Страница 2 из 4

Вопросы преподавания прав человека, ребенка находятся в центре внимания педагогической общественности. Вот почему второй раздел пособия посвящен этой проблеме. Предлагается программа спецкурса но изучению Конвенции о правах ребенка. Цель курса дать учащимся определенную сумму знаний о правах ребенка и практических умений по нравственно-правовому воспитанию в школе, способствовать формированию культуры прав человека.

Изучение прав ребенка способствует переосмыслению многих проблем воспитательной работы в школах, помогает формировать и совершенствовать критическое мышление школьников, где основой являются гуманистические ценности.

Часть I. Общие принципы Конвенции о нравах ребенка

1. Определение ребенка

Вопрос. Кто является ребенком?

Ответ. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применяемому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее (статья 1 Конвенции).

Вопрос. В каком случае, в соответствии с законодательством РФ, совершеннолетие ребенка может наступить ранее 18-ти лет?

Ответ. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 21 п. 2, а также статья 13 п. 2 Семейного кодекса РФ) совершеннолетие может наступить с 16-ти лет.

Статья 21 п. 2. В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения 18-ти лет, гражданин, не достигший 18-тилетнего возраста, приобретает дееспособность в

полном объеме со времени вступления в брак.

Статья 13 п. 2. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешать вступить в брак лицам, достигшим возраста в шестнадцать лет."

II. Общие принципы Конвенции о правах ребенка

и законодательства Российской Федерации

Вопрос. Назовите принципы, установленные Конвенцией о правах ребенка.

Ответ. Конвенцией установлены четыре принципа:

Не дискриминация;- наилучшее обеспечение интересов ребенка; - право на жизнь, выживание и развитие; - уважение взглядов ребенка.

1. Принцип недискриминации

Вопрос. Раскройте содержание принципа недискриминации? :

Ответ. Принцип недискриминации изложен в статье 2 Конвенции. Государства-участники уважают и обеспечивают все права за каждым ребенком, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств, а также обеспечивают защиту ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка, родителей ребенка, законных опекунов или иных членов семьи.

Вопрос. В каких документах РФ изложен принцип недискриминации?

Ответ. Принцип недискриминации изложен в следующих законодательных документах РФ: Конституция РФ (от 12.12.93 г.);

Гражданский кодекс РФ, ч. 1 (от 30.11.94 г.); Семейный кодекс РФ (от 29.12.95 г.), О свободе совести и религиозных объединениях (закон РФ от 26.09.97 г.), О языках народов РСФСР (Закон РСФСР от 29.10.91 г.). Об образовании (в ред. Закона РФ от 13.01.96 г.).

Вопрос. Изложите основные положения принципа недискриминации, изложенные в Конституции РФ?

Ответ. Основное содержание этого принципа изложено в статьях 2,17,19, 38,45 Конституции РФ. Конституция провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. В РФ принимаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

2. Принцип - наилучшее обеспечение интересов ребенка

Вопрос. В какой статье Конвенции изложен принцип - наилучшее обеспечение интересов ребенка, раскройте его содержание?

Ответ. Этот принцип изложен в статье 3 Конвенции. Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными и законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные

меры. Государства- участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Вопрос. В каких законодательных документах РФ подтверждается и обеспечивается принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка?

Ответ. Этот принцип подтверждается и обеспечивается в следующих законодательных документах РФ: Семейный кодекс РФ (от 29.12.95 г.), Положение о приемлемой семье (утв. постановлением Правительства РФ от 17.07.96 г.), О неотложных мерах по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (постановление Правительства РФ от 20.06.92) и в ряде других нормативных актах.

Вопрос. Назовите основное содержание Гражданского кодекса РФ, обеспечивающего принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка.

Ответ. В Гражданском кодексе РФ этому принципу соответствуют статьи 31,34,35,36. В соответствии с ними созданы органы опеки и попечительства для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания при отсутствии у них родителей, усыновителей, решении судом родителей родительских прав, а также когда родители уклоняются от их воспитания, либо защиты их прав и интересов. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления по месту жительства подопечного и осуществляют надзор за деятельностью их опекунов и попечителей. Опекунами и попечителями могут быть только дееспособные граждане, которые обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы, заботиться об их обучении!.

Вопрос. Назовите основные положения Семейного кодекса РФ, обеспечивающие принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка.

Ответ. В Семейном кодексе РФ этому принципу соответствуют статьи 54, 56, 63, 64, 65, 78, 121, 122, 146, 147, 150,. 152,153,155. Общее содержание статей заключается в следующем.

Ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей, получении ими общего образования. Родители, с учетом мнения детей, имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучении детей, до получения детьми основного образования.

Соответствии с международными стандартами во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или неправительственными организациями, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению интересов ребенка . И вот, Украина приняла в свою законодательную базу европейский принцип, согласно которому решения, принимаемые по различным вопросам, затрагивающим права ребенка, должны основываться на его наилучших интересах . Этот механизм направлен на исполнение Закона об охране детства.

Изменения такого рода ранее были предусмотрены проектом Закона №2254 (что принят Верховной Радой ещё 26 января) , а подписанный, как Закон, уже 18.02.2016г. Президентом Украины.

Цель поправок - усилить социальную защиту ребенка, а также всесторонне поддержать семьи, воспитывающие детей . Должна отметить, что ознакомиться с новым законодательным принципом можно по этой ссылке . Информация о нем существует в редакции ко второму чтению.

Согласно внесенным поправкам в Закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления социальной защиты детей и поддержки семей с детьми" от 26.01.2016 № 936-VIII, обеспечивающий права и свободы внутренне перемещенных граждан, все дети, включая тех из них, которых не сопровождают родители или другие законные представители, исполняющие их обязанности, снабжаются справками о том, что они поставлены на учет в качестве внутренне перемещенных лиц .

