока влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб., а при нарушении срока более чем на 90 дней - взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб. по ст.116 НК. При этом на должностных лиц организации может быть наложен административный штраф по ст.15.3 КоАП РФ.

В те же сроки (т.е. в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения) организация должна сообщить о факте создания ОП в налоговый орган по месту нахождения организации (п.2.3 ст.23 НК). Для такого сообщения Приказом ФНС от 17.01.08 № MM-3-09/11@ утверждена форма С-09-3. Пропустившая месячный срок организация может быть оштрафована на 1000 рублей по ст. 129.1 НК РФ, а ее руководитель на сумму от 300 до 500 руб. по ст. 15.6 КоАП РФ.

Если у организации уже создано обособленное подразделение и она состоит на налоговом учете в налоговом органе по месту нахождения этого подразделения, то при создании второго (и последующих) ОП на территории того же муниципального образования, то повторно в налоговый орган по месту нахождения ОП подавать заявление по форме № 1-2-Учет не следует. В этом случае постановка на учет организации в налоговых органах по месту нахождения ее обособленных подразделений осуществляется на основании сообщений в письменной форме, представляемых этой организацией в соответствии с п.2 ст.23 НК в налоговый орган по месту нахождения головного подразделения.

Организация должна сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения и о прекращении деятельности организации через обособленное подразделение (закрытии обособленного подразделения). Срок (п.2.3 ст.23 НК) - один месяц с даты прекращения деятельности (закрытия ОП). По нашему мнению, этот срок должен исчисляться именно в даты фактического прекращения деятельности, основным признаком которого является перевод (увольнение) всех работников ОП (что равносильно ликвидации рабочих мест).

При прекращении деятельности обособленного подразделения, необходимо также подать заявление о снятии с учета в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения. Заявление подается по форме № 1-4-Учет (п риложение 4 к Приказу ФНС от 01.12.06 № САЭ-3-09/826@). Как сказано в рекомендациях по заполнению этого заявления, оно подается в налоговый орган в случае принятия российской организацией решения о прекращении деятельности (закрытии) своего обособленного подразделения. Срок для подачи такого заявления не установлен.

Обособленное подразделение и налог на прибыль

Особенности уплаты налога на прибыль при наличии обособленных подразделений установлены ст.288 НК. По общему порядку п.2 ст.288 НК, уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения , определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с пунктом 1 ст. 257 НК, в целом по налогоплательщику.

Т.е. доля прибыли, приходящаяся на обособленные подразделения, рассчитывается

а) только в части суммы налога, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов РФ и (которая соответствует ставке налога 17.5%) ;

б) как среднее арифметическое удельного веса среднесписочной численности работников (или расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества подразделения за отчетный (налоговый) период.

Какой параметр - среднесписочную численность работников или расходы на оплату труда целесообразнее выбрать для расчета доли прибыли ОП? По нашему мнению, расчеты с использованием показателя расходов на оплату труда несколько проще.

Среднесписочная численность рассчитывается в соответствии с Порядком
заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения № 1-Т "Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности" (утв. постановлением Росстата № 76 от 11.10.07)

Для подсчета среднесписочной численности используются табели учета рабочего времени (формы Т-12 или Т-13). По данным табелей ежедневно определяется количество работников, с которыми заключен трудовой договор. При этом подсчетов исключаются женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам или уходу за ребенком, а также работники, находящиеся в отпуске без сохранения заработной платы для обучения в образовательных учреждениях. Работники, работающие неполный рабочий день, учитываются в среднесписочной численности пропорционально отработанному времени.

Ежедневные данные о численности складываются и делятся на число календарных дней месяца, при этом численность сотрудников в нерабочие дни принимается равной численности сотрудников за предшествующий рабочий день.Затем полученные ежемесячные данные складываются и делятся на число месяцев в отчетном (налоговом) периоде.

Определенные сложности связаны со вторым параметром расчета - остаточной стоимостью амортизируемого имущества организации и обособленных подразделений за отчетный (налоговый) период. Ст.288 НК содержит отсылку к п.1 ст. 257 НК, т.е. для расчета следует использовать данные по остаточной стоимости основных средств (а не амортизируемого имущества в целом), причем данные именно налогового учета, которые могут значительно отличаться от остаточной стоимости в бухгалтерском учете.

Согласно п.1 ст.256 НК, амортизируемым имуществом признается имущество, которое находятся у налогоплательщика на праве собственности, используются им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации .

Основные средства, по которым в налоговом учете не начисляется амортизация (перечисленные в п.2, 3 ст.256 НК), не относятся к амортизируемому имуществу, следовательно, стоимость таких ОС не должна учитываться при расчете удельного веса ОС в подразделении. Также не нужно учитывать остаточную стоимость "непроизводственных" ОС, поскольку такие основные средства, не используются для извлечения дохода.

Кроме того, ст.288 НК требует рассчитать остаточную стоимость за период (отчетный или налоговый), но не уточняет порядок такого расчета. По мнению Минфина РФ остаточную стоимость основных средств следует рассчитывать также, как и среднегодовую стоимость имущества для налога на имущество организаций.

Например, в письме Минфина РФ от 10.07.08 № 03-03-06/2/74 говорится:

Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода , на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу".

При составлении декларации по налогу на прибыль организаций за налоговый период (в частности, за 2008 год) расчет среднегодовой остаточной стоимости основных средств, относящихся к амортизируемому имуществу, по нашему мнению , должен производиться аналогично порядку, изложенному в п.4 ст.376 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.08).

Письма Минфина, как известно, не являются нормативными документами, о чем Минфин постоянно предупреждает (в т.ч. в процитированном письме). Предлагаемый Минфином способ расчета, увязывающий ст.288 и 376 НК, никак не обоснован.

По нашему мнению, налогоплательщик вправе самостоятельно разработать экономически обоснованный способ расчета такого показателя как основных средств за отчетный (налоговый) период и утвердить его в учетной политике для налогообложения. Можно, например, складывать остаточную стоимость основных средств на последнее число каждого месяца и делить полученную сумму на число месяцев в отчетных периодах или на 12 при расчете доли за налоговый период. Поскольку рассчитывается удельный вес, т.е. относительная величина, изменение метода расчета практически никак не скажется на результате расчета.

Считаем удельный вес

Пример № 1. ООО "Ромашка" начало деятельность через обособленное подразделение в первом полугодии 2008 г. Прибыль по данным налогового учета за 1-ый квартал составила 230 тыс. руб., из них доля обособленного подразделения по декларации за 1-ый квартал - 30245 руб.(расчетная доля ОП - 13.15%), за 6 мес. прибыль всего по организации составила 560 тыс. руб. Во втором квартале Общество уплачивает ежемесячные авансовые взносы на налогу на прибыль (предполагаем, что в первом квартале у Общества не было обязанности уплачивать ежемесячные взносы). Согласно учетной политике Общества, для расчета доли прибыли ОП используются данные по среднесписочной численности. Остаточная стоимость ОС рассчитывается по способу, предложенному Минфином РФ.

Исходные данные для расчета доли прибыли, приходящейся на подразделение:

Месяц

Среднесписочная численность

Всего по организации

По обособленному подразд.

