Фактически ни одно государство, при формировании своего бюджета, не может обойтись без использования в своей налоговой системе, сборов и пошлин. И хотя размер собираемых пошлин в бюджете государств, занимает, как правило, не значительное место, тем не менее, им придается важное самостоятельное финансовое значение.

Пошлины, в отличие от налогов имеют целью лишь покрытие издержек государственного учреждения, а не извлечение дохода. Пошлины и сборы не имеют финансового значения, присущего налогам. При уплате пошлины или сбора всегда присутствуют специальная цель (за что конкретно уплачивается пошлина) и специальные интересы (плательщик в той или иной мере непосредственно ощущает возмездность платежа). В этом смысле сборы и пошлины являются индивидуальными платежами. Но поскольку государство обязано предоставлять основной объем своих услуг независимо от способности получателя оплатить их, покрытие государственных расходов не может осуществляться за счет индивидуальных платежей, дающих какие-либо права. "Принцип правового государства отвергает коммерциализацию государственного управления и ограничивает расходы, связанные с оказанием услуг государством в ответ на платежеспособный спрос» Государственное право Германии. В 2 т. - М.: Институт государства и права РАН, 1994-Т. 2-С. 149.

Цель взыскания пошлины или сбора (пошлинный принцип) состоит лишь в покрытии без убытка, но и без чистого дохода, издержек учреждения, в связи с деятельностью которого взимается пошлина. Но этот принцип далеко не всегда соблюдается на практике. Довольно часто плата за услуги превышает связанные с ней расходы. Мало того, в ряде случаев не платеж устанавливается ради покрытия расходов, а само действие признается обязательным ради взыскания платежа. Это утверждение справедливо, например, в отношении введения различных регистраций и т.п.

Данное обстоятельство свидетельствует о том, что пошлины и сборы, хотя и взимаются в связи с оказанием индивидуальных услуг, не могут рассматриваться как платежи по обязательствам, договорные платежи. Это - денежные повинности, взимаемые в индивидуальном порядке в связи с услугой публично-правового характера.

Следует особо подчеркнуть, что пошлина или сбор выплачиваются не за услугу, а в связи с услугой, причем с той, которую оказывает государственный орган, действуя в общих интересах, реализуя свои государственно-властные функции. Так, уплата пошлины при подаче искового заявления в суд сопряжена с правом конкретного лица на судебную защиту, однако определяется общественно полезной функцией суда -- поддержанием режима законности.

Характер пошлин и сборов предполагает использование иных принципов при определении размера платежа, нежели те, которые применяются при налогообложении. Учет платежеспособности лица в этом случае не может быть определяющим, ибо приведет не к установлению равенства, а к его нарушению. Действительно, лица, получающие одну и ту же услугу, платили бы разные суммы пошлины. Поэтому размер пошлины или сбора определяют исходя из характера и размера услуги (принцип эквивалентности) и устанавливают, как правило, в конкретной сумме. Денежная сумма может быть неэквивалентна расходу, понесенному в связи с оказанием услуги. Однако это не означает абсолютной свободы при определении размера платежа.

Размер пошлины или сбора, во-первых, должен быть обоснован. При определении их сумм нельзя исходить лишь из финансовых соображений -- размеры сумм необходимо сопоставлять с целями, ради которых установлены платежи. В тех случаях, когда платеж с разумной точки зрения несопоставим с выгодой, полученной плательщиком, или с расходом, понесенным государственным органом, пошлинный принцип следует считать нарушенным. Размер пошлины или сбора, во-вторых, не должен ограничивать возможность граждан использовать основные конституционные права, возможность получать от государственных органов те или иные услуги, поскольку эти права предоставляются гражданам вне всякой зависимости от внесения каких-либо платежей.

Виды пошлин различны . Выделяют пошлины, взимаемые в связи с предоставлением административных услуг (например, за рассмотрение ходатайства о получении или прекращении гражданства); пошлины, взимаемые за предоставление какого-либо права (например, за выдачу разрешений на право охоты); пошлины, взимаемые как компенсация за определенные расходы общества в интересах конкретных лиц (например, пошлины с владельцев крупнотоннажных транспортных средств, оказывающих повышенное разрушающее действие на автодороги) Годме П.М. Финансовое право.-- М.: Прогресс, 1978.-- С. 392.. Выделяют также пошлины, взимаемые в определенных сферах государственной деятельности: судебные, таможенные, нотариальные и др.