О сути поправок, внесенных в Законы, для лучшей защиты детей, их прав, свобод и интересов:

Закон «Об охране детства» от 26.04.2001г. № 2402-III пополнился сведениями о предоставляемых государством гарантиях той категории детей, которые пострадали в результате проводимых военных действий или вооруженного конфликта. Например, в ст.32 указанного Закона внесена поправка, которая звучит следующим образом:

"В порядке, установленном законодательством Украины и соответствующими международными договорами, государство принимает меры для недопущения незаконного перемещения, вывоз и невозвращение детей из-за границы, их похищения, торговли детьми.

Государство принимает все необходимые и возможные меры для розыска и возвращения в Украину детей, которые были незаконно вывезены за границу, в том числе в связи с обстоятельствами, связанными с военными действиями и вооруженными конфликтами".

Цель внесенных изменений - оказание поддержки лицам, оказавшимся в трудном материальном, социальном и психологическом положении. Также поправки акцентируют внимание на том, что политика государства в области охраны детства направлена на развитие услуг, способствующих поддержанию семей, воспитывающих детей.

В Закон, регулирующий права и свободы внутренне перемещенных лиц, внесена информация о том, что процедура, согласно которой проводится учет и социальная защита детей, подходящих под определение этой категории граждан, детей-сирот и детей, лишенных опеки родителей, в том числе, совершенствуется.

Семейный кодекс также пополнился поправками . Согласно им, в Украине вводится новый социальный институт под названием «патронат над детьми». Согласно поправке в главу 20 (добавлена ст. 252) Семейного кодекса Украины:

"Патронат над ребенком - это временный уход, воспитание и реабилитация ребенка в семье патронатного воспитателя на период преодоления ребенком, его родителями или другими законными представителями сложных жизненных обстоятельствах".

Нововведение предполагает особый тип обустройства детей, лишенных родительской опеки. К сожалению, законодатели не успели учесть актуальный сегодня обстоятельства, о которых говорил в своей публикации "О вреде современных органов опеки и попечительства в Украине " мой коллега адвокат Дмитрий Зенкин. Отмечу лишь, что прошедшие необходимое обучение семьи берут их к себе на воспитание . Средний срок такого обустройства - до 3-х месяцев. В отдельных случаях, в интересах ребенка, оно продлевается до полугода. Все это помогает детям избежать попадания в интернатное учреждение.

Должна обратить внимание и на то, что ч.1 п. II. Заключительных и переходных положений предусмотрено, что данный Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования, а согласно п.2 установлено, что начиная "с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 вводится эксперимент по осуществлению патроната над ребенком" .

В свете указанного, как адвокат по семейным делам, очень надеюсь на то, что принятие этого закона станет определенным этапом на пути введения европейских стандартов и подходов к обеспечению прав детей, отраженных в: постановлении Совета Европы по правам детей и развития социальных услуг, дружественных к детям и семей Руководящих принципах ООН по альтернативному уходу за детьми, постановлении Европейской комиссии «Инвестиции в детей: разорвать круг неблагополучия».

1. Определение ребенка

Вопрос . Кто является ребенком?

Ответ . Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применяемому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее (статья 1 Конвенции).

Вопрос . В каком случае, в соответствии с законодательством РФ, совершеннолетие ребенка может наступить ранее 18-ти лет?

Ответ . В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 21 п. 2, а также статья 13 п. 2 Семейного кодекса РФ) совершеннолетие может наступить с 16-ти лет.

Статья 21 п. 2. В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения 18-ти лет, гражданин, не достигший 18-тилетнего возраста, приобретает дееспособность в

полном объеме со времени вступления в брак.

Статья 13 п. 2. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешать вступить в брак лицам, достигшим возраста в шестнадцать лет."

II. Общие принципы Конвенции о правах ребенка и законодательства Российской Федерации

Вопрос . Назовите принципы, установленные Конвенцией о правах ребенка.

Ответ . Конвенцией установлены четыре принципа:

Не дискриминация;- наилучшее обеспечение интересов ребенка; - право на жизнь, выживание и развитие; - уважение взглядов ребенка.

2. Принцип недискриминации

Вопрос . Раскройте содержание принципа недискриминации?:

Ответ . Принцип недискриминации изложен в статье 2 Конвенции. Государства-участники уважают и обеспечивают все права за каждым ребенком, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств, а также обеспечивают защиту ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка, родителей ребенка, законных опекунов или иных членов семьи.

Вопрос . В каких документах РФ изложен принцип недискриминации?

Ответ . Принцип недискриминации изложен в следующих законодательных документах РФ: Конституция РФ (от 12.12.93 г.);

Гражданский кодекс РФ, ч. 1 (от 30.11.94 г.); Семейный кодекс РФ (от 29.12.95 г.), О свободе совести и религиозных объединениях (закон РФ от 26.09.97 г.), О языках народов РСФСР (Закон РСФСР от 29.10.91 г.). Об образовании (в ред. Закона РФ от 13.01.96 г.).

Вопрос . Изложите основные положения принципа недискриминации, изложенные в Конституции РФ?

Ответ . Основное содержание этого принципа изложено в статьях 2,17,19, 38,45 Конституции РФ. Конституция провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. В РФ принимаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Принцип - наилучшее обеспечение интересов ребенка

Вопрос . В какой статье Конвенции изложен принцип - наилучшее обеспечение интересов ребенка, раскройте его содержание?

Ответ . Этот принцип изложен в статье 3 Конвенции. Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными и законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры. Государства- участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Вопрос . В каких законодательных документах РФ подтверждается и обеспечивается принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка?

Ответ . Этот принцип подтверждается и обеспечивается в следующих законодательных документах РФ: Семейный кодекс РФ (от 29.12.95 г.), Положение о приемлемой семье (утв. постановлением Правительства РФ от 17.07.96 г.), О неотложных мерах по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (постановление Правительства РФ от 20.06.92) и в ряде других нормативных актах.

