Вое́нные представи́тельства (ВП) , иногда Представи́тельства зака́зчика (ПЗ) - воинские подразделения при военных ведомствах нескольких государств мира обладающих собственной оборонной промышленностью, создаваемые для контроля качества и приёмки военной продукции на предприятиях , в организациях и учреждениях независимо от ведомственной подчинённости и форм собственности, осуществляющих в интересах обороны стран разработку, испытания, производство, поставку и утилизацию продукции военного назначения, как непосредственно, так и в порядке кооперации.

Под военной продукцией понимается вооружение, военная техника, военно-техническое и иное имущество, научно-техническая и иная продукция и документация, а также работы, выполняемые в интересах обороны.

В России

Система военных представительств в Российской Федерации состоит из самих военных представительств (ВП МО РФ) и органов их контроля, таких как: Управление военных представительств (УВП МО РФ) и служб уполномоченного по качеству вооружения и военной техники (СУ по КВВТ УВП МО РФ).

Деятельность военных представительств и органов их контроля регламентируется Положением о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, другими актами законодательства Российской Федерации, воинскими уставами, приказами и директивами Министра обороны Российской Федерации. Руководство деятельностью ВП МО РФ осуществляется Минобороны России через его заказывающие управления.

ВП МО РФ и органы их контроля входят в состав Вооруженных Сил Российской Федерации , как вид учреждения имеют действительные наименования, печать с изображением эмблемы Вооружённых Сил Российской Федерации , бланки и штампы. Комплектование штатных должностей ВП МО РФ военнослужащими и гражданским персоналом Вооружённых Сил Российской Федерации осуществляется в соответствии с их организационно-штатной структурой.

В случаях, когда в организациях не создаются ВП МО РФ, Минобороны России направляет в них своих представителей, которые осуществляют контроль качества и приемку военной продукции, а также контроль мобилизационной подготовки этих организаций. На указанных представителей распространяются все права и обязанности, предусмотренные Положением о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, в части выполнения порученных им работ.

ВП МО РФ вправе контролировать качество военной продукции и её соответствие технической документации на любом этапе разработки и производства этой продукции. Номенклатура военной продукции, подлежащей контролю качества и приемке, ежегодно устанавливается Департаментом Министерства обороны Российской Федерации по обеспечению государственного оборонного заказа и доводится до руководителей организаций и ВП МО РФ. ВП МО РФ на основании утверждённой номенклатуры определяют перечни изделий, сборочных единиц и операций технологического процесса , подлежащих обязательному контролю качества и приемке, которые доводятся до руководителей организаций и могут уточняться ВП МО РФ в зависимости от результатов эксплуатации и контроля качества военной продукции.

ВП МО РФ принимают участие в планировании мероприятий по защите государственной тайны при разработке, испытаниях, производстве и поставке военной продукции. Руководители ВП МО РФ включаются в состав постоянно действующих в организациях технических комиссий по защите государственной тайны.

ВП МО РФ может выполнять функции независимой инспекции в вопросах, напрямую не связанных с выполнением заказов Минобороны России. В этом случае Министерство обороны получает 1 % от общей стоимости контракта.

ВП МО РФ также контролирует работу по мобилизационному планированию ведущуюся на предприятиях.

Учебные заведения

  • Отдел УВП МО РФ учебного военного центра при МАИ - основан приказом ректора № 509 от 17 ноября 2009 года в городе Москве ;
  • действуют курсы переподготовки и повышения квалификации офицерского состава военных представительств при Военном университете Министерства обороны Российской Федерации ;
  • Учебный Военный Центр при Балтийском Государственном Техническом Университете имени Маршала Советского Союза Д. Ф. Устинова (город Санкт-Петербург). Выпускники - военные представители по ВУС 710100 «Экономика и организация производства и ремонта вооружения, военной, специальной техники и имущества»;
  • Учебный военный центр при Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете - осуществляет обучение студентов по ВУС 710100 «Экономика и организация производства и ремонта вооружения, военной, специальной техники и имущества».