Итого за 6 мес. (сумма строк)

Среднесписочная численность за 6 месяцев 2008 г. составит всего по организации - 198/6= 33 чел., по обособленному подразделению - 42/6 = 7 чел. Удельный вес среднесписочной численности обособленного подразделения 7/33 = 0.212.

Дата

Остаточная стоимость ОС по налоговому учету, тыс.руб

Всего по организации

По обособленному подразд.

Итого (сумма строк)

Остаточная стоимость ОС за период составит всего по организации - 2290/7= 327.14 тыс. руб., по подразделению - 76.857 тыс. руб., удельный вес остаточной стоимости ОП за период составил 0.235.

Доля прибыли обособленного подразделения за период как среднее арифметическое удельных весов - (0.212+0.235)/2= 0.224 или 22.4%.

Заполним декларации по прибыли за 6 мес.2008 г. по всей организации и по обособленному подразделению. Особенности заполнения декларации в случае обособленных подразделений изложены в п.1.4 и разделе Х Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (приложение 2 к Приказу Минфина РФ от 05.05.08 № 54н).

Согласно п.1.4 Порядка, организация, в состав которой входят обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного и налогового периода представляет в налоговый орган по месту своего нахождения Декларацию, составленную в целом по организации с распределением прибыли по обособленным подразделениям (ст.289 Кодекса) или по обособленным подразделениям, находящимся на территории одного субъекта Российской Федерации, при уплате налога на прибыль в соответствии со вторым абзацем п. 2 ст. 288 Кодекса (группа обособленных подразделений).

В налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения организации представляют Декларацию, включающую в себя Титульный лист (Лист 01), подраздел 1.1 Раздела 1 и подраздел 1.2 Раздела 1 (при уплате в течение отчетных (налогового) периодов ежемесячных авансовых платежей), а также расчет суммы налога (Приложение № 5 к Листу 02), подлежащей уплате по месту нахождения данного обособленного подразделения . При расчете налога на прибыль по группе обособленных подразделений, находящихся на территории одного субъекта РФ, декларация в указанном объеме представляется в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения, через которое осуществляется уплата налога на прибыль в бюджет этого субъекта РФ (ответственное обособленное подразделение).

Рассмотрим вначале заполнение приложения № 5 к листу 02. Согласно п. 10.1 Порядка, это приложение заполняется налогоплательщиком по организации без обособленных подразделений и по каждому обособленному подразделению, включая закрытые в текущем налоговом периоде. Поскольку в примере одно ОП, приложение № 5 заполняется и представляется в декларации по организации в целом (головному подразделению) и в декларации по обособленному подразделению.

Показатели

Код строки

Сумма (руб.)

Доля налоговой базы (%)

Сумма налога

Сумма налога к доплате

Сумма налога к уменьшению


за отчетным периодом

В соответствии с п.10.8 Порядка, по стр. 120 отражаются ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в бюджет субъекта РФ в квартале, следующем за отчетным периодом. При этом сумма ежемесячного авансового платежа в целом по организации (стр.310 Листа 02) распределяется между организацией без обособленных подразделений и каждым действующим обособленным подразделением (группе обособленных подразделений) исходя из долей налоговой базы (%), приведенных по стр.040 приложения № 5 к листу 02 Декларации.

Таким образом, поскольку по декларации за 1-ый квартал, прибыль составила 230 тыс. руб. в целом по организации, причем доля организации без ОП - 86.85%, налог на прибыль в региональный бюджет по организации без ОП - 230000х86.75%х17.5% = 34957 руб., ежемесячные авансовые взносы за 2-ый квартал составят ту же сумму, т.е. всего начислено за 6 мес. 2008 г. 34957х2=69914 руб. Ежемесячные авансовые взносы в региональный бюджет по организации без ОП на 3-ий квартал составят (560000-230000)х77.6%х17.5%=44814 руб.

Аналогичные расчеты по обособленному подразделению дадут следующие результаты: налог на прибыль в региональный бюджет по ОП за 1-ый квартал: 230000х13.15%х17.5%=5293 руб., ежемесячные авансовые взносы за 1-ый квартал составят ту же сумму. Таким образом за 6 мес. 2008 г. будет начислено 10586 руб. Ежемесячные авансовые взносы в региональный бюджет по ОП на 3-ий квартал - (560000-230000)х22.4%х17.5%=12936 руб.

Заполняем приложение 5 по обособленному подразделению.

Показатели

Код строки

Сумма (руб.)

Налоговая база в целом по организации

в том числе без учета закрытых в течение текущего налогового
периода обособленных подразделений

Доля налоговой базы (%)

Налоговая база, исходя из доли

Ставка налога (%) в бюджет субъекта Российской Федерации (%)

Сумма налога

Начислено налога в бюджет субъекта Российской Федерации

Сумма налога, выплаченная за пределами Российской Федерации и засчитываемая в уплату налога

Сумма налога к доплате

Сумма налога к уменьшению

Ежемесячные авансовые платежи в квартале, следующем
за отчетным периодом

Ежемесячные авансовые платежи за I квартал следующего налогового периода

Закрытие ОП и представление деклараций по налогу на прибыль

В соответствии с пп.1,5 ст. 289 НК, налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения , соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном настоящей статьей. При этом организация, в состав которой входят обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного и налогового периода представляет в налоговые органы по месту своего нахождения налоговую декларацию в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям.

Если обособленное подразделение прекратило деятельность, его нет с момента прекращения деятельности, поэтому у налогоплательщика отсутствует обязанность представлять налоговые декларации по месту нахождения бывшего подразделения за отчетный период даты ликвидации. Может сложиться ситуация, когда, например, ОП ликвидировано в конце отчетного периода, а уведомление о снятии ОП с налогового учета по месту его нахождения получено уже в следующем периоде. Снятие ОП с налогового учета по месту нахождения закрытого ОП - это чисто техническая процедура, которая не связана с обязанностью представлять отдельные налоговые декларации.

Поэтому не можем согласиться с мнением, высказанным в Письме ДНТТП Минфина РФ от 11.12.06 № 03-03-04/2/259: Прекращение обязанности по уплате налога на прибыль и налога в виде авансовых платежей по ликвидированному обособленному подразделению и представлению соответствующих налоговых деклараций наступает в том отчетном периоде, в котором налоговый орган уведомил о снятии с учета организации по месту нахождения ликвидированного подразделения .

Повторим еще раз - обязанность уплачивать налог (авансовые взносы) по месту нахождения ОП существует только в период существования самого обособленного подразделения. А поскольку ОП прекращает существование с момента прекращения деятельности, с этого же момента прекращается и обязанность по уплате налога (взносов) и представления деклараций.

В какие сроки закрытое ОП должны снять с учета? В соответствии с п.5 ст. 84 НК, снятие с учета организации по месту нахождения этого обособленного подразделения осуществляется налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение 10 дней со дня подачи такого заявления, но не ранее окончания выездной налоговой проверки в случае ее проведения. Далее, в течение 30 дней с даты снятия организации с учета налоговый орган по месту нахождения ликвидированного обособленного подразделения передает в налоговый орган по месту нахождения головной организации сальдо расчетов по карточке РСБ по состоянию на дату снятия с учета организации по месту нахождения ликвидированного подразделения. Все документы, поступившие в налоговый орган (зарегистрированные в налоговом органе) после даты снятия плательщика с учета, не проводятся, а направляются в налоговый орган по новому месту учета.