Вопрос . Назовите основное содержание Гражданского кодекса РФ, обеспечивающего принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка.

Ответ . В Гражданском кодексе РФ этому принципу соответствуют статьи 31,34,35,36. В соответствии с ними созданы органы опеки и попечительства для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания при отсутствии у них родителей, усыновителей, решении судом родителей родительских прав, а также когда родители уклоняются от их воспитания, либо защиты их прав и интересов. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления по месту жительства подопечного и осуществляют надзор за деятельностью их опекунов и попечителей. Опекунами и попечителями могут быть только дееспособные граждане, которые обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы, заботиться об их обучении!.

Вопрос . Назовите основные положения Семейного кодекса РФ, обеспечивающие принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка.

Ответ . В Семейном кодексе РФ этому принципу соответствуют статьи 54, 56, 63, 64, 65, 78, 121, 122, 146, 147, 150,. 152,153,155. Общее содержание статей заключается в следующем.

Ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей, получении ими общего образования. Родители, с учетом мнения детей, имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучении детей, до получения детьми основного образования.

Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей, которые являются их законными представителями с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий. Родители, осуществляющие родительские права, в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном порядке.

Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита осуществляется родителями, органами опеки и попечительства, прокурором и судом. Защита прав и интересов детей, оставшихся 65ез попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства. Статья 122 предусматривает механизм выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть переданы па основании Договора о передаче ребенка (детей!) па воспитание в приемную семью. Подбор приемных родителей осуществляется органами опеки и попечительства. При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравствснные и иные личные качества опекуна (попечителя); отношения между ребенком и опекуном, отношение к ребенку членов семьи опекуна, а также, если это возможно, желание самого ребенка. Орган опеки и попечительства обязан оказывать приемной семье необходимую помощь, а также вправе осуществлять контроль за выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию ребенка (детей).

Вопрос . Изложите основное содержание Положения о приемной семье.

Ответ . Приемная семья является одной из форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшихся без попечения родителей, именуются приемными родителями; ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью, именуется приемным ребенком, а такая семья - приемной семьей. Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, 8 человек. О передаче ребенка в приемную семью между органом опеки и приемными родителями заключается договор. Договор предусматривает срок, на который ребенок помещается в приемную семью, условия его содержания, воспитания и образования, права обязанности приемных родителей, обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства, а также основания и последствия прекращения такого договора. Приемные родители несут за приемного ребенка ответственность перед обществом.

На содержание каждого приемного ребенка (детей) приемной семье выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви и др. Приемная семья пользуется преимущественным правом на получение путевок на детей, в том числе бесплатных, в санатории, оздоровительные лагеря, а также дома отдыха, санатории для совместного отдыха и лечения приемных родителей с детьми.

Комментарий:

Принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка заложен в основу Национального плана действий в интересах детей. Этот принцип учитывается судами и органами исполнительной власти при рассмотрении дел, связанных с разводом родителей, лишением родительских прав, устройством Детей сирот и детей, оставшихся без родительского попечения.

При раздельном проживании родителей место жительства детей устанавливается соглашением родителей. При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом, исходя из интересов детей и с учетом их мнения.

Законодательство РФ предусматривает, на основании решения суда, восстановление родительских прав. Восстановление в родительских правах в отношении ребенка, достигшего 10 лет, возможно только с его согласия.

Судопроизводство по делам несовершеннолетних определяется общими правилами уголовно-процессуального законодательства. В дополнение к ним действуют специальные правила в отношении несовершеннолетних. В судебном разбирательстве по делам несовершеннолетних обязательно участие защитника. В судебное заседание вызываются родители или законные представители несовершеннолетнего подсудимого. Несовершеннолетний, впервые совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может бьггь освобожден от уголовной ответственности и передай под надзор родителей или лиц, их замещающих.

Несовершеннолетние в возрасте 11-14 лет за совершение уголовно-наказуемых деяний направляются в специальные школы закрытого типа. Несовершеннолетние в возрасте 14-18 лет, совершившие уголовно-наказуемое преступление средней тяжести, могут быть освобождены от наказания и направлены в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. В этих случаях уголовное дело прекращается, несовершеннолетний освобождается от уголовной ответствен мости.

В РФ сформирована разветвленная сеть учреждений для детей по уходу за ними, которые функционируют в системах образования, здравоохранения, социального обеспечения. Среди них детские дома, Дома-интернаты для детей-инвалидов, школы-интернаты, детские дошкольные учреждения, летние лагеря, дома ребенка, социальные приюты, центры медико-социальной реабилитации для детей-инвалидов, центры социальной реабилитации для дезадаптированных детей и др.

Наилучшее обеспечение прав ребенка в системе социального обеспечения осуществляется в разных формах: предоставление пособий (пенсий) отдельным категориям детей, семьям в связи с воспитанием детей (включая ежемесячное пособие па ребенка); натуральное обеспечение (при наличии соответствующих показателей).

3. Принцип - право на жизнь, выживание и развитие

Вопрос . В какой статье Конвенции изложен принцип - право на жизнь, выживание и развитие?

Ответ . Данный принцип изложен в статье б Конвенции. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и < здоровое развитие ребенка.

Вопрос . В каких законодательных документах РФ закреплен принцип - право на жизнь, выживание и развитие?

Ответ . Этот принцип подтверждается следующими законами:

Конституцией РФ - статья 20, Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан (Закон РФ от 22.07.93), Семейный кодекс РФ (от 29.12.95), Кодекс законов о труде РФ (от 9.12.71), Основы законодательства РФ об охране труда (Закон РФ от 06.08.93), в ряде законов, регулирующих проживание и работу граждан в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), (Закон РФ от 30.03.95), Уголовный кодекс РФ (от 13.06.96), а также и ряде постановлений Правительства РФ и указах Президента РФ .

