Государственный займ - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств в распоряжение гос-вом от юридических и физических лиц, международных финансовых организаций, (осуществляется путем эмиссии и размещения ценных бумаг , получения кредитов у специализированных фин-кредитных институтов, иностранных гос-в). Т.е. при кредитных отношениях, где в качестве заемщика выступает гос-во, а кредиторами - правовые субъекты данной страны и других стран называется государственным займом.

Отсюда следует, что гос. займ - это основная форма проявления гос. кредита.

Государственный займ привелекается для:

1. Финансирования бюджетного дефицита. Государственный кредит, используемый для покрытия бюджетного дефицита, как правило, не связан с производственной деятельностью и задолженность по нему покрывается за счет налогов.

2. Финансирования капитальных вложений в национализированные и смешанные предприятия.

3. Финансирование предприятий местных органов власти.

4. Регулирования денежного обращения страны.

При этом в экономической литературе государственный кредит - это экономические отношения, между государством и физическими и юридическими лицами, т.е. в которых заемщиком выступают физ. и юр. лица, а кредитором государство в лице его органов. Предметом гос. кредита выступают ср-ва бюджета.

Таким образом, отличие гос. кредита от гос. займа состоит в том, что государственные займы :

Ведут к образованию государственного долга, а государственный кредит - позволяет со временем получить обратно и сумму долга и проценты по ней;

Гос. займ связан с привлечением дополнительных средств в распоряжение органов государственной власти, а государственный кредит - с инвестированием государственных средств в зарубежные активы;

Гос. займ являясь составной частью гос. бюджета не явл-ся доходом бюджета.

Основными различиями между налогами и займами:

1. Займы носят возвратный характер. Налоги - это обязанность уплатить сумму безвозвратно гос-ву.

2. Заем в отличие от налога носит добровольный характер. Гос-во, обеспечивая свои доходы через займы, не прибегает к принуждению.

3. Налог характеризуется односторонним движением денег. В случае предоставления займа гос-во выдает встречное финансовое обязательство, свободно обращающееся на рынке.

4. Налог - это доход гос-ва. Заем подлежит возвращению, поэтому займы нельзя причислить к доходам гос-ва.

5. Займы подлежат возврату, что увеличивает расходы гос-ва.

Предоставление гос. кредитов регламентируется Бюджетным кодексом РФ. В качестве внутренних заемщиков могут выступать:


Бюджетные учреждения;

Гос. и муниципальные унитарные предприятия;

Российские предприятия и организации

Органы исполнительной власти;

Нижестоящие бюджеты.

Способами обеспечения возвратности гос.кредитов могут выступать только банковские гарантии, поручительства, залог имущества.

1. Через распределительную функцию государственный кредит участвует в формировании централизованных денежных фондов го-сударства или их использовании на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспе-чивает дополнительные средства для финансирования своих расхо-дов.

2. Регулирующая функция государственного кредита. Вступая в кре-дитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке Денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно исполь-зуя государственный кредит как инструмент регулирования экономи-ку государство может проводить ту или иную финансовую политику.

3. Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов.

Положительные стороны развития гос. займа :

Как способ покрытия дефицита бюджета, содействует сдерживанию инфляции .

Безэмиссионное пополнение доходов бюджета, которое необходимо для удовлетворения общегосударственных потребностей, особенно если они связаны с чрезвычайными государственными и муниципальными расходами, а также для улучшения состояния расчетов в хо-зяйственном обороте при дестабилизации экономики страны.

Используется и для регулирова-ния денежного обращения. В условиях развития инфляционного процесса государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымаются избы-точные денежные знаки, т. е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок. Если мобилизо-ванные средства физических лиц будут инвестированы в сферу производства, произойдет сокращение наличной денежной массы в обращении.

Но есть и негативные последствия от чрезмерного увеличения гос. займа:

Государство, осуществляя заимствования на финансовом рын-ке, увеличивает спрос на заемные средства. Этот дополнительный спрос вызывает рост уровня процентной ставки на рынке кредитов, что делает кредиты дорогими для заемщиков, а следовательно, лишает сферу производства ресурсов, которые могли быть использованы в каче-стве производственных инвестиций .

Привлеченные государством временно свободные средства предприятий и физических лиц не попадают в сферу инвестиций в реальный сектор или для пополнения оборотных средств, а расходуются как платежные и покупательные средства. Они не приносят дополнительного дохода и увеличивают «цену» бюджетных доходов государства за счет последующей выплаты процентов или дисконта.

Использование государственного кредита ведет к росту непроизводственных расходов государства и муниципальных образований, так как денежные средства, используемые в качестве кредитных, подлежат обязательному возврату юридическим и физическим лицам (кредиторам), причем с уплатой процентов за пользование кредитом. Уплата же процентов по кредиту, как отмечалось выше, может приводить к росту налогов. При внешнем заимствовании недостатки этого способа покрытия бюджетного дефицита усугубляются тем, что доход получают иностранные кредиторы, а бремя обслуживания долга несут отечественные предприятия и население государства-должника. Это отрицательно влияет на уровень потребления и возможности экономического роста.

Источники государственного займа - временно свободные средства, которые появляются у:

Предприятий;

Пенсионных фондов;

Страховых фондов;

Населения.

Государственный займ может быть внутренним и внешним.

Формы государственного кредита (внутренний):

1. Выпуск государственных займов и обращение части вкладов населения в Сбербанках в государственные займы.

2. Казначейские ссуды. Казначейские ссуды выражают денежное отношение оказания финансовой помощи предприятию или организации органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств, в стабильной работе которого заинтересовано государство. Но это осуществляется на условиях срочности, платности и возвратности.

В первые годы Советской власти гос. займа (Г.З) существовали в двух формах — денежной и натуральной (последняя была обусловлена недостаточно развитыми денежными отношениями и интересами охраны владельцев облигаций от обесценения денежных знаков). Первый советский З. г. был выпущен 20 мая 1922 на 10 млн. пудов ржи и на срок 8 мес. В 1923 были выпущены ещё два натуральных З. г. — хлебный и сахарный (беспроцентные).

Первый советский денежный заём выпущен 31 октября 1922 на 100 млн. руб. В золотом исчислении сроком на 10 лет.

За 1924-1928 было выпущено четыре гарантийных займа на общую сумму 900 млн. руб. золотом, размещавшихся на предприятиях и в организациях. В эти же годы выпускались и крестьянские выигрышные займы. Была применена новая форма размещения займа — проведение подписки на заём среди трудящихся с предоставлением им рассрочки платежей. Возрастанию роли советского З. г. способствовал рост доходов трудящихся. В широком масштабе проводилась подписка на заём индустриализации (1-3-й выпуски), заём «Пятилетка в 4 года», займы 3-й пятилетки (1-4-й выпуски) и др., которые послужили одним из источников средств для социалистической индустриализации и развития народного хозяйства в предвоенные годы.

Заём укрепления обороны (1937), займы военных лет (1-4-й выпуски) сыграли важную роль в финансировании военных расходов государства в период Великой Отечественной войны 1941-1945.

В послевоенные годы средства от размещения советских З. г. (5 выпусков займов восстановления и развития народного хозяйства СССР 1946-1950 и займы развития народного хозяйства СССР 1951-1957) способствовали восстановлению и развитию советской экономики.

Поступления в государственный бюджет СССР от З. г. в годы довоенных пятилеток составили около 50 млрд. руб., в годы Великой Отечественной войны — 76 млрд. руб. и в период 1946-1958 — 260 млрд. руб. (в денежном масштабе до 1961). В целом удельный вес средств от займов в доходах государственного бюджета до Великой Отечественной войны составлял примерно 5%, в годы войны не более 10%, а в 1965, в связи с прекращением выпуска займов, размещаемых по подписке среди населения, снизился до 0,2%.

Как показывает практика увеличение гос. займов отрицательно влияет на развитие страны, в частности на инвестиц. деят-ть пром. предприятий , т.к. будущий инвестор видит для себя высокие риски вложения в страну, имеющую большие долги.