Все расчеты по налогам после закрытия обособленного подразделения производятся только через налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика. Туда же следует подавать уточненные декларации, в случае обнаружения ошибок в декларациях за предыдущие отчетные (налоговые) периоды. Именно налоговый орган по месту нахождения организации принимает уточненные декларации, проводит камеральные проверки, а также принимает решение о зачете (возврате) авансовых платежей по ликвидированным подразделениям. Исключение - в случае, если организация имеет другие ОП, зарегистрированные в том же налоговом органе, в котором стояло на налоговом учете закрытое ОП.

В соответствии с п.2 ст.288 НК, уплата авансовых платежей производится налогоплательщиками по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений. Ликвидация ОП прекращает обязанность организации перечислять ежемесячные авансовые взносы в бюджет по месту нахождения ликвидируемого подразделения. Но, естественно, закрытие ОП никак не влияет на общую сумму подлежащих перечислению авансовых взносов. Если в периоде ликвидации ОП часть ежемесячных авансовых взносов по налогу на прибыль была уплачена в бюджет по месту нахождения ОП (в соответствии с поданной по итогам отчетного периода налоговой декларацией), то после принятия решения о ликвидации ОП, организация должна подать уточненные декларации по налогу за период, предшествующий месяцу ликвидации, как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения ликвидируемого ОП.

В уточненных декларациях по ликвидированному обособленному подразделению снимаются ежемесячные авансовые платежи, исчисленные на квартал, в котором произошла ликвидация обособленного подразделения, и одновременно увеличиваются эти платежи по организации без входящих в нее обособленных подразделений ( Письмо ДНТТП Минфина РФ от 10.08.06 № 03-03-04/1/624). Чтобы избежать подачи уточненных деклараций, целесообразно приурочить дату закрытия ОП к окончанию отчетного (налогового) периода.

Согласно п. 10.1 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (приложение 2 к приказу Минфина РФ от 05.05.08 № 54н), приложение № 5 к Листу 02 заполняется налогоплательщиком по организации без обособленных подразделений и по каждому обособленному подразделению, включая закрытые в текущем налоговом периоде. В Порядке заполнения не разъяснено, следует ли заполнять это приложение в случае, если в течение отчетного (налогового периода) было закрыто единственное обособленное подразделение. По нашему мнению, в этом случае заполнять приложение № 5 к листу 02 не следует. Поскольку обособленные подразделения на конец периода отсутствуют, организация представляет декларация только в налоговый орган по месту своего нахождения в обычном порядке и без упомянутого приложения.

Одно ОП закрыто, другие остались

Предположим, что организация в отчетном периоде осуществляла деятельность через несколько обособленных подразделений. В этом случае, не смотря на закрытие одного ОП, у организации остается обязанность представлять налоговые декларации, как по месту своего учета, так и по месту учета ОП (группы ОП). Рассмотрим особенности заполнения приложения № 5, установленные разделом X Порядка заполнения налоговой декларации.

Согласно п. 10.1 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, приложение № 5 к листу 02 заполняется налогоплательщиком по организации без обособленных подразделений и по каждому обособленному подразделению, включая закрытые в текущем налоговом периоде .

При закрытии обособленных подразделений (группы обособленных подразделений) в течение налогового периода в декларациях за последующие после закрытия отчетные периоды и текущий налоговый период по строке 031 указывается налоговая база в целом по организации без учета налоговой базы, приходящейся на закрытые обособленные подразделения . Разность между показателями строк 030 и 031 должна соответствовать сумме показателей по строкам 050 Приложений № 5 к листу 02 декларации с кодом "3" по реквизиту "Расчет составлен" по закрытым обособленным подразделениям

При этом (п.10.11 Порядка), при составлении приложений № 5 к листу 02 декларации с кодом "3" по реквизиту "Расчет составлен" по закрытому обособленному подразделению в декларациях за последующие отчетные периоды и текущий налоговый период по строке 040 указывается доля налоговой базы, а по строке 050 - налоговая база в размерах, исчисленных и отраженных в декларациях за отчетный период, предшествующий кварталу, в котором оно было закрыто . В приложениях № 5 к листу 02 декларации по указанным обособленным подразделениям строки 100, 120, 121 не заполняются , показатели остальных строк исчисляются в общеустановленном порядке.

Вначале рассмотрим предложенный порядок на примере, а потом проанализируем его.

Пример № 2. Предположим, что прибыль ООО Ромашка за 9 мес. 2008 г. составила 980 тыс. руб. Общество в отчетном периоде имело 2 обособленных подразделения, одно из них было ликвидировано в августе 2008 г., а второе на 01.10.08 продолжает свою деятельность. Будем считать, что подразделения были расположены в разных регионах и не образовывали группы.

Пусть доля подразделения № 2 в общей прибыли за период 9 мес. составляет 15%, а доля ликвидированного подразделения №1 за 6 мес. составила, например, 196 тыс. руб. В соответствии с "Порядком", для расчета суммы прибыли, приходящейся на подразделение № 2 следует из прибыли организации вычесть долю прибыли по ликвидированному ОП, а затем разность умножить на долю (среднеарифметическое удельных весов) подразделения №2. Т.е. оставшаяся налоговая база принимается за 100% и распределяется между организацией без обособленных подразделений и действующими обособленными подразделениями (см. также письмо ДНТТП Минфина РФ от 10.08.06 № 03-03-04/1/624, письмо ДНТТП Минфина РФ от 04.10.05 № 03-03-04/1/245). В итоге получаем расчетную долю прибыли подразделения № 2 - (980-196)х15% = 117.6 тыс. руб.

По нашему мнению, предложенный в разделе Х "Порядка" способ расчета неверен и прямо противоречит нормам ст.288 НК . Выше уже были процитированы нормы п.2 ст.288 НК, согласно которым доля прибыли, приходящаяся на обособленное подразделение, определяется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения. При этом доля рассчитывается от всей суммы прибыли налогоплательщика, а не от разницы между общей прибылью и прибылью, приходящейся на закрытое обособленное подразделение. К чему приводит это нарушение?

Предположим, что подразделение № 1 не ликвидировано и его доля в прибыли за период 9 мес. составляет 20% (или те же 196 тыс. руб.). В этом случае расчетная доля прибыли подразделения № 2 составит 980х15%=147 тыс. руб. Разница между начислениями составляет 29.4 тыс. руб.

По нашему мнению, долю прибыли ликвидированного ОП нужно вычитать только из доли головного подразделения, а доли прибыли действующих ОП следует рассчитывать, исходя из прибыли в целом по организации, как это и предусмотрено п.2 ст.288 НК. Следование указаниям "Порядка" и разъяснениям налоговых органов приводит занижению доли прибыли действующих обособленных подразделений и, следовательно, к занижению налоговых платежей в бюджеты по месту учета ОП.

Тем не менее, обращаем внимание, что упомянутый "Порядок заполнения налоговой декларации" - это нормативный документ, выполнение требований которого обязательно для всех налогоплательщиков. Обязательно даже в случае его несоответствия нормам Налогового кодекса.