Вопрос . В какой статье Конституции РФ подтверждается принцип - право на жизнь?

Ответ . В статье 20 Конституции РФ говорится: каждый имеет право на жизнь.

Смертная казнь (впредь до ее отмены) может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Вопрос . По каким показаниям осуществляется искусственное прерывание беременности?

Ответ . Искусственное прерывание беременности в соответствии с законом (Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан) проводится на основании медицинских и (или) социальных показаний. Перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности определяется Министерством здравоохранения РФ. а перечень социальных показаний - положением, утвержденным Правительством РФ. Незаконное проведение искусственного прерывания беременности влечет за собой уголовную ответственность, установленную законодательством РФ.

Вопрос . Назовите основные права несовершеннолетних беременных женщин и матерей.

Ответ . Женщины во время беременности и в связи с рождением ребенка, а также во время ухода за больными детьми в возрасте до 15 лет имеют право на получение пособия и оплачиваемого отпуска в установленном законом порядке. Гарантированная продолжительность оплачиваемого отпуска по беременности и родам определяется законодательством РФ.

Государство гарантирует беременным женщинам, кормящим матерям, а также детям в возрасте до трех лет полноценное питание, в том числе в случае необходимости обеспечение их продуктами через специальные пункты питания и магазины (по заключению врачей) в соответствии с установленным порядком.

Беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте по полутора лет, в соответствии с медицинским заключением, переводятся на более легкую работу с сохранением среднего заработка по прежней работе до достижения ребенком возраста полутора лет.

На тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда запрещается применение труда женщин детородного возраста и лиц в возрасте до 21 года.

Охрана здоровья населения, материнства и детства на Севере осуществляется в соответствии с более высокими, чем по РФ, нормативами.

Вопрос . Какие права имеют несовершеннолетние в интересах охраны своего здоровья?

Ответ . В соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан несовершеннолетние имеют право на:

    диспансерное наблюдение и лечение;

    медико-социальную помощь и питание на льготных условиях, устанавливаемых Правительством РФ, за счет средств бюджетов всех уровней;

    санитарно-гигиеническое образование, на обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие неблагоприятных факторов;

    бесплатную медицинскую консультацию за счет средств бюджетов всех уровней при определении профессиональной пригодности;

    получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной для них форме.

Несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него. Несовершеннолетние с недостатками физического или психического развития по заявлению родителей или лиц, их замещающих, могут содержаться в учреждениях системы социальной защиты за счет средств бюджетов всех уровней, благотворительных и иных фондов, а также за счет средств родителей или лиц, их замещающих.

Кроме этого приняты специальные меры по обеспечению жизни детей, пострадавших от радиационных катастроф.

Вопрос . Какие права имеют несовершеннолетние, инфицированные вирусом иммунодефицита?

Ответ . ВИЧ - инфицированные - граждане РФ обладают на ее территории всеми правами и свободами. ВИЧ - инфицированным несовершеннолетним в возрасте до 18 лет назначается социальная пенсия, пособие и предоставляются льготы, установленные для детей-инвалидов РФ, а лицам, осуществляющим уход за ВИЧ- инфицированными - несовершеннолетними, выплачивается пособие по уходу за ребенком-инвалидом в порядке, установленном законодательством РФ.

Вопрос . В каких случаях родители несовершеннолетних могут быть ограничены в родительских правах?

Ответ . В соответствии с Семейным кодексом РФ ограничение родительских прав допускается, если:

Оставление ребенка с родителями опасно для него по обстоятельствам, психического расстройства, хронического заболевания, стечения тяжелых обстоятельств родителей;

Оставление ребенка с родителями опасно для него вследствие поведения родителей (од ним из них), но не установлены достаточные основания для лишения родителей (одного из них) родительских прав.

Если родители не изменят своего поведения, орган опеки и попечительства по истечении шести месяцев после вынесения судом решения об ограничении родительских прав обязан предъявить иск о лишении родительских прав. В интересах ребенка орган опеки и попечительства вправе предъявить иск о лишении родителей (одного из них) родительских прав до истечения этого срока.

Вопрос . Может ли ребенок быть отобран у родителей?

Ответ . При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью органы опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится,

Немедленное отобрание ребенка проводится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа местного самоуправления.

Вопрос . Назовите основные положения Уголовного кодекса РФ, защищающие жизнь и выживание ребенка.

Ответ. Смертная казнь не назначается лицам, совершившим преступление до восемнадцати лет.

Убийство беременной женщины, заведомо для виновного, - наказывается лишением свободы на срок от восьми до двадцати лет, либо смертной казнью или пожизненным заключением свободы.

Убийство матерью новорожденного ребенка во время или сразу, или после родов, - наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

Причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев, либо иными насильственными действиями, если это не повлекло последствий -наказывается лишением свободы на срок до трех лет.

Похищение или захват в качестве заложника несовершеннолетнего, - наказывается лишением свободы от трех до семи лет.

    ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНЦИПА НАИЛУЧШЕГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ ИЗ ЧИСЛА КОРЕННЫХ НАРОДОВ

    В.Л. КАБАНОВ

    Коренные народы, будь то в полярных районах Скандинавии или экваториальных лесах Бразилии, пустынях Австралии или горах Индии, объединяют общие потребности и проблемы. Более чем в 70 странах проживают примерно 300 млн. человек, относящих себя к коренным народам, являющимся носителями уникальной культуры и способов общения с окружающей средой . Общепризнано, что коренные народы принадлежат к числу находящихся в наиболее уязвимом положении групп населения в сегодняшнем мире. Коренные народы, сохранив культурные и иные особенности, сегодня сталкиваются с проблемами, связанными с защитой своих прав как самостоятельных общностей людей.