По эмитентам займы делятся на:

Федеральные (большая часть);

Региональные;

Муниципальные (местные).

По форме размещения:

Облигационный (оформляемый в форме ЦБ);

Безоблигационный (заключение кредитного договора государства с кредиторами; применяется в отношении крупных кредиторов).

По форме получения дохода:

Процентные (фиксированные и плавающие);

Выигрышные;

Дисконтные (со скидкой);

Вещевые (погашаются товарами);

Пожизненный (погашение основного долга не происходит, выплачиваются повышенные проценты.

По срокам погашения:

Краткосрочные (до полугода);

Среднесрочные (от 1 до 5 лет);

Долгосрочные (свыше 5 лет).

По методам размещения:

Добровольные;

Принудительные.

Основной формой государственного кредита являются облигационные государст-венные займы, характеризующиеся тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привле-каются для финансирования дефицита государственного бюджета путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг.

Государственными ценными бумагами называются ценные бумаги , удостоверяющие отношения займа, в которых должником выступают государство, орган государственной власти и управления.

В России (СССР) до 1990 г. использовались только государст-венные облигации внутреннего выигрышного займа, либо разме-щаемые по подписке среди населения (это означало практически принудительное их размещение), либо свободно обращающиеся за наличный расчет со сроком до 20 лет.

С 1990 г. среди населения СССР распространялись государст-венные облигации целевого беспроцентного займа сроком на три года. Погашение таких облигаций осуществлялось дефицитными товарами длительного пользования. Для покрытия дефицита бюджета 1990 г. был впервые выпущен в обращение иной вид государственных ценных бумаг - государст-венные казначейские обязательства сроком на 16 лет с уровнем до-ходности 5%. Данные ценные бумаги распространялись также среди населения. Впервые за время существования государства была сде-лана попытка распространения государственного внутреннего 5%-ного займа среди юридических лиц (предприятий, организаций). Данный опыт не принес желаемого результата по ряду причин.

Целевой товарный заем принес бюджету 4,1 млрд руб., но госу-дарство практически до сих пор не выполнило своих обязательств перед кредиторами. Такой тип займа не имеет места в странах с раз-витой рыночной экономикой. С переходом России на новые эконо-мические отношения он не имеет перспективы и в нашей стране.

Экономические условия России обусловили появление ценных бумаг кратко-срочного характера. Так на рынке ценных бумаг появились государственные краткосрочные бескупонные облигации РФ, облигации федерального займа с переменным купоном, облигации государст-венного сберегательного займа, золотые сертификаты Министерства финансов РФ.

Высокая доходность краткосрочных облигаций была очень при-влекательной для инвесторов как резидентов, так и нерезидентов, поэтому рынок ГКО-ОФЗ стал крупным сегментом финансового рынка. Но нерациональная политика государства в области заимст-вований привела к кризису 17 августа 1998 г., когда государство ока-залось не способным выполнить свои обязательства перед кредито-рами. В составе государственного внутреннего долга РФ задолжен-ность по государственным краткосрочным обязательствам составила 480,0 млрд руб., или 63,95% к общей государственной задолженно-сти. После 17 августа выпуск краткосрочных облигаций и выплаты по ним были приостановлены.

Начиная с IV квартала 1998 г. Министерством финансов и Цен-тральным банком РФ проводится работа по разработке механизма реструктуризации государственных ценных бумаг, выпущенных до кризиса. Согласно распоряжению Правительства РФ от 12 декабря 1998 г. № 1787-р, начиная с 1999 г. проводится новация государст-венных ценных бумаг. Эта операция включает переоформление цен-ных бумаг со значительной отсрочкой платежа, обмен краткосроч-ных государственных ценных бумаг на долгосрочные.

Многообразие ценных бумаг обусловило возможность их клас-сификации по определенным признакам:

В зависимости от способности обращаться на фондовом рынке государственные ценные бумаги подразделяются на рыночные и не-рыночные. Наиболее распространенным типом государственных ценных бумаг являются рыночные ценные бумаги, которые могут свободно обращаться и перепродаваться на вторичном рынке. Нерыночные государственные ценные бумаги не могут свобод-но обращаться на рынке. Они представляют собой кредит государст-ву, но в отличие от рыночных ценных бумаг не могут быть проданы их владельцем третьему лицу.

В зависимости от срока обращения государственные ценные бу-маги подразделяются на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет).

Ценные бумаги подразделяются по эмитентам. Выпущенные центральным правительством, они называются федеральными или, как в России, - государственными. От имени государства их выпус-кает соответствующий уполномоченный орган, как правило, Мини-стерство финансов. В качестве агента последнего часто выступает Центральный банк РФ, который в свою очередь может уполномо-чить определенные инвестиционные институты или банки высту-пить официальными дилерами.

Ценные бумаги разделяются на наличные (докумен-тированные) и безналичные, в том числе существующие в виде за-писей на счетах; по способу выплаты доходов.

По способу выплаты дохо-дов по Государственным ценным бумагам различат установление фиксированного процентного платежа; применение ступенчатой процентной ставки; использование плавающей ставки процентного дохода; индексирование номинальной стоимости ценных бумаг; реализация долговых обязательств со скидкой (дисконтом) против их нарицательной цены; проведение выигрышных займов.

В условиях стабильной экономики, при отсутствии высокой ин-фляции, чаще всего используются фиксированная доходная ставка, выигрышные займы. В период высокой инфляции такие ценные бумаги не пользуются спросом.

Доля государственных ценных бумаг в составе государственного внешнего долга Российской Федерации увеличилась за период с 1 января 1995 года по 1 января 2004 года с 18,1% до 35,9%. Задолженность по основной сумме государственного внешнего долга Российской Федерации, оформленного в государственные ценные бумаги, составляет 43 млрд. долларов США.

Государственный кредит представляет собой одну из разновидностей привлечения с государственной стороны финансовых ресурсов для осуществления опций.

По факту, это элемент государственного финансового механизма. Поскольку гос. сторона практически всегда испытывает нужду в привлечении дополнительных денежных средств, а величина налогов имеет определенные ограничения.

Следовательно денежная система нередко дополняется посредством возвратной ссуды в форме внешнего и внутреннего государственного займа.

Понятие государственного кредита

Выступая в качестве мощного агента экономики, владея большим количеством денег, государство выступает в качестве дебитора и кредитора одновременно. Вдобавок к этому оно является гарантом займов субъектами экономики, в которых заинтересована правительственная сторона.

По сути, рассматриваемый термин представляет собой одно из эффективных средств регулирования экономического развития со стороны государства. Он отличается особым значением для регулирования финансового обращения, определения уровня ставок процента и курса валютных колебаний.

Возникновение изучаемого явления – явное следствие дефицита в рамках бюджета. Если собственных доходов недостает, правительство обычно располагает двумя источниками их пополнения и обновления: вспомогательным процессом выпуска финансов и привлечением на рынок займов.

Нужда в получении займа объективна, и она сопряжена с вероятной несбалансированностью издержек и поступлений, что покрывается займом. В целях погашения дефицитных явлений в бюджете государства обычно и применяется рассматриваемый механизм взаимодействия.

Присутствие небольшого дефицита является своеобразным стимулом для роста в сфере рыночной экономики. Закономерно задаться вопросом, есть ли в принципе необходимость финансирования дефицита? Ведь при малых расходах это лишь стимул улучшения экономической деятельности и роста нац. хозяйства.

Но это может быть полезным только в небольших дозах, в остальных ситуациях имеется острая необходимость его регулирования. Государственный кредит обычно возникает в форме ссуд, обретенных у частных и юридических лиц.

Функции государственного кредита

Рассматриваемое понятие представляет собой совокупность экономических взаимоотношений, формирование которых происходит между властью и управленческими структурами, а с другой стороны – компании и рядовые граждане.