В российском законодательстве существуют три вида пошлин: государственная, регистрационная, таможенная .

Государственная пошлина взимается за ряд услуг в пользу плательщика -- принятие исковых заявлений и других документов судом, совершение нотариальных действий, регистрация актов гражданского состояния, выдача документов и др., а также за предоставление особого права (например, право на охоту).

Регистрационные пошлины взимаются при обращении лица с заявкой о выдаче патентов на изобретение, промышленный образец, полезную модель и др.

Таможенные пошлины взимаются при совершении экспортно-импортных операций.

В 1991 году на территории Российской Федерации вступил в силу Закон РФ от 09.12.91 N 2005-1 "О государственной пошлине". В данном Законе было дано определение государственной пошлины и закреплены ее основные элементы: плательщики, объекты взимания, ставки, порядок и сроки уплаты.

В соответствии с этим Законом под государственной пошлиной понимается установленный обязательный и действующий на всей территории РФ платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.

Таким образом, сущность государственных пошлин заключается в том, что органы государственной власти Российской Федерации, их центральные и местные учреждения по роду своей деятельности обязаны оказывать ряд услуг юридическим и физическим лицам за плату в порядке взимания установленной законом государственной пошлины.

Виды государственной пошлины. В зависимости от органа, на которого возложена обязанность удерживать государственную пошлину, различают государственную пошлину, взимаемую при обращении:

  • 1) в суды общей юрисдикции, к мировым судьям, в арбитражные суды, в Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации;
  • 2) в нотариальные органы;
  • 3) в органы записи актов гражданского состояния (ЗАГСы) и иные уполномоченные органы;
  • 4) в органы внутренних дел и другие уполномоченные органы при совершении действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации, выходом из гражданства Российской Федерации, с въездом в Российскую Федерацию и выездом из Российской Федерации;
  • 5) в федеральные органы исполнительной власти по вопросам официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологий интегральных микросхем;
  • 6) в государственные учреждения по осуществлению федерального пробирного надзора;
  • 7) в иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные уполномоченные органы и (или) к соответствующим должностным лицам.

Порядок уплаты государственной пошлины . При обращении за государственной регистрацией прав, пошлина должна быть уплачена плательщиками до подачи заявления на совершение юридически значимого действия ст. 333.17 НК РФ.

Глава 25.3 НК РФ предусматривает широкий круг услуг и плательщиков, освобождаемых от уплаты государственной пошлины. Льготы можно разделить на два вида: освобождение от уплаты государственной пошлины, а также отсрочка (рассрочка) платежа (см. Приложение 1).

Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме. Факт уплаты пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка (либо органом федерального казначейства) о его исполнении.

Факт уплаты пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, которым производилась оплата, по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Если за совершением юридически значимого действия обратились одновременно несколько плательщиков, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях (округление допускается до единиц рублей, т.е. если сумма пошлины 500 рублей, а плательщиков 3 физических лица, то заполняется три квитанции по 166, 167 и 167 рублей). Если, среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) освобождено (освобождены) от уплаты госпошлины, размер госпошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты. При этом оставшаяся часть суммы уплачивается лицом (лицами), не освобожденными от уплаты госпошлины (например, если за регистрацию права плательщиками являются 2 физических лица и муниципальное образование г.Омска, то заполняется 2 квитанции от физических лиц по 167 рублей каждая).

Уплата государственной пошлины должны быть произведена отдельно по каждому юридически значимому действию, за совершение которого обращается заявитель (заявители), и каждым плательщиком, т.е. каждый плательщик обязан предоставить самостоятельный документ, подтверждающий оплату пошлины по каждому действию, с четким указанием его вида.

Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины. Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае:

  • 1) уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено законодательством;
  • 2) возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и должностными лицами. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, если не истек трехгодичный срок после вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины;
  • 3) прекращения производства по делу или оставления иска без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом.

При заключении мирового соглашения до вынесения судебного решения арбитражным судом возврату истцу подлежит 50 процентов суммы уплаченной им государственной пошлины. Данное положение не применяется в случае, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда.

Не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в арбитражный суд и вынесения определения о принятии заявления к производству, а также при утверждении мирового соглашения судом общей юрисдикции;

  • 4) отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие;
  • 5) отказа в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, удостоверяющего в случаях, предусмотренных законодательством, личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и на территории Российской Федерации, проездного документа беженца.