Рассмотрим еще одну особенность заполнения декларации, введенную упомянутым "Порядком".

Так, согласно п.10.11 упомянутого Порядка, при снижении налоговой базы в целом по организации (строка 120 Листа 02) по сравнению с предыдущим отчетным периодом подлежит уменьшению ранее исчисленный налог на прибыль как в целом по организации, так и по обособленным подразделениям, включая закрытые обособленные подразделения. Строка 050 Приложения № 5 к Листу 02 Декларации по закрытому обособленному подразделению в данном случае определяется путем умножения показателя по строке 040 на показатель строки 030 .

Более подробно процедура описана, например, в письме ДНТТП Минфина РФ от 10.08.06 № 03-03-04/1/624:

В случае когда налоговая база в целом по организации нарастающим итогом с начала года снижается по сравнению с предыдущим отчетным периодом, в котором действовали ликвидированные впоследствии обособленные подразделения, подлежит уменьшению ранее исчисленный налог на прибыль как в целом по организации, так и по обособленным подразделениям, включая ликвидированные обособленные подразделения. Для этого организация сначала определяет налоговую базу по ликвидированным обособленным подразделениям исходя из размера долей, определенных за последний отчетный период, в котором они действовали. Например, за I квартал налоговая база организации составляла 1000 единиц, доля налоговой базы по ликвидированным в апреле обособленным подразделениям была определена в размере 20% и составляла 200 единиц. За I полугодие налоговая база по организации уменьшилась по сравнению с налоговой базой за I квартал и составила 300 единиц. По ликвидированным обособленным подразделениям она составит 60 единиц (20% от 300).

Далее налоговая база организации за I полугодие уменьшается на размер уточненной налоговой базы по ликвидированным подразделениям (300 - 60 = 240). Оставшаяся налоговая база (240 единиц) принимается за 100% и распределяется между организацией без обособленных подразделений и действующими обособленными подразделениями.

Если же организацией за I полугодие получен убыток, то вся начисленная за этот период сумма авансовых платежей налога на прибыль (включая ежемесячные авансовые платежи) подлежит уменьшению, в том числе и в доле, приходящейся на ликвидированное обособленное подразделение.

Пример № 3. Прибыль ООО Ромашка за период 6 мес.2008 г. составила 480 тыс. руб., из них доля головного подразделения - 60% (288 тыс. руб.), доля каждого из подразделений 1 и 2 - по 20 % (по 96 тыс. руб.). Для упрощения расчетов предположим, что Общество не уплачивает ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль, а рассчитывается с бюджетом поквартально. В этом случае в региональный бюджет по головному подразделению будет перечислено по итогам 6 мес. 2008 г. (по сроку 28.07.08) - 288х17.5% = 50.4 тыс. руб., в региональные бюджеты двух обособленных подразделений по 96х17.5% = 16.8 тыс. руб.

Пусть общая прибыль Общества за период 9 мес. 2008 г. составит 400 тыс. руб., т.е. в 3-м квартале Обществом получен чистый убыток 80 тыс. руб. При этом, как и в примере № 2, Общество в августе 2008 г. закрыло обособленное подразделение № 1, но осуществляет деятельность через головное подразделение и ОП № 2, при этом доля ОП № 2 за 9 мес. составила 20%. .

Если следовать указаниям "Порядка", то бухгалтер должен произвести следующие расчеты:

1. уменьшить долю прибыли закрытого ОП № 1. За период 9 мес. 2008 г. ее следует принять в сумме 400х20%=80 тыс.руб.

3. рассчитать долю прибыли головного подразделения - 320х80%=256 тыс. руб. и долю ОП № 2 - 320х20%=64 тыс. руб. Соответственно начисленный налог в региональные бюджеты составит по ОП № 2 - 64х17.5% = 11.2 тыс. руб., по головному подразделению - 256х17.5%=44.8 тыс. руб.

По декларации за 9 мес. по головному подразделению в итоге получим налог к уменьшению из бюджета в сумме 50.4 - 44.8 = 5.6 тыс. руб. Сумма налога к уменьшению по ОП № 2 составит 16.8-11.2=5.6 тыс. руб. Всего по двум декларациям (и двум региональным бюджетам) сумма налога к уменьшению составит 11.2 тыс. руб.

По нашему мнению, это еще одна неверная процедура.

Сумма налога к уменьшению по всей организации должна составлять сумму убытка, умноженную на ставку регионального налога, т.е. 80х17.5%=14 тыс. руб. Т.е. очевидно, что сальдо расчетов с бюджетами грубо искажено.

Пересчитаем долю прибыли ОП № 2, исходя из общей суммы прибыли Общества за 9 мес.2008 г. - 400х20%=80 тыс. руб. Сумма начисленного налога - 14 тыс. руб., налог к уменьшению - 2.8 тыс. руб.

Поскольку все расчеты с бюджетом по ликвидированному подразделению переданы в налоговый орган по месту нахождения головного подразделения, в декларации по головному подразделению должны быть учтены и суммы, начисленные (и перечисленные) в бюджет по месту нахождения закрытого ОП. Если применить изложенный подход, то получим следующие цифры: начислено налога за предыдущие налоговые периоды - 67.2 тыс. руб. Доля прибыли головного подразделения - 400х80%=320 тыс. руб., начислен налог на 9 мес. - 320х17.5%= 56 тыс. руб., сумма налога к уменьшению (сальдо расчетов с региональным бюджетом) - 67.2 - 56= 11.2 тыс. руб. В итоге получаем точное значение сальдо расчетов с бюджетом - 14 тыс. руб.

При наличии от одного и более обособленных подразделений, организация обязана сдать Декларацию по налогу на прибыль:

Рабочая пошаговая инструкция

Заполнение декларации по налогу на прибыль регламентировано в Приложении N 2 к . Однако, при заполнении строго того или иного раздела согласно инструкции ФНС, получаем уравнение с несколькими неизвестными: контрольные соотношения ссылаются зачастую друг на друга из одного раздел в другой к тому же.

Поэтому размещаю всем в помощь волшебную инструкцию методом личного ловкого подхода к законодательству РФ в целях оперативного и безбоязненного заполнения налоговых деклараций по налогу на прибыль с обособленными подразделениями:

Заполнение раздела декларации

1. Титульный лист
2. Лист 02 (по строку 200 включительно) с приложениями 1-4
3. Приложение 5 к Листу 02 строки (данные налогового учета организации):
4. Лист 02 строки:
5. Приложение 5 к Листу 02 строки:
6. Лист 02 строки:
7. Подраздел 1.2.
8. Лист 02 строки:

1. Расшифровка заполнения значений строк:

Код строки:

Значение по формуле согласно инструкции ФНС:
Раздел 1.

Подраздел 1.1.

=Лист 02 строка 270
=Лист 02 Строка 280
=Приложение 5 к Листу 02 строка 100
=Приложение 5 к Листу 02 строка 110
Раздел 1.

Подраздел 1.2.

с кодом 21

=Лист 02 Строка 300 / 3
=Лист 02 Строка 300 / 3
=Лист 02 Строка 300 / 3
=Приложение 5 к Листу 02 Строка 120 / 3
=Приложение 5 к Листу 02 Строка 120 / 3
Раздел 1.

Подраздел 1.2.