Здесь роль государства сводится к заемщику, а также оно выступает в роли гаранта и кредитора. Если должник вовремя осуществил расчеты по своим обязательствам, то он не несет конкретных затрат.

На современном рынке надежные заемщики не нуждаются в услугах гаранта, поскольку они имеют возможность самостоятельного привлечения средств на кредитном рынке.

В качестве категории экономической сферы заем такого плана пребывает на пересечении двух форм финансовых взаимоотношений – непосредственно денежных средств и ссуды, совмещая их тонкости и нюансы.

В плане одного из звеньев финансовой системы происходит обслуживание формирования и применение государственных фондов. Как одна из форм займов государственный кредит обладает большим количеством особенностей, которые отличают его от стандартных категорий, например, от налогов, взносов, сборов.

Такой долг имеет несколько существенных и колоссальных отличий от прочих типов кредитования.

Если в ходе его предоставления в качестве обеспечения выступают определенные ценности – товарные позиции в складском хозяйстве, незавершенные производственные направления, то в процессе заимствования средств со стороны государства применяется все имущество, имеющееся во владении, а также доход. На базе центральной правительственной ветви такие займы не имеют какой-либо выраженной цели.

Выступая в качестве особой финансовой категории, данный элемент имеет три ключевые опции: распределение, регулирование, контроль.

В первом случае происходит создание централизованных фондом денег и их применение на принципе платности, срочности.

Во второй ситуации с государственной стороны происходит тщательное регулирование финансового обращения посредством размещения займов в кругах различных инвесторов. В третьей ситуации в процессе исполнения контрольной функции подразумевается, что государство обеспечивает всесторонний контроль взаимоотношений.

Особенности гос. займа

Государственный кредит выступает в качестве одной из разновидностей перемещения ссуды и средств, которые имеют временную свободу и принадлежат простому населению, предприятиям, прочим рыночным субъектам.

В процессе формирования данного рода взаимных отношений принимает участие кредитор и заемщик, которые являются юридически состоятельными.

Если рассматривать государственные структурные элементы, которые могут запросто принять участие в этом процессе, то среди них можно выделить:

  • Кабинет Министров;
  • Местное самоуправление;
  • Нац. банк;
  • Мин. Финансов.

С другой позиции в кредитные отношения вступают кредиторы, в роли которых могут выступать:

  • банки;
  • страховые организации;
  • акционерные общества;
  • физические лица.

Задача и роль последней группы сводится к тому, чтобы предоставить государству кредита на основании определенных обязательств. Взаимоотношения сводятся к тому, что представители последней категории скупают ценные бумаги и имущество, которое имеется у представителей первой группы.

Классификация

Чтобы разобраться с этим аспектом более детально, необходимо принять во внимание несколько базовых разновидностей государственного кредита. Государственный кредит может быть подразделен на несколько основополагающих разновидностей.

Во-первых , он может носить внутренний и внешний характер. Если говорить о внутреннем типе кредитования, то он обладает следующими направленностями и возможностями:

  • заимствование в форме займа;
  • мобилизация финансов;
  • ссуды казначейского образца;
  • заимствования;
  • заемный фонд.

Исходя из права эмиссии, можно выделить государственные и местные ссуды. В первом случае речь идет о том, что бумаги подлежат выпуску со стороны центральных властных органов, а поступления идут в центральный бюджет.

Во второй ситуации процесс выпуска осуществляется силами местных органов, а далее идет распределение в соответствующие бюджеты местного образца.

Можно также на практике рассматривать заемные средства рыночного и нерыночного характера. Облигации, связанные с этими займами, подлежат свободному процессу покупки и реализации.

Происходит классификация государственных займов на те, которые включают в себя залог, и на те, где он отсутствует. В первой ситуации наблюдается отражение ключевого принципа кредитования – материального обеспечения. Во второй ситуации оно отсутствует, поэтому степень надежности может быть определена уровнем авторитетности государственной стороны.

В соответствии с признаками держателей можно выделить также несколько групп. Одни из них могут продаваться исключительно среди населения, другие – только между фирмами, третьи – являются универсальными.

Исходя из срока , предоставленного на погашение долга, можно рассматривать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные возможности. В первой ситуации речь идет о периоде до года, во второй – 1-5 лет, в третьей – от 5 лет.

В зависимости от вариации выплатных действий по доходу, государственный кредит можно классифицировать как процентный, выигрышный, дисконтный, беспроцентный. В первом случае доходность представлена процентом по ссуде.

При выигрышных вариантах займов выплата поступлений происходит на базе осуществления тиражей. Процентно-выигрышный заем подразумевает выплату доходов в нескольких типах.

Что касается дисконтной ссуды, она предполагает приобретение гос. бумаг по скидке. А беспроцентный кредит предполагает финансирование определенных проектов в рамках ЧС.

Можно выделить единовременные и частичные выплаты. В первом случае долг образуется по окончании срока действия займа.

Во второй ситуации может использоваться три ключевых варианты мероприятий:

  • погашение займа посредством равных долей на протяжении нескольких годовых периодов;
  • погашение осуществляется постоянно увеличивающимися суммами;
  • размер взноса подлежит постоянному снижению.

Исходя из направления размещения , заимствование может быть классифицировано как добровольное, принудительное, размещенное на основании подписки. В случае добровольного предоставления каждый покупатель вправе сам сделать выбор касательно того, стоит ли покупать или не покупать бумаги.

Если речь идет о принудительном размещении, происходит давление на потенциального покупателя со стороны государства. Если речь идет о третьей ситуации, то традиционно размещение займов происходит по утвержденному списку.

Исходя из обязательств со стороны государства, связанных с компенсацией долгового обязательства, можно различать займы с правом досрочного погашения и без него. В первом случае государственная сторона имеет право на учет ситуации в рамках сложившихся рыночных отношений.

На базе правового оформления можно выделить займы облигационного и обратного типа. В первом случае речь идет о попутном выпуске ценных бумаг. Во второй ситуации оформление происходит посредством создания договорных соглашений.

Еще одна характерная форма для внутреннего кредитования – мобилизация доли вкладов и заимствований через банковские государственные системы. Происходит направление денег в часть бюджетных поступлений. Но традиционно такие банки, невзирая на формы собственности, работают на коммерческой базе в целях получения прибыли.

По типу участников можно выделить международный кредит и ссуду в пределах одного государства. То есть здесь действует принцип платности, срочности, возвратности, ограниченности.

Любые финансовые заимствования и обязательства производятся либо в валютных единицах страны кредитора, либо в эквиваленте валюты заемщика, либо в деньгах третьего государства.

Данный подход нацелен на то, чтобы сформировать благоприятные предпосылки в целях привлечения средств. Благодаря большому количеству форм, можно без проблем учесть различные интересы физических и юридических лиц.

Условия получения

Рассматриваемый термин представляет собой систему взаимоотношений, возникающих между государственной стороной, представленной органами власти и управления, и юридическими, физическими лицами. Здесь именно первый субъект берет на себя долговое обязательство, и ему достается роль гаранта и кредитора.

Государственная часть в форме уполномоченного соответствующего органа занимается заключением кредитного договора, в рамках которого возникает соответствующее требование или обязательство. На этом основании за ним закрепляется требование по соблюдению определенных условностей.

Принимаются во внимание следующие факторы и показатели:

  1. Срок предоставления. Он определяется на базе того, какие нужды имеет заемщик, и на что он может рассчитывать в этом плане. Также все имеет зависимость от благосклонности кредитора. Составляет этот период от одного годового периода и до 5-10 и более лет.
  2. Обязательства сторон. В рамках соглашения прописывается, что кредитор обязуется вручить заемщику такую-то сумму, а он, в свою очередь, имеет обязательство погасить долг на определенных условиях. При этом оговариваются вспомогательные обязательства, которые обязательно учитываются сторонами.
  3. Условия, по которым обеспечивается возврат долга. Нужно определиться с размером регулярного платежа и с общей схематикой мероприятий по погашению. Отмечается и набор ключевых требований к обеим сторонам, которые обязательно должны быть соблюдены.
  4. Размер процентной ставки. Он зависит от индивидуальных обстоятельств и чаще всего определяется состоянием текущей экономической ситуации на том или ином рынке.