Не подлежит возврату государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию заключения брака, перемены имени, внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, в случае, если впоследствии не была произведена государственная регистрация соответствующего акта гражданского состояния или не были внесены исправления и изменения в записи актов гражданского состояния.

Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится по заявлению плательщика государственной пошлины, поданному в налоговый орган по месту совершения действия, за которое уплачена (взыскана) государственная пошлина.

Заявление может быть подано в течение трех лет со дня уплаты излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины. К данному заявлению прилагаются: решения, определения и справки судов, организаций, осуществляющих действия, за которые уплачивается (взимается) государственная пошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, в соответствующих случая - акты налоговых проверок организаций и должностных лиц, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины, в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов.

Возврат суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины производится за счет средств бюджета, в который произошла переплата.

При прекращении государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, сделки с ним на основании соответствующих заявлений сторон договора возвращается половина уплаченной государственной пошлины.

Возврат уплаченной государственной пошлины в случаях, если решения судов приняты полностью или частично не в пользу государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, производится за счет средств бюджета, в который производилась уплата.

Плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия. Указанный зачет производится по заявлению плательщика, предъявленному в орган либо должностному лицу, в который (к которому) он обращался за совершением юридически значимого действия.

Заявление о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет. К заявлению о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины прилагаются: решения, определения и справки судов, организаций, осуществляющих действия, за которые уплачивается государственная пошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного возврата государственной пошлины, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины.

Функции по обеспечению соблюдения положений налогового законодательства возложены на налоговые органы. Они осуществляют проверку правильности исчисления и уплаты государственной пошлины в государственных нотариальных конторах, органах записи актов гражданского состояния и других органах, организациях, осуществляющих в отношении плательщиков действия, за осуществление которых в соответствии с действующим налоговым законодательством взимается государственная пошлина.

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 30.07.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019)
  • Статья 333.31. Размеры государственной пошлины за совершение действий государственным учреждением, подведомственным федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней
  • Статья 333.32. Особенности уплаты государственной пошлины за совершение действий государственным учреждением, подведомственным федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней
  • Статья 333.32.1. Размеры государственной пошлины за совершение действий уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении государственной регистрации лекарственных препаратов и регистрации лекарственных препаратов для медицинского применения в целях формирования общего рынка лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза
  • Статья 333.32.2. Размеры государственной пошлины за совершение действий уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении государственной регистрации медицинских изделий и регистрации медицинских изделий, предназначенных для обращения на общем рынке медицинских изделий в рамках Евразийского экономического союза

Госпошлина – определенная в законе денежная сумма, подлежащая уплате в бюджет за обращение в органы государственного управления различного уровня.

Налоговый кодекс РФ содержит основополагающие положения, регулирующие основания и порядок оплаты государственной пошлины, а также определяет ее размеры для каждого определенного случая обращения в тот или иной орган той или иной категории плательщиков, а также предусматривает случаи освобождения от ее уплаты.

Госпошлина – платеж в бюджет, взимаемый с плательщика в случаях обращения в госорганы, в том числе и местного самоуправления либо к должностным лицам , которые наделены полномочиями совершать действия юридически значимого характера в пользу обратившегося.

Исключением являются случаи обращения в консульские учреждения страны.

Размер госпошлины

В зависимости от основания уплаты государственной пошлины она может быть и фиксированной – определена конкретная сумма в денежном выражении, либо рассчитывается в индивидуальном порядке, поскольку нормативно определен лишь процент от, например, требований материального характера, заявленного в иске.

Узнать больше о порядке раздела имущества супругов можно более детально .

Так, госпошлина в суд по искам носящим неимущественный характер, либо имущественный, но не требующий оценки, размер определен для физ.лица в размере 100 рублей, для юр.лица – 2000 рублей.

Для дел особого производства, об оспаривании актов гос.органов и т.д. сумма также определена в твердом денежном выражении.

Пошлина по имущественным искам зависит от цены иска в процентном соотношении, предусмотренном ст.333.19 НК РФ.

Например, иск на сумму до 10 000 рублей облагается пошлиной в размере 4%, но не меньше 200 рублей.