    Сегодня в мире уделяется большое внимание охране прав коренных народов. Защита прав детей из числа коренных народов, к сожалению, не входит в приоритетную группу проблем коренных народов, к которым относятся права на землю и участие в политической деятельности . Вместе с этим важно подчеркнуть, что, когда речь идет о правах детей, принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка не может игнорироваться в пользу удовлетворения интересов соответствующей уязвимой группы. Когда государство старается решить вопрос о наилучшем обеспечении интересов ребенка, являющегося представителем коренных народов, то в процессе работы с учетом соответствующих культурных аспектов следует советоваться с коренной общиной и предоставить ей возможность участвовать в этом процессе. Такие консультации должны предполагать значимое участие детей из числа коренных народов.

    Принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка является краеугольным при защите прав детей . Применение этого принципа в отношении детей из числа коренных народов требует особого внимания. Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно реализовываться в качестве и коллективного, и индивидуального права человека. Защита прав детей из числа коренных народов как группы требует соотношения с коллективными культурными правами этой уязвимой группы населения. При этом в решениях, касающихся отдельного ребенка (например, в органах опеки и попечительства, судах, административных органах), главную роль играет наилучшее обеспечение интересов конкретного ребенка.

    Вместе с тем учет коллективных культурных прав ребенка является частью концепции наилучшего обеспечения его интересов.

    Принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка требует от государства принятия активных мер в рамках законодательных, административных и судебных систем, которые должны систематически применять этот принцип посредством учета последствий своих решений и действий для прав и интересов детей . Для того чтобы эффективно гарантировать права детей из числа коренных народов, такие меры должны включать подготовку и повышение осведомленности о важности учета коллективных культурных прав в сочетании с определением путей наилучшего обеспечения интересов ребенка.

    Вопросы защиты прав детей из числа коренных народов отражены в международном праве. Важную роль в решении проблемы положения детей из числа коренных народов играют следующие международные договоры: Конвенция ООН о правах ребенка 1989 года (далее - Конвенция о правах ребенка), Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, Конвенция о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах, 1989 года. Перечисленные соглашения содержат положения, которые способствуют повышению эффективности осуществления прав коренных народов и уделяют особое внимание правам детей из числа коренных народов в области образования. Вместе с тем ключевое значение в контексте рассматриваемой темы, безусловно, имеет Конвенция о правах ребенка.

    Конвенция о правах ребенка была первым основным договором по правам человека, содержащим упоминание о детях из числа коренных народов. Так, в преамбуле документа отмечается, что государства учитывают "должным образом важность традиций и культурных ценностей каждого народа для защиты и гармоничного развития ребенка". Статья 30 Конвенции о правах ребенка гласит: "В тех государствах, где существуют этнические, религиозные или языковые меньшинства или лица из числа коренного населения, ребенку, принадлежащему к таким меньшинствам или коренному населению, не может быть отказано в праве совместно с другими членами своей группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком". Далее, ст. 29 предусматривает, что "образование ребенка должно быть направлено на... подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения". Статья 17 Конвенции о правах ребенка содержит утверждение о том, что государства-участники "поощряют средства массовой информации к уделению особого внимания языковым потребностям ребенка, принадлежащего к какой-либо группе меньшинств или к коренному населению".

    Конкретные упоминания о детях из числа коренных народов в Конвенции о правах ребенка свидетельствуют о признании того, что государства должны принимать особые меры, с тем чтобы дети могли в полной мере пользоваться своими правами. Комитет ООН по правам ребенка, являющийся контрольным механизмом по Конвенции о правах ребенка , учитывает положение детей из числа коренных народов в ходе рассмотрения периодических докладов государств - участников Конвенции о правах ребенка. Комитет ООН по правам ребенка отмечает, что дети из числа коренных народов сталкиваются с серьезными проблемами при осуществлении своих прав, они продолжают подвергаться серьезной дискриминации в ряде областей, в том числе в плане доступа к здравоохранению и образованию . Комитет ООН по правам ребенка по результатам рассмотрения докладов государств принимает конкретные рекомендации на этот счет в своих заключительных замечаниях. Рассмотрим эту процедуру на примере Российской Федерации.

    В первую очередь следует обратиться к мерам, принятым в России в области защиты прав коренных народов и детей из числа коренных народов. Российская Федерация уделяет существенное внимание защите прав коренных народов и детей из числа коренных народов. В России коренными малочисленными народами признаются народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие на территории Российской Федерации менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Всего в России к коренным малочисленным народам относятся 47 этносов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Общая численность коренных малочисленных народов в России составляет 316011 человек .

    Статус коренных малочисленных народов определен Конституцией РФ и федеральным законодательством. Каждый гражданин, в том числе ребенок, имеет право пользоваться родным языком, своей культурой, исповедовать свою религию. Право всех народов России на получение основного общего образования на родном языке гарантируется законом. Дети в сфере осуществления своих прав не разделяются по национальному и социальному признаку, имеют равный доступ к образованию. Конституция РФ, Федеральные законы от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", от 17.06.1996 N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии", Закон РФ от 25.10.1991 N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации" устанавливают, что граждане Российской Федерации, относящие себя к определенным этническим общностям, имеют право на получение образования на национальном (родном) языке и на выбор языка воспитания и обучения в рамках возможностей, предоставляемых системой образования в соответствии с законодательством Российской Федерации .

    Дети из числа коренных малочисленных народов по объективным причинам находятся в особо трудных условиях жизнеобеспечения. Изучение родного языка как самостоятельного предмета в районах проживания коренных малочисленных народов Севера в 2008/09 учебном году велось в 778 из 997 государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений (без вечерних и сменных), в которых обучалось 35 тыс. детей - представителей более 30 коренных малочисленных народов Севера. Удельный вес обучающихся, изучающих родной язык, в 2008/09 учебном году сократился по сравнению с 2001/02 учебным годом с 46% до 44,4%, при этом значительно увеличилось число детей, изучающих язык факультативно .