Таким образом, государственный кредит – это большое и важное обязательство, формирующееся между сторонами в процессе передачи в пользование определенной денежной суммы.

Это далеко не весь перечень условий, на базе которых государство может получить ссуду. Но здесь оговорены основные моменты, требующие пристального внимания.

Формы и направления функционирования

Чтобы изучить понятие еще более детально, стоит принять во внимание несколько принципов его функционирования.

  • Государственный заем. Эти финансовые ресурсы могут иметь принадлежность, как населению, так и многочисленным организациям. Они требуются для обеспечения социальных потребностей общества и для решения других задач особой стратегической важности.
  • Частично подобные вклады начинают носить государственный характер, поэтому банковские структуры готовы предоставить правительственной стороне ссудные средства за счет ресурсов заемного типа. При этом истинный владелец денег не имеет понятия о ключевых направленностях их использования.
  • Еще один принцип состоит в заимствовании средств общегосударственной массы. В данной ситуации происходит выдача в целях покрытия им расходов. При этом данные сделки не опосредованы приобретением ценных бумаг.

Процесс управления государственным долговым обязательством подразумевает совокупность мер, которые связаны с оплатными и возвратными операциями разного типа.

Существует большое количество форм и направлений изучаемого понятия, обязательных к принятию во внимание. Все они заслуживают оптимального и лояльного отношения и детального рассмотрения.

Управление долговым обязательством

Под данным понятием подразумевается перечень действий, которые непосредственно связаны с подготовкой к выпуску и размещению обязательств по долгу.

Есть несколько ключевых направлений, которые стоит принять во внимания в процессе управления государственным долгом:

  • Выплата доходов в соответствии с займами и их погашение посредством бюджетных направлений.
  • Мероприятия, связанные с рефинансированием и реструктуризацией государственного долга. Здесь же может вестись речь о возможности погашения старой задолженности посредством создания новых займов.
  • Осуществление тиражей выигрышей и погашения в рамках выигрышных и процентных займов.
  • Конверсия. В данной ситуации стоит говорить об изменении доходности по займам для дальнейшего снижения издержек, связанных с управлением государственным долгом посредством сокращения или повышения величины процентов.
  • Консолидация. В данной ситуации речь идет о повышении срока функционирования займов, которые уже были выпущены.
  • Унификация. Это процесс, в рамках которого происходит объединение нескольких ссуд в одну величину в процессе, когда происходит обмен облигаций по старым займам на новые ссуды. Данный подход приводит к сокращению количества типов ценных бумаг, которые обращаются на рынке.
  • Предоставление отсрочки по погашению кредита. В данной ситуации подразумевается, что выплата процентов и обеспечение займов, которые были созданы ранее, может подразумевать изменение сроков погашения.
  • Аннулирование долгового обязательства. В данной ситуации речь идет о полном отказе государства от обязательства, связанного с выпущенными займами, если вдруг оно столкнется с финансовыми трудностями в лице банкротства, в итоге прихода новых властей, которые дадут отказ в признании прежних долгов.

Таким образом, государственный кредит представляет собой набор отношений между разными сторонами, которые должны быть отрегулированы.

Типы внешних долговых обязательств

Если рассматривать картину в Российской Федерации, то можно отметить, что долговые обязательства имеют несколько основополагающих направлений.

  1. Задолженность, сформированная в рамках отношения к иностранным правительствам. Также сюда можно отнести обязательства, которые являются объектами гарантии со стороны властей иностранных государств.
  2. Внешний долг в адрес иностранных коммерческих структур. В данном случае подразумевается, что долговые обязательства выступают в качестве объекта купли-продажи на мировом рыночном пространстве.
  3. Сформированная задолженность по отношению к внешнеторговым объединениям, связанным с функционированием централизованных импортных поставок. Оформление такой долговой части происходит в форме векселей, которые гарантированы со стороны правительства.

В роли основных кредиторов в нашей стране выступают финансовые учреждения, которые в процессе предоставления заемных ресурсов излагают требование о проведении специализированной стабилизационной программы, нацеленной на сокращение уровня инфляции и дефицита в бюджете.

Структура внутреннего кредита страны

Как уже отмечалось, внутренний государственный кредит включает в себя займы со стороны государства у физических и юридических лиц.

Внутренний заем может быть представлен в рамках нескольких основополагающих форм:

  1. эмиссия особо ценных бумаг;
  2. сотруднические связи с центральным банком;
  3. взятие ссуд у коммерческих структур.

Особого внимания заслуживают классификационные направления государственных внутренних кредитов.

Они могут быть подразделены на следующие категории:

  • На основании права эмиссии или субъектов взаимоотношений. Такие финансы могут быть размещены центральной или местной властью
  • На базе признака держателя, они могут быть, как уже говорилось, универсальными или персонализированными (только для граждан или только для компаний).
  • Исходя из формы дохода – выигрышные, процентные, купонные, нулевые сделки.
  • По присутствию обеспечения государственного обязательства – с закладом или без него.
  • По способы определения доходного уровня – облигации с твердым доходом и переменным поступлением.
  • По обязанностям заемщика – с правом погашения на долгий срок или без него.
  • Исходя из обращения на рынке – бумаги рыночного и нерыночного типа.

Понятие государственного кредита предполагает, что такой набор обязательств является «скелетом» государственного долга страны и объединен в особый сектор рынка фондов и ценных бумаг.

Ключевая особенность последних элементов состоит в их способности к сочетанию основных свойств различных инструментов.

Традиционно долговые бумаги государственного образца состоят из облигаций, но исходя из набора критериев, есть их подразделение на определенные группы:

  1. эмитент – лицо, выпустившее документы, это может быть муниципалитет, правительственная сторона, государственное предприятие, финансовая корпорация;
  2. срочность – займы могут быть любого срока, как и бумаги с их действием;
  3. держатель – бумаги в этой ситуации могут носить предъявительский и именной характер;
  4. способ эмиссии: документарные ценности в наличной форме или бездокументарные варианты в безналичном виде;
  5. цель мероприятий выпуска: покрытие дефицитных явлений, финансирование проектов по инвестициям, обеспечение реализации соц. программ;
  6. формы, в которых образуется доход – выигрышные, дисконтные, процентные направления;
  7. вариант размещения: аукционные мероприятия, продажа в рамках открытых торгов, индивидуальные сделки.

Ценные бумаги, которые производятся государственной стороной в целях покрытия дефицитных факторов и для последующего финансирования расходов, именуются государственными элементами.

Облигация представляет собой эмиссионное направление, которое способствует закреплению права держателя на обретение облигации в определенный срок по определенной цене и проценту.

Таким образом, формирование внутренних кредитных отношений в стране сказывается на общей экономической картине и способствует улучшению качества жизни населения, повышению уровня социальной и других сфер.

Грамотный подход к этому процессу позволит обеспечить достойную обеспеченность средствами на всех звеньях экономического развития.

Вывод

Кредит государству – это отдельное направление сделок между правительственной стороной и кредитором. Чтобы были соблюдены все принципы этих отношений, необходимо, чтобы каждая сторона обеспечила внимательный подход к соблюдению требований, выдвигаемых к ней.

Государство – это не только заемщик, но и гарант надежности проводимых сделок. В качестве кредиторов могут выступать любые стороны – предприятия, частные лица, коммерческие банковские структуры.

Чем более внимательно будет подготовлен набор этих сделок и операций, тем на лучший результат кредита можно рассчитывать.

Возможно Вас заинтересует: « »

Таким образом следует вывод, что кредит, предоставляемый в адрес государственной стороны, являет собой совокупность финансовых ресурсов, нацеленных на финансирование нужд правительственной части.