В индивидуальном порядке при расчетах поможет калькулятор госпошлины, который учитывает не только размер и вид судебных требований, но и особенности инстанции (Верховный суд, Конституционный суд, арбитражный или общие суды) с учетом действующих положений Налогового кодекса РФ.

Кроме общего правила, которое предусматривает оплату сбора, на законодательном уровне определены случаи освобождения от нее для определенных категорий субъектов, либо случаи, которые вовсе не требуют оплаты пошлины .

таких случаев изложен в НК РФ, ст.333.35. Этой же правовой нормой предусмотрены и случаи предоставления налоговых льгот.

Реквизиты для оплаты госпошлины

С учетом того, что реквизиты для оплаты госпошлины индивидуальны для каждого конкретного региона и органа, наделенного совершать в пользу плательщиков значимые юридически действия , то получить желаемые реквизиты можно двумя способами:

  • пойти в соответствующий орган, суд в который намерены обращаться, и уточнить на месте необходимые реквизиты;
  • зайти на сайт соответствующего органа, суда, где в обязательном порядке размещается информация подобного рода.

Места оплаты госпошлины

Оплата производится в любом отделении банка в наличной или безналичной форме.

По результатам оплаты на руках плательщика должна быть либо квитанция, либо платежное поручение, в зависимости от выбранного способа оплаты.

Ряд органов может самостоятельно взимать оплату , в таком случае должностное лицо органа должно выдать плательщику на руки также квитанцию установленной формы.

Независимо от места оплаты и полученного документа, его необходимо будет приложить к пакету документов, необходимых для совершения оплачиваемых действий.

Если это сделано не будет, в совершении действий будет отказано, а пакет документов возвращен, что потребует повторного обращения.

Возврат государственного сбора

Вопросы возврата госпошлины также урегулированы НК РФ, в частности ст. 333.40 указанного НПА.

В ней предусмотрены основания возврата , к которым относятся:

  1. уплата соответствующего платежа сверх установленных размеров. В таком случае возврат производится частичный и составляет разницу между уплаченной суммой и подлежащей уплате;
  2. отказ в принятии либо возврат заявления за совершение нотариальных действий. Однако, если имеет место такая ситуация, может производится взаимозачет уплаченной суммы в счет уплаты пошлины за повторное обращение в последующем, без возврата уже внесенной госпошлины. Единственное условие – с момента уплаты до момента повторного обращения не должно пройти больше 3 лет;
  3. , независимо от категории, оставлено без рассмотрения либо производство по делу прекращено;
  4. плательщик до обращения в соответствующий орган отказался от совершения оплаченных действий.

Во всех случаях возврат производится Федеральным казначейством по письменному заявлению плательщика.

Подача заявления о возврате осуществляется в орган или должностному лицу, уполномоченному совершать оплаченную процедуру.

Ограничивается также 3 годами с момента внесения денежных средств.

Таким образом, достаточно большое количество функций и действий органов госуправления всех уровней и судебных органов облагаются госпошлиной.

Кроме общего правила, предусматривающего обязательную плату пошлины, законодательством определены льготы по ее уплате определенной категории лиц, а также случаи освобождения от ее уплаты и вовсе.

Это обусловлено как спецификой совершаемых действий, так и самого субъекта, в отношении которого они должны быть осуществлены.

Поскольку пошлина взимается за совершение определенных действий в пользу плательщика, предусмотрены и случаи возвраты уплаченных платежей в случае не совершения интересуемых действий, как по инициативе плательщика, так и по инициативе органа власти.

Частые вопросы по госпошлине

Какой размер госпошлины за регистрацию брака в РФ?

Сумма оплаты государственной пошлины составляет 350 рублей на 1 января 2015 года , независимо от ЗАГСа и города. Но, к сожалению, на сегодняшний день встречаются случаи, когда суммы озвучиваются разные.

Это, в действительности, можно назвать мошенничеством ЗАГСа, когда госпошлина на брак с 1 января 2015 идет с предложением обязательных дополнительных услуг. Такого быть не должно.

Нужно обязательно обращать внимание на все виды представленных услуг в ЗАГСе, начиная от традиционного торжественного вальса Мендельсона до поздравительной речи гостей.

Размер госпошлина за регистрацию брака с традиционным вариантом росписи одинаковой для всех регионов. Если же вам предложили оплатить достаточно высокую сумму, аргументируя это дополнительными услугами бракосочетания, то лучше тогда выбрать другой ЗАГС.