с кодом 24

=Лист 02 Строка 300 / 3
=Лист 02 Строка 300 / 3
=Лист 02 Строка 300 / 3
=Приложение 5 к Листу 02 Строка 120 / 3
=Приложение 5 к Листу 02 Строка 120 / 3
=Приложение 5 к Листу 02 Строка 120 / 3
Лист 02
=Сумма строк 070 всех приложений 5 к Листу 02
=Строка 220+строка 230
=(Лист02 строка190- Лист02 строка250 + Лист 02 строка300) за 6 месяцев отчетного периода
=(Лист02 строка200 - Лист02 строка260 + Лист 02 строка310) за 6 месяцев отчетного периода
= Строка 190-Строка220-Строка250
= Строка 200-Строка230-Строка260
= Строка 220+ Строка250-Строка190
= Строка 230+ Строка260-Строка200
= строка 300+ строка 310;

= (строка 180-строка 180 за 6 месяцев отчетного периода)

= (строка 190-строка 190 за 6 месяцев отчетного периода)
= Сумма строк 120 Приложений 5 к Листу 02

= (строка 200-строка 200 за 6 месяцев отчетного периода)

= строка 290

Строка 330+строка 340

= строка 300
=Сумма строк 121 Приложений 5 к листу 02
Приложение 5 к Листу 02 По данным налогового учета за 9 месяцев 2016года
=Строка 070-Строка 090 + Строка 120 за 6 месяцев отчетного периода
= Строка 070 - Строка 080 - Строка 090
= Строка 080+ Строка 090 - Строка 070
= Строка 310хСтрока 040/100

Все данные в таблицах представлены в логической структуре на основании "О контрольных соотношениях показателей налоговой декларации по налогу на прибыль организаций".

Еще материалы про отчетность за 9 месяцев 2016 года

  • Декларация по налогу на прибыль при наличии обособленных подразделений:
  • Как правильно заполнить
  • Как правильно заполнить н ?
  • Как правильно заполнить ?
  • Таблица, в которой прописаны .

Форма (электронный формат) декларации по налогу на прибыль, а также Порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС России от 26 ноября 2014 г. № ММВ-7-3/600.

Куда подавать декларации

Если организация имеет обособленные подразделения (филиалы), то декларацию по налогу на прибыль нужно подать как по местонахождению головного отделения, так и по местонахождению каждого обособленного подразделения. Такие требования установлены пунктом 1 статьи 289 Налогового кодекса РФ.

Исключения из этого правила составляют:

  • обособленные подразделения крупнейших налогоплательщиков . По ним декларацию подавайте в ту налоговую инспекцию, в которой организация зарегистрирована как крупнейший налогоплательщик (абз. 3 п. 1 ст. 289 НК РФ);
  • обособленные подразделения за пределами России. По ним декларацию подавайте в головное отделение организации (п. 4 ст. 311 НК РФ).

Если в одном субъекте РФ у организации открыто несколько обособленных подразделений, то платить налог на прибыль в региональный бюджет можно централизованно:

  • либо через головное отделение организации, если оно расположено в том же регионе;
  • либо через любое подразделение, которое будет ответственным.

Если в течение года ответственное обособленное подразделение закрывается (ликвидируется), это не значит, что платить налог в бюджет данного региона не нужно. Выберите новое ответственное подразделение и продолжайте платить налог.

Такой порядок предусмотрен абзацем 2 пункта 2 статьи 288 Налогового кодекса РФ и разъяснен в письмах Минфина России от 18 февраля 2016 г. № 03-03-06/1/9188, ФНС России от 18 ноября 2011 г. № ЕД-4-3/19308, от 30 декабря 2008 г. № ШС-6-3/986.

Подробнее об этом см. Как платить налог на прибыль, если у организации есть обособленные подразделения .

Если организация применяет централизованный порядок уплаты, налоговую декларацию по группе обособленных подразделений сдавайте по местонахождению подразделения (головного отделения), через которое организация платит налог на прибыль в региональный бюджет. Сдавать декларации по местонахождению обособленных подразделений, через которые не происходит уплата налога, не нужно (письма Минфина России от 18 февраля 2016 г. № 03-03-06/1/9188, ФНС России от 30 июня 2006 г. № ГВ-6-02/664).

Если среднесписочная численность сотрудников организации за прошлый год превышает 100 человек, декларации по налогу на прибыль нужно подавать в электронном виде как по местонахождению головного отделения, так и по местонахождению обособленных подразделений (письмо Минфина России от 9 августа 2011 г. № 03-03-06/1/464).

Ситуация: какая налоговая инспекция может оштрафовать организацию за несвоевременную подачу налоговой декларации по налогу на прибыль по местонахождению обособленного подразделения?

Та инспекция, куда организация представляет декларацию по обособленным подразделениям.

Непредставление (несвоевременное представление) налоговой декларации является правонарушением, за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность .

Если организация не является крупнейшим налогоплательщиком и имеет обособленные подразделения, то декларацию по налогу на прибыль она подает как по местонахождению головного отделения, так и по местонахождению каждого обособленного подразделения. Такие требования установлены пунктом 1 статьи 289 Налогового кодекса РФ. Соответственно, к налоговой ответственности за несвоевременную сдачу декларации по обособленному подразделению организация будет привлечена той инспекцией, в которой состоит на учете это подразделение.

Если же организация – крупнейший налогоплательщик, то декларацию по обособленным подразделениям она представляет в ту налоговую инспекцию, в которой зарегистрирована в качестве крупнейшего налогоплательщика (абз. 3 п. 1 ст. 289 НК РФ). Значит, именно эта инспекция и будет штрафовать ее в случае несвоевременной сдачи декларации.

Состав отчетности

В состав декларации, которая подается по местонахождению головного отделения, включите все необходимые листы , а также приложения 5 к листу 02, заполненные как в целом по организации, так и по всем обособленным подразделениям (группам подразделений), через которые уплачивается налог (п. 1.4 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 26 ноября 2014 г. № ММВ-7-3/600).

Ситуация: нужно ли включать в декларацию по налогу на прибыль приложение 5 к листу 02? Организация и все ее обособленные подразделения находятся в одном субъекте РФ. Налог в региональный бюджет перечисляется через головное отделение.

Нет, не нужно.

Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, должны подавать в налоговые инспекции по месту своего нахождения налоговую декларацию в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям (п. 5 ст. 289 НК РФ). При этом часть налога, которая направляется в федеральный бюджет, нужно полностью перечислить по местонахождению головного отделения организации (п. 1 ст. 288 НК РФ). А часть налога, которая направляется в региональные бюджеты, необходимо распределить между головным отделением организации и ее обособленными подразделениями (п. 2 ст. 288 НК РФ).

Помимо листов декларации, которые являются общими для всех организаций, организации, в состав которых входят обособленные подразделения, должны представлять приложение 5 к листу 02. В этом приложении отражается распределение налоговой базы между головным отделением организации и ее обособленными подразделениями.

Если обособленные подразделения находятся на территории одного и того же субъекта РФ, а организация платит региональную часть налога централизованно (через ответственное обособленное подразделение), то приложение 5 к листу 02 заполняется по группе обособленных подразделений. В этом случае в поле «Расчет составлен» (строка 002) приложения 5 указывается код 4.