Есть несколько ключевых принципов, которые обязательно следует соблюдать в процессе формирования этих взаимоотношений. Они позволят добиваться оптимального результата и получать выгоду каждому участнику процесса.


Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:

Государственный кредит отличается от других видов кредита. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают конкретные ценности — товары на складе, незавершенное производство, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход. Еще одной отличительной чертой банковского кредита является производительное использование его как капитала, создающего условия для погашения и выплаты по нему процентов за счет увеличения производимой стоимости прибавочного продукта. Источником же погашения государственного кредита, как отмечалось, выступают в основном средства бюджета.

Как и любой другой заемщик, государство привлекает средства на заранее определенный срок: до 1 года, от 1 года до 5 лет, от 5 лет до 30 лет. Так, Бюджетный кодекс Российской Федерации № 145ФЗ предусматривает, что любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет.

Через распределительную функцию государственного кредита осуществляются формирование централизованных денежных фондов государства и их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов — это одна сторона государственных кредитных отношений. Другая их сторона — финансовые связи, обусловленные возвратностью и платностью дополнительно мобилизованных средств. При этом выплата доходов кредиторам обеспечивается за счет бюджетных поступлений, а круг налогоплательщиков не совпадает с кругом держателей государственных ценных бумаг, как и размер вносимых в бюджет налогов каждым владельцем ценных бумаг — с величиной получаемых им доходов от государственно кредитных операций. Это означает, что и вторая сторона госкредитных отношений имеет пере распределительный характер.

В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Последнее объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений.

Финансирование расходов капитального характера за счет заимствованных средств в определенных пределах имеет положительное значение. Растяжение источников финансирования во времени путем выпуска займов на соответствующий срок позволяет переложить платежи по основному кредиту и процентов по нему на все последующие подкрепления, которые будут пользоваться услугами объектов, построенных нынешним поколением.

Таким образом, положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются (что пришлось бы сделать в противном случае). Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.

Налоги являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависят от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов построенный объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается заем. Никакого увеличения налоговых поступлений в этом случае не происходит.

При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например финансировании за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется государственного долга.

Увеличение налоговых поступлений, вызванное заимствованиями государства, зависит от их срока и процентов по кредиту, уплачиваемых заемщику. Чем выше доходность государственного займа для инвестора, тем большую часть налогов вынуждено направлять государство на их погашение. Чем больше величина долга, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание при прочих равных условиях.

Вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную .

Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, оно снижает платежеспособный спрос. Если за счет кредита профинансировать производственные затраты, например инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например, преподавателей и врачей количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.

Операции по купле продаже государственных ценных бумаг или выдача кредитов под их залог, проводимые Центральным банком РФ, являются важным инструментом регулирования в стране. Кредиты под залог высоколиквидных государственных ценных бумаг стали предоставляться ЦБ РФ.

5. По обеспеченности долговых обязательств — закладные и без закладные. Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, например определенным имуществом. Наиболее часто их выпускают местные органы власти. Обеспечением без закладных облигаций служит все имущество государства или данного муниципалитета. Центральные органы управления обычно выпускают без закладные облигации. Их надежность исключительно высока, и поэтому инвесторы не нуждаются ни в каких дополнительных гарантиях.

6. По характеру выплачиваемого дохода государственные займы делятся на выигрышные, процентные, с нулевым купоном. Выплата дохода по выигрышным облигациям осуществляется на основе тиражей выигрышей. Эти облигации не пользуются большим спросом. Инвесторы стремятся получать стабильный доход, а не полагаются на волю случая. Поэтому основной вид — процентные облигации, доход по которым выплачивается один, два или четыре раза в год на основе купонов. Большинство инвесторов отдают предпочтение таким долговым обязательствам.

Краткосрочные заемные инструменты государства не имеют купонов. Они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Не имеют также купонов и некоторые долгосрочные долговые обязательства. Весь доход по ним выплачивается вместе с суммой основного долга. Как и краткосрочные, они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Такие облигации получили название облигаций с нулевым купоном.

7. По методу определения дохода долговые обязательства государства бывают с твердым или плавающим доходом. В одних случаях фиксированная ставка по ценным бумагам является причиной роста расходов государства на выплату процентов, в других же она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышения процента.

Для покрытия бюджетного дефицита приходится размещать займы при относительно завышенном уровне процентной ставки.

Установив аналогичный процент по своим долговым обязательствам на весь срок займа, который может составить 20—30 лет, государство отнесет дополнительные расходы на налогоплательщиков. Избежать подобной ситуации позволят два варианта:

Покрытие потребности в денежных средствах за счет краткосрочного или среднесрочного займа и выпуска (когда процентная ставка упадет) долгосрочного. Однако в этом случае заемщик несет дополнительные расходы, связанные с выпуском, размещением и погашением еще одного займа. Не исключена вероятность, что в ожидании повышения процентной ставки инвесторы не проявят интереса ко второму займу;

Систематический пересмотр процента, выплачиваемого по ценным бумагам. В качестве базы обычно используется ставка по межбанковским кредитам в страну. Такие займы имеют большой недостаток — должник не в состоянии спланировать свои расходы. Но этот вариант решает все названные проблемы.

8. В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, заемные инструменты делятся на обязательства: с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.

Вопрос о досрочном погашении долговых обязательств становится актуальным только тогда, когда на финансовом рынке происходят существенные изменения. Например, заемщик выпустил облигации с ежегодным фиксированным доходом в 12%, а через год ставка упала и составила 6%. В этом случае он несет существенные потери, тогда как инвестор получает значительный выигрыш. Если облигации были выпущены с правом досрочного погашения, инвестор может уменьшить свои потери, выпустив и разместив новый заем и погасив старый.

Различают два варианта погашения задолженности: единовременно и частями. Если заем гасится частями, в зависимости от распределения суммы долга по срокам погашения выделяются три варианта: заем погашается равными частями в течение определенного срока, например четырех лет. Так, если сумма займа составила 100 млн. руб., ежегодно будет выплачиваться 25 млн. руб.; возрастающими долями. Например, в первый год гасится 10 млн. руб., во второй — 20, в третий — 30, в четвертый — 40 млн. руб. Такая система удобна при наращивании доходов заемщика. Например, в связи с подъемом деловой активности предполагается рост налоговых поступлений или объект, на строительство которого привлекались заемные средства, постепенно набирает мощность и начинает приносить все большую прибыль; снижающимися долями. Например, в первый год погашается долг на 40 млн. руб., во второй — на 30 млн. руб. и т. д. Данная система предпочтительна, когда ожидается падение доходов заемщика или увеличение его расходов.

9. По методам размещения займы подразделяются на добровольные, размещаемые по подписке и принудительные. Каждому методу соответствует свой способ реализации. В основном облигации размещаются на добровольной основе, свободно продаются и покупаются банковскими учреждениями.

10. Государственные займы могут быть облигационными и без облигационными. Облигационные займы сопровождаются ценных бумаг государства. Без облигационные

оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых свидетельств. В настоящее время без облигационные займы используются на межправительственном уровне.

Государственный внутренний и внешний долг Российской Федерации

Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга. Капитальный государственный долг представляет всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам; текущий государственный долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов, постепенно накапливает задолженность, как внутреннюю, так и иностранным кредиторам, что ведет к росту государственного долга, как внутреннего, так и внешнего.

Активность государства в качестве заемщика служит индикатором состояния его финансов. Чем больше объем заимствований, тем хуже обстоит дело с государственным бюджетом. Чем выше доля государственного долга в ВВП, тем глубже финансовый кризис. Огромный государственный долг России, как внутренний, так и внешний, свидетельствует о финансовом кризисе в стране.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ под государственным долгом понимаются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами . Таким образом, следует различать не только государственный внутренний и внешний долг, но и общегосударственный долг, который включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства.

Государственный долг России полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Долговые обязательства Российской Федерации могут выступать в форме кредитов, полученных Правительством, государственных займов или других долговых обязательств, им гарантированных.