На сегодняшний день известно, что были внесены определенные изменения в стоимостные услуги ЗАГСов. Но при этом стоит учитывать, что цена регистрации брака зависит от города, самого ЗАГСа и предоставляемых торжественных услуг.

Сама пошлина за регистрацию брака 2015 составляет 350 рублей, включая выдачу свидетельства. Редко встречается такое, что существует фиксированная цена на все виды услуг без каких-либо ограничений. Так что, в любом случае, придется ориентироваться либо на желаемую торжественную часть, либо на финансовые возможности.

Плательщиками государственной пошлины являются организации (российские и иностранные) и физические лица (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства), при условии их обращения за совершением юридически значимых действий, а также организации и физические лица, выступающие ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судами, и если при этом решения приняты не в их пользу и истец освобожден от уплаты пошлины.В том случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько лиц, не имеющих права на льготы, государственная пошлина уплачивается каждым из них в равных долях.

Законодательством предусмотрены случаи, когда круг плательщиков государственной пошлины устанавливается самим органом, совершающим юридически значимое действие. Например, решением суда о расторжении брака государственная пошлина за регистрацию расторжения брака может взиматься с одного или обоих супругов.

Под объектом взимания государственной пошлины необходимо понимать юридически значимое действие, совершение которого обуславливает возникновение у заинтересованного лица обязанности уплаты пошлины, объекты налогообложения классифицируются по следующим по признакам:

  • 1. в зависимости от органа, оказывающего юридически значимые действия. В состав этих органов входят судебные учреждения общей юрисдикции; арбитражные суды; Конституционный Суд РФ; нотариальные органы; органы местного самоуправления; органы исполнительной власти; органы местного самоуправления и т.д.
  • 2. в зависимости от вида оказываемых юридически значимых действий. По видам действий выделяются: рассмотрение исковых заявлений, запросов, жалоб; совершение нотариальных действий; составление проектов документов; выдача и удостоверение копий и дубликатов документов; регистрация актов гражданского состояния и т.д.
  • 3. в зависимости от формы документа, с которыми совершаются юридически значимые действия. К ним относятся: исковые заявления имущественного и неимущественного характера, жалобы, запросы, ходатайства, доверенности, договора дарения, поручительства, завещания, свидетельства, справки и т.д. Объекты взимания государственной пошлины представлены на рисунке 1.

Рис 1. Объекты взимания государственной пошлины

Система ставок (размеры) устанавливается отдельно по каждому виду совершения юридически значимых действий.

При этом используются два основных вида ставок:

  • 1. Твердые (специфические);
  • 2. Адвалорные (в процентах).

Наибольшее количество ставок государственной пошлины представлены именно как твердые ставки - в фиксированных суммах в рублях за каждое юридически значимое действие, причем по отдельным группам таких действий предусмотрены исключительно твердые ставки. К таким группам относят:

  • 1. совершение действий органами ЗАГСа;
  • 2. действий, связанных с приобретением гражданства или выхода из него;
  • 3. действий по официальной регистрации программ ЭВМ;
  • 4. действий по осуществлению федерального пробирного надзора.

Другими словами для всех видов государственной пошлины групп 3-6 из представленного выше перечня. В качестве примера можно привести государственную пошлину за регистрацию заключения брака, включая выдачу свидетельства, установленную в размере 400 рублей.

Значительно меньше количество ставок представлено как адвалорные. Данные ставки в государственной пошлине встречаются в двух разновидностях:

  • 1. пропорциональные;
  • 2. регрессивно- каскадные.

Адвалорные пропорциональные ставки формируются в процентах от суммы (сделки, искового заявления и т.д.) с предельным ограничением или без него. В качестве примера такой ставки с предельным ограничением приведем государственную пошлину за государственную регистрацию договора о залоге транспортных средств- 0,1% суммы договора, но не более 1000 рублей. Примером адвалорной пропорциональной ставки без предельного ограничения может служить государственная пошлина за право вывоза культурных ценностей, которая устанавливается для ценностей более 50 лет назад-10% от стоимости и менее 50 лет- 5% от их стоимости.