В США

Система военного контроля качества вооружения в США включает в себя достаточно обширную структуру насчитывающую в своём штатном составе порядка 160 тысяч должностей военнослужащих и гражданского персонала, при том количество гражданского персонала в шесть раз превышает число военных .

В Министерстве обороны США (МО США) нет должностей, однозначно соответствующих статусу военного представителя. Головным ведомством Пентагона , отвечающим за обеспечение качества вооружения и военной техники (ВВТ), является Агентство управления оборонными контрактами (DCMA) . Это агентство тесно взаимодействует с управлениями руководителей программ приобретения МО и министерств видов ВС (аналоги военных представительств) , непосредственно занимающихся обеспечением качества ВВТ на местах, число которых измеряется не одной сотней единиц.

В начале 1960-х годов Министерство обороны США провело оценку системы управления контрактами и приняло меры по её модернизации. Было установлено, что структуры Пентагона, осуществлявшие управление контрактами, дублировали функции друг друга и были децентрализованы. Поэтому было принято решение о передаче основной части административных функций Управлению тыла МО, к которому постепенно стала переходить вся ответственность в этой сфере.

Однако соответствующие службы видов ВС продолжали управлять крупными программами приобретения ВВТ, включая обеспечение и контроль качества вооружений. В соответствии с нормами МО к крупным программам закупок вооружений относятся такие программы, ежегодные расходы по которым на собственно разработку какой-то конкретной системы оружия превышают 365 млн. долларов , а стоимость произведенных образцов – 2 млрд. долларов.

Тем не менее проблемы с качеством военной продукции полностью ликвидировать так и не удалось. В связи с этим в 1989 году по приказу МО была еще раз проведена проверка эффективности функционирования системы управления контрактами на разработку и закупку вооружений, в ходе которой были выявлены многие недостатки, включая общие подходы к контролю и обеспечению качества ВВТ и внедрению соответствующих стандартов. По результатам данной проверки в начале 1990 года в рамках Управления тылом МО было создано Командование управления военными контрактами (DCMC). Десять лет спустя это командование было выведено из состава Управления тыла и стало самостоятельным подразделением МО, подчиненным заместителю министра обороны по приобретению, технологиям и материально-техническому обеспечению (under secretary of defense for acquisition, technology and logistics). Оно было переименовано в Агентство управления оборонными контрактами (DCMA). DCMA было передано право управления всеми контрактами, реализуемыми по заказам военного ведомства.

Управление качеством ВВТ, ответственность за которое возложена на Директорат обеспечения качества (QAD), является только одной из многочисленных функций агентства. Кроме этого специалисты данной структуры формулируют общие подходы к управлению контрактами, которые находят отражение в многочисленных директивах, меморандумах, наставлениях и руководствах, выпускаемых в его стенах. Сотрудники агентства принимают самое непосредственное участие в отборе компаний для выполнения заказов и в подготовке контрактов, оценивают риски их выполнения, контролируют подразделения подрядчика, обеспечивающие выполнение работ по заданиям МО, следят за расходами компаний, реализующих военные контракты, и решают ещё целый ряд других задач на всех фазах жизненного цикла систем ВВТ.

В настоящее время в DCMA, штаб-квартира которого расположена в форте Ли штата

размер шрифта

Планы работ по замене составных частей эксплуатируемых изделий военной продукции, имеющих меньшие гарантийные сроки, чем указанные изделия;

научно - исследовательские и опытно - конструкторские работы (их этапы), а также составные части указанных работ, выполняемые в порядке кооперации.