Государственный внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам национально территориальных образований Российской Федерации, если они не были гарантированы Правительством РФ. Форма долговых обязательств национально-государственных и административно-территориальных образований РФ и условия их выпуска определяются самостоятельно на местах.

Как отмечалось, в зависимости от места размещения займы делятся на две группы: внутренние и внешние, отличающиеся видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов, валютой займа.

Кредиторами по внутренним займам выступают юридические и физические лица, являющиеся резидентами данного государства. Займы обычно предоставляются в национальной валюте. Для привлечения средств выпускаются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы.

Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. При их размещении учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения.

Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет. Изменение условий выпущенного в стране государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, а также срока обращения не допускается.

В последние годы заемная деятельность Правительства РФ на рынке ценных бумаг стремительно активизировалась, что объясняется отказом от использования кредитов ЦБ РФ для покрытия бюджетного дефицита. При этом для привлечения средств выпускались высокодоходные ценные бумаги, в результате возникла парадоксальная ситуация: самые надежные государственные бумаги являются одновременно и самыми доходными, а, следовательно, и самыми популярными. Как следствие основная масса средств инвесторов, вовлеченных в операции с ценными бумагами, идет не в производство, а на финансирование федеральных расходов и обслуживание внутреннего государственного долга. Тем самым государственный кредит начинает оказывать негативное воздействие на экономическое развитие страны. Стремительное увеличение расходов, связанных с обслуживанием государственного долга, свидетельствует, что нарастание государственного долга РФ стало самовоспроизводящимся процессом. В общих расходах федерального бюджета расходы, связанные с обслуживанием государственного долга, занимают почти 30%, в то время как на них приходилось хотя и тоже немало, но вдвое меньше.

Расходы на обслуживание государственного долга в государственном федеральном бюджете предусмотрены в сумме 220,1 млрд. руб., в том числе на обслуживание государственного внутреннего долга — 63,3 млрд. руб. и государственного внешнего долга — 156,8 млрд. руб.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждаются предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долга, пределы внешних заимствований Российской Федерации с разбивкой долга по формам . Предельный объем государственных внешних заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга РФ.

Правительство РФ имеет право осуществлять внешние и внутренние заимствования с превышением установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственных внешних и внутренних заимствований, если при этом оно снижает расходы на их обслуживание в рамках установленного предельного объема государственного долга.

Государственная Дума вместе с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год рассматривает также Программу государственных внешних заимствований Российской Федерации и предоставляемых Российской Федерации государственных кредитов, которая содержит перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием целей, источников, сроков возврата, общего объема заимствований, объема использованных средств по займу до начала финансового года и объема заимствований в данном финансовом году. В эту Программу в обязательном порядке включаются соглашения о займах, заключенных в предыдущие годы, если таковые не утратили силу в установленном порядке. За последние годы, особенно в 90х годах, государственный долг нашей страны увеличился в десятки раз, достигнув к середине 2009 г., как отмечалось, более 700 млрд. руб. (внутренний долг). Внешний государственный долг к этому периоду превысил 150 млрд. долл. Наступившие по срокам платежи по внешнему долгу достигли в 2009 г. 17,5 млрд. долл. (в бюджете предусмотрено примерно 5 млрд. долл.). С конца 2008 г. и в 2009 г. Правительством РФ проведены переговоры с кредиторами о реструктуризации платежей, т. е. по пересмотру сроков и порядка выплаты внешних долгов. По оценке Министерства финансов РФ, внешние долги состоят из кредитов членов Парижского клуба (40 млрд. долл.), Лондонского клуба, объединяющего примерно 600 банков (около 35 млрд. долл.), фирм поставщиков (около 7 млрд. долл.), стран, не входящих в Парижский клуб (около 30 млрд. долл.), МВФ и МБРР (около 30 млрд. долл.).

Сложившаяся неблагоприятная финансово экономическая ситуация в стране требует принятия решительных мер по ограничению темпов увеличения государственного долга. Обычно это достигается за счет роста налоговых поступлений и сокращения бюджетных расходов, а самое главное — за счет повышения объемов и темпов развития реального сектора экономики. Меры, принимаемые Правительством РФ по поддержанию и защите отечественного производства, укреплению финансово кредитной системы и денежного обращения в стране, будут этому способствовать.

На состояние государственного долга существенно влияет и совершенствование управления государственным кредитом — порядка и условий получения новых займов, размеров погашений и выплачиваемых по ним процентов.

Управление государственным кредитом

Управление государственным кредитом может рассматриваться в узком и широком смысле. Под управлением государственным кредитом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Управление государственным кредитом в широком смысле как одно из направлений финансовой политики находится в руках органов власти и управления государством. Именно они определяют общий объем бюджетного дефицита и, следовательно, объем займов, необходимых для его финансирования, основные направления и цели воздействия на денежное обращение, кредит, производство, занятость и целесообразность осуществления общегосударственных программ по поддержке малого бизнеса от дельных районов страны.

Под управлением государственным кредитом в узком смысле понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированием рынка государственных ценных бумаг, обслуживанием и погашением государственного долга, предоставлением ссуд и гарантий.

В процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи:

Минимизация стоимости долга для заемщика;

Недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса;

Эффективное использование мобилизованных средств и контроль за целевым использованием выделенных кредитов;

Обеспечение своевременного возврата кредитов;

Максимальное решение задач, определенных финансовой политикой.

Основную долю расходов по системе государственного кредита составляет выплата выигрышей, годовых процентов, сумм по погашению займа. К расходам также относятся расходы по изготовлению, пересылке и реализации ценных бумаг государства, проведению тиражей выигрышей и тиражей погашения и некоторые другие расходы.

Займы погашаются путем проведения тиражей выигрышей (когда вместе с суммой выигрыша выплачивается и нарицательная стоимость облигаций), а также тиражей погашения по выигрышным и процентным займам или посредством выкупа государственных ценных бумаг у кредиторов. Выплата доходов по займу производится путем проведения тиражей выигрышей, ежегодной оплаты купонов банками или перевода суммы дохода в безналичном порядке на счета предприятий и организаций.

Безопасным уровнем обслуживания государственного долга принято считать 25%. В нашей стране коэффициент обслуживания внешней задолженности превышает допустимые пределы.

На достижение эффективности государственного кредита направлены такие меры, как конверсия, консолидация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирование займов.

Под конверсией обычно понимается изменение доходности займов. Чаще всего государство снижает размер выплачиваемых процентов по займам в целях снижения расходов по управлению государственным долгом. Под консолидацией государственного долга понимается увеличение срока действия уже выпущенных займов путем изменения условий займов, связанных с их сроками. Возможна и обратная операция — уменьшение срока действия государственных займов. Так, в 2000 г. срок функционирования казначейских обязательств был сокращен с 15 до 8 лет. Возможно и совмещение консолидации с конверсией.

Обычно вместе с консолидацией проводится унификация государственных займов. Под унификацией займов понимается объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа.

В исключительных случаях правительство может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, т. е. когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации. Такой обмен был проведен, например, в послевоенный период в целях изъятия из оборотов облигаций займов военного времени.

Отсрочка погашения займа происходит в периоды, когда правительство выпустило слишком много займов и условия их эмиссии были недостаточно эффективны для государства. Отсрочка погашения займов отличается от консолидации тем, что при отсрочке не только отодвигаются сроки погашения, но и прекращается выплата доходов.

В условиях значительного роста государственной задолженности и нарастающих бюджетных трудностей, как это имеет место в настоящее время, правительство может прибегнуть к рефинансированию государственного долга. Под рефинансированием понимается погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. Активно рефинансирование применяется при выплате процентов и погашении по внешней части государственного долга.

При этом непременным условием предоставления новых займов является высокая репутация страны должника на международном финансовом рынке, ее экономическая и политическая стабильность.

Конверсия, консолидация, унификация государственных займов и обмен облигаций обычно осуществляются только в отношении внутренних займов. Отсрочки погашения обязательств применяются по отношению, как к внутренней, так и к внешней задолженности. Отсрочка погашения внешних займов проводится, как правило, по согласованию с кредиторами.

Важной сферой управления государственным долгом является определение условий выпуска новых займов. При этом важными обстоятельствами выступают уровень доходности ценных бумаг для кредиторов, срок действия займов, способ выплаты доходов. Учитывается также при эмиссии займов не только достижение максимальной финансовой эффективности займов, но и реальная конъюнктура на финансовом рынке. Успех новых займов зависит от правильного учета состояния экономики, денежного обращения, уровня доходности и сроков действующих займов, предоставляемых льгот и многих других факторов.

Изготовление, хранение и рассылка облигаций государственных займов производятся соответствующими подразделениями Министерства финансов, а реализация ценных бумаг — банковской системой. Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках размещаются от имени государства заёмщика, как правило, банковскими консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионное вознаграждение. Межправительственные займы обычно являются без облигационными, и все условия их (уровень процента, валюта предоставления и погашения займа и др.) фиксируются в специальных соглашениях.





Назад | |

5. Отличия государственного займа от банковского

6. Правовые основы государственного ссуды

7. Государственного займ в Республике Беларусь

8. Государственный кредит на Украине

9. Государственный кредит как система регулирования

Для заемщика при приобретении ценных бумаг правительства имеются и другие риски , например, кредитный, рыночный, процентный. Кредитный , присущий ценным бумагам, связан с вероятностью того, что финансовые возможности эмитента (государства) уменьшатся, так что он окажется не в состоянии выполнить свои финансовые обязательства.

Кредитный риск, связанный с обязательствами государства вытекает из особенностей должника и эмитента , из характера экономических объектов, на которых покоятся обязательства, из способности взимать налоги и получать кредиты. Рыночный риск происходит в связи с непредвиденными изменениями на рынке ценных бумаг или в экономике, привлекательность правительственных ценных бумаг в качестве объекта вложений может быть отчасти утрачена, так что их продажа станет возможна лишь со снижением цены или в известной мере в принудительном порядке. Процентный риск - это риск изменения процентных ставок и связанный с этим риск снижения их рыночной цены. Причины этого - фиксация процента по облигациям в договорном порядке в момент их денежной эмиссии и относительная свобода колебания рыночных ставок вверх и вниз.

В процессе инвестиций в ценные бумаги следует соблюдать правило диверсификации вложений, т.е. снижение риска серьезных потерь. Этого можно добиться при распределении вложений между множеством разных ценных бумаг. Вложения целесообразно ограничивать по видам ценных бумаг, отраслям экономики, регионам, сроку погашения по долговым обязательствам.

Республика Беларусь как суверенное государство также использует кредиты как краткосрочные, так и долгосрочные.

Выпуск государственных краткосрочных облигаций осуществляется с целью привлечения временно свободных средств юридических и физлиц, в том числе иностранных, для возмещения дефицита республиканского бюджета. Облигации выпускаются по решению кабинета Министров Республики Беларусь мин фином, являются государственными ценными бумагами и размещаются среди инвесторов на добровольной основе. Денежная облигаций осуществляется в виде записей по счетам. Первичное размещение происходит путем их продаже на конкурсе инвесторам - участникам аукциона. При первичном размещении облигации продаются на дисконтной основе (по цене ниже номинала) по предлагаемым на тендере ценам, но не ниже цен, устанавливаемых минфиным в день проведения аукциона. Выпуск облигаций считается состоявшимся, если при первичном размещении продана определенная доля от их общего количества. Первичные инвесторы имеют право в установленном законодательством порядке продавать облигации на вторичном рынке ценных бумаг через биржи. Национальный банк, как центральный депозитарий, по согласованию с мин фином может продавать на вторичном рынке ценных бумаг облигации, не реализованные при первичном размещении, в течении срока их обращения по ценам не ниже цен в день проведения аукциона. Правительство обязуется погасить облигации по истечении срока их обращения. Инвесторы получают профит в виде разницы между ценами реализации (погашения) и ценами приобретения облигаций. Повышение рейтинга государственных краткосрочных облигаций связан со стабилизацией обменных курсов белорусского рубля к иностранным валютам, что приводит к оттоку денежных средств с валютного сектора рынка, а также со снижением уровня инфляции и введением положительных ставок вложения инвистиций национального банка.

Выпуск долгосрочных облигаций займа РБ осуществляется с целью снижения темпов инфляции и исполнения республиканского бюджета по затратам со сроком обращения один год и более. определяет объем, дату эмиссии ценных бумаг облигаций, срок обращения и погашения, номинальную стоимость одной облигации, процентную ставку . Объемы выпуска учитываются при формировании республиканского бюджета. Первичное размещение облигаций производится минфиным (главным государственным казначейством) путем зачисления определенного количества облигаций на специальные счета первичных держателей, открываемых в депозитарии (национальном банке).

Выпуск долгосрочных облигаций Федерального Займа осуществляется в виде записей на счетах без использования бланков. В обращении облигации могут использоваться первичными держателями при расчетах за товары (работы, услуги), а также выступать предметом залоговых обязательств. Погашение облигаций производится национальным банком по номинальной стоимости облигаций, увеличенной на сумму процентной ставки, установленной при выпуске облигаций. Министерство финансов по истечении срока обращения выделяет необходимые средства национальному банку.

Долгосрочные облигации представляют собой источник не инфляционного финансирования дефицита госбюджета. С их помощью можно цивилизованным путем отсрочить выплаты по существующему государственному долгу, увеличить сроки государственных заимствований, снизить неплатежи в стране.

Развитие рынка ценных бумаг преследует цель - закрепить положительные тенденции по стабилизации денежно - кредитных отношений; расширить безинфляционное покрытие дефицита госбюджета за счет денежной эмиссии высоко ликвидных ценных бумаг; дальнейшее развитие рынка ценных бумаг .

Вторичный рынок государственных ценных бумаг Республики Беларусь образовался в 1994 г., сразу после первого эмиссии ценных бумаг государсвенных краткосрочных облигаций . Операции по вторичному обращению ГКО проводились на ОАО “Белорусская фондовая биржа”, ЗАО “Межбанковская валютная биржа”. Денежная эмиссия ГКО в 1994 г. составила 11,4 млрд.руб. и на вторичном рынке было заключено 32 сделки. Тогда же и начался накопления опыта и наработки нормативных документов по становлению вторичного рынка. В силу незначительных объемов эмиссии государственных ценных бумаг вторичный тогда не имел должного развития.

В 1995 г. после принятия ряда мер, направленных на развитие рынка ценных бумаг, он занял одно из ведущих мест среди других объектов инвестиций. Большое влияние на активизацию вторичного рынка оказало льготирование налогообложения доходов, получаемых от операций с этими бумагами. Денежная эмиссия государственных долговых обязательств составила 1680,5 млрд. руб., на биржах было зарегистрировано около1500 сделок на общую сумму 2,7 трлн. руб. Сформировавшись в качестве механизма привлечения свободных денежных средств для финансирования дефицита госбюджета, рынок государственных ценных бумаг постепенно занимает ведущую роль в кредитно-денежной системе государства. Решение национального банка было утверждено “Положение об операциях национального банка Республики Беларусь с ценными бумагами на открытом рынке”, где в качестве целей их проведения признана стабилизация денежно-кредитных отношений и оперативное регулирование объема денежного агрегата. С конца сентября 1995 г. Национальный банк приступил к проведению регулярных операций на открытом рынке. В конце 1995 г. принята концепция дополнительного вложения капитала национальным банком коммерческих банков.