    Урегулирован порядок включения в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, учебников по родным языкам и учебников на родных языках, а также по истории и культуре религий. С 2008 года духовные образовательные учреждения наделены правом на реализацию образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, а также их государственную аккредитацию и выдачу выпускникам, успешно завершившим обучение по аккредитованным образовательным программам, документов государственного образца о соответствующем уровне образования. Проводится работа по получению доступного профессионального образования детьми из числа коренных малочисленных народов. В районах проживания коренных малочисленных народов Севера в 2009 году функционировало 24 государственных (муниципальных) образовательных учреждения среднего профессионального образования, в которых обучались 9,6 тыс. детей.

    В 2009 году была утверждена Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (распоряжение Правительства РФ от 04.02.2009 N 132-р; далее - Концепция), представляющая собой систему актуальных направлений, принципов, целей и задач устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, а также план ее реализации. Концепция подразумевает этапность ее исполнения. Первые два этапа - с 2009 по 2011 и с 2012 по 2015 годы - уже выполнены. Премьер-министр России Д.А. Медведев 27 августа 2016 г. подписал распоряжение N 1792-р "Об утверждении плана реализации в 2016 - 2025 годах Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока". Третий этап реализации Концепции включает комплекс мер, направленных на сохранение исконной среды обитания коренных малочисленных народов, их образа жизни, модернизацию хозяйственной деятельности и всей социальной сферы (включая систему образования, здравоохранения, культуры) в местах их традиционного проживания . Российская Федерация представила данные о защите прав детей из числа коренных народов в международный контрольный орган - Комитет ООН по правам ребенка, который, ознакомившись с отчетом, попросил представить информацию о нормативных положениях, касающихся деятельности предприятий, в частности нефтедобывающих предприятий, направленных на предотвращение негативного воздействия такой деятельности на права детей, в частности детей из числа коренных народов . В ответ Российская Федерация указала, что согласно ст. 42 Конституции РФ каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Также эти вопросы регулируются Федеральными законами от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".

    Более того, плата за негативное воздействие на окружающую среду предприятий, включая нефтедобывающие, устанавливается в соответствии с Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632). В целях снижения вредного влияния нефтедобывающих предприятий на окружающую среду и здоровье человека Постановлением Правительства РФ от 08.01.2009 N 7 "О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках" установлено нормативное значение целевого показателя сжигания попутного нефтяного газа (с 1 января 2012 г. - не более 5%). В случае превышения нормативного целевого показателя ставки платы за загрязнение атмосферного воздуха продуктами сгорания газа увеличиваются в 4,5 раза.

    Рассмотрев все представленные материалы, Комитет ООН по правам ребенка отметил, что российское законодательство предусматривает предоставление компенсации представителям коренных народов за ущерб окружающей среде от коммерческой деятельности. Вместе с тем Комитет ООН по правам ребенка высказал обеспокоенность тем, что "деятельность частных предприятий, занимающихся добычей нефти и газа, продолжает оказывать негативное воздействие на традиционный уклад жизни лиц, принадлежащих к малым коренным группам населения, включая детей, вследствие обезлесения и загрязнения окружающей среды, а также угрожая существованию определенных видов животных, имеющих важнейшее значение для их уклада жизни. Кроме того, Комитет ООН по правам ребенка обеспокоен негативным воздействием на здоровье детей добычи угля и производства асбеста, особенно детей, проживающих в Кемеровской области и на Урале" .

    В связи с этим Комитет ООН по правам ребенка рекомендовал России принять и применять нормативные положения, обеспечивающие соблюдение коммерческим сектором международных и национальных стандартов в области прав человека, труда, окружающей среды и в других областях, в особенности в связи с обеспечением прав детей и с учетом резолюций Совета ООН по правам человека 8/7 (п. 4d) и 17/4 (п. 6f).

    Также Комитет ООН по правам ребенка отметил проблемы с защитой прав на здоровье и на образование детей из числа коренных народов. Комитет ООН по правам ребенка, в частности, указал: "Родные языки некоторых коренных групп никогда не используются в качестве языка преподавания в школах... они низведены до статуса второстепенного предмета" . Более того, дети из числа коренных народов "испытывают серьезные трудности в связи с плохим состоянием медицинской помощи в отдаленных деревнях и среди детей наблюдается рост заболеваемости определенными типами болезней из-за отсутствия достаточного доступа к традиционному северному рациону питания, приспособленному к метаболизму "северного типа", который заменен на питание по западному образцу с высоким содержанием углеводов и сахара" . По итогам рассмотрения доклада Российской Федерации о защите прав детей Комитет ООН по правам ребенка рекомендовал "принять все необходимые меры для сохранения культурной и языковой самобытности и наследия детей из числа коренных народов посредством предоставления им по мере возможности базового образования на родном языке... а также улучшить состояние медицинских учреждений и услуг в отдаленных деревнях, в которых проживают группы коренного населения, и способствовать традиционному образу жизни этих групп, в том числе за счет обеспечения доступа к традиционному рациону питания" .

    Таким образом, можно констатировать, что дети из числа коренных народов являются уязвимой группой населения, находящейся под особой защитой международного и национального права. Российская Федерация стремится поэтапно улучшать положение коренных народов и детей из их числа на ее территории, активно сотрудничая с международными правозащитными механизмами, в особенности Комитетом ООН по правам ребенка. На данном этапе России необходимо продолжать следовать международным стандартам, дальше развивать сотрудничество с данными механизмами и выполнять рекомендации Комитета ООН по правам ребенка.

    Список литературы

    1. Абашидзе А.Х., Ананидзе Ф.Р., Солнцев А.М. Международно-правовые основы защиты меньшинств и коренных народов: Учеб. М.: РУДН, 2015. С. 207.
    2. Абашидзе А.Х., Конева А.Е. Договорные органы по правам человека. М., 2015. С. 266 - 271.
    3. Дети из числа коренных народов и их права согласно Конвенции: Замечание общего порядка N 11 (2009) Комитета ООН по правам ребенка.
    4. Заключительные замечания по объединенным четвертому и пятому периодическим докладам Российской Федерации: Доклад ООН от 25.02.2014 // CRC/C/RUS/CO/4-5.
    5. Кабанов В.Л. К вопросу о концептуальном содержании принципа наилучших интересов ребенка в международном праве // Евразийский юридический журнал. 2014. N 10. С. 65 - 68.
    6. Медведев утвердил Концепцию развития коренных малочисленных народов России. URL: https://ria.ru/society/20160827/1475432600.html.
    7. Об общих мерах по осуществлению: Замечание общего порядка N 5 (2003) Комитета ООН по правам ребенка.
    8. Перечень вопросов, подлежащих обсуждению в связи с рассмотрением первоначального доклада Российской Федерации: Доклад ООН от 01.07.2013 // CRC/C/RUS/Q/4-5.
    9. Четвертый и пятый периодические доклады государств-участников, подлежащие представлению в 2011 году. Российская Федерация: Доклад ООН от 27.08.2012 // CRC/C/RUS/4-5.

    References

    1. Abashidze A.H., Ananidze F.R., Solncev A.M. Mezhdunarodno-pravovye osnovy zashhity men"shinstv i korennyh narodov: Ucheb. M.: RUDN, 2015. S. 207.
    2. Abashidze A.H., Koneva A.E. Dogovornye organy po pravam cheloveka. M., 2015. S. 266 - 271.
    3. Deti iz chisla korennyh narodov i ih prava soglasno Konvencii: Zamechanie obshhego porjadka N 11 (2009) Komiteta OON po pravam rebenka.
    4. Zakljuchitel"nye zamechanija po ob"edinennym chetvertomu i pjatomu periodicheskim dokladam Rossijskoj Federacii: Doklad OON ot 25.02.2014 // CRC/C/RUS/CO/4-5.
    5. Kabanov V.L. K voprosu o konceptual"nom soderzhanii principa nailuchshih interesov rebenka v mezhdunarodnom prave // Evrazijskij juridicheskij zhurnal. 2014. N 10. S. 65 - 68.
    6. Medvedev utverdil Koncepciju razvitija korennyh malochislennyh narodov Rossii. URL: https://ria.ru/society/20160827/1475432600.html.
    7. Ob obshhih merah po osushhestvleniju: Zamechanie obshhego porjadka N 5 (2003) Komiteta OON po pravam rebenka.
    8. Perechen" voprosov, podlezhashhih obsuzhdeniju v svjazi s rassmotreniem pervonachal"nogo doklada Rossijskoj Federacii: Doklad OON ot 01.07.2013 // CRC/C/RUS/Q/4-5.
    9. Chetvertyj i pjatyj periodicheskie doklady gosudarstv-uchastnikov, podlezhashhie predstavleniju v 2011 godu: Rossijskaja Federacija: Doklad OON ot 27.08.2012 // CRC/C/RUS/4-5.
    10. UNICEF Innocenti Digest. N 11. Ensuring the Rights of Indigenous Children, 2004.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Семейное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Страница 1 из 2

К вопросу о концептуальном содержании принципа наилучших интересов ребенка в международном праве

Проблема обеспечения и защиты прав детей, относящихся к числу уязвимых групп населения, является одинаково акту­альной для международного права и внутригосударственного законодательства. Одним из подтверждений этому служит утвержденная Указом Президента Российской Федерации 1 июня 2012 г. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, главной целью которой является формирование государственной политики по улучшению положения детей. В ней констатируется право ребенка на особую заботу и помощь, определяются основные направ­ления и задачи государственной политики в интересах детей и предусматривается создание механизмов ее реализации, базирующихся на общепризнанных принципах и нормах международного права. В рамках реализации Национальной стратегии в августе 2014 г. была принята Концепция госу­дарственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, также направленная на улучшение положения детей в Российской Федерации.

Представляется, что укрепление правовых и институцио­нальных основ защиты прав детей в XXI в. на любом уровне будет проходить на основе концепции «прогрессивной реа­лизации» со строгим учетом всех императивных установок принципа наилучших интересов ребенка. Предназначение принципа наилучших интересов ребенка состоит в том, чтобы обеспечить полномасштабную и эффективную реализацию всех прав ребенка, для чего требуется разработка подхода, основанного на достижениях международного права защиты прав человека с вовлечением всех заинтересованных сторон с целью обеспечить физическую, психологическую, мораль­ную и духовную целостность и неприкосновенность ребенка и содействовать уважению его человеческого достоинства.

Благодаря своей гибкости принцип наилучших интересов ребенка применим к обстоятельствам, в которых находится каждый отдельный ребенок. Вместе с тем он не исключает возможности манипулирования: правительства и другие госу­дарственные органы злоупотребляют принципом наилучших интересов ребенка, например, для оправдания политики; родители злоупотребляют им для отстаивания своих соб­ственных интересов в спорах по поводу опеки над детьми; им злоупотребляют специалисты, которые, не желая, чтобы их беспокоили, отказываются проводить оценку наилучших интересов ребенка под предлогом ее беспредметности или маловажности.

Как отмечает профессор А. X. Абашидзе, учитывая об­стоятельство, что дети, ввиду их физической и умственной незрелости, нуждаются в особой заботе и защите, на между­народно-правовом уровне вначале появились декларации о правах ребенка и отдельные статьи о правах детей в раз­личных конвенциях о правах человека, а затем были приняты специальные конвенции о правах ребенка на универсальном и региональных уровнях.

На необходимость международно-правовой защиты прав детей мировое сообщество обратило внимание еще в началь­ный период деятельности Лиги Наций: в 1924 г. была принята Женевская декларация прав ребенка. Однако принцип обе­спечения наилучших интересов ребенка впервые нашел свое отражение в Декларации прав ребенка 1959 г.: «Ребенку зако­ном и другими средствами должна быть обеспечена специаль­ная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и до­стоинства. При издании с этой целью законов главным сооб­ражением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка» (п. 2).

Через 20 лет в Конвенции о ликвидации всех форм дискри­минации в отношении женщин 1979 г. уже две статьи были посвящены реализации этого принципа:

Государства-участники принимают все соответствую­щие меры с целью обеспечить, чтобы семейное воспитание включало в себя правильное понимание материнства как социальной функции и признание общей ответственности мужчин и женщин за воспитание и развитие своих детей при условии, что во всех случаях интересы детей являются преоб­ладающими (ст. 5 (b));

Государства-участники принимают все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин во всех вопросах, касающихся брака и семейных отношений, и, в частности, обеспечивают на основе равенства мужчин и женщин одинаковые права и обязанности мужчин и жен­щин как родителей, независимо от их семейного положения, в вопросах, касающихся их детей; во всех случаях интересы детей являются преобладающими (п. 1 (d) ст. 16) .

Принцип наилучших интересов ребенка нашел отраже­ние во многих других универсальных конвенциях. Напри­мер, в качестве цели в Конвенции о защите детей и сотруд­ничестве в отношении иностранного усыновления (Гаага, 29 мая 1993 г.) значится: «создать гарантии того, чтобы ино­странное усыновление осуществлялось в наилучших инте­ресах ребенка и при соблюдении его основных прав, при­знанных международным правом» (ст. 1 (а)). Более того, в ст. 24 этой Конвенции говорится: «В признании усыновления может быть отказано в Договаривающемся государстве толь­ко тогда, когда усыновление явно противоречит его государ­ственной политике, принимая во внимание наилучшие инте­ресы ребенка». Действительно, анализ конкретных судебных решений, связанных с отменой усыновления (удочерения), а также практика усыновления, многими десятилетиями складывающиеся в цивилизованных странах, позволяют де­лать вывод о том, что проблемы в этой сфере во многом порождаются поспешностью и формализмом, характери­зующими подготовительную стадию процессов, процедур усыновления (удочерения), некачественной информацион­но-аналитической работой, особенно в той ее части, которая позволяет предельно адекватно представлять потенциальные возможности усыновителя, его семьи, понимать и успешно реализовывать наилучшие интересы усыновляемых (удоче­ряемых) детей.

Позднее принцип был закреплен в региональных право­вых актах (Африканская хартия прав и основ благосостояния ребенка 1990 г., Пакт Организации исламского сотрудниче­ства о правах детей в исламе 2005 г. и др.) и многих наци­ональных нормах. Но наиболее значимым на сегодняшний день международно-правовым актом, раскрывающим юри­дическое содержание этого принципа, является Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г.

Согласно п. 1 ст. 3 Конвенции о правах ребенка «во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпри­нимаются они государственными или частными учрежде­ниями, занимающимися вопросами социального обеспече­ния, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка». Таким образом, ребенок наделяется правом на то, чтобы его наилучшие интересы оценивались и принимались во внимание в качестве перво­очередного соображения при принятии в его отношении любых действий или решений как в государственной, так и в частной сфере. Кроме того, прямые ссылки на наилучшие интересы ребенка приводятся и в других статьях Конвенции: ст. 9 (разлучение с родителями); ст. 10 (воссоединение семьи); ст. 18 (родительские обязанности); ст. 20 (лишение семейного окружения и альтернативный уход); ст. 21 (усыновление); ст. 37 с) (отделение от взрослых в случае лишения свободы); п. 2 (b, iii) ст. 40 (процессуальные гарантии, включая присут­ствие родителей на судебном разбирательстве по уголовным делам в отношении детей, преступивших закон). Ссылка на принцип наилучших интересов ребенка сделана также в Фа­культативном протоколе к Конвенции, касающемся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, (пре­амбула и ст. 8) и в Факультативном протоколе к Конвенции, касающемся процедуры сообщений, 2011 г. (преамбула и ста­тьи 2 и 3) .

Таким образом, принцип наилучших интересов ребен­ка является фундаментальным принципом, нашедшим свое наиболее полное воплощение в Конвенции ООН по правам ребенка. Комитет по правам ребенка (далее - Комитет), кон­трольный договорной орган Конвенции по правам ребенка, отметил, что п. 1 ст. 3 Конвенции содержит один из четырех общих принципов Конвенции, регулирующих толкование и реализацию всех прав ребенка, и применяет его в каче­стве развивающейся концепции, которая требует проведения оценки сообразно конкретному контексту 11 . Отметим, что к остальным принципам относятся: право на недискрими- нацию (ст. 2), право на жизнь, выживание и здоровое раз­витие (ст. 6), право быть заслушанным (ст. 12). Безусловно, отдельного исследования заслуживает изучение взаимосвязи принципа наилучшего обеспечения интересов ребенка с про­чими общими принципами Конвенции. В рамках настоящей статьи лишь отметим, что три указанных принципа должны реализовываться с учетом принципа наилучших интересов ребенка. Например, Комитет по правам ребенка в замечании общего порядка № 12 подчеркивает неразрывную взаимос­вязь между п. 1 ст. 3 и ст. 12: «Эти две статьи дополняют друг друга: первая нацелена на обеспечение наилучших интересов ребенка, а вторая определяет порядок заслушивания мнений ребенка или детей и их отражения в любых вопросах, затраги­вающих ребенка, включая оценку его наилучших интересов.