15. Руководители организаций обязаны:

предоставлять военным представительствам для ознакомления все документы по качеству военной продукции;

Своевременно принимать меры по устранению недостатков и дефектов военной продукции, выявленных при ее разработке, производстве, монтаже, испытаниях, приемке и передаче воинским частям в эксплуатацию;

проводить работы по повышению качества и надежности военной продукции на протяжении всего ее жизненного цикла;

предоставлять руководителям военных представительств информацию о номенклатуре и содержании работ, выполняемых организациями, независимо от источника их финансирования в целях определения работ, имеющих военное значение;

своевременно предъявлять военным представительствам расчетно - калькуляционные материалы к проектам договорных оптовых цен на военную продукцию;

В случае отсутствия в организациях военных представительств уведомлять заказывающие управления Министерства обороны Российской Федерации о ходе выполнения договоров.

16. Руководители организаций для создания условий работы военных представительств обеспечивают их:

документацией, справочными материалами и научно - технической информацией, необходимыми для контроля качества и приемки военной продукции;

контрольно - измерительными приборами, инструментами и оснасткой, а также производственным персоналом, необходимыми для проведения испытаний, контроля качества и приемки военной продукции;

Оборудованными служебными помещениями по действующим санитарным нормам, услугами по секретному и несекретному делопроизводству, имеющимися в организациях средствами связи, а также помещениями для личного состава, прибывающего из воинских частей для получения и сопровождения военной продукции;

жилыми помещениями для военнослужащих и совместно проживающих с ними членов семей по нормам, установленным законодательством Российской Федерации, за счет жилищного фонда организаций. Стоимость предоставляемых военнослужащим в постоянное пользование жилых помещений компенсируется Министерством обороны Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Гражданский персонал военных представительств обеспечивается всеми видами социально - бытового и медицинского обслуживания наравне с соответствующими категориями работников организаций.

17. Военные представительства организуют свою работу с учетом правил внутреннего распорядка, установленного в организациях. Допуск военнослужащих и гражданского персонала военного представительства в служебные, производственные и складские помещения осуществляется в порядке, установленном в организации.

18. Руководители военных представительств и организаций имеют право взаимного обращения по всем вопросам, связанным с разработкой, изготовлением, испытаниями, приемкой и поставкой военной продукции, а также с обеспечением условий работы военных представительств, и обязаны лично рассматривать эти вопросы и принимать по ним решения.

19. Запрещаются выплаты организациями военным представителям каких-либо вознаграждений и получение военными представителями от организаций денежных или натуральных вознаграждений.

20. Военные представительства не имеют права вмешиваться в служебную деятельность администрации организаций, а администрация организаций - в служебную деятельность военных представительств.


Недавно в переписке с одним "блоггером-многотысячником" пообещал написать статью об оборонной промышленности. Но на большую статью духа не хватило, а маленький кусочек провалялся на винчестере больше двух месяцев. Выкладываю его, чтобы не пропал совсем. Просто так. Те, кому я это писал, сюда не попадут и не прочитают мою злобную ругань, а большинству народа это неинтересно.

Как министр обороны и президент разрушают военную промышленность



Очередные "реформы" в МО.
Сокращение Военных Представительств на предприятиях

Сначала про взаимоотношения ВПК и МО

Это скучно. Это неинтересно. Куда увлекательнее пообсуждать на военно-историческом форуме действия армий и фронтов, блестнуть знанием ТТХ новейшей ракеты! А промышленность? Плохая у нас промышленность, особенно военная. В этом все военные эксперты, аналитики и обозреватели солидарны с Главным Мебельщиком страны - маршалом Табуреткиным. Плохо абсолютно всё: устаревшие технологии, долгий срок изготовления, много брака, тупые инженеры запенсионного возраста, отсталые технические решения, неудовлетворительные ТТХ выпускаемой военной техники. А особенно - цены. Ну, в ценах наш главный мебельщик большой специалист. А поскольку ему поручено уничтожить обороноспособность страны, то деньги теперь - главный инструмент уничтожения. Откуда я знаю, что сердюкову поручено уничтожить оборону страны? А это видно по результату его деятельности: неплохо получается. Ещё совсем немного осталось.

Прошу прощения у читателей - я не могу толерантно и корректно говорить о проблеме, которая мне близка.