Наиболее перспективной формой предоставления банкам финансовых ресурсов представляется выкуп ценных бумаг на условиях РЕПО. Это преимущество становится все более ощутимым по мере увеличения объемов денежной эмиссии государственных ценных бумаг и дифференциации их по доходности и срокам. Поэтому по операциям РЕПО является нижним пределом базовой ставки повторного вложения капитала . В 1996 г. Выпуск государственных долговых обязательств продолжает наращивать темпы. Денежная эмиссия ГКО составила 6032,03 млр. Руб. Вторичный рынок также набирает обороты. Однако существовали трудности для субъектов хозяйствования в определении текущей стоимости ГКО. Операторы вторичного рынка заключали сделки купли-продажи ценных бумаг по ценам не биржевого рынка ввиду отсутствия биржевого рынка, хотя последний должен быть своеобразным маяком для определения стоимости бумаг (колебания между минимальной и максимальной ценой отдельных денежных эмиссий иногда доходили до 25%).

Указом президента Республики Беларусь от 09.04.96 № 139 “О преобразовании ЗАО “Межбанковская валютная биржа”” ЗАО “Межбанковская валютная преобразовано в государственное учреждение “Межбанковская валютная биржа” (ГУ МВБ) и передано в ведение национального банка. С этого момента национальный банк активно включился в процесс фирмы вторичного рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь. Для устранения недостатков, оказывающих негативное воздействие на рынок государственных ценных бумаг, национальный банк приступил к созданию торговой системы на базе ГУ МВБ., позволяющей ее участникам совершать в рамках торговой сессии неограниченное количество сделок с государственными ценными бумагами, а расчеты по ним и денежным средствам проводить один раз после закрытия торговых позиций. Создание биржевой системы позволит увеличить емкость рынка государственных ценных бумаг, сделает его более динамичным, ликвидным и интересным для широкого круга инвесторов, позволит устранить риски непоставки ценных бумаг и денег, что очень актуально на современном этапе развития не только для рынка ценных бумаг, но и всей сферы денежно-кредитных отношений Республики Беларусь.

Поэтому в целях упорядочения операций с государственными ценными бумагами и ценными бумагами национального банка Республики Беларусь, обеспечения государственного регулирования и компании вторичного рынка:

в первом квартале 1997 г. введена в действие и эксплуатируется в ежедневном режиме электронная информационная система ГУ МВБ, которая позволяет упорядочить компанию вторичного рынка ГКО в части выставления котировок первичными инвесторами;

издано совместное постановление Совета Министров Республики Беларусь и национального банка “О рынке государственных краткосрочных облигаций Республики Беларусь и ценных бумаг национального банка Республики Беларусь” от 01.10.1997 г. №1305/23, в нем определено: обращение новых эмиссий ценных бумаг ГКО и ценных бумаг национального банка на вторичном рынке осуществляются через торговую систему ГУ МВБ;

решением Правления национального банка от 24.09.97 г. утверждено “Временное положение об обращении государственных ценных бумаг и ценных бумаг национального банка Республики Беларусь через ГУ МВБ”; в нем нашли отражение основные моменты (участники торгов, виды сделок, которые могут совершаться на бирже, порядок расчетов), направленные на дальнейшее совершенствование и установление прозрачности вторичного рынка;

решением Совета Директоров национального банка от 24.10.97 №42.1 утвержден “Порядок проведения операций по купле-продаже государственных ценных бумаг и ценных бумаг национального банка Республики Беларусь в ГУ МВБ”, в котором подробно расписана процедура функционирования торговой системы по государственным ценным бумагам.

Кроме того, с целью повышения заинтересованности инвесторов в приобретении ценных бумаг и повышении ликвидности данного рынка реализованы следующие мероприятия:

национальный банк Республики Беларусь осуществляет предоставление ломбардных займов под обеспечение долга государственных ценных бумаг;

Совершенствуется система средств при формировании в коммерческих банках фонда обязательных резервов, используемых на приобретение государственных ценных бумаг.

Все названные шаги направлены на повышение ликвидности государственных ценных бумаг и позволяет в ближайшее время упорядочить вторичный рынок государственных ценных бумаг, начать полноценную биржевую торговлю, сузить устанавливаемые операторами вторичного рынка спреды для каждого эмиссии ценных бумаг ценных бумаг, что повлечет за собой уменьшение колебаний цен на этом рынке и предоставит национальному банку более качественные рычаги денежно-кредитного регулирования.

Операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами производятся также и для управления ликвидностью банковской системы .

Государственный кредит формирует часть государственного долга (внутреннего). Значительная доля государственного долга состоит из внешних ссуд, которые связаны с развитием международного ссуды.

Международный займ - движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов во временное пользование на условиях их платности, срочности, гарантии погашения, целенаправленности.

Объективной основой развития международных отношений явились: выход производства за национальные рамки, усиление мирохозяйственных связей, углубление международного разделения труда, международное обобществление капитала, специализация и кооперирование производства.

Субъектами кредитных отношений выступают государства, банки, международные и региональные валютно-кредитные и финансовые фирмы, отдельные юридические лица. Международный займ предоставляется за счет средств государства, фирм, предприятий, коллективных ссудных фондов, аккумулированных в международных валютно-кредитных и финансовых организациях.

Позитивная роль международного займа в ускорении развития производственных сил путем обеспечения непрерывности процесса воспроизводства и его расширения.

Для межгосударственного ссуды характерно то, что субъектами кредитных отношений выступают отдельные государства, а объектом перераспределения - их национальный профит.

В Республику Беларусь привлекаются иностранные займы (на основе соглашений между правительством РБ и правительством других государств) для поддержания экономических реформ, перехода к рыночной экономике, решения проблем, связанных с осуществлением структурной перестройки экономики, технического перевооружения и модернизации промышленности и сельского хозяйства, внедряя современные технологии, а также развития экспортного потенциала, насыщения внутреннего рынка товарами народного потребления, развития малого и среднего бизнеса и др.

Решения о привлечении и последующем использовании иностранных займов, формирующих внешнюю задолженность РБ, а также о предоставлении правительственных гарантий в отношении иностранных ссуд принимаются Кабинетом Министров РБ по согласованию с президентом РБ на основании предложений Валютно-кредитной комиссии Кабинета Министров РБ.

Государственный кредит на Украине

государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу аккумуляции государством денежных средств на началах возвратности для финансирования государственных затрат. Заемщиками выступают физические и юридические лица, кредитором - государство в лице его органов (мин фина, местных (муниципальных) органов власти). Для кредитора даннная форма займа позволяет мобилизовать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без использования для этих целей бумажно-денежной выпуска, для неинфляционного кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирования финансового рынка. В условиях развития инфляционного процесса государственные кредиты у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос . Из обращения изымается избыточная , т.е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок. Чрезмерное увеличение государственного долга вместе с тем может привести к платежам по обязательствам, сумма которых составит величину большую, чем поступления от кредитов, что отрицательно скажется на состоянии финансов государства.


Государственный кредит – совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой стороны, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

При выполнении функции заемщика, государство осуществляет выпуск государственных ценных бумаг (в частности облигаций), привлекая тем самым средства физических и юридических лиц.

Выполняя функцию кредитора, государство через ЦБ РФ осуществляет кредитование коммерческих банков, которые в свою очередь кредитуют физических и юридических лиц.

Государство как гарант выступает в сделках в качестве третьего лица, гарантирующего выполнение обязательства перед кредитором в случае неисполнения его заемщиком.

Государственный кредит как звено финансовой системы РФ обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства: бюджета и внебюджетных фондов. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов (в основном для финансирования дефицита бюджета). Вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Государство может проводить финансовую политику, используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики.

– одно из направлений финансовой политики государства, связанное с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Управление государственным кредитом включает совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению ссуд и гарантий. Органы государственной власти определяют общий объем бюджетного дефицита и объем займов, необходимых для его финансирования, основные направления и цели воздействия на денежное обращение, кредит, производство, занятость.

В процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи:

1) минимизация стоимости долга для заемщика;

2) недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса;

3) эффективное использование мобилизованных средств и контроль за целевым использованием выделенных кредитов;