Адвалорные регрессивно-каскадные ставки устанавливаются в процентах от суммы (искового заявления) с делением этой суммы на налоговые разряды с применением для каждого разряда своей ставки, понижающей при переходе к более высокому разряду. Например, при подаче в арбитражный суд искового заявления имущественного характера, подлежащая оценке, с цены иска:

  • 1. до 50000 рублей- 4%, но не менее 500 рублей;
  • 2. от 50001 до 100000- 2000 рублей плюс 3% суммы, превышающей 500000 0 рублей;
  • 3. от 100001 до 500000 рублей- 3500 рублей плюс 2% суммы, превышающей 100000 рублей;
  • 4. от 500001 до 1000000 рублей- 11500 рублей плюс 1% суммы, превышающей 500000 рублей;
  • 5. свыше 1000000 рублей- 16500 рублей плюс 0,5% суммы, превышающей 1000000 рублей, но не более 100000 рублей .

Ставка может расти по мере увеличения размера объекта взимания государственной пошлины (прогрессивная государственная пошлина). В отношении исковых заявлений имущественного характера, рассматриваемых в судах общей юрисдикции и арбитражных судах, применяется сложная прогрессия: объект взимания государственной пошлины (сумма иска) делится на части (ступени), каждая из которых облагается своей ставкой, так что повышенные ставки применяются не ко всему объекту, а только к части, превышающей предыдущую ступень.

Физические лица чаще всего сталкиваются с государственной пошлиной при нотариальном заверении документов, размеры представлены в таблице 2.

Таблица 2. Ставки нотариальных пошлин

Нотариальное действие

за выдачу свидетельства о праве на наследство:

  • 1. детям
  • 2. другим наследникам
  • 0,3% стоимости наследуемого имущества, но не более 100000 рублей
  • 0,6% стоимости наследуемого имущества, но не более 1000000

за выдачу дубликатов

100 рублей

за удостоверение прочих договоров, предмет которых подлежит оценке

0,5% суммы договора, но не более 20000 рублей

за удостоверение брачного договора

500 рублей

За удостоверение доверенностей на право пользования и распоряжения имуществом:

  • 1. детям
  • 2. другим физическим лицам
  • 100 рублей
  • 500 рублей

Порядок и сроки уплаты государственной пошлины

Государственная пошлина определяется характером совершаемых юридически значимых действий. По общему правилу, государственная пошлина уплачивается или до совершения действий или до подачи заявлений и иных документов на совершение юридически значимых действий, представлено в таблице 3.

Таблица 3. Случаи и сроки уплаты государственной пошлины

Случай уплаты

Срок уплаты

Обращение в Конституционный суд Российской Федерации, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или _к мировым судьям

До подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы, в том числе апелляционной, кассационной или надзорной

Обращение за проставлением апостиля

До проставления апостиля

Обращение за совершением нотариальных действий

До совершения нотариальных действий

Обращение за выдачей документов (их копий, дубликатов)

До выдачи документов (их копий, дубликатов)

Плательщик выступает ответчиком в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в его пользу

В 10-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда

В других случаях

До подачи заявлений и (или) иных документов на совершение таких действий либо до подачи документов

В главе 25.3 содержится ряд исключений из данного правила.

Так, государственная пошлина уплачивается в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда:

  • - лицами, выступающими ответчиками в судах, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины
  • - при затруднительности определения цены иска в момент его предъявления в суд общей юрисдикции, мировому судье размер государственной пошлины предварительно устанавливается судьей с последующей доплатой недостающей суммы государственной пошлины на основании цены иска, определенной судом при разрешении дела - при доплате государственной пошлины в случае увеличении истцом размера исковых требований
  • - при доплате государственной пошлины, в случае если суд выйдет за пределы исковых требований.

Сроки уплаты государственной пошлины, установленные Налоговым кодексом РФ, могут быть изменены органом, совершающим юридически значимое действие, по ходатайству заинтересованного лица об отсрочке или рассрочке уплаты государственной.

Государственная пошлина должна быть уплачена по месту совершения юридически значимых действий. Согласно Гражданскому кодексу РФ платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов (ст. 140 Гражданского кодекса РФ). Данное правило закреплено и в общей части Налогового кодекса РФ (ст. 58 Налогового кодекса РФ) и продублировано в статье, регулирующей порядок уплаты государственной пошлины.

Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме.

Доказательством уплаты государственной пошлины наличными денежными средствами является:

  • - квитанция, выдаваемой плательщику банком;
  • - квитанция, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который произведена оплата.

Факт уплаты государственной пошлины в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении.