Из буквального толкования положений пункта 10.1 и абзаца 4 пункта 10.11 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 26 ноября 2014 г. № ММВ-7-3/600, следует, что приложение 5 к листу 02 подается по местонахождению головного отделения организации даже в том случае, если все обособленные подразделения находятся в одном регионе, а головное отделение выполняет функции ответственного подразделения. Однако на практике исполнение этого требования влечет за собой дублирование информации о налоговой базе и сумме налога. Поэтому в рассматриваемой ситуации ФНС России позволяет отступать от общего правила. Таким образом, если все обособленные подразделения организации расположены в одном субъекте РФ, а вся сумма налога на прибыль перечисляется в бюджет через ее головное отделение, в состав налоговой декларации можно не включать приложение 5 к листу 02. Об этом сказано в письме ФНС России от 26 января 2011 г. № КЕ-4-3/935.

В состав декларации, которая подается по местонахождению обособленного подразделения, включите титульный лист, подразделы 1.1 и 1.2 (если организация перечисляет ежемесячные авансовые платежи), а также приложение 5 к листу 02, заполненное по обособленному подразделению (п. 1.4 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 26 ноября 2014 г. № ММВ-7-3/600).

Заполнение декларации

В подразделах 1.1 и 1.2 декларации, которая подается по местонахождению головного отделения организации, укажите суммы налога, подлежащие уплате в региональный бюджет без учета платежей по обособленным подразделениям.

В подразделах 1.1 и 1.2 декларации, которая подается по местонахождению обособленного подразделения, укажите суммы налога, подлежащие уплате в региональный бюджет исходя из доли прибыли этого подразделения (группы подразделений при централизованной уплате налога).

Об этом сказано в пункте 4.1 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 26 ноября 2014 г. № ММВ-7-3/600.

В приложении 5 к листу 02, которое подается по местонахождению головного отделения организации, укажите код 1. Это означает, что в приложении не отражены данные по обособленным подразделениям.

В приложении 5 к листу 02, которое подается по местонахождению обособленного подразделения, укажите код 2 (если расчет сделан по одному подразделению) или код 4 (если расчет сделан по группе подразделений, расположенных в одном регионе).

Налоговая база по строке 030 должна быть равна показателю по строке 120 листа 02 декларации.

По строке 040 укажите в процентах долю налоговой базы, приходящуюся на обособленное подразделение.

Показатель для строки 050 рассчитывается так:

В строке 060 укажите ставку налога на прибыль в региональный бюджет.

Сумма строк 070 всех приложений 5 к листу 02 должна быть равна показателю по строке 200 листа 02 декларации.

По строке 080 отразите сумму авансовых платежей, начисленных в региональный бюджет в течение налогового периода. Сумма строк 080 всех приложений 5 к листу 02 должны быть равна сумме по строке 230 листа 02 декларации.

Строку 090 заполняйте, если организация платила налог за рубежом и засчитывает его в счет российского налога на прибыль. Во-первых, нужно рассчитать, какая часть налога относится к региональной:

Затем определите, какая часть уплаченного за рубежом налога относится к обособленному подразделению. Сделать это нужно исходя из доли налоговой базы, указанной по строке 040.

Итого определить показатель для строки 090 следует так:

На зачтенную сумму уменьшайте налог, отраженный по строке 070.

В строке 100 отразите разницу между строкой 070 и строками 080 и 090:

Если результат получился нулевым, по строке 100 проставьте прочерки.

Если же разница получилась отрицательной, полученную сумму укажите не по строке 100, а по строке 110 со знаком плюс. Это будет сумма налога к уменьшению. При этом сравните суммы по строкам 070 и 090. В зачет можно принять только сумму налога, уплаченную за пределами РФ и отраженную по строке 090, которая не превышает сумму по строке 070.

Строки 120 и 121 заполняйте, если организация платит авансовые платежи исходя из прибыли за предыдущий квартал. В строке 120 отразите сумму авансового платежа исходя из доли налоговой базы обособленного подразделения:

Строку 121 – ежемесячные авансовые платежи на I квартал следующего налогового периода – заполняйте в декларации за девять месяцев налогового периода. По строке нужно отразить ту же сумму, что указана по строке 120.

Такой порядок следует из пунктов 10.1–10.8 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 26 ноября 2014 г. № ММВ-7-3/600.

Пример оформления декларации по налогу на прибыль организацией, имеющей несколько обособленных подразделений. Организация централизованно платит налог по группе обособленных подразделений, расположенных в одном субъекте РФ

ООО «Альфа» расположено в г. Москве (код ОКТМО – 45315000). Организация имеет три обособленных подразделения, два из них находятся в Московской области:

  • в г. Балашихе (код ОКТМО – 46704000001);
  • в г. Мытищи (код ОКТМО – 46634101001).

Третье обособленное подразделение находится в г. Владимире (код ОКТМО – 17701000001).

В бюджет Московской области «Альфа» платит налог на прибыль централизованно, через обособленное подразделение, расположенное в Мытищах.

Организация перечисляет ежемесячные авансовые платежи исходя из фактической прибыли, и отчитывается по налогу на прибыль ежемесячно. Операций, результаты которых отражаются в приложениях и к листу 02, а также в листах 03–05 налоговой декларации, «Альфа» не проводит.

За январь–март 2015 года общая сумма прибыли, полученная организацией, составила 1 000 000 руб., в том числе по обособленным подразделениям:

  • в Московской области – 200 000 руб.;
  • в г. Владимире – 100 000 руб.

За этот же период общая сумма налога на прибыль, начисленного «Альфой», составила 200 000 руб., в том числе в федеральный бюджет – 20 000 руб. (1 000 000 руб. × 2%).

Сумма налога на прибыль, начисленная в бюджет Московской области, равна:
200 000 руб. × 18% = 36 000 руб.

Сумма налога на прибыль, начисленная в бюджет Владимирской области, равна:
100 000 руб. × 18% = 18 000 руб.

Сумма налога на прибыль, начисленная в бюджет г. Москвы, равна:
(1 000 000 руб. – 200 000 руб. – 100 000 руб.) × 18% = 126 000 руб.

За январь–февраль «Альфой» были начислены авансовые платежи по налогу на прибыль в следующих размерах:

– в федеральный бюджет – 15 000 руб.;
– в бюджет г. Москвы – 118 000 руб.;
– в бюджет Московской области – 28 000 руб.;
– в бюджет Владимирской области – 15 000 руб.

Суммы налога к доплате за январь–март 2016 года составляют:

– в федеральный бюджет – 5000 руб. (20 000 руб. – 15 000 руб.);
– в бюджет г. Москвы – 8000 руб. (126 000 руб. – 118 000 руб.);
– в бюджет Московской области – 8000 руб. (36 000 руб. – 28 000 руб.);
– в бюджет Владимирской области – 3000 руб. (18 000 руб. – 15 000 руб.).

В налоговую инспекцию по местонахождению головного отделения организации «Альфа» представила декларацию , состоящую из следующих разделов:

  • титульного листа;

– код ОКТМО (строка 010) – 45315000 (в трех ячейках, оставшихся пустыми, проставлены прочерки);
– КБК налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет (строка 030), – 18210101011011000110;
– сумма налога к доплате в федеральный бюджет (строка 040) – 5000 руб.;
– КБК налога на прибыль, зачисляемого в бюджет г. Москвы (строка 060), – 18210101012021000110;
– сумма налога к доплате в бюджет г. Москвы (строка 070) – 8000 руб.

  • листа 02, с указанием общих расчетов по всей организации;
  • приложения 1 к листу 02; (см. приложение 1 к листу 02 декларации по налогу на прибыль)
  • приложения 2 к листу 02;
  • приложений 5 к листу 02, составленных:

– по головному отделению организации (бухгалтер указал код 1);
– по группе обособленных подразделений, расположенных в Московской области (по строке 002 этого приложения бухгалтер указал код 4);
– по обособленному подразделению, расположенному в г. Владимире (по строке 002 этого приложения бухгалтер указал код 2).

В налоговую инспекцию г. Мытищи «Альфа» представила декларацию, состоящую из следующих разделов:

  • титульного листа;
  • подраздела 1.1 раздела 1, где отражены следующие данные:

– код ОКТМО (строка 010) – 46634101001;
– КБК налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта РФ (строка 060), – 18210101012021000110;
– сумма налога к доплате в бюджет Московской области (строка 070) – 8000 руб.;

  • приложения 5 к листу 02, составленного по группе обособленных подразделений (бухгалтер указал код 4).

В налоговую инспекцию г. Владимира «Альфа» представила декларацию, состоящую из следующих разделов:

  • титульного листа;
  • подраздела 1.1 раздела 1, где отражены следующие данные:

– код ОКТМО (строка 010) – 17701000001;
– КБК налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта РФ (строка 060), –18210101012021000110;
– сумма налога к доплате в бюджет Владимирской области (строка 070) – 3000 руб.;

  • приложения 5 к листу 02 составленного по одному обособленному подразделению, поэтому бухгалтер указал код 2.

В налоговую инспекцию г. Балашихи декларацию по налогу на прибыль «Альфа» не представляет.

Уточненные декларации

Подробный порядок представления уточненных деклараций в случае ликвидации одного из обособленных подразделений организации представлен в таблице .

Ситуация: куда подать уточненную декларацию по налогу на прибыль по ликвидированному обособленному подразделению? На момент составления декларации организация перечисляет налог централизованно, через другое подразделение, расположенное в том же регионе.

Уточненную декларацию подавайте в налоговую инспекцию по местонахождению подразделения, через которое организация платит налог в региональный бюджет. Если же организация рассчитывается с региональным бюджетом через головное отделение, расположенное в том же субъекте РФ, то уточненную декларацию подавайте в налоговую инспекцию по местонахождению головного отделения организации.

В уточненной декларации укажите те же коды ОКТМО (ОКАТО) и КПП, которые были указаны в первичной декларации по ликвидированному обособленному подразделению. Об этом сказано в письмах ФНС России от 18 ноября 2011 г. № ЕД-4-3/19308, от 30 июня 2006 г. № ГВ-6-02/664.

Порядок подачи уточненных деклараций по налогу на прибыль по действующим и ликвидированным обособленным подразделениям до (после) перехода на централизованную уплату налога приведен в таблице .

Ситуация: какой номер корректировки указать в уточненной декларации по налогу на прибыль по закрытому обособленному подразделению?

Укажите номер, соответствующий количеству уточненных деклараций, поданных по закрытому обособленному подразделению.

Уточненную декларацию по налогу на прибыль закрытого обособленного подразделения нужно сдавать по местонахождению головного отделения или ответственного подразделения организации . Несмотря на это, в декларации следует указывать данные, которые относятся непосредственно к закрытому подразделению. Это следует из положений пункта 2.8 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 26 ноября 2014 г. № ММВ-7-3/600. Таким образом, номер корректировки нужно указывать исходя из количества уточненных деклараций, поданных именно по закрытому обособленному подразделению, а не по всей организации в целом. Например, если по закрытому обособленному подразделению подается первая уточненная декларация, а по головному отделению было подано три уточненные декларации, в поле «Номер корректировки» поставьте цифру 1, а не 4.

Ситуация: нужно ли сдавать «нулевые» декларации по налогу на прибыль по местонахождению головного отделения? Организация ведет только деятельность на ЕНВД через обособленное подразделение в другом регионе .

Нет, не нужно.

По месту ведения деятельности, облагаемой ЕНВД, организация должна ежеквартально сдавать декларации по этому налогу (ст. 346.30, п. 3 ст. 346.32 НК РФ). При расчете налога на прибыль организации, применяющие ЕНВД, не учитывают доходы и расходы, возникающие в рамках деятельности, которая переведена на специальный налоговый режим (п. 10 ст. 274 НК РФ). Если организация не ведет никакой другой деятельности, то она освобождается от уплаты налога на прибыль (п. 4 ст. 346.26 НК РФ).

«Нулевые» декларации по налогу на прибыль в рассматриваемой ситуации подавать не нужно (п. 2 ст. 80 НК РФ, письма Минфина России от 31 августа 2011 г. № 03-11-06/3/96, УФНС России по г. Москве от 31 марта 2009 г. № 16-15/030023). В налоговую инспекцию по местонахождению головного отделения сдайте только бухгалтерскую отчетность. Помимо этого следует письменно уведомлять налоговую инспекцию о том, что за отчетный (налоговый) период организация не вела никакой деятельности, кроме облагаемой ЕНВД. Налоговая инспекция может затребовать от организации пояснения о структуре доходов, отраженных в бухгалтерской отчетности. Поэтому данную информацию лучше сразу указать в Пояснительной записке к балансу. Аналогичные разъяснения дают представители налогового ведомства (см., например, письма УФНС России по г. Москве от 14 июля 2008 г. № 18-11/066220, от 28 августа 2007 г. № 20-12/081757).

Подробнее о порядке составления налоговой декларации см. Как заполнить декларацию по налогу на прибыль .

Особенности отражения торгового сбора

Форма, электронный формат декларации по налогу на прибыль, а также Порядок ее заполнения, утвержденные приказом ФНС России от 26 ноября 2014 г. № ММВ-7-3/600, не предусматривают возможность отражения уплаченного торгового сбора. До внесения изменений в эти документы налоговая служба рекомендует поступать следующим образом.

Приложение 5 к листу 02

Сумму уплаченного торгового сбора укажите по строке 090 приложения 5 к листу 02 (с кодами 1, 2, 3, 4 по реквизиту «Расчет составлен (код)»). Сделайте это так же, как и при отражении суммы налога, уплаченного (удержанного) за границей, которая засчитывается в счет уплаты налога в региональный бюджет. При этом сумма отраженного в декларации торгового сбора и налога, уплаченного за границей, не может превышать сумму налога (авансового платежа), который подлежит зачислению в региональный бюджет (строка 070 приложения 5 к листу 02). То есть

Лист 02

Сумму уплаченного торгового сбора отразите по строкам 240 и 260 листа 02 декларации. При этом сумма отраженного в декларации торгового сбора и налога, уплаченного за границей, не может превышать сумму налога (авансового платежа), который подлежит зачислению в региональный бюджет (строка 200 листа 02). То есть

Кроме того, при заполнении строки 230 листа 02 уменьшите сумму начисленных авансовых платежей на сумму торгового сбора, отраженного в налоговой декларации за предыдущий отчетный период. То есть

Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 12 августа 2015 г. № ГД-4-3/14174. В приложениях 1 и 2 к этому письму приведены примеры отражения торгового сбора в декларациях по налогу на прибыль.