"Президент Дмитрий Медведев позволил Министерству обороны в случае завышения цен отечественными предприятиями, производящими военную технику, размещать заказы у других компаний или закупать вооружение за границей."
(http://www.newsru.com/russia/12jul2011/goz.html, 12.07.2011)

Счастливый обладатель айфона узнал из интернета о проблеме и распорядился её "разрулить" за 10 дней. Заключить тысячи договоров с предприятиями на 100 млрд рублей за 10 дней. А ведь у него когда-то было юридическое образование! Ну, что за козла нам назначили президентом!

О закупке за границей - отдельный разговор. Никто нам не продаст современное вооружение. Именно нам и именно современное. Мы для всего "цивилизованного мира" - потенциальный враг. А в случае начала военного конфликта или при обострении международной обстановки нам не продадут вообще ничего. Даже сникерс. Ни за какие деньги. Это не рынок. Это политика. Посмотрите, что сделали "цивилизованные" с Ливией.

И цены - тоже очень большая проблема. Сейчас я не говорю о том, почему цены на военную продукцию выше, чем на продукцию гражданского назначения. Во всём мире так.

Речь идёт о конфликте двух сторон: министр обороны и ВПК. Обычные, вроде бы, рыночные отношения: покупатель хочет купить подешевле, но продавец подешевле продать не может. Но отношения, на самом деле, не совсем рыночные. И даже совсем не рыночные. И покупатель, и продавец подчиняются одному и тому же нанопрезиденту некогда великой страны. И этот нанопрезидент однозначно и демонстративно поддерживает позицию одной из якобы рыночных сторон. И угрожает другой стороне: "Не снизите цену, будем покупать за границей!" Т.е. для одной стороны - свободный рынок, а для другой - бессудная диктатура? Сразу уточню, что здесь армия - не сторона конфликта, а такая же жертва, как ВПК. Айфоня поддерживает мебельщика и его "реформы", а не армию.

Военное Представительство

Ну, ладно, Айфоня не знает, как работает промышленность, - он же никогда никем, кроме своей секретарши, не руководил. И Мебельщик тоже не знает, но у него управленческий опыт намного больше - он руководил мебельным магазином. Поэтому и назначен на более ответственную работу - уничтожать армию. Как бы им разъяснить элементарное?

В нашей стране на каждом предприятии Военно-Промышленного Комплекса имеется так называемое Военное Представительство Министерства обороны РФ. Так повелось ещё со времени правления Петра Первого. Наверно, можно добиваться качества по-другому, но раньше качество советского вооружения было не хуже, чем у пиндосов, поэтому нужно улучшать свою систему, а не копировать худшую чужую.

На нашем предприятии действует 563-е ВП МО РФ. Сотрудники ВП входят в штат МО, получают зарплату в МО и не подчиняются руководству нашего предприятия. Общая численность ВП - 14 человек, из них - два офицера МО, а остальные - вольнонаёмные служащие (инженеры, экономисты, контролёры и др.) В их обязанности входит контроль качества выпускаемой продукции и расходования средств Заказчика (МО).

Здесь термин "качество" употребляется в очень широком значении. Проверяется всё. Проверяется разрабатываемая конструкторская документация (любую схему электронного узла или чертёж детали необходимо согласовать с ВП, иначе документ просто не примут в архив). Проверяются все покупные детали и материалы на соответствие паспортным или договорным характеристикам. Проверяются все изготавливаемые детали и узлы на всех этапах производства (это дополнительно к проверке контролёрами ОТК). Проверяется и подвергается испытаниям выпускаемая продукция. С ВП согласуется вся переписка с МО. С ВП согласуется вся переписка со смежниками, касающаяся качества, сроков, стоимости, соответствия стандартам и т.п. Проверяются или согласуются все финансовые документы, контракты, договоры, акты и пр.