Платежное поручение или квитанция должны быть предоставлены плательщиком вместе с комплектом документов, необходимых для регистрации тех или иных действий.

Лишь при предоставлении указанных доказательств, подтверждающих уплату государственной пошлины в соответствующий бюджет, уполномоченный орган (должностное лицо) вправе совершить юридически значимое действие в отношении плательщика.

"Бухгалтерский учет", N 6, 2000

Под государственной пошлиной понимается установленный Законом Российской Федерации от 09.12.1991 N 2005-1 "О государственной пошлине" (с последующими изменениями и дополнениями) обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый с юридических и физических лиц за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.

Госпошлина взимается для покрытия издержек государственного или иного органа, учреждения, осуществляющего деятельность, за которую производится платеж.

В настоящее время действует Инструкция Государственной налоговой службы Российской Федерации от 15.05.1996 N 42 "По применению Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" (в ред. от 19.02.1999), в которой отражены вопросы, разъясняющие порядок исчисления, уплаты, предоставления льгот и возврата из бюджета госпошлины, и учтены отдельные положения Гражданского кодекса РФ, Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Арбитражного процессуального кодекса РФ, Семейного кодекса РФ.

Государственная пошлина взимается:

с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный суд Российской Федерации;

за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор или уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и консульских учреждений Российской Федерации;

за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния;

за выдачу документов вышеуказанными судами, учреждениями и органами;

за рассмотрение и выдачу документов, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, въездом в Российскую Федерацию и выездом из Российской Федерации, а также за совершение других юридически значимых действий, определяемых Законом Российской Федерации "О государственной пошлине":

а) за регистрацию граждан Российской Федерации по месту их жительства, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации по видам на жительство;

б) за внесение изменений или исключение записи о национальной принадлежности граждан Российской Федерации в паспортах и других документах, удостоверяющих личность;

в) за выдачу удостоверений на право охоты;

г) за государственную регистрацию договора о залоге недвижимого имущества (договора об ипотеке) и за выдачу документа о данной регистрации;

д) за предоставление выписки из реестра государственной регистрации договора об ипотеке;

е) за проставление апостиля.

Плательщиками государственной пошлины являются:

граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

юридические лица (независимо от форм собственности), обращающиеся за совершением юридически значимых действий или выдачей документов.

В случаях, когда за совершением юридически значимого действия или выдачей документа одновременно обратились несколько лиц, не имеющих права на льготы, государственная пошлина уплачивается в полном размере в равных долях или долях, согласованных между ними.

В случае, если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия или выдачей документа, одно лицо (несколько лиц) в соответствии с законодательством освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, имеющих право на льготы, и в этом случае государственная пошлина уплачивается одним лицом (несколькими лицами), не имеющим (не имеющими) права на льготы.

Ставки государственной пошлины определены в размере установленной законом минимальной месячной оплаты труда, в процентном отношении к размеру минимальной месячной оплаты труда или в процентном отношении к цене иска или сумме документа.

При определении размера государственной пошлины, установленного в кратном размере от минимального размера оплаты труда, учитывается установленный законом минимальный размер оплаты труда на день уплаты государственной пошлины. При исчислении государственной пошлины размер минимальной месячной оплаты труда применяется с момента опубликования федерального закона. С 01.01.1997 Федеральным законом от 09.01.1997 N 6-ФЗ "О повышении минимального размера оплаты труда" установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 83 руб. 49 коп. В связи с тем, что названный Закон опубликован 16.01.1997, исчисление госпошлины осуществляется с учетом указанного минимального размера оплаты труда с 16.01.1997.

Государственная пошлина уплачивается в банки (их филиалы):

наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации. В этом случае банки и их филиалы осуществляют прием платежа с выдачей квитанции в обязательном порядке;

перечислением сумм государственной пошлины со счета плательщика через банки (их филиалы). При исполнении платежных поручений по перечислению сумм государственной пошлины ответственный исполнитель учреждения банка (его филиала) на лицевой или оборотной стороне экземпляра платежного поручения, выдаваемого плательщику, обязан сделать надпись о зачислении указанной в нем суммы в бюджет. Эта надпись скрепляется оттиском круглой печати учреждения банка и подписью главного бухгалтера банка или его заместителя.

Иностранные юридические лица, не имеющие рублевых счетов и представительств на территории Российской Федерации, уплачивают государственную пошлину с помощью надлежащим образом уполномоченных представителей - резидентов, имеющих рублевые и валютные счета.

Платежные поручения на перечисление, квитанции банка о приеме государственной пошлины приобщаются к соответствующим материалам о совершении юридически значимых действий или о выдаче документов и остаются в делах учреждений, взимающих государственную пошлину.

Платежные поручения и квитанции представляют только с подлинной отметкой банка. Ксерокопии и фотокопии платежных поручений и квитанций об уплате госпошлины не могут быть приняты в качестве доказательств ее уплаты.

Уплаченная сумма госпошлины подлежит возврату частично или полностью в случаях:

внесения государственной пошлины в большем размере, за исключением случаев, когда истец после принятия искового заявления к производству уменьшил цену иска;

возвращения или отказа в принятии искового заявления, жалобы и иного обращения судами, а также отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами;

прекращения производства по делу или оставления иска без рассмотрения, если спор не подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции или арбитражном суде, а также когда истцом не соблюден установленный досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора с ответчиком либо когда иск предъявлен недееспособным лицом;

удовлетворения исковых требований арбитражным судом о возврате налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей из соответствующего бюджета, если ответчик - налоговый, финансовый, таможенный орган и орган по валютному и экспортному контролю, не в пользу которого состоялось решение. При этом следует иметь в виду, что при добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления к производству государственная пошлина возврату не подлежит;

отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия или от получения документа до обращения в орган, совершающий данное юридически значимое действие;

отказа в выдаче заграничного (общегражданского) паспорта.

Возврат госпошлины, уплаченной

в федеральный бюджет, осуществляется по заявлению о ее выдаче, поданному в налоговый орган, в течение года со дня принятия соответствующего решения суда о возврате госпошлины из бюджета;

в местный бюджет, - в течение года со дня поступления суммы в бюджет.

К заявлению о возврате государственной пошлины прилагаются решения, определения, справки суда об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата пошлины, платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины (если пошлина подлежит возврату в полном размере).

По всем действиям, за которые взыскивается госпошлина, освобождаются следующие категории лиц: Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, участники и инвалиды Великой Отечественной войны, а также лица, имеющие право на эту льготу в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (в ред. от 05.07.1999) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", Федеральным законом от 19.08.1995 N 149-ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" и постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска".

При предоставлении льгот по уплате государственной пошлины следует иметь в виду, что в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" к участникам Великой Отечественной войны относятся:

а) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в годы гражданской или Великой Отечественной войны или во время других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавшие в годы гражданской или Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях;

б) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и государственной безопасности, проходившие в годы Великой Отечественной войны службу в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;

в) лица вольнонаемного состава армии и флота, войск и органов внутренних дел, государственной безопасности, занимавшие в годы Великой Отечественной войны штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии либо находившихся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;

г) сотрудники разведки, контрразведки и другие лица, выполнявшие специальные задания в воинских частях действующей армии, в тылу противника или на территориях других государств в годы Великой Отечественной войны;

д) работники предприятий и военных объектов, наркоматов, ведомств, переведенные в период Великой Отечественной войны на положение лиц, состоящих в рядах Красной Армии, и выполнявшие задачи в интересах армии и флота в пределах тыловых границ действующих фронтов или оперативных зон действующих флотов, а также работники учреждений и организаций (в том числе учреждений и организаций культуры и искусства), корреспонденты центральных газет, журналов, ТАСС, Совинформбюро и радио, кинооператоры Центральной студии документальных фильмов (кинохроники), командированные в годы Великой Отечественной войны в действующую армию;

е) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, участвовавшие в боевых операциях при выполнении правительственных боевых заданий на территории СССР в период с 1 января 1944 г. по 9 мая 1945 г.;

ж) лица, принимавшие участие в боевых действиях против фашистской Германии и ее союзников в составе партизанских отрядов, подпольных групп, других антифашистских формирований в годы Великой Отечественной войны на территориях других государств;

з) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. в воинских частях, учреждениях, военно - учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, и награжденные медалью "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг." или медалью "За победу над Японией".

Законом Российской Федерации "О государственной пошлине", помимо вышеперечисленных категорий лиц, установлены льготы для плательщиков госпошлины за совершение отдельных юридически значимых действий либо выдачу документов.

Г.Н.Присягина

А.А.Рагузин

Управление МНС России по г. Москве