Обособленные подразделения в Крыму и Севастополе

С 1 января 2015 г. организации Республики Крым и города Севастополя отчитываются по налогу на прибыль в том же порядке, что и все остальные российские организации.

Когда ваша организация открывает обособленное подразделение (далее - ОП) в другом регионе, то, как правило, вы уже знаете, что рассчитывать и уплачивать налог на прибыль вам нужно будет исходя из доли прибыли, приходящейся отдельно на организацию и отдельно на подразделение. Но при заполнении декларации по налогу на прибыль за тот отчетный период, в котором создано ОП, у всех постоянно возникают сложности с отражением:
- авансовых платежей в бюджет субъекта РФ за отчетный период;
- ежемесячных авансовых платежей на следующий квартал.
О заполнении этих показателей мы и поговорим.

Общие правила представления декларации

Как известно, по окончании каждого квартала (или месяца, если ваша организация перешла на уплату ежемесячных платежей исходя из фактически полученной прибыли) и года надо представить в налоговый орган:
- по месту нахождения организации (с распределением прибыли по ОП);
- по месту нахождения каждого ОП.
При этом по месту нахождения ОП декларацию нужно представлять с того отчетного периода, к которому относится дата его постановки на учет.

Состав декларации

В налоговый орган по месту нахождения организации вы должны представить декларацию в обычном составе, дополнительно включив в нее Приложение N 5 "Расчет распределения авансовых платежей и налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации организацией, имеющей обособленные подразделения" к листу 02. Это Приложение будет заполнено по показателям организации без учета показателей по ОП (далее будем называть организацию без ее обособленных подразделений головным подразделением - ГП).
А декларация, представляемая в налоговый орган по месту нахождения ОП, должна состоять:
- из титульного листа (лист 01);
- подраздела 1.1 разд. 1;
- подраздела 1.2 разд. 1 (при уплате ежемесячных авансовых платежей);
- Приложения N 5 к листу 02.
Показатели некоторых строк в Приложениях N 5 к листу 02 заполняются расчетным путем через показатели строк листа 02. Так что начнем мы с заполнения листа 02. И не забывайте, что рассказывать мы будем о составлении отчетности исключительно за тот отчетный период, в котором ОП поставлено на учет, поскольку именно в этом случае будут некоторые особенности по сравнению с составлением отчетности за следующие отчетные периоды.

Заполняем лист 02

Этот лист заполняется в целом по организации <6>. Поэтому нужно учесть, что:
- по строкам 140, 160 и 170, в которых указываются ставки налога, ставятся прочерки;
- сумму налога, начисленного к уплате в бюджеты субъектов РФ по итогам отчетного периода (строка 200 листа 02), невозможно посчитать по приведенной в декларации формуле, если ставки налога в регионах, где находятся ГП и ОП, различаются (например, в субъекте РФ, где находится ГП, ставка налога 13,5%, а в субъекте РФ, где открыто ОП, - 18%). В таком случае нужно рассчитать отдельно суммы налога, подлежащие уплате в бюджет субъекта РФ в одном регионе и в другом, и просуммировать их. Только тогда сумма по строке 200 совпадет с суммой показателей по строкам 070 всех Приложений N 5 к листу 02;
- по строке 230 указывается сумма начисленных авансовых платежей за предыдущий отчетный период:
Строка 230 листа 02 декларации за текущий отчетный период = Строка 200 листа 02 декларации за предыдущий отчетный период + Строка 310 листа 02 декларации за предыдущий отчетный период

Она должна равняться сумме строк 080 всех Приложений N 5 к листу 02.

Еще раз напомним, что лист 02 заполняется в целом по организации. Обособленные подразделения заполнять его не должны.

Заполняем Приложения N 5 к листу 02

Приложения N 5 к листу 02 заполняются по организации без обособленных подразделений и по каждому ОП (или всем ОП на территории одного субъекта РФ). Поэтому количество этих Приложений зависит от количества подразделений, включая непосредственно ГП.
При этом уделяем особое внимание следующим показателям:
- по строке 080 отражается сумма начисленных авансовых платежей в бюджет субъекта РФ за предыдущий отчетный период. При заполнении Приложения N 5 по ГП в эту строку нужно перенести показатель строки 230 листа 02 декларации за текущий отчетный период. А вот в Приложении N 5 по ОП вы поставите по этой строке прочерк, поскольку ОП только создано и по нему еще не было начислений авансовых платежей.
Только при таком заполнении сумма строк 080 всех Приложений N 5 к листу 02 будет равна строке 230 листа 02;
- по строке 120 показываются ежемесячные авансовые платежи в квартале, следующем за отчетным периодом. Данные по этим строкам - как по ГП, так и по ОП - заносятся после заполнения строки 310 листа 02. Поскольку только зная сумму ежемесячного авансового платежа в целом по организации, ее можно распределить между ГП и ОП исходя из долей налоговой базы, указанных в строке 040 Приложений N 5 к листу 02. Имейте в виду, при таком распределении не учитываются ставки налога на прибыль в бюджет субъекта РФ. Поэтому если ставки разные (например, у ГП - 13,5%, а у ОП - 18%), то получится, что одно из подразделений авансовые платежи в течение этого квартала будет платить в большем размере, чем оно могло бы заплатить с учетом ставки налога.

Мы уже рассчитали сумму ежемесячного авансового платежа в целом по организации на III квартал 2010 г. (строка 310 листа 02). Ее надо распределить между ГП и ОП исходя из долей налоговой базы за полугодие 2010 г., равных 65% и 35% соответственно (строки 040 Приложений N 5 к листу 02). После этого распределенные авансовые платежи нужно отразить по строкам 120 Приложений N 5 к листу 02:
- по ГП - в размере 39 122 руб. (60 188 руб. x 65%);
- по ОП - в размере 21 066 руб. (60 188 руб. x 35%).

Заполняем подраздел 1.2 раздела 1

Подраздел 1.2 разд. 1 в рассматриваемой ситуации заполняется отдельно:
- в целом по организации. В нем отражаются суммы ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате только в федеральный бюджет. То есть заполняются строки 120 - 140, которые определяются как 1/3 суммы, указанной по строке 300 листа 02;
- по ГП. В нем указываются только суммы ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет субъекта РФ по месту нахождения ГП;
- по ОП. Здесь вы укажете только суммы ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет субъекта РФ по месту нахождения ОП.
При этом если сумма авансового платежа, подлежащего уплате в следующем квартале, не делится на 3 без остатка, то округлять суммы по строкам 120 - 140 и 220 - 240 надо не по правилам арифметики, а в особом порядке. Остаток от деления на 3 нужно прибавить к платежу по последнему (третьему) сроку.

Конечно, правильно заполнить "прибыльную" декларацию - это еще полдела. Ведь ответственности за неправильное заполнение отчетности не предусмотрено. Важно еще правильно перечислить налог на прибыль, подлежащий уплате в бюджет каждого субъекта РФ. То есть указать в платежных поручениях верные реквизиты получателя, КБК и ОКАТО.