Если бы "эффективные менеджеры" в правительстве знали об этом, то вопросы о ценах вообще не поднимались бы даже до уровня нанопрезидента (1 м 62 см от пола). Не нравится цена танка? Так ведь все накладные согласованы с твоими представителями! До копеечки. Не нравится цена танковой пушки? Так эту цену подписал твой представитель на пушечном заводе! Всё ещё не нравится? Замени своих представителей - это не наше дело, а твоё, козёл! Твои представители не справляются с большим объёмом документов? Так увеличь штат в два раза! Сомневаешься в финансовой отчётности? У нас вся бухгалтерия прозрачна. Присылай на наш завод 10000 бухгалтеров и 10000 полицейских - пусть всё проверят. Найдут нарушения - посади виновных на 100 лет. Заводу и стране от этого только лучше будет.

"Реформы"

А что делает Табуреткин? Правильно! Сокращает штат Военного Представительства на заводе. В два раза.

Чтобы читатель не подумал, что это сделано в целях экономии, сообщу, что у вольнонаёмных сотрудников Военного Представительства зарплаты от 12 до 19 тыс. руб. Прошу учесть, что предприятие находится в Москве, а не на берегу Чёрного моря. Сколько получают два офицера, я не знаю. Не думаю, что намного больше.

Таким образом Табуреткин, уволив 7 человек, сэкономил примерно столько, сколько получает одна смазливая менеджерка в центральном аппарате МО. Экономия? Формально - да. От этой экономии цена на продукцию нашего предприятия снизится? Ну, конечно, нет. Но о цене отдельный разговор. Потом.

Цена не снизится. А что же снизится? Снизится качество.

Теперь у ВП не будет возможности контролировать все детали и узлы на всех этапах производства (наверно, кроме испытаний готовой продукции). А наш директор завода не дурак: если деталь не проверяется контролёром ВП, то зачем её (деталь) проверять контролёру ОТК? Уволить контролёра ОТК! Не по злобе, а потому что денег на зарплату не хватает, приходится сокращать даже рабочих основного производства. А рабочий - дурак? Он делал деталь целый день, и оказалось, что один параметр из 50-ти чуть-чуть не входит в допуск. Совсем чуточку. Наверно, никто не заметит. Вы, наверно, думаете, что он побежит жаловаться на себя? Нет - он сдаст деталь на дальнейшую обработку - ведь всё обойдётся, не так ли?

А потом по телевизору нам сообщат, что упала уже десятая ракета "Булава", и виновата бракованная деталь. Не деталь виновата, а министр обороны. И не виноват, а добросовестно отрабатывает деньги, получаемые из другого министерства обороны. Мне так кажется. Впрочем, может быть, и не получает. А презик некогда великой страны ждёт ещё один айфон в подарок от заморских друзей - вот уж как он будет рад новой модели!

Какая-то заметка на эту же тему.
"Не рыночные, а диктаторские отношения". Эксперт рассказал, почему ВПК выступает за запрет закупок иностранной военной техники. Ольга Самофалова, Андрей Чекменев
http://www.vz.ru/economy/2011/7/21/508723.html

Организация нормативно-правового и методического обеспечения деятельности военных представительств Министерства обороны, а также руководство военными представительствами , подчиненными начальнику вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации – заместителю Министра обороны Российской Федерации, были возложены на новообразованное Управление военных представительств Министерства обороны Российской Федерации (условное наименование Управления - войсковая часть 52859, адрес для переписки: 119160, г. Москва) .

Задачи и функции Управления были определены Положением об Управлении военных представительств Министерства обороны Российской Федерации, утверждённым приказом начальника вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации – заместителем Министра обороны Российской Федерации от 21 апреля 2005 года № 5.

Техническое руководство военными представительствами продолжало осуществляться Управлениями заказов и поставок по принадлежности продукции. Деятельность Управления военных представительств по взаимодействию с Управлениями заказов и поставок, координировалось начальником Управления начальника вооружения – заместителем начальника вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации.